Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая

 православные библиотеки.


 

 


Словарь буддизма

ФАСЯН-ЦЗУН — кит. будд. школа, основанная в 7 в. монахом Куйцзи. Догматика школы базируется на теоретич. разработках виджнянавады, одного из двух ведущих направлений буддизма махаяны. Доктринальный комплекс Ф.-ц. состоит из трех разделов, первый из к-рых представляет собой развернутую типологию будд. учений с т. зр. их приближения к "откровениям" Будды. Смысл классификации заключается в доказательстве несовершенства доктрин всех будд. школ за исключением Ф.-ц. Филос. аспект учения Ф.-ц. отражен во 2-м разделе. Все вещи и явления, представляющие собой комбинации дхарм ста разновидностей, трактуются как мыслительные конструкции, прообразы к-рых в виде "семян" находятся в "сознании-хранилище" (алая-виджняне) и извлекаются оттуда в результате активности "шести сознаний" и "сознания-манас". Т. обр. в отличие от хинаянистских школ в Ф.-ц. утверждается нереальность не только вещей и явлений, но и самих дхарм, т. е. признается отсутствие у них "собств. природы" и, след., сущностных различий между ними. Это важнейшее положение догматики Ф.-ц. нашло отражение и в названии школы: "фасян" — "вид дхарм". Истинно реальным же считается некое абсолютное сознание, отождествляемое в конечном счете с Буддой в "теле Закона" (Дхармакае). Все живые существа делятся на 5 групп, и сотериология Ф.-ц. отрицает возможность достижения состояния будды представителями одной из них — "плохими людьми" ("иччхантикам"). Отрицание всеобщности спасения стало причиной критики Ф.-ц. со стороны идеологов др. школ за ее немахаянистский характер. Ф.-ц. пришла в упадок в конце 9 в. А. Н. Игнатович

ФАЦЗАН (643-712) — третий патриарх и фактич. основатель будд. школы Хуаянь-цзун. Был родом из Хорезма, откуда его родители переехали в Китай. Известен также под именем Сяньшоу. Стал монахом в молодости. Ознакомившись с учением Аватамсака-сутры (Хуаяньцзин) и ее толкованиями, принадлежащими перу кит. мыслителей Душуня и Чжияня, Ф. посвятил большую часть своей жизни комментированию этой сутры и проповеди ее учения. В результате ему удалось создать сложную филос. концепцию, в центре к-рой стоят доктрины "беспрепятственного взаимопроникновения принципов и вещей" ("ли ши у ай") и "беспрепятственного взаимопроникновения вещей" ("ши ши у ай"). Эти доктрины, восходящие к махаянскому учению о тождестве сансары и нирваны, предполагали взгляд на мир как некое единое целое, в к-ром сняты оппозиции между единым и многим, субъектом и объектом и к-рый пребывает в едином и абсолютном сознании будды. Е. А. Торчинов

ФЛАГИ МОЛИТВЕННЫЕ — небольшой кусок ткани (чаще всего белого или желтого цвета), в центре к-рого изображен конь, несущий на спине к.-л. будд. символ (обычно драгоц. камень чандмань — символ будд. учения); на углах куска ткани изображены тигр, лев, гаруда, дракон (мифич. и реальные животные, наиболее часто представленные в будд. мифах), а все остальное пространство заполнено текстом заклинаний, адресованных высшим богам пантеона. Это наиболее часто встречающийся в Тибете, Монголии, Бурятии, Бирме тип Ф. м., к-рый в народе называют "конь-ветер". Его вывешивают на крышах жилых домов и на шестах возле святилищ, где он полощется на ветру и тем самым выполняет свою ритуальную функцию: ветер доносит напечатанную на ткани молитву-заклинание до ее адресата. Н. Л. Жуковская

ФУДЗИИ НИТТАЦУ (1885 1985) — яп. будд. монах. В 1917 основал Нихондзан мёходзи (Яп. будд. общину), базирующуюся на вероучении Нитирэна. Испытал сильное влияние идей Ганди. После 2-й мир. войны сыграл активную роль в яп. антивоенном движении, выступая как последоват. противник любого посягательства на человеч. жизнь, обосновывая свою проповедь ссылками на фундаментальные положения буддизма и вероучения Нитирэна, к-рое интерпретировал как призыв к всеобщему миру. Г. Е. Светлов

ФУКЭ-СЮ — специфич. дзэнская секта, возникшая в Японии не ранее 15 в., но традиция связывает ее с именем кит. монаха-эксцентрика Пухуа (яп. Фукэ), жившего в 8 в. Последователи Ф.-с. именовались комусо и являлись членами закрытой общины, куда принимались только самураи. Они отличались необычным обликом: плетеной тростниковой шляпой, полностью закрывавшей голову, и длинной бамбуковой флейтой — сякухати. С 1677 двумя центр. храмами секты были объявлены Интигэцудзи и Рэйходзи на окраине Эдо (позднее к ним добавился храм Мёандзи в Киото). А. М. Кабанов

<<<У
содержание
Х>>>


Наши партнеры:
Hosted by uCoz