Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая

 православные библиотеки.


 

 

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТИХИЗИС
Образ имей здравых словес, ихже от мене слышал ecu, в вере, и любви, яз*се о
Христе Иисусе (2 Тим. 1, 13)*.
Введение
Предварительные понятия
1. Православный катихизис есть наставление "в православной вере христианской,
преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.
2. Катихизис в переводе с греческого языка значит оглашение, изустное
наставление, а в соответствии с употреблением со времен апостольских этим словом
обозначается первоначальное учение о православной вере христианской, всякому
христианину необходимое (см. Лк. 1, 4, Деян. 18, 25).
3. Для благоугождения Богу и для спасения души нужно, во-первых, познание
Истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела.
4. Вера нужна потому, что, как свидетельствует слово Божие, без веры не возможно
угодити Богу (Евр. 11, 6).
5. С верой должны быть нераздельны жизнь по вере и добрые дела, потому что, как
свидетельствует слово Божие, вера без дел мертва есть (Иак. 2, 20).
6. По объяснению святого апостола Павла, вера есть уповаемых извещение, вещей
обличение невидимых (Евр. 11, 1). То есть уверенность в невидимом - как бы в
видимом, в желаемом и ожидаемом - как в настоящем.
7. Различие между знанием и верой заключается в том, что знание имеет предметом
видимое и постигаемое, а вера - невидимое и даже непостижимое. Знание
основывается на опыте или исследовании предмета, а вера - на доверии к
свидетельству истины. Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на
сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях.
8. В учении благочестия требуется не только знание, но и вера, потому что
главный предмет этого учения есть Бог, Невидимый и Непостижимый, и Премудрость
Божия, в тайне сокровенная. Поэтому многие части этого учения не могут быть
объяты знанием разума, но могут быть приняты верой. Вера,- говорит святой Кирилл
Иерусалимский,- есть око, озаряющее всякую совесть; она сообщает человеку
ведение. Ибо,- говорит пророк,- ащ е не уверите, не имате разу мети (Ис. 7, 9)
(Огласительное поучение, 5).
9. Святой Кирилл объясняет необходимость веры еще таким образом: Не только у
нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что
совершается в мире дамсе людьми чуждыми Церкви, совершается верою. На вере
утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет про-израстшие плоды,
тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу
свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии,
земле, предают самих себя неизвестным надемсдам и имеют при себе только веру,
которая для них надемснее всякого якоря (Огласительное поучение, 5).
Перечень полных названий книг Священного Писания Ветхого Завета и Нового Завета
см. на с. 112.
Примечание редактора. Настоящая публикация -это "Пространный христианский
катихизис Православный Кафолическия Восточныя Церкви, разсматриванный и
одобренный Святейшим Правительствующим Синодом и изданный для преподавания в
училищах и для употребления всех православных христиан". Москва, Синодальная
типография, 1913. Этот катихизис обычно называют "Филаретовским": его составил
по поручению Синода Преосвященный митрополит Московский и Коломенский Филарет
(Дроздов; t1867).
В данном случае орфография текста изменена применительно к современной практике,
проведена замена многих грамматических архаизмов, даны некоторые уточнения - все
это делалось с таким расчетом, чтобы не изменить содержания и не исказить смысла
текста.
Принцип подачи текста катихизиса (а он представляет собой классическую
диалоговую схему: вопрос- ответ) несколько изменен: сняты вопросы и
соответственно буквенные обозначения вопросов и ответов ("В"и "О") и оставлены
только ответы. В тех случаях, когда вопрос был органически связан с ответом и
механическое снятие вопроса отражалось на понимании ответа, содержание вопроса
соединялось с текстом ответа.
Введена (чего не было в катихизисе) сплошная нумерация каждого из положений
катихизиса.
Цитаты из Священного Писания и из творений святых отцов оставлены, как и в
издании 1913 года, на церковнославянском языке, однако трудные для понимания
слова и словосочетания даны с переводами их на русский язык.
80
Об Откровении Божественном
10. Учение православной веры мы черпаем из Откровения Божественного.
11. Под наименованием Божественного Откровения разумеется то, что Сам Бог открыл
людям, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его.
12. Бог дал такое Откровение для всех людей, как всем нужное и спасительное, но
поскольку не все люди способны непосредственно принять Откровение от Бога, то Он
избрал особых провозвестников Откровения Своего, которые передали бы его всем
людям, желающим его принять.
13. Не все люди способны непосредственно принять Откровение от Бога по греховной
нечистоте и немощи духа и тела.
14. Провозвестниками Откровения Божия были Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие
пророки. Они приняли и проповедовали начала Откровения Божия; в полноте же и
совершенстве принес на землю Откровение Божие Воплощенный Сын Божий, Господь наш
Иисус Христос, и распространил его по вселенной через Своих учеников и
апостолов.
Апостол Павел говорит в начале своего Послания к евреям: Многочастне и
многообразие древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих
глагола нам в Сыне, Егомсе положи наследника всем, Иммсе и веки сотвори (Евр. 1,
1 - 2).
Тот же апостол пишет к коринфянам: Глаголем премудрость Бомсию, в тайне
сокровенную, юже пред-устави Бог прежде век в славу нашу, юже никтоже от князей
века сего разуме: нам же Бог открыл есть Духом Своим. Дух бо вся испытует, и
глубины Божия (1 Кор. 2, 7 - 8, 10).
Евангелист Иоанн пишет в Евангелии: Бога никтомсе виде нигдемсе, Единородный
Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (1, 18).
Сам Иисус Христос говорит: Никтомсе знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает,
токмо Сын, и ему-же аще волит Сын открыты (Мф. 11, 27).
15. Человек может познавать Бога из рассматривания (исследования.- Ред.)
сотворенных Богом вещей; но это познание бывает несовершенным и недостаточным и
может служить только приготовлением к вере или некоторым пособием к познанию
Бога из Его Откровения.'
Невидимая бо Его от создания мира твореньми помышляема, видима суть, и
присносущная сила Его и Божество (Рим. 1, 20).
Сотворил есть от единыя крове весь язык человечь, жити по всему лицу земному,
уставив предучиненная времена и пределы селения их, взыскати Господа, да поне
осямсут Его и обрящут, яко не далече от единаго коегождо нас суща. О Нем бо
мсивем, и движемся, и есмы (Деян. 17, 26 - 28).
В разсуукдении веры в Бога предшествует помышление то, что Бог есть, которое
(помышление) мы снискиваем чрез сотворенные вещи. Прилеж;но разсма-тривая
творение мира, познаем, что Бог Премудр, Всемогущ, Благ; познаем также и все
невидимыя Его свойства. Таким образом Его яко Верховнаго Правителя приемлем.
Поелику всего мира Творец есть Бог,
а мы составляем часть мира, следственно, Бог есть Творец и наги. За сим
познанием следует вера, и за сею верою поклонение (Василия Великого, Послание
232).
О Священном Предании и Священном Писании
16. Божественное Откровение распространяется между людьми и сохраняется в
истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного
Писания.
17. Под наименованием Священного Предания понимается то, что истинно верующие и
чтущие Бога словом и примером передают один другому и предки потомкам - учение
веры, Закон Божий, таинства и священные обряды.
18. Все истинно верующие, соединенные Священным Преданием веры, в совокупности и
преемственно, по устроению Божию, составляют Церковь, которая и есть верное
хранилище Священного Предания, или, по изречению святого апостола Павла, Церковь
Бога жива, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15).
Святой Ириней пишет: Не должно у других искать истины, которую легко
заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в
полноте поломсили все, что принадлемсит истине, так что каждый желающий может
принимать от нея питие жизни. Она есть дверь мсизни (Против ересей, кн. 3, гл.
4).
19. Священным Писанием называются книги, написанные Духом Божиим через
освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обычно эти книги
называются Библией.
20. Слово Библия - греческое. Оно значит: Книги. Этим названием выражается то,
что священные книги преимущественно перед всеми прочими достойны внимания.
21. Древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия есть
Священное Преда- W> ние. От Адама до Моисея не было священных книг. Сам Господь
наш Иисус Христос Божественное учение Свое и установления передал ученикам Своим
словом и примером, а не книгой. Тем же способом сначала и апостолы
распространяли веру и утверждали Церковь Христову. Необходимость Предания видна
и из того, Что книгами пользоваться могут не все, а Преданием - все.
22. Священное Писание дано для того, чтобы Откровение Божие сохранилось более
точно и неизменно. В Священном Писании мы читаем слова пророков и апостолов
точно так, как бы мы с ними жили и их слышали, несмотря на то, что священные
книги написаны за несколько веков или тысячелетий до нашего времени.
23. Мы должны соблюдать Священное Предание, с Божественным Откровением и
Священным Писанием согласное, как учит этому само Священное Писание. Апостол
Павел пишет: Темнее убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или
словом или посланием нашим (2 Сол. 2, 15).
24. Предание нужно и теперь для руководства к правильному пониманию Священного
Писания, для правильного совершения таинств и для соблюдения священных обрядов в
чистоте первоначального их установления.
81
Святой Василий Великий говорит об этом следующее: Из соблюденных в Церкви
догматов и проповеда-ний, некоторые мы имеем от письменного наставления, а
некоторые прияли от Апостольского предания, по преемству в тайне. Те и другие
имеют одну и ту же силу для благочестия, и сему не станет противоречить никто,
хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо ежели отважимся отвергать
неписанные обычаи, как будто не великую вамсность имеющие, то неприметно
повредим Евангелию в самом главном, или паче, от проповеди апостольской оставим
пустое имя. Например, упомянем всего прежде о первом и самом общем: чтобы
уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом Креста, кто
учил писанием? К востоку обращаться в молитве какое писание нас научило? Слова
призывания в прело-жении Хлеба Евхаристии и Чаши Благословения, кто из святых
оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, которыя Апостол
или Евангелие упоминает, но и премсде их, и после произносим и другия, как
имеющия великую силу для Таинства, приняв оныя от неписаннаго учения. По какому
так--мсе писанию благословляем и воду Крещения, и елей Помазания, еще же и
самаго крещаемаго? Не по умолчанному ли и тайному преданию? Что еще? Самому
намазыванию елеем какое написанное слово научило нас? Откуда и троекратное
погружение человека? И прочее относящееся к Крещению, отрицаться сатаны и
ангелов его, из какого взято писания? Не из сего ли необнародываемаго и
неизрекаемаго учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и
выведыванию молчании, быв основательно на-
учены молчанием охранять святыню таинств!
Ибо какое было бы приличие писанием оглашать учение о том, на что некрещеным и
воззреть не позволительно? (Правило 97, О Святом Духе, гл. 27).
О Священном Писании
25. Священные книги написаны в разные времена. Одни до Рождества Христова, а
другие - после.
26. Эти два раздела Священных книг имеют особые названия. Те Священные книги,
которые написаны до Рождества Христова, называются книгами Ветхого Завета; а те,
которые написаны после Рождества Христова, называются книгами Нового Завета.
27. Ветхий и Новый Завет - это, иначе сказать, древний союз Бога с человеком и
новый союз Бога с человеком.
28. Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал даровать людям Божественного
Спасителя и готовил их к Его принятию.
29. Бог готовил людей к принятию Спасителя через постепенные откровения, через
пророчества и преобразования.
30. Новый Завет состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного
Спасителя, Единородного Сына Своего Иисуса Христа.
31. Святой Кирилл Иерусалимский, святой Афанасий Великий и святой Иоанн Дамаскин
принимают число Священных книг Ветхого Завета - двадцать две, применительно к
тому, как их считают евреи на своем первоначальном языке (см. Афанасия, послание
39, праздничное. Иоанна Дамаскина, Богословие, кн. 4, гл. 17).
32. Счисление (счет.- Ред.) евреев достойно внимания потому, что, как говорит
апостол Павел, вверена быша им словеса Бомсия, и новозаветная христианская
Церковь приняла ветхозаветные Священные книги от-ветхозаветной Церкви еврейской
(Рим. 3, 2).
33. Ветхозаветные книги святой Кирилл и святой Афанасий исчисляют следующим
образом: 1. Книга Бытия. 2. Исход. 3. Левит. 4. Числа. 5. Второзаконие. 6. Книга
Иисуса Навина. 7. Книга Судей и вместе с ней, как бы ее прибавление, книга Руфи.
8. Первая и вторая книги Царств, как две части одной книги. 9. Третья и
четвертая книги Царств. 10. Первая и вторая книги Паралипоменон. 11. Книга Ездры
первая и вторая его же, или, по греческому надписанию, книга Неемии. 12. Есфирь.
13. Книга Иова. 14. Псалтирь. 15. Притчи Соломона. 16. Екклезиаст, его же. 17.
Песнь песней, его же. 18. Книга пророка Исайи. 19. Книга пророка Иеремии. 20.
Книга пророка Иезекииля. 21. Книга пророка Даниила. 22. Книги двенадцати
пророков.
34. В этом перечне ветхозаветных книг не упомянуто о книге Премудрости Иисуса,
сына Сирахова, и о некоторых других, потому что их нет на еврейском языке.
35. Мы должны принимать эти последние книги. О них Афанасий Великий говорит: они
назначены отцами для чтения вступающим в Церковь.
36. По содержанию ветхозаветные книги можно разделить на четыре следующих
разряда: 1. Книги закопополомсительные, которые составляют главное основание
Ветхого Завета. 2. Исторические, которые содержат преимущественно историю
благочестия. 3. Учительные, которые содержат учение благочестия. 4. Пророческие,
которые содержат пророчества или предсказания о будущем, и особенно об Иисусе
Христе.
37. Законоположительных книг - пять, написанных пророком Моисеем: книга Бытия,
Исход, Левит, Числ, Второзаконие. Сам Иисус Христос дает этим книгам общее
наименование - Закона Моисеева (см. Лк. 24, 44).
38. Книга Бытия содержит повествование о сотворении мира и человека, а также
историю и установление благочестия в первые времена рода человеческого.
39. Другие четыре книги Моисеевы содержат историю благочестия во времена пророка
Моисея и через него данный от Бога закон.
40. Исторические книги Ветхого Завета - это книги: Иисуса Навина, Судей, Руфи,
Царств, Паралипо менон, книги Ездры, книги Неемии и Есфири.
41. Учительные книги - это книга Иова, Псалтирь и книги Соломоновы.
42. Псалтирь вместе с учением благочестия содержит также указания на его историю
и многие пророчества о Христе Спасителе. Она является превосходным руководством
к молитве и прославлению Бога и потому непрестанно употребляется в церковном
богослужении.
43. Книги пророческие - это книги пророков: Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила и
двенадцати прочих.
44. Книг Нового Завета-двадцать семь.
45. Законоположителъными книгами, то есть преимущественно составляющими
основание Нового Завета, справедливо можно назвать Евангелие, которое составляют
четыре книги евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
46. Слово Евангелие - греческое, оно означает Благовестив, то есть добрую или
радостную весть.
47. Книги, называемые Евангелием, благовествуют о Божестве Господа нашего Иисуса
Христа, о Его пришествии на землю, о Его житии на земле, о чудесных Его деяниях
и спасительном учении, наконец, о Его Крестной смерти, славном Воскресении и
Вознесении на Небо.
48. Эти книги названы Евангелием, потому что для людей не может быть лучшей и
более радостной вести, чем весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении.
Потому-то и чтение Евангелия в Церкви каждый раз предваряется и сопровождается
радостным восклицанием: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!
49. Среди новозаветных книг есть книга историческая, а именно: книга Деяний
святых апостолов.
50. Она повествует о сошествии Святого Духа на апостолов и о распространении
через них Церкви христианской.
51. Слово апостол значит посланник. Этим именем называются избранные ученики
Господа нашего Иисуса Христа, которых Он послал проповедовать Евангелие.
52. Учительные книги Нового Завета - это семь Соборных посланий: одно апостола
Иакова, два Петровых, три Иоанновых и одно Иудино и четырнадцать посланий
апостола Павла: к Римлянам, к Коринфянам два, к Галатам, к Ефесянам, к
Филип-пийцам, к Колосянам, к Солунянам (или Фессало-никийцам.- Ред.) два, к
Тимофею два, к Титу, к Филимону и к Евреям.
53. Среди книг Нового Завета есть и книга пророческая- это Апокалипсис.
54. В переводе с греческого языка слово это значит Откровение.
55. Эта книга содержит таинственное изображение будущей судьбы Церкви Христовой
и всего мира.
56. При чтении Священного Писания нужно соблюдать следующее. Во-первых,
необходимо читать его с благоговением, как слово Божие, и с молитвой о его
понимании; во-вторых, с чистым намерением, для нашего наставления в вере и
побуждения к добрым делам; в-третьих, понимать его следует в согласии с
изъяснением Православной Церкви и святых отцов.
57. Когда Церковь предлагает учение Откровения Божия и Священного Писания людям,
не знавшим его, то она представляет им следующие признаки того, что это есть
истинное слово Божие: 1. Высоту этого учения, свидетельствующую о том, что оно
не могло быть изобретено разумом человеческим. 2. Чистоту этого учения,
показывающую, что оно произошло от чистейшего o ума Божия. 3. Пророчества. 4.
Чудеса. 5. Могущественное воздействие этого учения на сердца человеческие,
свойственное только Божией силе.
58. Пророчества являются признаком истинного Откровения Божия, и это можно
пояснить примером.
Пророк Исайя предсказал рождение Христа Спасителя от Девы, чего естественный
разум человеческий и помыслить не мог, и через несколько сот лет .после этого
пророчества Господь наш Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии. Нельзя не
видеть, что пророчество было словом Бога Всеведущего и чтл -исполнение
пророчества есть дело Бога Всемогущего. Посему и святой евангелист Матфей,
повествуя о Рождестве Христовом, приводит пророчество Исайи: Сие же все бысть,
да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющим: се, Дева во чреве приимет
и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказа-емо: с нами Бог (Мф. 1,
22-23).
59. Чудеса - это дела, которые не могут быть еде- ~ ланы ни силой, ни искусством
человеческим, но только Всемогущей силой Божией. Например - воскресить мертвого.
60. Чудеса являются признаком истинного слова Божия. Кто творит истинные чудеса,
тот действует силой Божией, следовательно, он угоден Богу и при-частен Духу
Божию. А такому человеку свойственно говорить только чистую истину. И потому,
когда он говорит именем Божиим, тогда через него, без сомнения, говорит слово
Божие. Посему Сам Господь наш Иисус Христос признает чудеса важным
свидетельством Своего Божественного посланничества: Дела, яже даде Мне Отец, да
совершу я (их.- Ред.), та дела, ямсе Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец
Мя посла (Ин. 5, 36).
61. Могущественное действие учения христианского особенно можно видеть на
примере двенадцати апостолов, избранных из людей бедных, неученых, невысокого
общественного положения, однако этим учением они победили и покорили Христу
сильных, мудрых, богатых, царей и царства.
Состав катихизиса
62. Чтобы правильно представить состав катихизи-ческого учения благочестия, для
этого, в соответствии с книгой "Православное исповедание", одобренной
Православными Восточными Патриархами, можно взять за основание изречение
апостола Павла о том, что для христианина в основе настоящей жизни должны
находиться ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ. Ныне же пребывают вера, надежда, любы: три сия
(1 Кор. 13, 13).
Итак, христианину нужны: во-первых, учение о вере в Бога и в таинства (тайны.-
Ред.), которые Он открывает; во-вторых, учение о надежде на Бога и о средствах
утверждения в ней; в-третьих, учение о любви к Богу и ко всему, что Он
повелевает любить.
63. Церковь вводит нас в учение о вере посредством Символа веры.
64. Руководством к учению о надежде можно принять изречения Господни о
блаженстве и Молитву Господню.
65. Начальное учение о любви можно найти в десяти заповедях Закона Божия. (А
также в Новом Завете: см., например, Мф. 5, 44, 46; 10, 37. Мк. 12, 30-33. Лк.
7, 47; 11, 42. Ин. 13, 34-35. 1 Кор. 13, 1-9 и др.- Ред.)

Православного катихизиса часть первая
О вере
О Символе веры вообще и о его происхождении
66. Символ веры есть в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что
должны веровать христиане.
67.
1. Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же
всем и невидимым.
2. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Имсе от Отца
рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна,
рождений не сотворенна, Единосущна Отцу, Имже вся пыша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от
Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавши и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
1. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егомсе Царствию не будет
конца.
8. И в Духа Святого, Господа, Животворящаго, Имев от Отца исходящаго, Иже со
Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино Крещение, во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых.
12. И жизни будущаго века. Аминь.
68. Учение веры так изложили отцы Первого и Второго Вселенских Соборов.
69. Вселенский Собор - это собрание пастырей и учителей христианской
Кафолической Церкви, по возможности со всей вселенной, для утверждения истинного
учения и благочиния между христианами.
70. Вселенских Соборов было семь: 1-й - Никейс-кий (325 г.). 2-й -
Константинопольский (381 г.). 3-й-Ефесский (431 г.). 4-й - Халкидонский (457
г.). 5-й - Константинопольский второй (553 г.). 6-й - Константинопольский третий
(680 г.). 7-й - Никейский второй (787 г.).
71. Правило собирать Соборы основывается на примере апостолов, которые созвали
Собор в Иерусалиме (см. Деян. 15). Основанием для этого служит также изречение
Самого Господа Иисуса Христа, дающее определениям Церкви такую важность, что
нарушающий их оказывается лишенным благодати, как язычник. Способ же, которым
Вселенская Церковь высказывает свои определения, есть Вселенский Собор. Повеждъ
(скажи.- Ред.) Церкви, аще же и Церковь преслушает (не послушает.- Ред.), буди
тебе, якоже язычник и мытарь (Мф. 18, 17).
72. Первый и Второй Вселенские Соборы,чна^кото-рых составлен Символ веры, были
созваны: первый- для утверждения истинного учения о Сыне Бо-жием против ложного
учения Ария; второй - для утверждения учения о Святом Духе против ложного учения
Македония.
73. Первый Вселенский Собор составил 20 правил (или канонов), Второй Вселенский
Собор составил 7 правил.
О членах Символа веры
74. Чтобы лучше понимать Вселенский Символ веры, следует обратить внимание на
его деление на двенадцать членов, или частей, и рассматривать каждый член
порознь.
75. В первом члене говорится о Боге, особенно о первой Ипостаси Святыя Троицы, о
Боге Отце и о Боге как о Творце мира. Во втором члене - о второй Ипостаси Святой
Троицы, о Господе Иисусе Христе, Сыне Божием. В третьем члене - о Воплощении
Сына Божия. В четвертом члене--о Страдании и смерти Иисуса Христа. В пятом члене
- о Воскресении Иисуса Христа. В шестом члене - о Вознесении Иисуса Христа на
Небо. В седьмом члене - о Втором пришествии Иисуса Христа на землю. В восьмом
члене - о Третьей Ипостаси Святой Троицы, о Святом Духе. В девятом члене - о
Церкви. В десятом члене - о Крещении, где подразумеваются и другие Таинства. В
одиннадцатом члене - о будущем (всеобщем.- Ред.) воскресении мертвых. В
двенадцатом члене- о Жизни Вечной.
О первом члене
76. Веровать в Бога-значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и
действиях rf всем сердцем принимать слово Откровения Его о спасении рода
человеческого.
77. Из Священного Писанин можно узнать, в чем должна состоять вера в Бога.
Апостол Павел пишет: Без веры не возможно угодити Богу; веровати же подобает
приходящему к Богу, яко есть, и взыска-ющим Его мздовоздатель бывает (и ищущим
Его воздает.- Ред.) (Евр. 11, 6). Апостол действие веры в христианах изображает
в следующей молитве о них к Богу: Да даст вам, по богатству славы Своея, силою
утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, все-литися Христу верою в сердца
ваша (Еф. 3, 16-17).
78. Ближайшим и непременным действием сердечной веры в Бога должно быть
исповедание самой веры.
79. Исповедовать веру - значит открыто признавать, что мы держимся православной
веры, и притом с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни
угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в
Истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа.
80. Апостол Павел свидетельствует, что исповедание веры нужно для спасения:
Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим. 10, 10).
81. Для спасения нужно не только веровать, но и исповедовать православную веру,
потому что если бы кто-нибудь для сохранения временной жизни или земных выгод
отрекся от исповедания православной веры, то показал бы этим, что не имеет
истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь.
82. В Символе веры не сказано: верую в Бога, но с прибавлением: во Единого Бога
- для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая тварь
Богом, думали, что богов много.
83. Самые слова учения Священного Писания о единстве Божием внесены в Символ
веры из следующего изречения апостола Павла: Никтомсе Бог ин (иной.- Ред.),
токмо един. Аще бо и суть глаголемии бози (так называемые боги.- Ред.), или на
небеси, или на земли, якомсе суть бози мнози, и господие мнози; но нам Един Бог
Отец, из Негоже вся, и мы у Него, и Един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы
Тем (1 Кор. 8, 4-6).
84. Самое Существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только
человека, но и ангелов.
85. Об этом в Священном Писании через апостола Павла сказано, что Бог во свете
живет неприступ-нем, Егоже никтоже видел есть от человек, низшее видети мозясет
(1 Тим. 6, 16).
86. Следующие понятия о Существе и существенных свойствах Божиих можно
заимствовать из Откровения Божия: Бог есть Дух Вечный, Всеблагой, Всеведущий,
Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный, Всеблаженный.
87. Все это можно видеть из Священного Писания. Сам Господь Иисус Христос
сказал, что Дух есть Бог (Ин. 4, 24). О вечности Божией говорит пророк Давид:
Прежсде даже горам не быти, и создатися земли и вселенней, и от века и до века
Ты ecu (Пс. 89, 3). В Апокалипсисе читается следующее славословие Богу: Свят,
Свят, Свят Господь Бог Вседермситель, Иже бе, и сый, и грядый (Который был, есть
и грядет.- Ред.) (Апок. 4, 8). Апостол Павел говорит, что Евангелие возвещено по
повелению Вечнаго Бога (Рим. 14, 25).
О благости Божией Сам Иисус Христос сказал: Никтоже благ, токмо Един Бог (Мф.
19, 17). Апостол Иоанн говорит: Бог любы (любовь.- Ред.) есть (1 Ин. 4, 16).
Пророк Давид воспевает: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:
благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его (Пс. 144, 8-9).
О всеведении Божием апостол Иоанн говорит: Бо-лий есть (больше.- Ред.) Бог
сердца нашего, и весть вся (и знает все.- Ред.) (1 Ин. 3, 20). Апостол Павел
восклицает: О глубина богатства и премудрости и разума Бож:ия! Яко неиспытани
судове (судьбы.- Ред.) Его, и неизследовани путие Его (Рим. 11, 33).
О правосудии Божием пророк Давид поет: Праведен Господь, и правды возлюби,
правоты виде лице Его (Пс. 10, 7). Апостол Павел говорит, что Бог воздаст
ко-емуждо по делом его и что несть на лица зрения у Бога (Рим. 2, 6, 11).
О всемогуществе Божием псалмопевец говорит: Той рече, и быша: Той повеле, и
создашася (Пс. 32, 9). Архангел Гавриил говорит в Евангелии: Не изнеможет (не
останется бессильным.- Ред.) у Бога всяк глагол (Лк. 1, 37).
Вездесущие Божке Давид изображает та^ Намо (куда.- Ред.) пойду от Духа Твоего? и
от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на Небо, Ты тамо ecu: аще сниду во ад, тамо
ecu.. Аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя
наставит мя, и удержит мя десница Твоя. И рех (сказал.- Ред.): еда тьма поперет
(скроет.- Ред.) мя? и ночь просвещение в сладости моей. Яко тьма не помрачится
от Тебе, и нощь, яко день, просветится: яко тьма ея, тако и свет ея (Пс. 138,
7-12).
Апостол Иаков пишет, что у Отца светов несть пременение (пет изменения.- Ред.),
или преложения стень (или тени перемены.- Ред.) (Иак. 1, 17).
Апостол Павел говорит, что Бог ни от рук человеческих угомсдения приемлет,
требуя что, Сам дая всем живот и дыхание, и вся (Деян. 17, 25). Он же именует
Бога Блаженным и Единым Сильным, Царем царствующих и Господом господствующих (1
Тим. 6, 15).
88. Бог есть Дух, однако Священное Писание приписывает Ему телесные члены,
например: сердце, очи, уши, руки. Священное Писание применяется в этом к
обычному языку человеческому, а понимать это ладо в духовном и высшем смысле,
например: сердце Божие значит благость, или любовь Божия, очи и уши означают
всеведение, руки - всемогущество.
89. Бог везде, но говорят, что Бог на Небесах или во храме. Да, Бог везде, но на
Небесах есть особое присутствие Его, в вечной славе являемое блаженным духам; а
в храмах есть особое присутствие Его, благодатное и таинственное, благоговейно
познаваемое и ощущаемое верующими и являемое иногда в особых знамениях.
Иисус Христос говорит: Идеже бо еста (ибо где.- Ред.) два или трие собрани во
имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 18, 20).
90. Слова Символа: Верую во Единаго Бога Отца нужно понимать в смысле отношения
к тайне Святой Троицы, потому что Бог есть Един по Существу, но Троичен в Лицах:
Отец, Сын и Святой Дух, Троица Единосущная и Нераздельная.
91. О Святой Троице говорится в Священном Писании. Главнейшие изречения об этом
в Новом Завете следующие: Шедгие убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца
и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19). Трие суть свидетельствующий на Небеси, Отец,
Слово и Святый Дух; и Сии Три Едино суть (1 Ин. 5, 7).
92. О Святой Троице говорится и в Ветхом Завете, но не так ясно. Например:
Словом Господним Небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32, 6).
Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его (Ис. 6, 3).
93. Бог есть Един в Трех Лицах. Мы не постигаем этой внутренней тайны Божества,
но веруем в нее по непреложному свидетельству слова Божия: Божия никтомсе весть,
точию (только.- Ред.) Дух Божий (1 Кор. 2, 11).
94. Между Лицами Святой Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не
исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святой
предвечно исходит от Отца.
95. Три Ипостаси, или Лица Пресвятой Троицы,- совершенно равного Божественного
достоинства. Как Отец есть Истинный Бог, так равно и Сын есть Истинный Бог, и
Дух Святой есть Истинный Бог; но притом так, что в трех Ипостасях есть Един
только Триипо-стасный Бог.
96. Бог называется Вседержителем потому, что Он всё, что ни есть, содержит в
Своей силе и в Своей воле.
97. Слова Символа веры: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят
о том, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога.
98. Эти слова взяты из Священного Писания. Книга Бытия начинается словами: В
начале сотвори Бог небо и землю. Апостол Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием,
говорит: Тем создана быша всяческая, ямсе на небеси, и ямсе на земли, видимая и
невидимая: аще престали, аще господствия, аще начала, аще власти, всяческая Тем
и о Нем создашася (Кол. 1, 16).
99. В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или
духовный, мир, к которому принадлежат ангелы.
100. Ангелы-духи бесплотные, одаренные умом, волей и могуществом.
101. Имя Ангел значит Вестник.
102. Они так названы потому, что Бог посылает их возвещать волю Свою. Так,
например, Архангел Гавриил послан был предвозвестить Пресвятой Деве Марии
зачатие Спасителя.
103. Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы- прежде людей (Православное
исповедание, ч. I, вопрос 18).
104. Свидетельство об этом можно найти в Священном Писании. В книге Иова Сам Бог
о сотворении земли говорит так: Кто же есть поломсивът камень краеугольный на
ней? Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим ecu Ангелы Мои
(Иов 38, 6, 7).
105. Название Ангела Хранителя взято из следующих слов Священного Писания:
Ангелом Своим за-повесть о Тебе, сохранити Тя во всех путех Твоих (Не. 90, 11).
106. Для каждого из нас есть ангелы хранители. В этом удостоверяют нас следующие
слова Господа Иисуса Христа: Блюдите (смотрите.-Ред.), да не презрите единого
(от) малых сих: глаголю бо вам, яко ангели их на Небесех выну (всегда.- Ред.)
видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10).
107. Не все ангелы добры и благодетельны. Есть злые ангелы, которых иначе
называют диаволами (или бесами.- Ред.).
108. Они сотворены добрыми. Но они злыми стали потому, что нарушили долг
совершенного повиновения Богу и таким образом отпали от Него и впали в
самолюбие, гордость и злобу. По изречению апостола Иуды, это ангелы, не
соблюдшие (не сохранившие.- Ред.) своего начальства (достоинства.- Ред.), но
оставльшие свое жилище (Иуд. 1, 6),
109. Слово диавол значит клеветник, или обольститель.
110. Злые ангелы называются диаволами, то есть клеветниками, или обольстителями,
потому что стараются коварствовать (являть свою хитрость.- Ред.) в отношении
людей и, обольщая их, внушать им ложные мысли и злые желания.
Об этом Иисус Христос неверующим (в Него, как Сына Божия.- Ред.) иудеям говорит:
Вы отца вашего, диавола, есте, и похоти отца вашего хощете творити; он
человекоубийца бе искони, и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда
глаголет лжу, от своих глаголет, яко ломе есть, и отец лмси (Ин. 8, 44).
111. Священное Писание открыло нам о сотворении мира то, что в начале Бог из
ничего сотворил небо и землю. Земля была необразована (или безвидна, то есть не
имела привычного нам внешнего вида.- Ред.) и пуста. Затем Бог постепенно
сотворил: В первый день бытия мира - свет. Во второй день-твердь, или видимое
небо. В третий-вместилища вод на земле, сушу и растения. В четвертый - солнце,
луну и звезды. В пятый - рыб и птиц. В шестой - животных четвероногих, живущих
на суше, и, наконец, человека. Человеком творение закончилось, и в седьмой день
Бог почил от всех дел Своих. Поэтому седьмой день назван субботой, что с
еврейского языка означает покой (см. Быт. 2, 2).
112. Видимые твари сотворены не такими, какими видим их ныне. При сотворении всё
было добро зело, то есть чисто, прекрасно и безвредно.
113. Известна особенность сотворения человека. Бог во Святой Троице сказал:
Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26). И сотворил Бог
тело первого человека Адама из земли; вдунул в лицо его дыхание жизни; ввел
Адама в рай; дал ему в пищу, помимо прочих райских плодов, плоды древа жизни;
наконец, взяв у Адама во время сна ребро, из него создал первую жену Еву (см.
Быт. 2, 21-22).
114. Образ Божий состоит, по объяснению апостола Павла, в правде и в преподобии
(святости.- Ред.) истины (Еф. 4, 24).
115. Дыхание жизни - это душа, существо духовное и бессмертное.
116. Слово рай означает сад. Так названо прекрасное и блаженное жилище первого
человека, описанное в книге Бытия подобным саду.
117. Рай, в котором пребывали первые люди, был для тела вещественным, как
видимое блаженное жилище; а для души - духовным, как состояние благодатного
общения с Богом и духовного созерцания тварей (см. святого Григория Богослова,
слово 38, 42; святого Иоанна Дамаскина, Богословие, кн. 2, гл. 12, ст.З).
118. Древо мсиани - это такое древо, питаясь плодами которого человек и телом
был бы безболезнен и бессмертен.
119. Ева создана из ребра Адамова для того, чтобы весь род человеческий, по
своему происхождению, был одним телом и чтобы поэтому люди естественно склонны
были любить и беречь друг друга.
120. Бог сотворил человека с таким назначением, чтобы он познавал Бога, любил и
прославлял Его и через это вечно блаженствовал.
121. Изволение Божие о предназначении человека к вечному блаженству имеет в
учении веры особое наименование - предопределение Божие.
122. Предопределение Божие о блаженстве человека остается неизменным даже тогда,
когда мы видим, что и ныне человек не блаженствует. Это потому, что Бог по
предведению и по бесконечному милосердию Своему и для уклонившегося от пути
блаженства человека предопределил открыть новый путь к блаженству через
Единородного Сына Своего Иисуса Христа. Избра нас в Нем прежде сложения
(создания.- Ред.) мира,- говорит апостол Навел (Еф. 1, 4).
123. Предопределение Божие по отношению к людям вообще и к каждому человеку
порознь нужно понимать так. Бог предопределил всем людям даровать, и
действительно даровал, предваряющую благодать и верные средства к достижению
блаженства; а тех, кто даруемую Им благодать добровольно при-емлет, употребляет
дарованные Им спасительные средства и идет показанным Им путем блаженства,
собственно предопределил к блаженству.
124. Слово Божие говорит об этом так: Ихже бо предуведе, тех и предустави
(предопределил.- Ред.) (Рим. 8, 29).
125. В Изложении веры Восточных Православных Патриархов об этом сказано: Поелику
Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своею свободною волею, а другие
худо, то посему одних предопределил к славе, а других осудил (член 2-й).
126. Вслед за сотворением мира и человека непосредственно следует действие Божие
по отношению к миру и особенно к человеку, называемое Промыслом Божиим.
127. Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и
благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к
благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от
добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.
128. О Промысле Божием в Священном Писании Сам Господь Иисус Христос говорит:
Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец
ваш Небесный питает их: не вы ли паче лучши их есте? (Мф. 6, 26). В этом
изречении виден как общий Промысл Божий о тварях, так и особый - о человеке.
Весь псалом 90 есть изображение особого и многообразного Промысла Божия о
человеке.
О втором члене
129. Имена Иисус Христос, Сын Божий следует понимать так. Сыном Божиим
называется Второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Сын Божий назван
Иисусом, когда Он родился на земле, как человек. Христом назвали Его пророки,
когда еще ожидалось пришествие Его на землю.
130. Имя Иисус означает Спаситель и оно наречено Архангелом Гавриилом.
131. Это имя наречено Сыну Божию при рождении Его на земле, потому что Он
родился спасти людей.
132. Имя Христос означает Помазанник и оно произошло от помазания священным
миром, через которое подаются дары благодати Духа Святого.
133. Не один Иисус, Сын Божий, называется Помазанником. Помазанниками издревле
называли царей, первосвященников и пророков.
134. Иисус, Сын Божий, называется Помазанш потому, что Его человеческой природе
безмерно с щены все дары Духа Святого. Таким образом в высочайшей степени
принадлежит ведение Hpof святость Первосвященника и могущество Царя.
135. Иисус Христос называется Росподом в смысле, что Он есть Истинный Бог. Ибо
имя Гос есть одно из имен Божиих.
136. Священное Писание о Божестве Иисуса ". ста, Сына Божия, говорит так: В
начале бе (бьы Ред.) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Ин. '.
137. Иисус Христос именуется Сыном Боя Единородным. Этим обозначается то, что Он
только есть Сын Божий, рожденный из Существа Отца, и потому есть единого
Существа с Богом 0^ и следовательно, без всякого сравнения превосх всех святых
ангелов и святых людей, которые в ваются сынами Божиими по благодати (см. Ин.
138. Священное Писание называет Иисуса Xj Единородным. Например, в следующих
изрече евангелиста Иоанна: Слово плоть бысть, и вс< в ны, и видехом славу Его,
славу яко Единородна. Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1, 14). никтоже виде
нигдемсе: Единородный Сын, сый б (недре.- Ред.) Отчи, Той исповеда (Ин. 1, 18).
139. В Символе веры о Сыне Божием сказано же, что Он ромсден от Отца. Этим
указывается личное свойство, которым Он отличается от д] Лиц Святой Троицы.
140. Сказано, что Он рожден прежде всех век того, чтобы кто-либо не подумал, что
было в когда Его не было. Иначе говоря: этим указывав! то, что Иисус Христос
есть также Вечный Сьи жий, как Вечен Бог Отец.
141. В Символе веры слова: Света от Света добием видимого света несколько
объясняют нег жимое рождение Сына Божия от Отца. Гля^ солнце, мы видим свет; от
этого света рождается видимый во всей подсолнечной (т. е. на всей г планете.-
Ред.), но и тот, и другой есть один нераздельный, одной природы. Подобно этому
Отец есть Вечный Свет (см. 1 Ин. 1, 5); о' го рождается Сын Божий, Который также
ест] ный Свет, но Бог Отец и Сын Божий есть Е^ Вечный Свет, Нераздельный,
Единого Божестве естества.
142. Слова Символа веры: Бога Истинна от Истинна -имеют то значение, что Сын
Божк зывается Богом в таком же истинном смысл( и Бог Отец.
143. Это слова Священного Писания, и они из следующего изречения апостола Иоанна
Бо ва: Вемы (знаем.- Ред.) же, яко Сын Божий nt и дал есть нам (сеет и) разум,
да познаем Истиннаго, и да будем во Истиннем Сыне Его 1 Христе. Сей есть
Истинный Бог и Живот Веч> Ин. 5, 20).
144. О Сыне Божием в Символе веры сказан же, что Он рожден, не сотворен. Это
сделан обличения Ария, который нечестиво учил, чт Божий сотворен.
145. Слова: единосущна Отцу означают: Сьжий есть Единого и того же Божественного
Существа с Богом Отцем.
146. В Священном Писании Сам Иисус Христос о Себе и о Боге Отце говорит так: Аз
и Отец едино есма (Я и Отец - одно.- Ред.) (Ин. 10, 30).
147. Слова Символа веры Имже вся быша - показывают, что Бог Отец всё сотворил
Сыном Своим, как вечной Премудростью Своей и вечным Словом Своим. Вся Тем быша,
и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1, 3).
О третьем члене
148. Сошел с Небес - так сказано в Символе веры о Сыне Божием.
149. Сказано: Бог сошел с Небес. Хотя Он, как Бог, вездесущ. Справедливо, что Он
вездесущ, и потому Он всегда на Небе и всегда на земле; но на земле прежде был
Он невидим, а потом явился во плоти; в этом смысле сказано, что Он сошел с
Небес.
150. Об этом в Священном Писании говорится словами Самого Господа Иисуса Христа:
Никтоже взыде на Небо, токмо (только.- Ред.) сшедый с Небесе Сын Человеческий,
Сый (Сущий.- Ред.) на Небеси (Ин. 3, 13).
151. Сын Божий сошел с Небес нас ради человек и нашего ради спасения, как
сказано в Символе веры.
152. Сказано, что Сын Божий сошел с Неба нас ради человек, в том смысле, что Он
пришел на землю не для одного какого-либо народа и не для некоторых людей, но
для (спасения.- Ред.) всех нас, людей, вообще.
153. Спасти человеков пришел на землю Сын Божий от греха, проклятия и смерти.
154. Грех - это преступление закона. Грех есть беззаконие (1 Ин. 3, 4).
155. Грех вошел в людей (хотя они сотворены по образу Божию, а Бог грешить не
может) - от диавола. Творяй грех, от диавола есть: яко исперва диавол согрешает
(1 Ин. 3, 8).
156. Грех перешел от диавола к людям, когда диавол прельстил Еву и Адама и
склонил их преступить заповедь Божию.
157. Бог заповедал Адаму в раю, чтобы он не вкушал плодов древа познания добра и
зла, и при этом сказал ему, что как только он их вкусит, то смертью умрет.
158. Человеку явилось смертоносным вкушение от плода древа познания добра и зла,
потому что оно соединено было с непослушанием воле Божией. Таким образом,
непослушание отделяло человека от Бога и благодати Его и отчуждало от жизни в
Боге.
159. Наименование древа познания добра и зла соответствует своему существу,
потому что человек через это древо познал на опыте, какое добро заключается в
послушании воле Божией и какое зло - в противлении ей.
160. Адам и Ева послушались диавола вопреки воле Божией. Бог, по благости Своей,
при сотворении человека дал ему волю, естественно расположенную любить Бога, но
притом свободную; а человек употребил во зло эту свободу.
161. Диавол прельстил Адама и Еву следующим образом. Ева увидела в раю змия,
который уверял ее,
что если люди вкусят (отведают) плодов древа познания добра и зла, то будут
знать добро и зло и будут как боги. Ева прельстилась этим обещанием и красотой
плодов и вкусила; Адам вкусил по ее примеру.
162. От греха Адамова произошли проклятие и смерть.
163. Проклятие - это осуждение греха праведным судом Божиим и от греха
происшедшее на земле зло в наказание людям. Бог сказал Адаму: Проклята земля в
делех твоих (Быт. 3, 17).
164. От греха Адамова произошла смерть двоякая: телесная, когда тело лишается
души, которая оживляла его, и духовная, когда душа лишается благодати Божией,
которая оживляла ее высшей духовной жизнью.
165. Душа может умереть, но не так, как тело. Тело, когда умирает, теряет
чувство и разрушается; а душа, когда умирает через грех, лишается духовного
света, радости и блаженства, но не разрушается и не уничтожается, а остается в
состоянии мрака, скорби и страдания.
166. Не одни первые люди умерли, но все умирают, потому что все родились от
Адама, зараженного грехом, и сами грешат. Как от зараженного источника течет
зараженный поток, так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного,
происходит зараженное грехом и потому смертное потомство.
167. Священное Писание говорит об этом так: Еди-нем человеком грех в мир вниде,
и грехом смерть: и тако смерть во вся человеки вниде, в немже ecu согрешиша
(Рим. 5, 12).
168. Плоды древа жизни не были полезны человеку после греха: после греха он не
мог вкушать их, ибо был изгнан из рая.
169. Когда первые люди исповедали перед Богом грех свой, то Бог, по милосердию
Своему, дал им надежду на спасение.
170. Эта надежда состояла в том, что Бог обещал, что Семя ж:ены сотрет (поразит,
сокрушит.- Ред.) главу змия (Быт. 3, 15).
171. Это значит, что Господь Иисус Христос победит диавола, прельстившего людей
и избавит их от греха, проклятия и смерти.
172. Господь Иисус Христос назван Семенем жены, потому что Он родился на земле
без мужа от Пресвятой Девы Марии.
173. Польза от этого обещания была такова, что люди со времени этого обещания
могли спасительно веровать в Грядущего Спасителя, подобно тому, как мы веруем в
Пришедшего.
174. Немногие люди в древние времена веровали в Грядущего Спасителя, большая же
часть людей забыла обещание Божие о Спасителе.
175. Бог неоднократно повторял это обещание. Например, Аврааму Он дал обещание о
Спасителе в следующих словах: Благословятся о семени твоем ecu языцы (народы.-
Ред.) земнии (Быт. 22, 18). То же обещание повторил Он после пророку Давиду
следующими словами: Возставлю семя твое по тебе и упра-влю (улрочу, утвержу.-
Ред.) престол Его до века (2 Пар. 7, 12, 15).
176. Под словом воплощение подразумевается то, что Сын Божий принял на Себя
плоть человеческую,
кроме греха, и соделался человеком, не переставая быть Богом.
177. Слово воплощение заимствовано из слов евангелиста Иоанна: Слово плоть бысть
(Ин. 1, 14).
178. В Символе веры после того как о Сыне Божием сказано, что Он воплотился,
добавлено также, что Он вочеловечился. Сделано это для того, чтобы кто-либо не
подумал, что Сын Божий принял одну плоть, или тело, но чтобы признавали в Нем
Совершенного Человека, состоящего из тела и души.
179. Об этом есть свидетельство Священного Писания. Апостол Павел пишет: Един
Ходатай Бога и че-ловеков, Человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 5).
180. В Господе Иисусе Христе не одно естество. В Нем находятся нераздельно и
неслиянно два естества, Божественное и Человеческое, и, соответственно этим
естествам - две воли.
181. И не два лица, но Одно Лицо, Бот и Человек вместе, одним словом -
Богочеловек.
182. В Священном Писании о воплощении Сына Божия от Духа Святого и Марии Девы
повествует евангелист Лука. Когда Дева Мария спросила ангела, предвозвестившего
Ей зачатие Иисуса: Како будет сие, идеже (когда.- Ред.) мужа не знаю? то Ангел
сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя; теммсе и
раждаемое свято, наречется Сын Божий (Лк. 1, 34-35).
183. Святая Дева Мария происходила из племени Авраама и Давида, из рода которых
надлежало произойти Спасителю, по обетованию Божию; Она была обручена Иосифу, из
тою же племени, чтобы он был Ее хранителем, ибо Она была посвящена Бргу с обетом
пребывать всегда Девой.
184. Пресвятая Мария действительно всегда пребыла и пребывает Девой - прежде
рождения, во время рождения и после рождения Спасителя и поэтому Она называется
Приснодевою.
185. Православная Церковь почтила Пресвятую Деву Марию еще одним великим
наименованием - Богородицы.
186. Это наименование взято из Священного Писания, из следующих слов пророка
Исайи: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, емсе
есть сказаемо: с HOJHU Бог (Ис. 7, 14). Праведная Елисавета также называет
Пресвятую Деву Матерью Господа. А это наименование равнозначно наименованию
Богородицы. Откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? (Лк. 1, 43).
187. Пресвятая Дева наречена Богородицей в следующем смысле. Хотя Господь Иисус
Христос родился от Нее не по Божеству Своему, которое есть вечно, а по
человечеству, однако Она достойно наречена Богородицей, потому что Родившийся от
Нее был в самом зачатии и рождении от Нее, как и всегда есть, Истинный Бог.
188. О высоком достоинстве Пресвятой Девы Марии нужно рассуждать так. Будучи
Матерью Господа, Она превосходит благодатью и приближением к Богу, а
следовательно и достоинством, всякое сотворенное существо, и потому Православная
Церковь чтит Ее превыше Херувимов и Серафимов.
189. О рождении Господа Иисуса Христа от Пресвятой Богородицы следует заметить и
то, что поскольку рождение это было совершенно святым и чуждым греха, то оно
было и безболезненным: потому что в числе наказаний за трех определил Бог Еве в
болезнях родити чада (см. святого Иоанна Дамас-кина, Богословие, кн. 4, гл. 14,
ст. 6).
190. Провидением Божиим даны были прцзна^ки, согласно которым люди могли узнать
родившегося для них Спасителя: это-многие точные предсказания о разных
обстоятельствах Его рождения и земной жизни. Например, пророк Исайя предсказал,
что Спаситель родится от Девы (Ис. 7, 14). Пророк Михей предсказал, что
Спаситель родится в Вифлееме, и предсказание это иудеи понимали именно так и еще
раньше, чем узнали о самом событии (Мф. 2, 4 - 6).
После создания второго храма в Иерусалиме пророк Малахия предсказал, что
пришествие Спасителя приближается, что Он придет в этот храм и что перед Ним
послан будет Предтеча, подобный пророку Илии, чем ясно указывается на Иоанна
Крестителя (Мал. 3, 4 - 5). Пророк Захария предсказал торжественный вход
Спасителя в Иерусалим (Зах. 9, 9). Пророк Исайя с удивительной ясностью
предсказал страдания Спасителя (Ис. гл. 53). Пророк Давид в псалме 21 изобразил
Крестные страдания Спасителя с такой точностью, как если бы о них написано было
у самого Креста. Пророк Даниил за 490 лет предсказал явление Спасителя, Его
Крестную смерть и последовавшее за ней разрушение храма и Иерусалима и
прекращение ветхозаветных жертв (Дан. гл. 9).
191. Господа Иисуса Христа как Спасителя в то время, когда Он родился и жил на
земле, действительно узнали многие и различными способами. Восточные мудрецы
узнали Его через звезду, которая перед рождением Его явилась на востоке.
Вифлеемские пастухи узнали о Нем от Ангелов, которые возвестили им, что родился
Спаситель в городе Давидовом. Святые праведные Симеон и Анна, по особому
откровению от Духа Святого, узнали Его, когда Он по исполнении сорока дней после
Его рождения, принесен был в храм. Иоанн Креститель на реке Иордане во время
Крещения узнал Его по Откровению, по сошествию на Него Святого Духа в виде
голубя и по гласу с Небес от Бога Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Не-мже
благоволих (Мф, 3, 17). Подобный глас был о Нем апостолам Петру, Иакову и Иоанну
во время Преображения Его на горе Фавор: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже
благоволих: Того послушайте (Мк. 4, 7). Кроме того, весьма многие узнали
Спасителя по превосходству (необычной высоте.- Ред.) Его учения, и особенно по
чудесам, которые Он творил.
192. Господь Иисус Христос совершал многие чудеса. Людей, одержимых неизлечимыми
болезнями и беснованием, Он исцелял во мгновение ока - одним словом или
прикосновением руки и даже через их прикосновение к Его одежде. Однажды пятью, а
в следующий раз семью хлебами Он напитал в пустынном месте несколько тысяч
человек. Ходил по водам и словом укрощал бурю. Воскрешал мертвых, воскресил сына
вдовы наинской, дочь Иаира и праведного Лазаря-уже на четвертый день после его
смерти.
193. Поскольку Сын Божий воплотился для нашего спасения, то Он совершил спасение
наше учением Своим, жизнью Своей, смертью Своей и Воскресением.
89
194. Учением Христовым явилось Евангелие Царства Божия, или, иначе, учение о
спасении и вечном блаженстве, то самое, которое и теперь преподается в
Православной Церкви (см. Мк. 1, 14-15).
195. Учение Христово для нас спасительно тогда, когда принимаем его всем сердцем
и поступаем согласно ему. Ложное слово диавола, будучи принято первыми людьми,
соделалось в них семенем греха и смерти. И напротив, истинное слово Христово,
усердно принимаемое христианами, становится в них семенем святой и бессмертной
жизни. Они, по словам апостола Петра, порождены не от Семене нетленна, но
неист-ленна, словом Живаго Бога, и пребывающа во веки (1 Пет. 1, 23).
196. Жизнь Иисуса Христа бывает для нас спасительной тогда, когда мы ей
подражаем. Ибо Он говорит: Аще кто Мне служит, Мне да последствует (последует.-
Ред.): и идеже есмъ Аз, ту (там.- Ред.) и слуга Мой будет (Ин. 12, 26).
О четвертом члене
197. Господь Иисус Христос был распят, тогда как Его учение и дела должны были
во всех возбуждать благоговение к Нему. Это произошло потому, что иудейские
старейшины и книжники ненавидели Его за то, что Он обличал их ложное учение и
беззаконную жизнь, и завидовали Ему, потому что народ уважал Его за учение и
чудеса больше, чем их, и потому они оклеветали Его и осудили на смерть.
198. Сказано, что Иисус Христос распят при Пон-тии Пилате. Это сделано для того,
чтобы обозначить время, когда Он был распят.
199. Понтий Пилат был римским правителем Иудеи, которая покорена была римлянами.
200. Это обстоятельство достойно замечания потому, что через него видно
исполнение пророчества Иаковлева: Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл
его, дондеже приидут отложеная ему: и Той чаяние языков (Быт. 49, 10) *.
201. В Символе веры не только сказано, что Иисус Христос распят, но еще
добавлено, что Он страдал, чтобы показать, что распятие Его было не одной
видимостью страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучители, но было
подлинными страданием и смертью.
202. Упомянуто и о том, что Он погребен. Это также относится к уверению в том,
что Он действительно умер и воскрес; ибо враги Его приставили даже стражу к Его
гробу и запечатали гроб.
203. Иисус Христос страдал и умер, будучи Богом. Но Он страдал и умер не
Божественной, а Человеческой природой, и не потому, что не мог избежать
страдания, но потому, что восхотел пострадать. Он Сам сказал: Аз душу Мою
полагаю (отдаю.- Ред.), да паки прииму ю (ее.- Ред.). Никтоже возмет ю от Мене,
но Аз полагаю ю о Себе. Область (власть.- Ред.) имам положити ю, и область имам
паки при-яти ю (Ин. 10, 17-18).
204. Сказано, что Иисус Христос распят за нас,
в том смысле, что Крестной смертью Своей Он избавил нас от греха, проклятия и
смерти.
205. Об этом Священное Писание говорит так.
Об избавлении от греха: О Немже имамы избавление кровию Его, и оставление
прегрешений, по богатству благодати Его (Еф. 1, 7). Об избавлении от проклятия:
Христос иы(нас.- Ред.) искупил есть от, клятвы законныя (закона.- Ред.), быв по
нас клятва (сделавшись за нас клятвой.- Ред.) (Гал. 3, 13).
Об избавлении от смерти: Понеже дети приобщи-шася (причастны.- Ред.) плоти и
крови, и Той при-искренне (также.- Ред.) приобщися техже, да смер-тию упразднит
(лишит силы.- Ред.) имущаго державу смерти, сирень (то есть.- Ред.] диавола, и
избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе (через всю
жизнь были подвержены рабству.- Ред.) (Евр. 2, 14-15).
206. Крестная смерть Иисуса Христа избавляет нас от греха, проклятия и смерти. И
чтобы мы легче могли веровать этой тайне, слово Божие вразумляет нас о ней,
насколько можем вместить, через сравнение Иисуса Христа с Адамом. Адам
естественно (по естеству.- Ред.) есть глава всего человечества, которое едино с
ним, по естественному происхождению от него. Иисус Христос, в Котором Божество
соединилось с Человечеством, благодатно соделался новой всемогущей Главой людей,
которых Он соединяет с Собой посредством веры. Поэтому как через Адама мы
подпали под власть греха, проклятия и смерти, так избавляемся от греха,
проклятия и смерти через Иисуса Христа. Его вольные страдания и Крестная смерть
за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть Безгрешного и
Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас
за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления
правосудия, подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над
грехом и смертью.
Святым восхоте Бог сказати (показать.- Ред.), кое богатство славы тайны сея во
языцех (для язычников.- Ред.), иже (которая.- Ред.) есть Христос в вас, упование
славы (Кол. 1, 26-27).
Аще бо единого прегрешением (преступлением.- Ред.) смерть царствова единем
(посредством одного.- Ред.), множае паче (тем более.- Ред.) избыток благодати и
дар правды приемлюще, в жизни воцарятся Единем Иисус Христом (Рим. 5, 17).
Ни едино убо ныне осуждение (нет ныне никакого осуждения.- Ред.) сущим о Христе
Иисусе, не по плоти ходящим (живущим.- Ред.), но по духу. Закон бо духа жизни о
Христе Иисусе свободил мя есть от закона греховного и смерти. Немощное бо
закона, в немже немоществоваше плотию (закон, ослабленный плотью, был бессилен.-
Ред.), Бог Сына Своего посла в подобии плоти греха (греховной.- Ред.), и о гресе
осуди грех во плоти, да оправдание закона исполнится в нас, не по плоти ходящих,
но по духу (Рим. 8, 1-4).
207. Господь Иисус Христос пострадал за всех нас: со Своей стороны, Он принес
Себя в жертву точно за
Это же место см. в русской Библии: "Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от
чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов".
всех и всем приобрел благодать и спасение. Но пользуются этим те из нас, кто, со
своей стороны, добровольно принимают участие в страданиях Его, сообразуяся
смерти Его (Флп. 3, 10).
208. Мы участвуем в страданиях и смерти Иисуса Христа посредством живой
сердечной веры, посредством Таинств, в которых сокрыта и запечатлена сила
спасительных страданий и смерти Иисуса Христа, и, наконец, посредством
распинания плоти своей с ее страстями и похотями.
Аз,- говорит апостол,- законом закону умрох, да Богови жив буду, Христови
сраспяхся; живу мсе не ктому аз, но живет во мне Христос; а еже ныне живу во
плоти, верою живу Сына Бо'мсия, возлюбив-шаго мене, и предавшаго Себе по мне
(Гал. 2, 19-20). Или не разумеете, яко елицы (что все мы.- Ред.) во Христа
Иисуса крестихомся, в смерть Его крести-хомся? (Рим. 6, 3). Елимсды бо аще ясте
(всякий раз, когда вы едите.- Ред.) Хлеб сей, и Чашу сию пиете, смерть Господню
возвещаете, дондеже (пока не.- Ред.) приидет (1 Кор. 11, 26). Иже Христовы суть,
плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24).
209. Распять плоть свою со страстями и похотями можно воздержанием от страстей и
похотей и действиями, им противоположными. Например, когда гнев побуждает нас
злословить врага и делать ему зло, мы, однако, противимся этому желанию;
вспоминая, как Иисус Христос на Кресте молился за Своих врагов, молимся и мы за
своих, то таким образом мы распинаем страсть гнева.
О пятом члене
210. Господь Иисус Христос дал ближайшее доказательство тому, что страдания и
смерть Его спасительны для нас, людей, тем, что Он воскрес, и этим положил
основание и нашему блаженному воскресению. Ныне же Христос воста от мертвых,
Начаток умершим бысть (1 Кор. 15, 20).
211. О том состоянии, в котором был Иисус Христос после смерти Своей и до
Воскресения, говорится в следующем церковном песнопении: Во гробе плотски, во
аде же с душею яко Бог, в рай мсе с разбойником, и на Престоле был ecu, Христе,
со Отцем и Духом, вся исполняли Неописанный.
212. Ад, с греческого языка, значит место, лишенное света. В христианском учении
под этим названием понимается духовная темница, то есть состояние духов, грехом
отторгнутых от лицезрения Божия и соединенных с ним света и блаженства (см. Иуд.
1, 6. Октоих, глас 5, стихиры 2, 4).
213. Господь Иисус Христос нисходил в ад для того, чтобы и там проповедовать
победу над смертью и избавить души, которые с верой ожидали Его Пришествия.
214. Об этом в Священном Писании есть следующее свидетельство: Заме (потому
что.- Ред.) и Христос единою (однажды.- Ред.) о гресех наших пострада, Праведник
за неправедники, да приведет ны Богови: умерщвлен убо быв плотию, омсив же
духом, о немцев и сущим в темнице духовом сошед проповеда (1 Пет. 3, 18-19).
215. Слова Символа веры Воскресшаго в третий
день по Писанием взяты из Послания к коринфянам: Предах бо вам исперва, еже и
приях (я первоначально преподал вам, что и сам принял.- Ред.), яко (что.- Ред.)
Христос умре грех наших ради, по Писанием; и яко погребен бысть, и яко воста
(воскрес.- Ред.) в третий день по Писанием (1 Кор. 15, 3-4).
216. Словом по Писанию обозначается то, что Иисус Христос умер и воскрес именно
так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета.
217. Например, в 53-й главе книги пророка Исайи многими и подробными чертами
изображены страдание и смерть Иисуса Христа: Той язвен бысть за грехи наша и
мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы
исцелехом (Ис. 53, 5). О Воскресении Христовом апостол Петр приводит слова
псалма 15: Яко не оставиши души Моея во аде, ниже даси Преподобному (и не дашь
святому.- Ред.) Твоему видети истления (Деян. 2, 27).
218. В Писании Ветхого Завета есть указание и на то, что Иисусу Христу надлежало
воскреснуть именно в третий день. Пророческий образ этого представлен пророком
Ионой: И бе (был.- Ред.) Иона во чреве китове три дни и три нощи ( Иона, 2, 1).
219. О том, что Иисус Христос воскрес, люди узнали следующим образом: воины,
которые стерегли гроб Его, с ужасом узнали об этом потому, что Ангел Господень
отвалил камень, которым закрыт был Его гроб, и при этом произошло великое
землетрясение. Ангелы также возвестили о Воскресении Христовом Марии Магдалине и
некоторым другим. Сам Иисус Христос, в самый день Воскресения Своего, явился
многим: мироносицам, апостолу Петру, двум ученикам, шедшим в Еммаус, и, наконец,
всем апостолам в доме, двери которого были закрыты. Потом Он многократно являлся
им в продолжение сорока дней; в один из дней Он явился более чем пятистам верных
вместе (1 Кор. 15, 6).
220. Иисус Христос по Воскресении Своем являлся апостолам в течение сорока дней
потому, что в это время Он продолжал учить их тайнам Царства Божия (Деян. 1, 3).
О шестом члене
221. Указание на Вознесение Господне в шестом члене Символа заимствовано из
следующих изречений Священного Писания: Сшедый, Той есть и Возшедый превыше всех
небес, да исполнит всяческая (дабы наполнить все.- Ред.) (Еф. 4, 10). Такова
имамы (имеем.- Ред.) Первосвященника, Иже cede одесную Престола величествия на
Небесех (Евр. 8, 1).
222. Иисус Христос вознесся на Небеса Человечеством, а Божеством Он всегда
пребывал и пребывает на Небесах.
223. Сказано, что Иисус Христос седит одесную Бога Отца, но Бог Вездесущ. Это
нужно понимать духовно, то есть Иисус Христос имеет одинаковое могущество и
славу с Богом Отцом.
О седьмом члене
224. Священное Писание так говорит ,о будущем Пришествии Христовом: Сей Иисус,
вознесыйся от вас на Небо, такомсде (таким же образом.- Ред.) приидет, имже
образом видесте Его, идуща на Небо (Дели. 1, 11). Это сказали апостолам Ангелы
во время Вознесения Господня.
225. О будущем Суде Его Священное Писание говорит так: Грядет час, в оньже
(наступит время, в которое.- Ред.) ecu сущий во гробех услышат глас Сына Бомсия,
и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота (жизни.- Ред.), а сотворшии злая
в воскрешение суда (Ин. 5, 28-29). Это слова Самого Хри- ; ста Спасителя.
226. Священное Писание так говорит о бесконечном (вечном.- Ред.) Царстве Его.
Сей будет велий и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида,
отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца (Лк.
1, 32-33). Это слова Ангела, обращенные к Богоматери.
227. Будущее Пришествие Христово будет весьма отличаться от прежнего. Пострадать
за нас пр