ЧТО ЕСТЬ НЕПРЕСТАННАЯ МОЛИТВА
Молитва, которая сама молится
Все мы молимся; но есть молитва, которая сама молится и
увлекает вслед за собою всего внутреннего человека. Кто это
испытывает, тот только и знает, что есть молитва. (14. 18)
Она от благодати и чистой совести
Есть молитва, которую сам человек творит; и есть
молитва, которую Бог дает молящемуся (1 Цар. 2, 9)...
Сначала, когда приступает кто ко Господу, первое дело
молитва. Начинает он ходить в церковь и дома
молиться по молитвенникам и без них. Но мысли все
разбегаются. Никак с ними не управится. Чем, впрочем,
больше трудится в молитве, тем больше мысли все улегаются и
улегаются, и молитва становится чище. Однако ж атмосфера
души не очищается, пока не затеплится духовный огонек в
душе. Огонек сей есть дело благодати Божией, но не
особенной, а обшей всем. Он является вследствие известной
меры чистоты во всем нравственном строе человека ищущего.
Когда затеплится сей огонек или образуется постоянная в
сердце теплота, тогда бурление помыслов останавливается.
Бывает с душою то, что с кровоточивою: ста ток крове ея
(Лк. 8, 44.). В этом состоянии молитва, больше или меньше,
подходит к непрестанной. Посредницею ей служит молитва
Иисусова. И это есть предел, до которого может доходить
молитва, самим человеком творимая! (9, 240)
Молитва углубленная, молитва непрестанная и другие
проявления молитвенной благодати все от благодати...
Наш посильный, но всеусердный и постоянный труд.
Искомая молитва благодать. Придет срок и дана
будет. Надобно только не нерадеть, искать всеусердно и все
возможное употреблять. Но главное чистая совесть.
Ибо благодать молитвы есть благодать приискреннего
Богообщения. С Богом же в общение ничто нечистое придти не
может. (10, 35)
Она чувство к Богу неотходное,
не имеющее нужды в словах
Слыхали вы, что есть непрестанная молитва? Возжелайте и
взыщите. Станете искать и обрящете. Зародыши ее есть уже у
вас: это чувство к Богу, по временам бывающее. У вас оно
было в силе; но вы допустили охладеть ему. И оно приходит
по временам. Вот это чувство старайтесь сделать постоянным
и это будет непрестанная молитва... Помоги вам
Господи найти такое к Нему чувство. Тогда всем оплошностям,
вялостям и разленениям конец!!! (6, 212)
Чувство, что душу тянет ко Господу, есть сокровенная
молитва, и оно одно может заменить молитвословия... Ибо
оно-то и есть непрестанная молитва! (8, 238)
Трезвение должно быть непрерывно, как непрестанна
молитва. То и другое укоренится в душе, когда водрузится в
сердце чувство к Богу теплое, и сладостное, и
благоговейное, проникнутое страхом Божиим. (8, 242)
Ум, стоя в сердце, зрит Бога и умно исповедуется Ему
призыванием Его... Чувство к Богу есть непрестанная молитва
без слов. (10, 221)
Да дарует вам Господь непрестанную сердечную молитву,
которая не имеет нужды в словах, а сама по себе стоит и
есть Богу угодна и для души плодотворна. (18, 244)
Священное Писание заповедует непрестанно молиться
Непрестанно молитеся (1 Сол. 5, 17). И в других
посланиях св. Павел заповедует пребывать (Рим, 12, 12) и
терпеть в молитве, бодрствующе в ней (Кол. 4, 2).
всякою молитвою и молением молиться на всяко
время духом (Еф. 6, 18). Постоянству и неотступности в
молитве научает и Сам Спаситель притчею о вдовице,
неотступностию прошения умолившей неправедного судию (Лк.
18, 1 и далее). Видно, что непрестанная молитва есть не
случайное предписание, а неотъемлемая черта духа
христианского. Жизнь христианина, по Апостолу, сокровенна
со Христом в Боге (Кол. 3, 3). В Боге и пребывать ему
неотлучно должно вниманием и чувством, что и есть
непрестанная молитва. С другой стороны, всякий христианин
есть храм Божий, в коем живет Дух Божий (1 Кор.
3, 16; 6, 19; Рим. 8, 9). Сей-то Дух, всегда в нем пребывающий
и ходатайствующий, молится о нем всегда воздыханиями
неизглаголанными (Рим. 8, 26), научая его самого
непрестанной молитве. Самое первое воздействие благодати
Божией, обращающей к Богу грешника, обнаруживается
устремлением его ума и сердца к Богу. Когда потом, по
покаянии и посвящении жизни своей Богу, благодать Божия, со
вне действовавшая, чрез таинства низойдет в него и пребудет
в нем, тогда делается в нем неизменным и всегдашним и то
устремление ума и сердца к Богу, в коем существо молитвы.
Оно обнаруживается в разных степенях и, как всякий другой
дар, должно быть возгреваемо (2 Тим. 1,6). Возгревается же
по роду своему: трудом молитвенным и особенно терпеливым и
целесообразным пребыванием в молитвах церковных. (16, 218-219)
Оглавление