Извольте все сие сообразить,
и взять в руководство, и почаще прочитывать,
чтобы поновлять в памяти, как должно действовать.
Свт. Феофан Затворник
НАВЫК К ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ
СРЕДСТВО, А НЕ СУЩЕСТВО ДЕЛА
Иисусова молитва не есть непрестанная молитва,
но лишь подспорье к ней
Пришло желание учиться молитве Иисусовой. Бог
благословит! Но делание молитвы Иисусовой не есть
непрестанная молитва, а только подспорье к ней...
Непрестанная молитва есть дар благодати... и о сем молиться
надо: "Господи, даруй мне непрестанно Тебе молиться!"
Состоит сия молитва не в словах, а в чувстве к Богу
неотходном. О сем чувстве и заботиться должно и его
возгревать. (10, 111)*
* Номер источника и страницы (см. Библиографию
на с. 102).
Кто останавливается на одной Иисусовой молитве,
тот останавливается на полдороге
Говорят: "Стяжи молитву Иисусову", т.е. молитву
внутреннюю. Молитва Иисусова есть хорошее к внутренней
молитве средство, но сама по себе не внутренняя, а внешняя
молитва. Которые навыкают ей, хорошо очень делают. Но если
на одной на ней останавливаются, а дальше нейдут, то они
останавливаются на полдороге...
При молитве Иисусовой Богомыслие все же необходимо:
иначе это сухая пища. Хорошо, у кого навязло на языке имя
Иисусово. Но можно при этом совсем не помнить о Господе и
даже держать мысли, противные Ему. Следовательно, все
зависит от сознательного и свободного к Богу обращения и
труда держать себя в этом с рассуждением. (6, 19)
Дело не в словах, а в вере и чувстве
Делание молитвы Иисусовой просто: стать вниманием в
сердце пред лицем Господа и взывать к Нему: "Господи Иисусе
Христе Сыне Божий, помилуй мя!" Дело не в словах, а в вере,
сокрушении и предании себя Господу. С сими чувствами можно
предстоять Господу и без слов... и это будет молитва. (6, 224)
Бывает, и молитва Иисусова есть, и теплота есть,
а молитвы настоящей нет
Навык молитвенный не вдруг образуется... а требует
долгого труда и претруждения себя. Вот в сем-то труде
образования молитвенного навыка лучше всего помогают
Иисусова молитва и сопровождающая ее теплота. Заметь, отец,
что они есть средства, а не самое дело. Возможно, и молитва
Иисусова есть, и теплота есть, а молитвы настоящей нет. Как
это ни странно, а бывает так! (7, 63)
Не все, имеющие навык к Иисусовой молитве,
вкушают плодов ее
Велика сила этой молитвы, по изображению св. отцов; а
между тем на деле видим, что не все, имеющие навык к ней,
причастны этой силе, не все вкушают от плодов ее. От чего
это? От того, что сами хотят забрать в свое владение то,
что принадлежит дарованию Божию и есть дело благодати
Господней. Начать повторять эту молитву утром, вечером,
ходя и лежа, за делом и на досуге есть наше дело: на это не
требуется особой помощи Божией. Трудясь все в том же
порядке, можно самому дойти до того, что язык и без нашего
сознания все будет повторять эту молитву. Может последовать
за этим и некое умирение помыслов, и даже своего рода
сердечная теплота: но все это будет, как замечает в
"Добротолюбии" инок Никифор, дело и плод наших усилий.
Остановиться на этом значит то же, что удовольствоваться
уменьем попугая произносить известные слова, даже такие,
как "Господи, помилуй". Плод от этого такой: будешь думать,
что имеешь, тогда как ровно ничего не имеешь. Это и
случается с теми, у кого во время навыкновения этой
молитве, поколику то зависит от нас, не раскрывается
сознание того, в чем существо ее. (14, 167)
Существо дела установиться в памяти Божией
Существо дела в том, чтоб "установиться в памяти Божией,
или ходить в присутствии Божием". Можно всякому сказать:
"Как хочешь, только добейся до этого... Иисусову ли молитву
творить... поклоны ли класть, в церковь ли ходить... что
хочешь делай, только добейся до того, чтобы быть всегда в
памяти Божией". Помню, в Киеве я встретил человека, который
говорил: "Никаких приемов не употреблял я и молитвы
Иисусовой не знал, а все, что тут пишется, было и есть. А
как, я и сам того не знаю. Бог дал!"
Это что Бог дал или даст иметь надо в
цели, чтобы не смешать самодельщины с даром благодати. (6,
17-18)
Навык к Иисусовой молитве
должен быть с мыслию о Господе
Навыкай творить молитву Иисусову, чтобы навязла на язык,
но всегда с мыслию о Господе. Если при сем ко Господу
воздыхать из сердца будешь, это будет умная молитва, а не
слова молитвы Иисусовой. (7, 58)
Иные забывают о вопиянии из сердца
и пусты бывают от благодати
Я против того говорю, что иные совсем забывают о
вопиянии из сердца...
Вся забота у них о словах и положении тела, и, отчитав в
сем положении известное число молитв Иисусовых с поклонами,
опочивают на сем с некиим самомнением и осуждением ходящих
в церковь на общую уставную молитву. Иные весь век так
проживают и пусты бывают от благодати. (10, 189-190)
Одно повторение слов Иисусовой молитвы ничего не значит
Молитва Иисусова не талисман какой. Сила ее от веры в
Господа и глубокого с Ним сочетания сердца и ума. При таких
расположениях призываемое имя Господа оказывается
многодейственным. Одно повторение слов ничего не значит. (15, 133)
Оглавление