Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая

 православные библиотеки.


 

 

Святитель Феофан Затворник
Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни

81

     Пишете, что одичала и состояние охлаждения продолжается. – Молитесь усерднее и терпеливо ведите установившиеся у вас порядки благочестной жизни. Смилуется Господь и восстановит в вас прежнее благонастроение. Но припоминайте чаще, как все случилось, и все облагайте покаянными чувствами. От чего одичали? От того, что теплота ушла. Теплота каким путем ушла? Путем рассеяния. Рассеяние же откуда? От потери внимания ко Господу. А это от чего? А это от допущения льгот и послаблений. Льготы же и послабления по каким резонам и в каких надеждах допущены? По чувству, что мы с вами уже довольно потрудились, почему позволительно нам и отдохнуть, – и по той высокоумной уверенности, что если и случится какое расстройство, долго ли нам восставить все в должный чин? Знаем ведь уж все порядки духовной жизни. Припоминайте все это и все обливайте слезами. За последнее присвоение непринадлежащих нам прав и самонадеянность особенно и отступила Божия благодать. Увы и ах! Хорошо, что скоро хватились. Но все же придется потрудиться до поту, ибо Господь не любит поблажать. Своим умом вы не научились ценить как должно внутреннее благонастроение и тщательно блюсти его, как первое сокровище. Теперь Господь сам научит вас тому и другому – опытом. Как это первый еще опыт вашей оплошности, или вашего своеволия, то очень возможно, что Господь скоро возвратит вам потерю вашу. – Но всяко возвратит; только прибегайте к Нему усерднее с сокрушением и верою. Трудитесь. Благослови Господи!
     Опять у вас выступает обычная ваша философия о непричастности лукавого врага к делам нашим. Говоря: «Сама виновата», – правду говорите. Как ни будь сильно искушение от врага и как ни очевидно будет, что оно от него, – вина вся все же падает на согрешившего; ибо не склонись он на искушение, греха и не было бы. Склонение же всегда есть дело произволения. И вы кругом виноваты; но дело не обошлось без подсказки и подталкивания со стороны врага. Ни одного греха не бывает без его встревания, но это никого не извиняет. И вас не извиняет. Все мысли, какими дошли вы до права дать себе льготу и развлечение, были им внушены и навеяны. Затем им же разжигалась волька–дать себе нагуляться, наговориться и наглядеться досыта. Но вслед всего этого шло добровольное ваше согласие, которое и делает вас во всем вполне виновной. Бросьте-ка всякое мудрование, а беритесь тщательнее себе внимать и всякое помышление проводить сквозь огнь молитвы ко Господу Спасителю. Устоит? – Добре. Не устоит? – И пусть исчезает.

Духовник не наложил на вас епитимии. – Напрасно. Кладите по три поклона земных утром и вечером, – месяц, – с приличными словами: «Господи, прости меня, небрежную, рассеянную, много о себе подумавшую и на себя понадеявшуюся». Господь увидит смирение ваше и труд, и оставит вам грех ваш, и смилуется над вами.



Наши партнеры:
Hosted by uCoz