Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая

 православные библиотеки.


 

 


Словарь буддизма

ЗАКОН ЗАВИСИМОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ (санскр. — пратитья-самутпада, пали — патичча-самуппада) — цепь причинности. Описывает деятельность отд. элементов-дхарм в мировом процессе, последовательность их появления в пространстве и во времени, в част., последовательность причин страдания и событий, ведущих к рождению, старости и смерти. Буддисты различают 3 вида причинных связей: для элементов мертвой материи, для органич. мира, где происходит постоянный рост живых существ: для психич. мира, где действие нравств. причинности (карма) накладывается поверх естеств. причинности, действующей в мире живого. В мире неживой материи причины и следствия однородны, напр. 4 главных и 4 вторичных элемента материи связывает отношение одновременности (сахабху). В органич. мире выражением цепи причинности является двенадцатичленная формула “колеса жизни”. Эта формула вызвала много схоластич. дискуссий в разных школах буддизма, связанных с расхождениями в определении числа составляющих ее элементов (в нек-рых школах называли не 12, а 10, 9, 5 и даже 3 ступени, по к-рым распределяются образующие живое существо элементы). В живописи двенадцатичленная формула изображалась как внешний обод “колеса жизни”. Действующая в мире сознания карма является гл. силой, контролирующей постепенный прогресс мирового процесса к окончат. освобождению. Н. А. Канаева

ЗАСЛУГА (санскр. — пунья, пали — пуння) — благое действие (положит. поступок), влияющее на формирование хорошей кармы. Антонимами этого термина являются апунья (дурные поступки) и папа (зло), формирующие плохую карму. В концепцию заслуги включены такие понятия, как благие потоки, дурные потоки, поле благой заслуги, источники заслуги, передача заслуги, заслуги, формирующие хорошую карму чувственного мира, заслуги, присущие сферам чувственного, иллюзорного и чистого сознания, и др. понятия. В буддизме тхеравады сангха именуется “несравненным полем заслуги в этом мире”, что обосновывается двумя гл. канонич., т. е. не подлежащими сомнению, положениями. Во-первых, сангха была основана самим Буддой, ее члены слушали поучения из его уст. и традиции “слушавших самого учителя” с тех пор сохраняются в будд. общине. Во-вторых, члены сангхи накапливают заслуги с помощью медитации. В канонич. текстах описываются 6 стадий накопления заслуг через медитацию: воспоминание о постоянном, незримом присутствии в сангхе Будды; воспоминание об учении Будды; воспоминание о праведном образе жизни членов сангхи, о восьмерых великих учениках Будды, к-рые выполняли свои функции попарно; воспоминание о несокрушимости морального облика члена сангхи; воспоминание о радости, к-рую приносит просветление; концентрация на богах, божествах, небесных существах и перенесение их достоинств в личность медитатора. Попав в сангху, верующий начинает непрерывно улучшать свою карму. Путь в сангху обусловлен четырьмя “потоками”: дарением одежды, подношением пищи, обеспечением жильем и лечением членов сангхи. В сутрах и комментариях к ним расписаны осн. благие поступки — “десять благих деяний”, к-рые должен совершить монах и мирянин. В цепи причинно-следственных отношений возрождение — карма — заслуга именно последняя является активным агентом, определяющим состояние всех сфер существования. Важнейшие трактаты тхеравады — “Вимуттимагга” и “Висуддхимагга”, считающиеся будд. энциклопедиями, описывают путь к просветлению через механизм реализации заслуг, подразумевая под ним прохождение по восьмеричному пути. Благодаря возможности накопления заслуг уровень существования человека становится центральным в системе будд. мироздания, а сам человек возвышается над сверхъестеств. миром. В отличие от тхеравады в махаяне и особенно в ваджраяне концепции накопления заслуг не придается столь большого значения; более важным в них считается магич. практика, проникновение в сокровен. сущность тантр (см. Тантра). ведущие гораздо более быстрым путем к достижению состояния просветления. В. И. Корнев

ЗВУК И МУЗЫКА В БУДДИЗМЕ. Подобно многим др. религ.-филос. системам, буддизм признает за феноменом звука исключит. важную роль в мироздании, представляя всю Вселенную в качестве бесконечно и многомерно звучащей субстанции, каждый микро- и макроэлемент к-рой вибрирует, излучает и воспринимает мириады звуковых волн разл. величины и интенсивности. Согласованность и соразмерность бесчисленного множества звуковых колебаний воплощает в себе божеств. гармонию мира и одновременно является жизненно необходимым условием существования всего космич. универсума. К миру звуков и музыки причастны многие боги и персонажи будд. пантеона, о чем свидетельствуют их изображения в об-ве музыкантов или с инструментами в руках. Прекрасное пение, танцы и звуки драгоценных инструментов, иногда летающих и самозвучащих, характеризуют, в соответствии с канонич. описаниями, “страну совершенного блаженства” Сукхавати — рай будды Амитабхи. Человеку доступна ничтожно малая часть безбрежного океана звуков, но он может с его помощью воздействовать на отд. элементы мироздания или мировую гармонию в целом благотворным или разрушит. образом. Один только магич. слог “ом”, соответствующе озвученный, способен изменить порядок вещей во Вселенной и повлиять на судьбу человека. Столь же сверхъестеств. силой обладают ключевые будд. молитвы — заклинания, и прежде всего ом ма ни пад ме хум, многократное пропевание к-рой приближает момент вечного блаженства. Поэтому с т. зр. буддизма важно неукоснительно соблюдать предустановленные свыше и воспринятые человеком через мистич. опыт нормы звукового выражений, к к-рым относятся, в частн., лады и звукоряды, инструмент, тембры и приемы вокального звукоизвлечения, системы дыхания и озвучивания свящ. текстов. Будд. опыт теоретич. обоснования музыки сыграл значит. роль в развитии и музыкальной науки Китая, Японии, Кореи и др. стран. Множественность будд. школ, а также разнообразие условий внедрения буддизма в разл. этнич. среду породили чрезвычайно пеструю, несводимую в простую схему картину собственно будд. или связанных с буддизмом музыкальных традиций. Можно лишь условно выделить наиболее характерные области будд. звуковой практики: 1) сферу храмового будд. ритуала, включающую собственно речитацию молитв, инструм. сопровождение богослужений и театрализов. мистерии; 2) традиции странствующих монахов и музыкантов: песнопения, сказы, распевание жанров классич. будд. лит-ры и т.д.; 3) сольное музицирование, связанное с индивид, формами медитации: 4) будд. формы театра и др. Будд. монастыри, ставшие важнейшими культурными центрами, способствовали развитию музыкальной науки и практики. Музыка здесь рассматривалась не как самостоят. искусство, а как необходимый элемент ритуала, овладение к-рым входило в обязат. систему обучения монахов. Звуковая атмосфера групповой молитвы характеризуется сочетанием и динамич. развитием нескольких звуковых пластов. Общий фон составляет одновременное, внешне монотонное чтение разных молитв монахами, каждым в своем темпоритме, — процесс, имеющий свою внутр. звуковую драматургию, пронизанную единым ритмич. Стержнем и волнообразным чередованием мощных динамич. нагнетаний и внезапных спадов. Генетически многие стили речитации и молитв. песнопений восходят к др.-инд. ведическим традициям, модифицированным в дальнейшем в практике будд. монастырей, причем нек-рые из них стали своего рода музыкально-консульт. центрами, как, напр., кит. монастырь Ю-шань в 9 в., где изучали технику дыхания и правильного пения посланцы из разл. частей будд. мира. К наиб. развитым видам будд. песнопений, каждый из к-рых имеет классич. кодексы исполнения и соответствующие системы нотных записей, относятся тиб. дбиангз, яп. сёмё, кор. помпэ и др. В сценарии богослужений, ритуальных действах и процессиях, мистериях цам значит. функц., психоэмоц. и магич. нагрузка возложена на музыкальные инструменты (до 50-ти разновидностей, в осн. духовые и ударные), каждый из к-рых окружен системой символич. коннотаций и легендами об их происхождении. В их числе, напр., подвесная деревянная рыба в кит. монастырях, по к-рой бьют колотушкой, созывая монахов на трапезу и молитв. бдение, короткие трубы из человеч. берцовой кости в ламаизме и металлич. трубы длиной в 3,5-4 м, грозные возгласы к-рых предназначены для привлечения внимания богов к человеческим молитвам и устрашения врагов будд. веры, многочисл. виды барабанов, бронзовых колоколов и др. ударных инструментов, чьи тембры, детали конструкции и орнамента, ритмоформулы и даже отд. звуки обладают магич. свойствами. Реже используются струнные, более свойственные будд. формам классич. музыки, среди к-рых традиция чтения речитативом сутр, эпич. поэм, сказов из “Хэйкэ-моноготари”, “Гесера”, “Джангара” странствующими монахами в сопровождении лютневых (бивы, сямисена, товшура и др.) и смычковых (эрху, хуура, хучира и др.) инструментов. Иная сторона будд. идеологии — необходимость индивид. самосовершенствования — отражена в чрезвычайно развитых, утонченных, философски и эстетически обоснованных традициях игры на длинных цитрах (кото — в Японии, цине — в Китае), входивших в обязат. кодекс поведения благородной личности и являвшихся по сути изощренными формами религ.-мистич. практики. Красочные костюмированные процессии и праздники в будд. монастырях в совокупности с развитием многожанровой будд. лит-ры способствовали кристаллизации своеобразных театральных традиций: танцевальных драм в масках (гигаку — в Японии, че лха мо — в Тибете), спектаклей, соединивших элементы будд. мистерии с народными фарсами (комугык — в Корее), инсценировок будд. легенд, притч, фрагментов канонич. текстов и т. д. С др. стороны, под воздействием принципов чань- и дзэн-буддизма сформировались худож. системы классич. театра Дальнего Востока (Но, Пекинская опера и т. д.). Многообразны примеры взаимодействия будд. и светских элементов музыкального мышления, включения в будд. практику традиц. мелодий, музыкальных компонентов местных родовых и шаманских культов, в то же время, особенно в условиях города, наблюдаются случаи смыкания будд. ритуалов с формами светской (церемониальной, банкетной и даже досуговой) музыкальной практики. М. И. Каратыгина

ЗУБ БУДДЫ — гл. реликвия буддизма, известная во всех странах будд. мира, но объектом самостоят. культа является только в гос-ве Шри-Ланка, где в городе Канди находится храм 3. Б. и ежегодно в месяце эсала (июль — август) устраивается двухнедельный праздник с храмовыми службами, торжеств. процессиями, шествиями слонов (один из них везет на себе ларец с реликвией), с участием танцоров, музыкантов и представителей местной и гос. власти. Как гласит легенда, в момент кремации земного тела Будды один из его учеников выхватил из погребального костра его зуб. В течение восьми веков 3. Б. хранился в Индии, но в 361 ввиду опасности, грозившей ему во время начавшейся в царстве Калинга войны, был спрятан и доставлен в Шри-Ланку принцем Датта и принцессой Хемалатха. Правитель о-ва построил в честь 3. Б. храм и учредил большой ежегодный праздник. Сведения о судьбе 3. Б. на протяжении прошедших с тех пор 16 веков противоречивы. По данным сингал. хроник, 3. Б. ни разу не покидал пределы острова и лишь однажды во время сингало-португ. войны 1560 был спрятан в укромном месте, чтобы не попасть в руки врага. Бирм. же хроники утверждают, что в 9 в., в период расцвета Паганского царства, 3. Б. был вывезен в Бирму и долгое время находился там. Инд. хроники считают, что в 13 в. в ходе инд.-шриланк. войны 3. Б. был вывезен в Индию и только за большой выкуп возвращен обратно. По данным португ. источников, португ. войска в 1560 захватили 3. Б. и по настоянию катол. церкви истолкли его в порошок и сожгли. 3. Б. или то, что им считается, хранится сейчас в храме Далада Малигава в городе Канди. Ежегодные праздники в его честь собирают огромное кол-во паломников. Ч. Л. Жуковская

<<<Е
содержание
И>>>


Наши партнеры:
Hosted by uCoz