Семинарская и святоотеческая православные библиотеки. |
|
Схимонах Епифаний (Чернов)ПРОТИВ ИЛАРИОНАБеседы в духе увещания к иларионитам Беседа 3
ПРЕМУДРОСТЬ ДЕЛ БОЖИИХ – НЕПОСТИЖИМА БОГ ПРЕВЫШЕ ПРЕМУДРОСТИ ДЕЛ СВОИХ 2. БОГ НЕПОСТИЖИМ В СВОЕЙ СУЩНОСТИ ВЕЛИЧАЙШЕМУ ИЗ ПРОРОКОВ НЕ ОТКРЫТО ПОДУМАЙТЕ О НЕКОТОРОЙ НЕСООБРАЗНОСТИ СЛОВО БОЖИЕ ПРОПОВЕДУЕТ НЕПОСТИЖИМОСТЬ БОЖЕСТВА ИМЯ БОЖИЕ НЕ ЕСТЬ СУЩЕСТВО БОЖИЕ 3. СВЯТЫЕ ОТЦЫ ГОВОРЯТ, ЧТО ВОПРОС «ЧТО ТАКОЕ БОГ?» – ОТ ПРЕЛЕСТНОЙ ПЫТЛИВОСТИ ЕСЛИ БЫ ИЛАРИОН БЫЛ ПОСЛУШЕН ГОЛОСУ ЦЕРКВИ УТВЕРЖДЕНИЕ О ПОСТИЖЕНИИ СУЩНОСТИ БОЖИЕЙ ЕСТЬ ДЕРЗОСТЬ БОГ ИЩЕТСЯ И ПОСТИГАЕТСЯ НЕ МЫСЛИЮ И СЛОВОМ, А ЖИЗНИЮ НЕ ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ О БОГЕ, А ЖИЗНЬ ПО БОГУ ИЛАРИОН С ЕВНОМИЕМ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО В ИМЕНИ БОЖИЕМ ПОСТИГАЕТ СУЩНОСТЬ БОЖИЮ ИЗОБЛИЧАЕТСЯ ПОГИБЕЛЬНОЕ ВЫСОКОУМИЕ И СЛОВАМИ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА НИКТО НЕ МОЖЕТ СКАЗАТЬ, ЧТО ТАКОЕ - БОГ ОПРОВЕРГАЕТСЯ ИЛАРИОНОВО «ПОСТИЖЕНИЕ» СУЩЕСТВА БОЖИЯ УЧЕНИЕМ СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА НАМ НЕ ДАНО ЗНАТЬ, ЧТО ТАКОЕ БОГ В СЕБЕ САМОМ СВЯТОЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК О НЕПОСТИЖИМОСТИ БОЖИЕЙ НЕ ИЩИ, КАКОВО В СЕБЕ СУЩЕСТВО БОЖИЕ ДА ВРАЗУМИТ ТЕБЯ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЦЕРКОВНОЕ 4. БОГОПОЗНАНИЕ, ПОДАВАЕМОЕ ПРИ МОЛИТВЕ, НЕ ЕСТЬ ПОСТИЖЕНИЕ СУЩНОСТИ БОЖИЕЙ ЕСТЕСТВО БОЖИЕ НЕ ПОСТИГАЕТСЯ И ПРИ ВЫСШЕЙ БЛАГОДАТНОЙ МОЛИТВЕ СНОВА НЕПРИМИРИМОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ УЧЕНИЮ БОГОНОСНЫХ ОТЦОВ ПРЕЛЕСТНОЕ «ПОСТИЖЕНИЕ» СУЩНОСТИ БОЖИЕЙ ОСОЗНАНИЕ НЕПОСТИЖИМОСТИ БОЖИЕЙ ЕСТЬ ИСТИННОЕ, БЛАГОДАТНОЕ ПОЗНАНИЕ О БОГЕ МЕЖДУ УЧЕНИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКИМ И ИЛАРИОНОВЫМ – ПРОПАСТЬ 5. ПРЕЛЕСТЬ ДУХОВНАЯ, А НЕ «ПОСТИЖЕНИЕ» НЕ СЛЕДУЕТ ВЕРИТЬ УМУ И СЕРДЦУ ИЛАРИОНОВУ КЛЮЧ К РАСПОЗНАНИЮ ИЛАРИОНОВОЙ ПРЕЛЕСТИ КНИГА ИЛАРИОНОВА ПРОПИТАНА ПРЕЛЕСТИЮ «МНЕНИЯ» РАЗВЕ НЕ ЯСНО, ЧТО ВСЕ ЭТО – ИЗ «МНЕНИЯ»? НЕЛЬЗЯ БЫТЬ УЧЕНИКОМ ИЛАРИОНОВЫМ ПРЕДЕЛЫ СВЯТЫХ ОТЦОВ – ПРЕДЕЛЫ ПРАВОСЛАВИЯ ИЛАРИОН ВЫШЕЛ ЗА ПРЕДЕЛЫ ИСТИНЫ САМ ИЛАРИОН ПРИЗНАЕТ СЕБЯ ЕРЕТИКОМ НА ИЛАРИОНЕ – АНАФЕМА ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА 6. ИЛАРИОНОВО «ПОСТИЖЕНИЕ» В ИМЕНИ БОЖИЕМ СУЩНОСТИ БОЖЕСТВА ЕСТЬ ПЛОД ПРЕЛЕСТИ «МНЕНИЯ» ПРЕЛЕСТНОЕ МЕЧТАНИЕ О БОЖЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРОТИВ ИЛАРИОНА
(вверх)
Искусительность подобного вопроса изобличается прежде всего Божественным
Писанием. «Любите справедливость, судьи земли (т.е. все разсуждающие о
Всевышнем Боге), право мыслите о Господе и в простоте сердца ищите его, ибо Он
обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему. Ибо неправые
умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных» (Прем.
Солом. 1,1-3). Однако слово Божие преграждает путь нашему самообольщению и высокоумию.
«Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай»
(Сир. 3,21). ПРЕМУДРОСТЬ ДЕЛ БОЖИИХ – НЕПОСТИЖИМА Разве мы не знаем или позабыли, что мы не в состоянии постигнуть не то, что
Существа Божия, каков Бог в Себе Самом есть, но даже и внешних Его проявлений,
в мире созданий?! Не постигнуть ни глубины, ни широты великих и великолепных
дел Его. А если и известно нам, то лишь кое-что и чуть-чуть… Если же мы,
прельстившись обманчивым самопревозношением, позабыли меру нашу, то да напомнят
нам об этом святые слова носителей великой благодати Духа Святого,
удостоверяющие нас в непреложной истине. Вот они: «Бог <…> делает дела
великие, для нас непостижимые» (Иов. 37,5). «Разум Его неизмерим» (Пс. 146,5).
Разум его неизследим» (Ис. 40,28). «Дивно для меня ведение /Твое/ (Боже), -
высоко, не могу постигнуть его!» (Пс. 138,6). «Многое можем мы сказать (о
Боге), и однако же не постигнем» Его (Сир. 43,29). «Где возьмем силу, чтобы
прославить Его? <…> и величая Его, прибавьте силы: но не трудитесь, ибо
не постигнете» (Сир. 43, 30, 33). «Первый человек не достиг полного познания ее
(т.е. премудрости Божией); не исследует ее также и последний» (Сир. 24,30). «О,
бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы его и
неизследимы пути Его! (Рим. 11,33). БОГ ПРЕВЫШЕ ПРЕМУДРОСТИ ДЕЛ СВОИХ И однако то возвещается Божиим словом не о Самом Существе Божием, а о делах
и разуме, о промысле и премудрости Его. В то время как осуществленная Его
премудрость во вселенной не есть Он Сам. «Той бо велик паче всех дел Своих» -
«Он превыше всех дел Своих» (Сир. 43,30). 2. БОГ НЕПОСТИЖИМ В СВОЕЙ СУЩНОСТИ (вверх)
Если, как сказано, первозданный Адам, до грехопадения, при всей своей равноангельской чистоте и духовном совершенстве, не мог достигнуть полного познания премудрости Божией, то тем паче, конечно, не мог он постигнуть Божественной Сущности. Если далее сказано, что никто из рода адамова, даже до самого последнего в людском поколении человека, не достигнет полноты сего познания, то неужели Иларион и вы с ним не от Адама, не от плоти и крови человеческой?! И потому вы оказались в состоянии постигнуть не только непостижимое, но даже и Самого Непостижимого?! Неужели вы выше пророков Божиих и праведников, - ведь они не знают Сущности
Божией?! Не слышите ли, что сказал св. Златоуст: «пророки не только не
знаютъ сущности Божией, но недоумевают и о премудрости Его, какова она, хотя не
сущность от премудрости, но премудрость от сущности»? ВЕЛИЧАЙШЕМУ ИЗ ПРОРОКОВ НЕ ОТКРЫТО Моисей – Боговидец, но Сущности Божией или, как сказано, «Лица» 185
не видел, хотя и слышал имя Его, имя Божие, из уст Божиих. Если бы истинно было
учение Илариона, что имя Божие есть Сама Сущность Божества, то уж кто-кто, а
величайший из пророков Моисей сподобился бы вместе с получением откровения о ПОДУМАЙТЕ О НЕКОТОРОЙ НЕСООБРАЗНОСТИ Моисей не видел Сущности Божией, а удостоился лишь созерцать «задняя Божия», и то лице его, сказано, так воссияло, что люди боялись приближаться к нему, не смели взирать на него. И поэтому он полагал покрывало на лице свое (Исх. 34, 29-35). Вы же с Иларионом утверждаете о себе, что созерцаете Бога в имени Его не «от задних», как Моисей, а Самую Сущность… И однако никому не известно, чтобы сыны человеческие не смели или боялись взирать на лица ваши (2 Кор. 3.7, 13). По-видимому, здесь нечто иное… Духовно весьма ошибочное! СЛОВО БОЖИЕ ПРОПОВЕДУЕТ НЕПОСТИЖИМОСТЬ БОЖЕСТВА Во всяком случае, братия, если мы соглашаемся с учением Илариона, то,
очевидно, мы позабыли с вами Евангельское слово: «Никтоже знает Сына, токмо
Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын» (Мф. 11, 27). «И Божия никтоже весть, точию
Дух Божий» (I Кор. 2,11). «Бога никтоже виде, нигдеже» (Иоан. 1,18). «Ни гласа
Его нигдеже слышасте, ни видения (лица) Его видесте» (Иоан. 5, 37). И
еще: «Бога никтоже нигдеже виде» (I Иоан. 4, 12). «Един имеяй безсмертие и во
свете живый неприступнем, Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети
может» (I Тим. 6, 16). ИМЯ БОЖИЕ НЕ ЕСТЬ СУЩЕСТВО БОЖИЕ Таким образом догмат о непостижимости Божества в Его Сущности, раскрываемый
в Священном Писании и Ветхого и Нового Завета, не дает никакой возможности
утверждать, как это делает Иларион, что имя Божие, а, точнее, слово
человеческое, обозначающее имя Божие, есть Само Существо Божие. Ибо всякому,
как выражаются Святые Отцы, не потерявшему здравого смысла, ясно, что слово
человеческое не может быть Сущностию Божества. 3. СВЯТЫЕ ОТЦЫ ГОВОРЯТ, ЧТО ВОПРОС «ЧТО ТАКОЕ БОГ?» – ОТ ПРЕЛЕСТНОЙ ПЫТЛИВОСТИ (вверх)
В «Достопамятных сказаниях» и «Алфавитном Патерике», авва Сисой говорит:
«Ищи Бога, но не ищи, где обитает Он». Ошибка Илариона, если это удобно назвать ошибкой, состоит в том, что он
отважился, дерзнул искать не действие благодати Святого Духа, а Само Существо
Божие. Не жизнью по Богу, путем исполнения Его заповедей, - ибо путь этот сразу
же приводит к познанию полнейшей немощи духовной и законному смирению, - а
путем умозрения, так сказать «философствования» о Боге, что легко может привести
к самопревозношению… Пренебрегая учением Божественных Писаний и святоотеческим
словом и, увы, «утверждаясь на собственном опыте гармонии сердечных чувств», -
так выражается о себе Иларион (язык явной прелести!), - он «нашел», что такое
Бог и где обитает Он! И оказывается, по Илариону, что Бог, в Существе Своем,
есть имя Божие и имя Божие есть само Существо Божие. Таким образом, слово, по
природе своей, человеческое, тварное, почитается за Самого Бога, за Сущность
Божества. ЕСЛИ БЫ ИЛАРИОН БЫЛ ПОСЛУШЕН ГОЛОСУ ЦЕРКВИ Если бы Иларион был послушен Святым Отцам, заповедавшим – в простоте сердца
искать Господа жизнью, исполнением заповедей Его, а не умом испытывать, каков
Бог в Себе Самом и где обитает, - то не дерзнул бы учить тому, чему учит. Ибо
нет никакой возможности сказать о Боге: «Вот – Он! Вот Он – каков, вот Он где
обитает!..» Так как Бог по природе Своей сокровен, неизъясним, неопределим,
непостижим! УТВЕРЖДЕНИЕ О ПОСТИЖЕНИИ СУЩНОСТИ БОЖИЕЙ ЕСТЬ ДЕРЗОСТЬ Святой Василий Великий, изобличая ересь Евномия, у которого кавказский
Иларион, позаимствовал учение об именах Божиих как о Сущности, пишет в
опровержение еретика, ложно толкующего Евангельские слова, сказанные Господом:
«и знаю Моя, и знают Мя Моя» (Иоан. 10, 14). БОГ ИЩЕТСЯ И ПОСТИГАЕТСЯ НЕ МЫСЛИЮ И СЛОВОМ, А ЖИЗНИЮ Трудно себе представить более глубокую бездну превозношения ума
человеческого, как ту, которая скрывается в тайниках учения Иларионова… В этом
то и тягчайшее духовное заблуждение НЕ ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ О БОГЕ, А ЖИЗНЬ ПО БОГУ (вверх)
ИЛАРИОН С ЕВНОМИЕМ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО В ИМЕНИ БОЖИЕМ ПОСТИГАЕТ СУЩНОСТЬ БОЖИЮ Пристыживая высокомерие Евномия, который приписывал себе познание Божией
Сущности в имени, св. Василий пишет: «Кто говорит, что возможно обретение
Сущаго, тот, конечно, к познанию Сущаго довел мысль свою каким-либо путем и
последовательно, и сперва упражнялся в постижении предметов удобопонятных и
малых, а потом уже в силу своего постижения простер и до лежащего за пределами
всякого познания. Поэтому, кто хвалится, что приобрел знание Сущаго, тот должен
объяснить природу малейшаго из видимых существ… Итак, кто хвалится ведением
Сущаго (Всевышняго Бога, как Он есть в Себе Самом), тот пусть сперва объяснит
природу муравья, а потом уже разсуждает о Силе, превосходящей всякий ум, а если
не объял еще ты ведением природу малейшаго муравья, то как хвалишься, что
представил умом непостижимую силу Божию?» 201. ИЗОБЛИЧАЕТСЯ ПОГИБЕЛЬНОЕ ВЫСОКОУМИЕ И СЛОВАМИ СВЯТОГО ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА То же самое, что говорит Василий Великий против древнего Евномия, а вместе с
тем и против современного Илариона, говорит и другой из великих вселенских
учителей Церкви, святой Григорий Богослов. Он, как бы продолжая последнее слово
Великого Василия, пишет так: «Что же есть Сущность Божия? Твоему высокоумию
(т.е. гордыни) отвечать на это; потому что ты любопытствуешь…» 202.
Но и «при всей своей дерзости, как ни отважно пускаешься в излишние
исследования, ты не скажешь, что такое Бог» 203. НИКТО НЕ МОЖЕТ СКАЗАТЬ, ЧТО ТАКОЕ - БОГ Эту Богооткровенную истину исповедует Святая Церковь, говоря о возможности
лишь частичного познания и не Существа Божия, а некоторых проявлений Его. И на
основании восприятия этих частичных проявлений умосозерцается Бог. «Бога, что Он – по естеству и сущности, никто из людей никогда не находил и
конечно не найдет» 205. Святой Григорий Богослов продолжает: «Все изображенное в слове требует
своего благоразумия (ибо без благоразумия возможно ли что похвальное); однако
первое и важнейшее для тебя - познать Бога и искренно чтить Его словом и
делом… Самое пагубное дело – не чтить Бога и не знать, что Он – первая вина
(причина) всяческих, от которой все произошло и пребывает соблюдаемое по
неизреченному чину и закону; но представлять себя знающим, что такое Бог, есть
повреждение ума; это то же, что увидев в воде солнечную тень (отражение),
думать, будто бы видишь самое солнце, или поразившись красотою преддверия,
воображать, будто бы видел самого владыку внутренних чертогов» 208.
ОПРОВЕРГАЕТСЯ ИЛАРИОНОВО «ПОСТИЖЕНИЕ» СУЩЕСТВА БОЖИЯ УЧЕНИЕМ СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА (вверх)
Святой Иоанн Златоуст, обращаясь к последователям еретика Евномия, говорит:
«Далеки от величия Божия вы, думающие знать Бога, как Он знает Сам Себя. И из
этого уже видно, сколько далеки вы от (правого) понятия о Боге» 210.
НАМ НЕ ДАНО ЗНАТЬ, ЧТО ТАКОЕ БОГ В СЕБЕ САМОМ Святой Иоанн Златоуст, поучая, пишет: «Несть ваше разумети времена и лета,
яже Отец положи во Своей власти» (Деян. 1, 7). Апостолам не дозволено было
выведывать даже времени, а еретикам может ли быть дозволено изследовать
Существо Превыше-временное и Естество Предвечное? Посему, когда какой-нибудь
еретик будет спрашивать об этом, ты отвечай ему: не вам, но и не Ангелам и
Архангелам и никакой сотворенной силе» 211. СВЯТОЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК О НЕПОСТИЖИМОСТИ БОЖИЕЙ Правило нашей веры Православной это – Святые и Богоносные Отцы Единой
Святой, Соборной и Апостольской Церкви! О святом папе Агапите Спустя несколько лет, случилось также и блаженному Агапиту — первосвященнику Римской Церкви, которой, по воле Божией, служу теперь и я, отправиться, по делам готфским, к императору Юстиниану. Однажды, когда Агапит уже переправлялся чрез Грецию, принесли к нему для исцеления расслабленного немого, который ни сказать ничего не мог, ни приподняться с земли. Когда родственники со слезами представили первосвященнику больного, раб Божий Агапит спросил их, имеют ли они твердую веру, что больной исцелеет. Как же скоро они исповедали, что твердо веруют во исцеление больного силою Божьею и заступлением св. апостола Петра, блаженный Агапит тотчас приступил к усердной молитве и совершил Литургию. По окончании Божественной службы, вышед из храма, он взял расслабленного за руку и на глазах у всего бывшего тут народа тотчас воздвиг его от земли и поставил на ноги; а когда вложил в уста больному Тело Христово, тотчас разверзся и немотствовавший язык его. Все, видевшие чудо, которое Агапит совершил силою Божьею и заступлением св. апостола Петра, изумились: душами их овладел благоговейный страх и слезы были выражением их радости. Глава четвертаяО Дации, епископе Медиоланском В царствование того же императора Даций, епископ Медиоланский, отправился в Константинополь, по делам веры, и достиг уже Коринфа. Здесь он искал для отдыха обширный дом, в котором могла бы поместиться вся его свита. Долго не могли найти, но Даций издали увидел один дом достаточной, по-видимому, величины и приказал приготовить его для себя и свиты. Но жители города говорили, что в этом доме нельзя поместиться, потому что в нем уже несколько лет как поселился нечистый дух и потому он доселе стоит пустым. "Потому-то мы и должны поселиться в этом доме, — сказал достопочтенный Даций, — что в нем поселился нечистый дух и не дает никому жить там". Он приказал приготовить этот дом для себя и спокойно вошел в него для борьбы с исконным врагом. Таким образом, когда ночью все было тихо, и раб Божий покоился, исконный враг начал на разные голоса подражать страшному крику зверей: рычанию львов, блеянию овец, мычанию ослов, шипению змей, визжанию свиней и писку мышей. Пробужденный этими звериными голосами, Даций тотчас встал, и в сильном гневе громогласно говорил, обращаясь к диаволу: "Поделом случилось с тобою, проклятый, что ты, который говорил: поставлю престол мой к северу и буду подобен Вышнему, теперь за свою гордость уподобился свиньям и мышам, и ты, дерзнувший нечестиво уподобиться Богу, теперь достойно подражаешь зверям". После этих слов нечистый дух как бы усрамился своего недостоинства: потому что, если бы он не усрамился, то не оставил бы совершенно дома, в котором обыкновенно представлял разные страшилища? Таким образом, после того, как в этот дом вошел один истинно верующий муж, нечистый и лживый дух тотчас удалился из него, и оттоле в доме стали жить христиане. Впрочем, оставив рассказ о том, что было в прежние времена, перейдем к тому, что совершилось в наши времена. Глава пятаяО Сабине, епископе Канузийском Некоторые благочестивые люди, известные по всей Апулийской области, рассказывают о Сабине, епископе Канузийском (что и многим жителям других, отдаленных областей сделалось известным), что он от глубокой старости потерял зрение, так что решительно ничего не мог видеть. Царь готфский Тотила, услышав, что Сабин имеет дар проречения, впрочем, нисколько не поверив сему, решился сам убедиться в слышанном. Однажды он проходил по той области, где Сабин был епископом. Раб Божий Сабин пригласил царя к своему столу. Когда нужно было садиться за стол, царь не хотел возлежать, но сел по правую руку достопочтенного Сабина. Когда Сабину слуга, по обыкновению, стал подносить чашу с вином, царь тихо взял ее сам из рук слуги и вместо него поднес чашу епископу, желая видеть, узнает ли епископ, по дару видения, кто ему подносит чашу. "Да здравствует эта рука!" — сказал раб Божий, взяв чашу, но не видя, кто ее подносил. Слова святого и пристыдили царя, потому что служили обличением его неверия, и вместе обрадовали, потому что открыли для него в человеке Божием то, чего он искал. Жизнь благочестивого Сабина длилась до глубокой старости. Это побудило одного из его архидиаконов, подстрекаемого честолюбивою мыслию о занятии после Сабина епископской кафедры, прекратить жизнь епископа ядом. Подкупив виночерпия, он уговорил его подать епископу вино с подмешанным ядом. Когда настало обеденное время и епископ возлежал за столом, подкупленный слуга поднес ему приготовленную архидиаконом с отравою чашу. "Выпей ты сам, что приготовил для меня", — сказал подносившему благочестивый епископ. Слуга затрепетал, видя, что обличен, он решился лучше выпить яд и умереть, чем подвергнуться наказанию за умышленное человекоубийство. Но как только он поднес чашу к устам, раб Божий удержал его, сказав: "Не пей, дай я выпью; а ты поди скажи тому, кто дал тебе яд, что яд я выпил, а он епископом не будет", — и, сотворив крестное знамение, епископ спокойно выпил чашу. В тот же самый час умер архидиакон, находившийся в другом месте, как будто бы яд, принятый устами епископа, перешел в утробу виновного. Но не яд видимый нанес архидиакону смерть, а яд его собственной злобы поразил его пред лицом Вечного Судии. Петр. Чудны и весьма изумительны в наше время подобные дела. Но самая жизнь сего святого человека показывает, что, рассмотрев ее, нельзя не удивляться величию его дел. Глава шестаяО Кассии, епископе Парнасом Григорий. Не могу умолчать, Петр, и о том, что утверждают несколько человек, пришедших теперь из города Нарна. Также во время владычества готфов прежде упомянутых царь Тотила, находясь в Нарне, встретился с Кассием, епископом этого города, человеком благочестивой жизни. У Кассия от природы всегда было лицо красное. Но царь Тотила предположил, что эта краснота не природная, а происходит от постоянного пьянства, и презрительно стал обходиться с епископом. Тогда всемогущий Бог, желая показать, какой человек подвергался презрению, попустил следующее. На нарнском поле, в присутствии царя и на виду у всего войска, злой дух напал на одного из царских оруженосцев и начал его жестоко мучить. В присутствии же царя привели страждущего к благочестивому Кассию, и раб Божий, сотворив молитву и крестное знамение, изгнал нечистого духа так, что он более уже никогда в него не возвращался. С этого времени царь стал сердечно уважать угодника Божия, которого дотоле считал достойным всякого презрения за один только внешний вид. Ибо, как скоро царь увидел в Кассии столь великие добродетели, душа его, доселе гордая и свирепая, смирилась. Глава седьмаяОб Андрее, епископе Фундском Когда я рассказываю о деяниях великих мужей, всегда приходят мне на память действия Божественного милосердия к Андрею, епископу Фундскому. Тем из своих читателей, которые посвящают свое тело воздержанию, я особенно советовал бы не дерзать жить вместе с женским полом, из опасения, чтобы душевное падение не совершилось тем скорее, чем более побуждений к греховному вожделению от близости лиц этого пола. Рассказ мой несомненен, потому что число свидетелей его истинности равняется почти числу жителей той страны. Жизнь благочестивого Андрея была исполнена многих подвигов добродетели; хранение строгого целомудрия было для него предметом священной бдительности. Сделавшись епископом, он не хотел одну инокиню, прежде жившую при нем, лишить своих попечений, но, твердо уверенный в своем и ее целомудрии, дозволил жить ей при себе. Этим хотел воспользоваться исконный враг, чтобы открыть в его душу доступ искушению. Воображению епископа он начал постоянно представлять образ этой женщины, так что нечистые помыслы не оставляли его и на ложе. Однажды какой-то иудей, отправлявшийся из Кампании в Рим, проходил чрез Аппию. Достигнув Фундской горы, когда день склонился уже к вечеру, и не видя нигде себе пристанища, он остановился в капище Аполлона, мимо которого шел. Страшась этого бесовского жилища, он оградил себя крестным знамением, хотя совершенно не веровал кресту. В полночь, когда самая ночная тишина наводила страх и он не мог заснуть, вдруг он видит, что в капище пришло множество злых духов, которые в виде свиты следовали за своим начальником. Тот из них, который казался главным, сел среди капища и каждого из сопровождавших его духов начал расспрашивать о его действиях и занятиях, желая знать, сколько каждый из них сделал зла. Каждый._БОГОПОЗНАНИЕ,_ПОДАВАЕМОЕ_ПРИ_МОЛИТВЕ,">4. БОГОПОЗНАНИЕ, ПОДАВАЕМОЕ ПРИ МОЛИТВЕ, НЕ ЕСТЬ ПОСТИЖЕНИЕ СУЩНОСТИ БОЖИЕЙ (вверх)
Преподобный Нил Синайский, один из древнейших Святых Отцов «Добротолюбия», в
своих «Аскетических наставлениях» предупреждает: «Когда молишься, не придавай
Божеству какого-либо облика и не попускай, чтобы ум твой преображался в
какой-либо образ (чтоб в уме твоем печатлелся какой-либо образ): но
невещественно приступи к Невещественному, - и сойдешься с Ним» 233.
«Берегись сетей вражеских: ибо бывает, что когда молишься чисто и безмятежно,
вдруг предстанет тебе какой-либо образ… Это враги делают, чтобы ввести тебя в
самомнение, внушив мысль, что тут Божество (явилось тебе), и для того, чтобы ты
подумал, будто и Божество количественно (занимает место, протяженно, имеет
части), тогда как Божество ни количества, ни вида не имеет» 234. «Отнюдь не желай
и не ищи увидеть во время молитвы какой-либо лик или образ» 235. Петр. Слышанное от тебя возбуждает во мне и страх, и упование. Григорий. Так всегда нужно надеяться на Божие к нам милосердие и трепетать за свою слабость. Вот мы слышали, как поколебался райский кедр, но исторгнут не был, чтобы в нас, неутвержденных, возродился и страх за его колебание, и надежда от его твердости. Глава восьмаяО Констанции, епископе Аквинском В городе Аквине был епископом некто Констанций, человек достоуважаемый по жизни. Он скончался незадолго до восшествия на кафедру предшественника моего, блаженной памяти папы Иоанна. Многие, имевшие случай хорошо знать Констанция, говорят, что он имел дар пророчества. Между прочим, вот что передают о нем очевидцы, люди набожные и правдивые. В день кончины Констанция, когда около него с глубокою скорбью теснились граждане, как дети, лишающиеся нежно любимого отца, некоторые из них со слезами спросили его: "Кто нам заменит тебя, отче?" — "После меня, — отвечал в пророческом духе Констанций, — будет у вас епископом погонщик скота, а потом суконщик. Горе тебе, Аквина, что ты подвергнешься этому!" Произнесши эти пророческие слова, Констанций скончался. Действительно, по смерти его, пастырские заботы о Церкви принял на себя его диакон, Андрей, который некогда был погонщиком коней, а по смерти Андрея епископское достоинство перешло к Иовину, бывшему некогда в том же городе суконщиком. В правление Иовина в Аквине так много погибло жителей от меча варваров и от свирепствовавшей моровой язвы, что, по смерти его, не было ни одного человека для избрания в епископы и не для кого было избирать. Так исполнилось предречение угодника Божия, что, по смерти двоих преемников, Церковь его останется вовсе без пастыря. Глава девятаяО Фригдиане, епископе Луккском Расскажу и то, что два дня назад мне случилось узнать из рассказов достопочтенного Венанция, епископа Люнийского. В Луккской, прилежащей к его области, Церкви, рассказывал он, был епископом некто Фригдиан, человек удивительной добродетели.) Все жители той страны помнят одно очень замечательное чудо, им совершенное. Река Авсер, протекающая близ стен города Лукки, часто во время наводнений выходила из своих берегов и, разливаясь по полям, истребляла все насеянное и посаженное. Так случалось нередко. Жители страны терпели большие убытки, и это заставило их стараться отвести течение реки на другие места. Но как ни долго они трудились, не могли вывести реки из первоначального ее русла. Тогда угодник Божий Фригдиан, сделав небольшие грабли, отправился с ними на реку и, после уединенной молитвы, приказал реке следовать за собою, а между тем, влачил по тем местам, где ему хотелось, грабли. Вся река, оставив свое русло, потекла вслед за ним, так что место обыкновенного ее течения сделалось совершенно сухим. Образовалось новое русло по тому направлению, которое указывал реке своими граблями угодник Божий. И с тех пор река не приносила никакого вреда растениям, которые сеялись и садились на полях. Глава десятаяО Сабине, епископе города Пиаченцы Тот же достопочтенный епископ Венанций рассказал мне и о другом чуде, бывшем в городе Пиаченце. В действительности этого происшествия уверяет также и Иоанн, нынешний римский префект, человек самый правдивый, который в Пиаченце и родился, и был воспитан, как это помнит и Венанций. В этом городе, говорят, был епископом некто Сабин, человек чудной жизни. Однажды диакон возвестил ему, что река По, вышев из своих берегов, затопила церковные поля со всем, посеянным на них для жизненного продовольствия. "Поди и скажи этой реке, — отвечал благочестивый Сабин. — Епископ повелевает тебе смириться и возвратиться в свое русло". Слова епископа показались диакону странными и смешными. Тогда угодник Божий, призвав своего писца, приказал ему писать следующее: "Повеление реке По Сабина, раба Господа Иисуса Христа. Именем Господа нашего Иисуса Христа повелеваю тебе не выходить никогда из своего русла в здешних местах и не опустошать полей церковных". — "Написав это, — присовокупил епископ, — ступай и брось в реку". Как скоро писец исполнил распоряжение епископа, речные воды, повинуясь повелению человека Божия, тотчас оставили церковные земли, и река, возвратившись в собственное русло, никогда уже не потопляла тех мест. В этом происшествии, когда силою Иисусовою и неразумная стихия повиновалась повелению святого человека, что иное выражается, как не осуждение упорства непослушных людей? Глава одиннадцатаяО Кербонии епископе Популенском В наше время великою святостью жизни прославился благочестивый Кербоний, епископ Популенский. Особенно отличался он любовью к гостеприимству. Однажды он принял к себе странников-воинов и, укрыв их, избавил от опасности лишиться жизни при нашествии свирепых готфов. Нечестивый готфский царь Тотила, как скоро узнал об этом, в порыве свирепой и неукротимой кровожадности повелел привести епископа в свой воинский стан при местечке Мерулы, отстоявшем на восемь миль от епископского города, чтобы здесь бросить Кербония на народном зрелище медведям для растерзания. Множество народа стеклось на зрелище, и сам нечестивый царь присутствовал, чтобы насладиться зрелищем смерти епископа. Епископ был выведен на средину и для растерзания его выпустили самого лютого медведя. Жестокий Тотила с особенным удовольствием смотрел, когда этот медведь свирепо разрывал на части человека. С жадностью и остервенением бросился медведь из своей клетки на епископа, но вдруг, как бы забыв свою лютость, склонил низко голову и, приблизившись к епископу, начал лизать ему ноги, как бы ясно давая знать всякому, что по отношению к сему угоднику Божию сердца зверей изменились в сердца человеческие, а сердца людей, наоборот, в звериные. Тогда народ, собравшийся на смертное позорище, громким криком начал выражать свое удивление и благоговение. Сам царь невольно почувствовал благоговение к святому, потому что как прежде он безбожно хотел лишить жизни епископа, так теперь, по распоряжению Божию, научился кротости примером зверя. В настоящее время живы еще некоторые из очевидцев этого происшествия, и они удостоверяют, что сами это видели вместе с прочими. Епископ Лионский рассказывал мне еще о чуде, совершенном тем же святым. Во время своего епископства в Популене Кербоний повелел приготовить себе могилу. Но при опустошительном нашествии лонгобардов на Италию Кербоний удалился на остров Эльбу. Там, когда тяжкая болезнь приближала его к смерти, он приказал своим клирикам и всем окружавшим похоронить его в могиле, приготовленной им еще в Популене. Епископу возразили: "По той стране всюду рассеялись лонгобарды и совершенно завладели ею; как же мы переправим туда твое тело?" — "Ничего не бойтесь, — сказал епископ. — Без опасений отвезите туда мое тело; но постарайтесь поскорее похоронить меня, и, как только похороните, тотчас же, без всякого замедления, возвратитесь назад". Итак, когда скончался епископ, тело его возложили на корабль. Во время плавания собрались тучи и полил самый сильный дождь. И, как бы в показание того, сколь великого святого тело находилось на корабле, во все продолжение морского пути от Эльбы до Популены, на расстоянии двенадцати миль, ни одна дождевая капля не упала на корабль, тогда как он шел под бурею и самым сильным дождем. Таким образом, клирики достигли Популены и предали земле тело своего епископа и, как он повелел, без всякого замедления возвратились на корабль. Едва только вступили они на корабль, как на то место, где был погребен угодник Божий, прибыл свирепый предводитель лонгобардов Гуммарит. Таким образом, повеление епископа своим клирикам без всякого замедления возвратиться с места погребения показало, что он обладал даром пророчества. Глава двенадцатаяО Фульгенции епископе Утрикульском Чудо, которое рассказал я о разделившемся дожде, совершилось еще при другом благочестивом епископе. Вот что рассказывал мне один престарелый клирик (он и теперь еще жив) о происшествии, которого сам был очевидцем. Свирепый царь Тотила имел сильное неудовольствие на Фульгенция, епископа Утрикульского. Когда однажды он приближался к этой стране со своими войсками, епископ послал ему со своими клириками дары, чтобы хотя подарками укротить его безумную ярость. Но Тотила презрительно отверг дары и, пылая гневом, приказал своим воинам, схватив немилосердно епископа, представить к себе на суд. Свирепые готфы, исполнители бесчеловечных повелений своего господина, схватили епископа и, начертав на земле круг, поставили в него Фульгенция и запретили ему малейшее движение с этого места. Когда таким образом угодник Божий под стражею готфов в определенном круге томился от солнечного зноя, вдруг, при блеске молнии и ударах грома, полился столь сильный дождь, что окружавшая святого стража не могла выносить его. А между тем, при этом необыкновенно сильном дожде, ни одна капля не пала в тот круг, в котором находился святой. Как скоро сказали об этом жестокосердому царю, в гордой душе его пробудилось глубокое уважение к епископу, погибели которого он желал с такою неукротимою яростью. Так всемогущий Бог смиряет гордые плотские умы чудесными явлениями Своей силы в кротких рабах Своих! Так Истина, действующая в людях смиренных, покоряет себе людей, гордо возносящихся против заповедей ее. Глава тринадцатаяО Геркулане, епископе Перузийском Недавно благочестивый епископ Флорид рассказал мне об одном очень замечательном чуде. В городе Перузии, говорил он, был епископом святейший Геркулан, мой воспитатель. Он был возведен в священный сан епископа из монастырских настоятелей. Во времена нечестивого царя Тотилы готфское войско осаждало этот город почти семь лет. Многие граждане бежали, не в силах будучи переносить мук голода. В исходе седьмого года готфы овладели, на конец, осажденным городом. Тогда начальник осаждавшего войска послал спросить царя Тотилу, что ему делать с епископом и народом. "Из тела епископа, — отвечал Тотила, — вырежи ремень длиною от головы до пят, и потом, отсеки ему голову, а жителей всех предай мечу". Воинский начальник, возведши благочестивого епископа Геркулана на городскую стену, обезглавил и, уже с мертвого, повелел снять кожу, чтоб из нее вырезать ремень, и потом выбросил тело его за стену. Тогда некоторые благочестивые и сострадательные люди, положив усеченную главу епископа с телом, предали погребению вместе с трупом одного убиенного отрока, найденного возле стены. Спустя сорок дней после кровопролития, царь Тотила объявил, чтобы все жители того города, рассеявшиеся по разным странам, возвращались без всякого опасения. Пользуясь дозволением, граждане, бежавшие из города во время осады, возвратились. Помня, каков был по жизни их епископ, они стали отыскивать место его погребения, чтобы с должною почестью перенести тело его, для погребения при церкви св. апостола Петра. Когда пришли на могилу и разрыли землю, нашли, что тело отрока, похороненного вместе с епископом, так как уже прошло сорок дней, повредилось от гниения и покрыто было червями, тело же епископа оставалось неповрежденным, как будто бы в этот самый день и было погребено. А что более изумительно: глава епископа так плотно приросла к телу, как будто бы никогда не была усечена; даже никаких следов усечения не было заметно. Когда же оборотили тело, чтобы посмотреть, не осталось ли на другой стороне признаков мучения, нашли тело столь целым и полным, как будто бы меч не прикасался к нему. Петр. Кто не изумится таким чудесам, совершающимся над мертвыми для вразумления живых? Глава четырнадцатаяО рабе Божием Исааке Близ города Сполетто, с первых и почти до последних времен владычества готфов, жил некто Исаак, человек благочестивый. Многие знают его, и особенно благочестивая девственница Григория, которая ныне живет в нашем Риме при храме Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Еще в молодых летах она скрылась в церковь под защиту Исаака, когда хотели ее выдать замуж. Ей хотелось посвятить себя иноческой жизни и, при помощи Божией, она достигла желаемого. За то, что она скрылась от жениха земного, она сподобилась иметь Жениха на небе. Многое также узнал я об Исааке из рассказов достопочтенного отца Елевферия. Он коротко знал Исаака, а благочестие его ручается за верность его рассказа. Благочестивый Исаак не был родом италианец, но я расскажу о тех его чудесах, которые он совершил, находясь в Италии. Когда в первый раз из пределов Сирии он пришел в Сполетто, то, вошед в церковь, просил у церковных стражей позволения помолиться, сколько ему будет угодно, и не быть высланным во время священнодействия. Став на молитву, он провел в ней целый день и всю следующую ночь. Второй день и ночь он тоже провел в непрестанной молитве, а наконец, и третий день. Один из церковных стражей, надмеваемый духом гордости, вместо того, чтобы извлечь из этого для себя пользу, извлек только гибельный вред. Он начал толковать и дерзко разглашать о святом, что это — лицемер и обманщик, которому хочется выказаться пред другими своею трехдневною и трехнощною молитвою; потом бросился на раба Божия и начал его бить, чтобы изгнать его из храма с бесчестием, как лицемера-святошу. Но вдруг напал на стража злой дух, поверг его к ногам угодника Божия и устами его начал кричать: "Исаак изгонит меня". Имя пришельца доселе никому не было известно; злой дух, кричавший, что Исаак может изгнать его, обнаружил имя. Раб Божий тотчас распростерся над телом одержимого бесом, и вошедший было злой дух вышел. Случившееся в церкви тотчас сделалось известным по всему городу. Начали стекаться простые и благородные женщины и наперерыв, одна перед другою, старались увести святого в свой дом. Одни предлагали имения, иные — деньги, иные — другие вспоможения, кто что мог, и умоляли святого принять все это на устроение монастырей. Но раб всемогущего Бога, не приняв ничего из предложенного, удалился из города и, невдали нашед уединенное место, построил себе скромное жилище. Многие начали приходить к нему и, его примером возбуждаемые искать жизнь вечной, предавались в послушание и руководство рабу всемогущего Бога. Ученики часто с настойчивостью, хотя и смиренно, просили Исаака принимать в пользу монастыря делаемые приношения, но он, как неусыпный страж нестяжательности, всегда с твердостью отвечал: "Тот не монах, кто ищет земных стяжаний". Он с такою же заботливостью старался сохранить свою нестяжательность, с какою скупые богачи обыкновенно берегут свои гибнущие сокровища. Во время пребывания его в этом монастыре слава о даре пророчества и великих его чудесах распространилась даже по отдаленнейшим странам. Однажды вечером он отдал приказание побросать в монастырский сад железные орудия, которые мы обыкновенно называем заступами. "Бросьте столько-то заступов в сад и поскорее возвратитесь назад", — сказал он своим ученикам. В ту же ночь, восстав с братиею для обычного славословия Богу, он дал им приказание: "Пойдите, сварите нашим работникам похлебку, чтобы к раннему утру она была готова". Поутру он приказал нести приготовленную похлебку и, вошед с братиею в сад, нашел там столько трудившихся работников, сколько приказал оставить заступов. Это были воры. Когда они вошли в сад, их намерение, по действию Божию, изменилось: нашед в саду заступы, они взяли их и, не преставая, работали со времени своего прихода до прихода угодника Божия и возделали все места в саду, остававшиеся еще не возделанными. "Здравствуйте, братия! Вы уже много потрудились. Пора отдохнуть", — сказал им угодник Божий, вошедши в сад. Потом он предложил им принесенную пищу для укрепления после такого напряженного труда. Когда же они довольно подкрепились, святой сказал им: "Не делайте зла, а когда вам понадобится что-нибудь из сада, приходите к воротам, спокойно просите и получите с благословением, а от преступного воровства удержитесь". Потом немедленно приказал дать им овощей сколь возможно более. Таким образом, пришедшие в сад с намерением вредить, возвратились сами безвредно и при сем получили щедрую награду за свой труд. В другое время пришли к Исааку за милостынею какие-то чужестранцы в разодранных одеждах и рубищах, почти нагие. Когда они стали просить у святого одежды, он молча слушал их. Потом, подозвав к себе одного из учеников, дал ему тайное приказание: "Ступай в этот лес, и там, в таком-то месте, увидишь древесное дупло: принеси сюда одежду, которую найдешь там". Ученик отправился, нашел указанное дерево, взял из него одежду и тайно принес учителю. Угодник Божий, взяв ее, отдал лолунагим просителям-чужестранцам, присовокупив: "Вы почти наги: возьмите эту одежду и оденьтесь". Взглянув на одежду, просители тотчас узнали, что это была их одежда, оставленная в лесу, и от стыда сильно смутились. Таким образом, желавшие обманом получить чужую одежду, со стыдом получили опять свою же. В другое время некто, прося молитв святого, послал ему чрез своего раба в дар две полные корзины с пищею. Раб одну корзину утаил и скрыл на дороге, а другую принес к угоднику Божию и изложил пред ним просьбу пославшего его с подарками. Угодник Божий с любовью принял дар и благодарил, но сказал рабу: "Смотри, с осторожностью бери ту корзину, которую ты скрыл на дороге: в нее вползла змея, поэтому опасайся, чтобы при неосторожном прикосновении змея не ужалила тебя". Эти слова привели раба в сильное смущение. С одной стороны он был чрезвычайно рад, что избег смерти, с другой — сильно опечалился. Но он перенес свой стыд, как спасительное наказание. Воротившись к корзине, он тихо и осторожно взял ее и нашел в ней, как предсказал угодник Божий, змею. Таким образом, этот святой с добродетелью воздержания, презрения ко всему скоропреходящему, с даром пророчества соединял необыкновенное прилежание к молитве. Одно, по-видимому, было странно. Иногда он делался столь веселым, что, не зная наперед его, никак нельзя было бы поверить, что он обладал великими добродетелями. Петр. Прошу тебя, скажи, что это значит? По собственному ли произволению он предавался такому веселью, или душа его, обладая великими добродетелями, невольно восторгалась иногда до действительной радости. Григорий. Велико, Петр, домостроительство всемогущего Бога, и большею частью случается так, что тех, которым Бог дарует высшие блага, он лишает низших, чтобы душа их всегда могла чем-либо смиряться, чтобы, стремясь к полному совершенству и не достигая его, трудясь над тем, чего не прияли, и не приобретая своим трудом, они нисколько не гордились тем, что имеют, но да научатся, что они, несильные истребить в себе и малых, ничтожных недостатков, не сами от себя имеют высшие совершенства. Посему-то Господь, когда ввел народ свой в землю обетованную, истребив всех сильных и могучих врагов его, сохранял долее филистимлян и хананеев, да искусит ими Израиля (Суд. 3.4), как говорится в Писании. Таким образом, как я сказал", иногда Господь попускает оставаться каким-нибудь малым недостаткам в тех, которым дарует великие совершенства, чтобы они имели, с чем бороться, и не возгордились бы после победы над сильными врагами, когда их беспокоят еще враги самые слабые. Так чудно одна и та же душа и крепнет в добродетели, и томится слабостью, дабы видя с одной стороны в себе благоустроение, а с другой — неустройство, и не удовлетворяемая в своем стремлении получить недостающее благо, она в смирении сохраняла то, что имеет. Но удивительно ли это в человеке, когда и часть граждан высшей области пала, а другая осталась твердою, дабы избранные духи Ангельские, видя падение своих братии чрез гордость, тем крепче утвердились смирением. И как в той области потеря принесла пользу потому, что самое расстройство ее послужило к большему утверждению и к вечной непоколебимости ее, так происходит и в каждой душе: незначительный недостаток, как страж смирения, сохраняет ее для высших приобретений. Петр. Доволен твоим объяснением. Глава пятнадцатаяО рабах Божиих Евтихии и Флоренции Григорий. Передам тебе и то, что узнал из рассказов достопочтенного Санктула, пресвитера той же области. В рассказе его ты не усомнишься: потому что знаешь его благочестие и правдивость. В то
же самое время в пределах Нурсийской области жили два инока: имя
первого Евтихии, а второго — Флоренции. Евтихии отличался духовною
ревностью и пламенною любовью к добродетели. Посему главною его
заботою было сколько возможно большее число людей обратить словом на
путь богоугодной жизни. Флоренции вел жизнь простую; главным его
занятием была молитва. Случилось, что неподалеку от них в одном
монастыре умер настоятель. Монастырская братия пожелала на месте его
иметь у себя Евтихия. Евтихии принял их просьбу и несколько лет
управлял монастырем, руководя души учеников в подвигах иноческого
жития. Но не желая, чтобы келия, в которой он прежде жил, оставалась
пустою, он дозволил в ней поселиться благочестивому Флоренцию.
Обитая в сем уединенном жилище, Флоренции однажды повергся пред
всемогущим Богом с молитвою: да будет ему дарована какая-либо помощь
для пребывания в этом жилище. По окончании молитвы святой вышел из
келии и видит, что у дверей ее стоит медведь. Склонив голову к земле
и в своих движениях не обнаруживая никаких признаков зверства,
медведь тем самым ясно давал знать, что пришел на послушание к
угоднику Божию, и святой тотчас же познал это. При той же келии
осталось четыре или пять овец, но пасти их было некому. "Ступай,
выгони этих овец на пастбище, — сказал святой медведю, — а в шестом
часу возвратись с ними опять сюда". Отселе постоянно медведь
исполнял должность пастуха; и этот кровожадный зверь пас овец,
которых прежде пожирал. Когда угодник Божий постился, он повелевал
медведю возвращаться с овцами в девятом часу, а в другие дни — в
шестом. И медведь всегда повиновался повелению угодника Божия:
получая приказание являться в девятом часу, не возвращался в шестом,
а получив приказание явиться в шестом, не возвращался в девятом. Так
прошло много времени, и слава об этом чуде далеко начала
распространяться. Но исконный враг тем самым, что служит к
преуспеянию добродетельного человека в славе, старается злых людей
ввергнуть в погибельную зависть. Четверо из учеников благочестивого
Евтихия сильно возненавидели Флоренция за то, что он, живя в
уединении, посредством чудес, каких не творит и учитель их Евтихий,
стяжал славу, и, тайно сговорившись, убили медведя. Когда после сего
медведь не возвратился в определенный час к Флоренцию, он стал его
ждать. Наконец, когда наступил вечер, святой сильно обеспокоился,
что не возвращается зверь, а на следующий день сам отправился в поле
отыскивать медведя и овец, и первого нашел убитым. После тщательных
розысков он узнал, кем был убит медведь. Тогда начал святой плакать,
скорбя более о злобе братии (монастырских), нежели об убиении
медведя. Благочестивый Евтихий, призвав Флоренция к себе, старался
его утешить. Но угодник Божий, сокрушаемый глубокою скорбью, при
Евтихий молитвенно произнес следующие слова: "Я уверен, что
всемогущий Бог пред очами всех воздаст им должное за их злобу еще в
настоящей жизни: они убили медведя, не сделавшегоанским
добродетелям, и Божественной благодати» 279. НЕЛЬЗЯ БЫТЬ УЧЕНИКОМ ИЛАРИОНОВЫМ Даже если бы кавказский Иларион и не дошел до такой степени самообольщения,
чтобы изобретать и проповедывать нечто «свое», нечто «новое», несогласное ни с
аскетическими наставлениями, ни тем более, с догматическим учением Святых и
Богоносных Отцов Церкви, то и тогда, братия, нельзя признать «истинным» и
принять руководство такого «старца», который сам себя восхваляет, сам себя
признает и называет «святым», «великим» и все прочее. Ибо преподобный Марк
подвижник сказал: «Не бывай ученик хвалящего себя самого, да не вместо
смиренномудрия, гордости научишися» 280. Впрочем все это и есть закономерный плод и одновременно опознавательный
признак прелести «мнения». ПРЕДЕЛЫ СВЯТЫХ ОТЦОВ – ПРЕДЕЛЫ ПРАВОСЛАВИЯ Усвоивший себе пагубное самосознание, сказавшееся в великом
самопревозношении, кавказский пустынножитель легко вышел за пределы
святоотеческого учения Церкви, а вместе с этим и за пределы истины. И об этом
самым убедительным образом свидетельствует не кто иной, как сам же Иларион.
Говоря языком крайней самоуверенности столь же крайнего самопревозношения, он,
- имея в виду изложенное им в книге «На горах Кавказа» «новое» догматическое
учение о имени Божием как Самом Боге по существу, - величественным тоном пишет
в одном из своих писем на Святую гору Афонскую: «Положение догмата, сделанное
нами, важное, необычайное, чрезвычайное, и в таком виде, как мы его поставили,
не встречается нигде» 281. ИЛАРИОН ВЫШЕЛ ЗА ПРЕДЕЛЫ ИСТИНЫ (вверх)
ПРАВИЛО 1-Е Святого Вселенского Шестого Собора гласит: «Божиею благодатию
определяем хранити неприкосновенну нововведениям и изменениям веру… Кратко
рещи, постановляем, да вера всех в Церкви Божией прославившихся мужей, которые
были светильниками в мире, содержа слово жизни, соблюдается твердою и да
пребывает до скончания века непоколебимою, вкупе с богопреданными их писаниями
и догматами». САМ ИЛАРИОН ПРИЗНАЕТ СЕБЯ ЕРЕТИКОМ «Пустынник Кавказских гор, лесов и ущелий», составитель книги «На горах Кавказа», выступает с таким учением о Боге и о имени Божием, какого нет у Святых Отцов и учителей Церкви. И это со всею несомненностью удостоверяется прежде всего приводимыми, в великом множестве прямыми свидетельствами, т.е. словами самих Богоносных Мужей. Но, кроме того, и сам Иларион открыто заявляет, что предлагаемое им догматическое учение о имени Божием, да и связанное с ним нравственное, «не встречается нигде». В этом отношении Иларион прав, но не совсем. Ибо учение, проповедуемое Иларионом, действительно «не встречается» у Святых Отцов, как учение святоотеческое, но зато оно встречается у еретиков IV в. – Аэция и Евномия, и вообще у евномиан или аномеев. Эти еретики учили, что в имени Божием познается Само Непостижимое Существо Божие. Великие же Отцы и Вселенские Учители Церкви – святые Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, а также святой Григорий Нисский и другие, опровергли это еретическое лжемудрование. Современный же Иларион явился лишь жалким последователем тех древних еретиков, отлученных от Церкви Православной. И ложное иларионово мудрование давным давно опровергнуто «Светилами Церкви» и в лице древних еретиков предано отлучению. НА ИЛАРИОНЕ – АНАФЕМА ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА На что же рассчитывал кавказский пустынник выступая с учением,
позаимствованным у анафематствованных еретиков?! Ведь в упомянутом выше правиле
1-ом святого Вселенского Шестого Собора говорится еще и следующее: «Аще же
кто-либо из всех не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия и
не так мыслит и проповедует (как учат Святые Отцы), но покушается идти противу
оных: тот да будет анафема, по определению, прежде постановленному
предупомянутыми Святыми и Блаженными Отцами». 6. ИЛАРИОНОВО «ПОСТИЖЕНИЕ» В ИМЕНИ БОЖИЕМ СУЩНОСТИ БОЖЕСТВА ЕСТЬ ПЛОД ПРЕЛЕСТИ «МНЕНИЯ» (вверх)
ПРЕЛЕСТНОЕ МЕЧТАНИЕ О БОЖЕСТВЕ На этой почве, на почве прелести «мнения» высокоумствующему Илариону представляется,
что он через свое духовное созерцание (через мысль или философствование) постиг
Саму Сущность Непостижимого Божества. И эта Сущность мечтается ему в некой
весьма отвлеченной форме, в форме «имени Божия». Но об этом как раз и
предупреждает подвизающегося тонкий изъяснитель сетей и козней прелести вражией
– святой Григорий Синаит: «Началом мнимаго созерцания, (созерцания
фантастического), служит «мнение» (притязательное на всезнайство), которое
научает (прельщаемого) мечтательно представлять Божество в какой-нибудь
образной форме (в то время как Оно – безобразно!), за чем следует прелесть,
вводящая в заблуждение мечтаниями, и порождающая хуления» (т.е. богохульное
понимание и учение о Божестве) 286. Понять ошибочность пустынника Илариона со всею ясностью нельзя, если не
учесть того, что корни Иларионовой прелести надо искать не только прежде его
пустынножительства, но даже и прежде монашества. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (вверх)
|
Наши партнеры: |