15652 665484976 15652 665501858 Семинарская и святоотеческая православные библиотеки.
Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая

 православные библиотеки.

 

 

Предыдущая Следующая

105 P. Lemеrle. Byzance et les origines de notre civilisation. «Venezi». e ľOriente fra tardo Medioevo e Rinascimento». Firenze, 1966, р. 14.

106 PG, 160, col. 821 В.

107 Ibid., col. 824 А.

108 H.-G. Весk. Reichsidee und nationale Politik im spätbyzantinischen Staat. BZ, 53, 1960, H. 1, S. 91. Особенно интересны наблюдения Бека о продолжающемся существовании идеи империи в сочинениях других авторов из круга Плифона, в частности в панегирике Мануилу II и Иоанну VIII, в монодии Харитонима Гермонима, в анонимной монодии Феодору II Палеологу, в анонимном энкомии Иоанну VIII Палеологу, в речах Иоанна Докианоса, в речи Иоанна Евгеника Константину Палеологу и т. д. (Ibid., S. 93—94).

109 H.-G. Весk. Reichsidee, S. 91—92.

110 Ibid., S. 91.

111 J. Irmsсhеr. Griechischer Patriotismus im 14. Jahrhundert. Résumés des communications du XIVe Congrès Intemational des études byzantines. Bucarest, 1971, S. 26.

112 Α. Ellisen. Analekten der mittel- und neugriechischen Literatur, IV. Leipzig, 1860, S. 143, Anm. 23; H. F. Тоzer. А byzantine reformer. JHS, VII, 1886, р. 379.

113 J. D. М. Derret. Gemistus Plethon, the Essens and More’s. Utopia. Bibliothèque ďHumanisme et Renaissance, 27 (3), 1965, р. 579—606. Предположение о том, что Мор знал о Плифоне (вероятно, через Джованни Франческо делла Мирандола, упоминавшего Плифона в своем Examen vanitatis doctrinae gentium IV, 2), само по себе представляется очень интересным.

114 Fr. Маsаi. Pléthon et le platonisme de Mistra, p. 75, 77, 92, n. 1; cf. В. Тatakis. La philosophie byzantine, p. 288.

115 З. В. Удальцова. Борьба партий в Пелопоннесе во время турецкого завоевания, по данным византийского историка Критовула. СВ, III, 1951, стр. 177.

116 Fr. Маsаi. Pléthon et le platonisme de Mistra, p. 74. «Представитель буржуазии, — говорит Мазэ в другом месте, — каким был Плифон, крупный государственный чиновник, получивший образование в семье церковных служителей, он, естественно, должен был поддержать государство в его борьбе против феодального строя. Пусть здесь вспомнят о французской буржуазии, поддерживающей короля в его борьбе против феодалов. Но Плифону не посчастливилось служить Людовику XI» (Ibid., р. 94). В соответствии с французским словоупотреблением термин «буржуа» у Мазэ, очевидно, означает просто «горожанин». Но есть работы, авторы которых идут гораздо дальше. Спенцас, например, склонен считать Плифона пророком нового общества, построенного на капиталистической основе, первым теоретиком, заложившим научный фундамент капиталистической экономики и полит-экономической науки, гениальным социологом. См.: S. Spentzas. Α οκονομικα κα δημοσιονομικαπόψεις τοΰ Πλήθωνος. ’Αθναι, 1964, passim; cf. G. Sakellariou. ‛Ο Πλήθων ς κοινωνιολόγος. ΕΕΒΣ, τος ΚΓ′, ’Αθναι, 1953, σελ. 160—164.


Предыдущая Следующая
Поиск

Искомое.ru

Одна из икон дня:

Сегодня:

Наши партнеры:
Hosted by uCoz
15652 665457200 15652 665501858 Св. Иоанн Златоуст, Беседы на книгу Бытия, Беседа 47.
Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая

 православные библиотеки.


  • Главная

  • Ветхий Завет

  • Новый Завет

  • Катехизис

  • Литургика

  • История Поместных Церквей

  • История Русской Православной Церкви

  • История Христианской Церкви

  • Риторика

  • Основное Богословие

  • Нравственное Богословие

  • ой традиции. В конце концов все мы хорошо знаем,
    сколь горячо - и внутренне, и во внешнем выражении - участвует верующий
    православный народ в поминании дат церковною года, особенно в дни трезвения и
    поста, например, во время Великого поста и во дни Святой пасхи. Разве останешься
    безучастным, когда видишь, как православные не -могут" сдержать слез, 'душой
    сострадая на страстной седмице распятому и умирающему Господу, как они скорбят
    над гробом Почившего и как восторженно ликуют, когда зазвонят пасхальные
    колокола и раздастся пасхальное приветствие "Христос воскресе!" Священное
    Писание, литургические тексты и литургическое действо - все они выступают как
    одно, потому что в глазах Божних прошлое, настоящее и будущее нерасторжимо и
    представляется как "вечное ныне". Земная литургия - это не простое отображение
    небесной литургии, потому что обе литургии внутренне слиты неразрывно.

    Таким образом, совместно с христианами Востока мы вновь и вновь познаем: в
    литургии, все освещено жизненным светом Пресвятой Троицы, потому что все
    происходит от Бога-Отца чрез Бога-Сына в Боге-Святом Духе, и нет из этого
    порядка ни одного исключения. П сей жизни человечество и с ним вся тварь должны
    получить от Бога свою человеческую долю. Человеку надлежит преобразоваться в
    пречистое и пресвятое творение Пра-Начала.

    2.Патристика

    В том, что в новейшем католическом богословии преодолена чисто схоластическая
    установка, велика роль литургических текстов Восточной церкви. Мы теперь снова
    придаем больше значения богословию отцов Церкви, прежде всего греческих, вышли в
    свет новые издания отцов Церкви и богословов, а с ними появилось и новое
    понимание соотношения Священного Писания и Священного Предания, догматики и
    Церкви.

    З.Экклезиологня

    Католической церкви до Второго Ватиканского собора можно бросить справедливый
    упрек в том, что она слишком акцентирует внешне организованную форму Церкви,
    слишком односторонне подчеркивает ориентацию на римского архиерея и на
    подчинение ему. Соответственно десятилетиями вызревало обновление философско-
    богословской мысли, что позволило на Ватиканском собо, как божественное Писание уже в этих самых словах хочет открыть нам добродетель праведника. Намереваясь поведать нам об искушении, наведенном от Бога на Авраама, Писание предварительно хочет указать нам самое время, в которое праотцу дано было повеление принести (в жертву) Исаака, чтобы ты (полнее) знал великое послушание праотца, и то, как он ничего не позволял себе почитать выше угождения Богу. Что же значит: бысть по глаголех сих? После рождения Исаака, Сарра, видя близкое обращение Измаила с Исааком, как мы вчера об этом беседовали с вами, вознегодовала на это и сказала Аврааму: изжени рабу и сына ея не наследит бо сын рабы с сыном моим, а праотцу показалось это жестоко. Тогда Бог, желая утешить праведника, сказал ему: послушай Сарру, жену твою, и сделай так, как она говорит тебе, и да не будет жестоко пред тобою о отроце и о рабыни: яко во Исааце наречется тебе семя, но и Измаила в язык велик сотворю: яко семя твое есть (Быт. XXI, 10-31). Все данное ему от Бога обетование и благовестие состояло в том, что потомки Исаака размножатся в великий народ. Питаемый этими надеждами, праведник приближался к концу своего поприща, как бы уже получив возмездие за столь великия и непрерывныя скорби и искушения, уже достигнув наконец спокойствия; он видел пред глазами своими преемника, который должен был наследовать ему. Таким образом, говорю, жил в мире праведник, вкушая плоды величайших для себя утешений. Но Ведущий сокровенныя помышления, желая показать нам всю добродетель праведника и ту великую любовь, какую он имел к Богу, - после столь великих обетований и особенно после новаго, недавно бывшаго [1], которое было еще в свежей памяти, - когда Исаак пришел уже в возраст и находился в самом цвете лет, и любовь к нему отца видимо более и более усиливалась, тогда-то именно, после тех слов обетования, после того, как было сказано: в Исааке, наречется тебе семя, и он будет твоим наследником, - по глаголех сих, Бог искушаше Авраама. Что значит: искушаше? Не то, будто Бог это делал по неведению; а Он подверг праотца искушению для того, чтобы и тогдашние современники, и потомки его до настоящаго времени научились, подобно праотцу, иметь такую же любовь (к Богу), и оказывать такое же послушание повелениям Господним. И рече ему (Бог): Аврааме, Аврааме: и рече: се аз (ст. 1). Что значит здесь повторение имени? Это знак великаго благоволения Божия к праотцу, и такой зов давал ему разуметь, что Бог хотел повелеть ему нечто особенно важное. Таким образом, усиленным призванием побуждая его усилить свое внимание и тщательно выслушать глагол Божий, Бог говорит ему: Аврааме, Аврааме: и рече: се аз. И рече: пойми сына твоего возлюбленного, егоже возлюбил еси, Исаака, и иди на землю высоку, и вознеси его тамо во всесожжение, на едину от гор, ихже ти реку (ст. 2). Повеление слишком тяжкое! Дело превышающее силы природы человеческой! Пойми сына твоего возлюбленнаго, егоже возлюбил еси, Исаака. Посмотри, как самыя эти слова только больше воспламеняли и усиливали огонь любви, какую питал праведник к Исааку. Пойми сына твоего возлюбленного, егоже возлюбил еси, Исаака. Каждое слово само по себе достаточно было к тому, чтобы потрясти душу праведника. Не сказал (Бог) просто: Исаака, но присовокупил: сына твоего, - котораго ты получил сверх всякаго чаяния и родить мог в самой глубокой старости; возлюбленнаго, - вожделеннаго твоего, котораго ты так крепко любишь; Исаака, - котораго чаешь иметь своим наследником, от котораго Я обещал размножить потомство твое и размножить столько, что число его сравняется со множеством звезд и с песком на берегу моря. Итак, этого-то самаго сына возьми, и иди на землю высоку, и вознеси его тамо во всесожжение, на едину от гор, ихже ти реку. Для меня удивительно и то, как только мог праведник выслушать такия слова. Этого самаго сына, говорит Бог, столько для тебя вожделеннаго, принеси Мне во всесожжение на одной из гор. Что же праведник? Он не смутился духом, не поколебался в мыслях, не пришел в недоумение при столь странном повелении, не стал размышлять или разсуждать сам с собою так: что это значит? Тот, который сверх всякаго ожидания, даровал мне помощника, по Своему человеколюбию оживотворил омертвевшую утробу Сарры, теперь, когда сын мой уже воспитан, возрос и заходится в цветущих летах, Он повелевает мне умертвить чадо мое и принести во всесожжение? Тот, кто недавно сказал мне: в нем наречется тебе семя, - теперь требует противнаго? Как же исполнятся данныя Им обетования? Как возможно, чтобы от усеченнаго корня произрасли когда-нибудь ветви, или от срубленнаго дерева произошел плод, или из изсушеннаго источника проистекли реки? По человеческому суду это быть не может. Впрочем, для воли Божией все возможно.

         2. Ничего однакож подобнаго не подумал этот праведник; но, как благодарный домочадец, он оставил всякое человеческое разсуждение и только об одном заботился, чтобы исполнить повеление; он стал как бы чужд человеческ