Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая

 православные библиотеки.


 

 

Иером. Игнатий (Душеин)

АБИССАЛЬНЫЕ (глубоководные) ГЛУБИНЫ

О произведениях архим. Софрония (Сахарова)

Бывало, света, как такового, я не видел, и, однако, мой взор проникал в абиссальные глубины. Душа в болезненном отчаянии взывала к Богу.

Арх. Софроний (Сахаров) [1]

В умном делании, в самом покаянии, должно избегать чрезмерности. Надо делать в великой тихости. Правильность такого делания свидетельствуется миром, приносимым душе.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) [2]

 

Резкий контраст со Святоотеческой традицией духовной жизни, раскрытой в творениях Святителя Игнатия, можно увидеть и в духовном опыте и учении покойного архимандрита Софрония (Сахарова). Возможно на этот опыт повлияло его увлечение “мистической философией нехристианского Востока” [3], длившееся около восьми лет [4].

“Мой путь, мои опыты по характеру своему, вероятно, не совсем обычны” [5] – пишет архимандрит Софроний в предисловии к своей книге “Видеть Бога как Он есть”. С этим нельзя не согласиться. Насчет “особых путей” полезно вспомнить слова Святителя Игнатия: “… я воспитан учением Святых иноков и от всякого пути особенного устраняюсь. Путем особенным, по особенному избранию и призванию Божию может идти угодник Божий, что случается очень редко. Наиболее путем особенным идут или находящиеся в самообольщении, или направившиеся к самообольщению. Нам должно держаться вдали и в осторожности от всех, идущих путем особенным, загадочным” [6]. Удивительно и само названии книги арх. Софрония: “Видеть Бога как Он есть” – Тайнозритель Св. Апостол Иоанн Богослов говорит: “Бога не видел никто никогда” (Иоанн [1, 18]). Увидеть Бога “как Он есть”, то есть познать Его сущность невозможно – это догмат Православной Церкви.

Первое, что бросается в глаза при чтении книг арх. Софрония – эмоциональная насыщенность, напряженность, порывистость: “Сильное желание порвать со всем прежним принимало форму ненависти к себе в моем прошлом” [7]. “В начале этого страшного, но все же благословенного периода преобладала безнадежная скорбь в молитве, сопровождавшейся нередко ощущением огня. Природу сего Огня я не узнавал; да и не искал я ему объяснения…” [8]. (А было бы полезно поискать этого объяснения: “Не ошибитесь! человеческого разгорячения не сочтите действием Божественного огня. – Пишет святитель Игнатий – Многие ошиблись и впали в пагубное самообольщение. Из состояния разгоряченного возникли бесчисленные заблуждения и наполнили лжеучениями землю. За этими мрачными облаками скрывается от мира Солнце правды” [9].) “Описываемое мною время отчаянного покаяния…” [10]; “Мой грех против Его любви предносился мне в своей кошмарной сущности…” [11]; “Молитва принимала форму томительного отчаяния…” [12] “В моих безумных молитвах я бывал несдержанным, даже дерзким…” [13]. Совсем иному учит святитель Игнатий: “В умном делании, в самом покаянии, должно избегать чрезмерности. Надо делать в великой тихости. Правильность такого делания свидетельствуется миром, приносимым душе” [14]; “… не должно унывать; видя возникающее в себе разнообразное зло, должно постоянно противиться ему и исторгать его из себя. Труд и подвиг пожизненные” [15]. Чтение книг арх. Софрония заставляет вспомнить многие определения, данные Святителем Игнатием всем писаниям такого духа: “Они тотчас влекутся и влекут читателей своих к высотам недоступным для новоначального, заносятся и заносят. Разгоряченная, часто исступленная мечтательность заменяет у них все духовное, о котором они не имеют никакого понятия. Эта мечтательность признана ими благодатию[16]. “Где разгорячение, – там нет истины, оттуда не может произойти ничего доброго, ничего полезного: тут кипит кровь, тут дымится и строит воздушные замки лжеименный разум. Кротость и смирение, которых действие сопровождается каким-то тонким хладом, но потом является в бесчисленных благих плодах, – свидетели неподдельного, истинного, божественного добра” [17].

Может быть именно по причине “особенного пути” некоторые высказывания арх. Софрония о себе представляются не вполне соответствующими духу и языку святых Отцов, например: “Лишь отчасти испытал я восторг (опять восторг! – составитель) духовной свободы”; “Это было начальным опытом царственной свободы моей души” [18].

Конечно, многие мысли в писаниях арх. Софрония взяты из Святоотеческих творений, но, как в свое время сказал Святитель Игнатий об известном духовном произведении Н.В.Гоголя: “… книга Гоголя не может быть принята целиком и за чистые глаголы Истины. Тут смешение; тут между многими правильными мыслями много неправильных[19].

В этом кратком предисловии нет претензии на глубокий анализ писаний арх. Софрония и тем более его духовного опыта. Более того, составители не берутся утверждать о прелестности или ложности этого опыта, но, предлагая вниманию читателей учение о молитве Святых Отцов, изложенное Святителем Игнатием, составители сочли необходимым предостеречь стремящихся изучить путь молитвенный “от всякого пути особенного”, от полного доверия книгам, которые “влекут читателей своих к высотам недоступным для новоначального”. Старец из “Беседы с учеником” Святителя Игнатия признавал новоначальным и ученика и себя, тем более для нас такая самооценка существенно необходима.

“В начале моей жизни на Афоне, – пишет архимандрит Софроний, – помню, я просил одного пустынника говорить мне о молитве. Усмотрев в моей просьбе желание услышать о великой молитве, он ответил: “Будем говорить о том, что в пределах нашей меры; беседа о том, что выше нас, может вмениться в празднословие” [20]. Истинно так!


Примечания:

[1] “Видеть Бога как Он есть” Стр. 139. Stavregic monastery of St. John the Baptist. Essex 1985. Далее все цитаты арх. Софрония из этой книги.

[2] “Собрание Писем Святителя Игнатия” Письмо 551 (705, 238)

[3] “Видеть Бога как Он есть”. Стр. 11.

[4] Там же. стр. 30

[5] Там же. стр. 5

[6] “Собрание Писем Святителя Игнатия” Письмо 553 (707, 240)

[7] “Видеть Бога как Он есть”. стр.26

[8] Там же. стр.31

[9] “Собрание Писем Святителя Игнатия” Письмо 217 (311, 42)

[10] “Видеть Бога как Он есть”. стр. 31

[11] Там же. стр. 34

[12] Там же. стр. 48

[13] Там же. стр. 81

[14] “Собрание Писем Святителя Игнатия” Письмо 551 (705, 238)

[15] Там же. Письмо 351 (459, 255)

[16] Там же. Письмо 219 (313, 44)

[17] Там же. Письмо 217 (311, 42).

[18] “Видеть Бога как Он есть”. стр. 116

[19] “Собрание Писем Святителя Игнатия” Письмо 303 (403, 52)

[20] “Видеть Бога как Он есть”. стр. 61


Библиотека форума "Православная беседа":




Наши партнеры:
Hosted by uCoz