ной пропаганды так сильно поражал современников, что они считали христианскую империю, несмотря на отдельные поражения, непобедимой, так как, говоря словами Косьмы, «задача ее — не допускать сокращения христианского мира, но бесконечно его расширять».

Однако, несмотря на все успехи, эта ловкая дипломатия таила в себе и опасности. Правда, на все нескромные требования варваров императорская канцелярия отвечала с большой твердостью, ссылаясь на великого Константина и уверяя, что сам бог через ангела вручил первому христианскому {132} императору знаки верховной власти, что бог пожаловал ему титул и привилегии, которые принадлежат ему одному во всем мире, что бог внушает ему, какого образа действий держаться в самых сложных обстоятельствах. Но в других случаях Византия действовала менее мудро. Выставляя напоказ свои богатства, щедро раздавая иноземцам деньги, она возбуждала их вожделения; в результате варвары всегда прибегали к решительному средству — вторжению, чтобы сломить волю императора, если он отказывался удовлетворить их требования. То обстоятельство, что умиротворение варваров покупалось обычно очень дорогой ценой, побуждало их возобновлять свои угрозы. Историки VI в. сурово критиковали безумную расточительность императора, непрестанные подачки варварам. Тем не менее ни поражения последних лет империи, ни частичные неудачи дипломатии не помешали этим же историкам хвалить мудрость (προμήθεια), благоразумие βουλία), утонченность (τό αγχίνουν) императора, проявленные им в области дипломатии. Даже его противники, как говорит Агафий, вынуждены были удивляться «его дальновидности и ловкости», тому, что он, «не вынимая меча, одной только мудростью своей добивался победы и осуществления своих замыслов». Характерны слова Менандра: «без войны, одной лишь своей εβουλία он уничтожил бы варваров, если бы прожил достаточно долго». На всем протяжении византийской истории имперская дипломатия держалась одних и тех же методов, лишь дополняя их некоторыми другими, как, например, браками, соединявшими иноземных правителей с женами из византийской аристократии, а иногда и из императорской фамилии. Этими средствами византийская дипломатия без большого труда, еще удачнее, чем в VI в., добивалась решения возникавших перед ней проблем. {133}


Предыдущая Следующая
Поиск

Искомое.ru

Одна из икон дня:

Сегодня:
Наши партнеры:
Hosted by uCoz
15652 665484236 15652 665501792 Семинарская и святоотеческая православные библиотеки.
Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая

 православные библиотеки.

 

 

Предыдущая Следующая

Христианство есть учение Спасителя нашего Христа; оно включает практику, физику и теологию3.

Мы узнаем здесь три части философии, развиваемой в платоновской школе по крайней мере со времен Плутарха4; изучаемые в таком порядке, они соответствовали трем этапам духовного прогресса. Поэтому нельзя не удивляться, когда читаешь, что Христос предложил практику, физику, теологию. Мы могли бы согласиться разве лишь с тем, что в моральных заповедях и учениях о конце света и о Боге можно распознать эти три части философии.

1 2 Кор. 13, 5; Афанасии. Жизнь Антония, 55, 6 (р. 283).

2 1 Кор. 15, 31; Афанасий. Жизнь Антония, 19, 2 (р. 187).

3 Евагрий. Практический трактат, § 1.

4 См. выше, с. 169 и 253.

5 Евагрий. Практический трактат, § 2—3.

Но еще больше удивляешься, когда Евагрий определяет три части философии точнее. Оказывается, физика для него — это Царствие Небесное, а теология — Царствие Божие5. Как ни странно, мы находим здесь евангельское понятие царствования Божия, обозначенное двумя синонимическими выражениями: “Царствие Небесное” и “Царствие Божие”. Понятие это существовало еще в [10].

Истинная, Богоугодная вера, в которой нет никакой лести и обмана, заключается в исполнении заповедей Евангелия, в трудолюбивом и постоянном насаждении их в душе своей, в борьбе с разумом, с богопротивными ощущениями, движениями сердца и тела. И разум, и сердце, и тело падшего человека враждебно настроены к Закону Божию. Разум падший не приемлет разума Божия; падшее сердце противится воле Божией; само тело, подвергшись тлению, стяжало свою отдельную волю, данную ему грехопадением обильно сообщившим человеку смертоносное познание добра и зла. Тесен и прискорбен путь наш к премудрости Божией! Ведет нас к ней святая вера, попирая, сокрушая противодействие и разума, и сердца, и тела падших. Здесь нужно терпение! Здесь нужны твердость, постоянство, долготерпение! В терпении вашем стяжите души ваши. Кто хочет принести плод духовный - да совершит с терпением продолжительную, преисполненную различных переворотов и бед войну против греха! Тот только может узреть плод Духа на древе души своей, кто возлелеет этот плод, святой, нежный, многим и мужественным терпением! Послушаем, послушаем еще Премудрого! Премудрость, вещает он, стропотно ходит с ним - учеником своим - в первых, боязнь же и страх наведет нань. И помучит его в наказании своем: дондеже веру имет души его, и искусит его во оправданиих своих. И паки возвратится прямо к нему, и возвеселит его: и открыет ему тайны своя [11].

Проходят дни, месяцы, годы, настает свое время, время известное Богу, положившему времена и лета во власти Своей [12], и древо, насажденное при исходищих вод, приносит плод свой. Этот плод - явственное причастие Святого Духа, обетованное Сыном Божиим всем истинно-верующим в Него. Благолепен, дивен плод Духа! Изменяет всего человека! Переносится Священное Писание из книги в душу; начертываются невидимым перстом на ее скрижалях - на уме и сердце - слово Бога и воля Бога, Слово и Дух. Совершается над таким человеком обетованное Сыном Божиим: реки от чрева его потекут воды живы. Сие же рече о Дусе, Его же хотяху приимати верующии во имя Его [13], объясняет слово Спасителя возлюбленный ученик Его, наперсник Премудрости и подаваемого Ею Богословия. Самый лист такого древа не отпадет [14]. Лист, по учению Отцов, - телесные подвиги: и они получают свою цену, нетление и жизнь, по обновлении, возрождении души Духом Святым. Воля такого человека сливается воедино с волей Божией: он желает одного угодного Богу, исполняет одну только волю Божию. Потому-то он имеет Бога споспешником во всех своих начинаниях и вся елика творит, успеет [15].

Не такое подобие для нечестивых! Не сравнивает их вдохновенный Давид с древами или с чем другим, имеющим свойство, признаки жизни! Другое, Другое для них сравнение! Не тако, нечестивии, не тако, воспевает царственный Пророк, но яко прах, его же возметает ветр от лица земли [16]. Нечестивые! Вы - пыль безжизненная, поднятая вихрем бурным - шумной суетой мира - с лица земли, крутящаяся в воздухе, несущаяся густым, заслоняющим солнце, всю природу, облаком.

Не смотри на это облако! Не верь обману очей твоих! Для них пустая пыль, ничтожная пыль ложно представляется облаком. Закрой на минуту глаза, и пролетит облако пыли, носимое сильным, мгновенным дыханием вихря, не повредив твоего зрения. Через минуту ты откроешь очи, посмотришь - где облако обширное? Поищешь его следа, и нет облака, нет после него никакого следа, нет никакого признака бытия его.

Грозной песнью, грозными звуками продолжает Давид изрекать грозное, роковое определение на нечестивых. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных [17]. Нет участия для нечестивых в воскресении первом [18], которое описал святой Иоанн в Апокалипсисе, в воскресении духовном, совершающемся во время земной жизни, когда прикоснется к душе вседетельный Дух и обновит ее в пакибытие. Воскресает душа, оживает в жизнь Божественную. Ее ум и сердце просвещаются, соделываются причастниками духовного разума. Духовный разум - ощущение живота бессмертного [19], по определению Духоносцев. Самый этот разум - признак воскресения. Так, напротив, плотское мудрование - невидимая смерть души [20]. Духовный разум - действие Святого Духа. Он видит грех, видит страсти в себе и других, видит свою душу и души других, видит сети миродержителя, низлагает всякое помышление, взимающееся на разум Христов, отражает от себя грех, в каком бы видоизменении он не приблизился: потому что духовный разум - царство, свет Святого Духа в уме и сердце. Не воскреснут нечестивии для духовного рассуждения! Это рассуждение - совет одних праведных, их достояние. Оно неприступно, непостижимо для нечестивых и грешных. Оно - Боговидение, и только чистии сердцем узрят Бога [21].

Путь нечестивых ненавистен Богу, столько чужд и мерзостен Ему, что Писание представляет Бога отвратившимся от него, как бы не знающим его. Напротив того, путь правды столько приятен Богу, что Писание говорит о нем: Весть Господь путь праведных [22]. И точно, Он Един весть этот путь! - Блаженный путь! Ты приводишь к Богу! Ты сокровен в бесконечном Боге! Твое начало - Бог, и конец твой - Бог! Ты бесконечен, как бесконечен Бог.

Путь нечестивых имеет грань, имеет горестный предел! Эта грань на краю глубокой, мрачной пропасти, вечного хранилища вечной смерти. И погибнет он - путь нечестивых - навсегда в этой страшной пропасти, приведши наперед к ней и погубивши в ней всех шествовавших им.

Весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет [23]. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, не увлекается их образом мыслей, их нравственными правилами, их поведением, но в законе Господни вся воля его.

Так воспевает небесный, чудный Певец: к святой вдохновенной песне его прислушивался пустынножитель.

1847 года. Николаевский Бабаевский монастырь

 


[1] (к названию статьи) Пс. 1.

[2] Пс. 1, 1.

[3] Пс. 1, 2.

[4] Пс. 33, 9.

[5] Пс. 118, 104, 10, 32, 47, 72, 127, 11, 162, 36.

[6] Пс. 18, 3.

[7] Пс. 1, 3.

[8] Пс. 118, 63. Так объяснен этот стих прп. Пименом Великим, см. Патерик Скитский.

[9] Лк. 21, 19.

[10] Сир. 4, 12-17.

[11] Сир. 4, 18-21.

[12] Деян. 1, 7.

[13] Ин. 7, 38-39.

[14] Пс. 1, 3.

[15] Пс. 1, 3.

[16] Пс. 1, 4.

[17] Пс. 1, 5.

[18] Апок. 20.

[19] Св. Исаак Сирин. Слово 38.

[20] Рим. 8, 4.

[21] Мф. 5, 8.

[22] Пс. 1, 6.

[23] Пс. 1, 6.

 




Текст предоставлен сайтом

2007



Наши партнеры:
Hosted by uCoz