.

  .


 

 

 

 

 




 

 

.

1. , , . , . - , , . ( - , - ) ), . 30 60 ; , , , , . , , , , . . , , , , . , , . , , , . , , , , ; . , , , , . , , .

2. . . , , , -, , . , , , . .

3. , ( , ), . , , , , . , , , ,   . ,   .  , , , .   . ,   : , , ,   .

4. , . , ,   . , , , , ;   . , , , , , - . . ,   . , ; , , . , , , , , . , , , , , . - , , . ; , .  , , , , . , , , , , , . , - : ,  . ,   ,   . : , , .

5. ,   . .   ,   ; , , , ;   , , . , , , , , .   , , , , , , . , , , , , . ,   - , , , .  ; - . , , ( ), , , .

6. : . , .  , , : <<   , , , . , , . , , ,   . , , , ,   . , , ,   .   , , . , , , ; , . . , ; . ,   , .  - - . , , : -".

7. . .   , , , . . ; ,   .   , - ,   , . ,  , , ,   , .

8.   - . , , , . 30 ; 26 ,   .   40 , , , , . , 600 .  .   . ,  , . , , , - . , , . , ; , , . . , , .

 9. , . 22- ,   , , , ( ), .   , ; . . , , ; , . , , ,    . , , : . , , , 2- .

 10. , , , 200 , , . , , ; ; ; , . ,   , . ; . . , ,   ,  . , , , , , , . , , , , . , . , .    . , , ,   .     : 4000, 5000, . , . , , . , ,   : . 2-   ;   24- .

 

.

1. - . , , , , - , , , . ,   , , , - , , ; , , , . , , , , , 1000 . , , , , . , - , . , . , , , . , , .

 2. . , , , , , , .   , , : << , , ; , ,   , ,   . , . , . ,   , , ,   . , , ".

3. - , ,   , , . : << . ( . - . .) , , . ,   . , . , , ,   , . ; , , , , , ". ; , . , , . ,   , , , . - , . , .

4. , , , , , . 20 , , ; . : , . , , , , . , ,   , . .   , , . ,   , .   , , .

5. . , .   , . , . , , , , 6000, 3000 . , , .   .. , , , ; ,   . , , , , , . , , , , .   ,   .

 

 

,, .

1. ,   , , . . , , , ; , , . , ,   ,   . , , , , . , , ; , ,   .   , : <<, ,   , ".

2. ; , . . , , . ,   , ,   . . , .   . , ; ; , . , , . , , , . , - , -, .

 3. , , , . , ,   , , , , , , . ;   , , , , , .

4. , , , , . , ; , .   , , ; , , , , - ; - , . , , , .

5.   . , , , , ; , . , , << ". , . , , , , . , , .

6. , . , -    , , ; , , , . , ,   . , , , .

 7. , , - , , -, , . ; . , , . , , - , , , . - , . - ,   , , , .

8. , , , . , , , . , , . , , , , , . , , , .

9. - . , , , , ,   , , , , . , , , , , (). , , .

 10. , ( , , , ), , , , : << , , . , , , , , . . , , , , , . , , , , , , , . , , , ,   . ! ? ? ? , , , ? . , , , ! , ! , - , - , . , . , , , . , , . ? , ? , ? , - , . - ? - - . - , , , ? , ? , ? , , ? ? , , , ? , ? - . , , , . , , , , . ? , , - ? , ? ;   , . , , : , , , , , . , , , , , , , ! , , ; , , , , ! , ? , , , . , , - , , , . , , , . , ; , . , ; , , , . , , , , . , . - ! , , , . . , , , , ".

11. , , , , . , . , . , ,   , .

12. , ; , , . , , , . , , . : , ; , . , ; , , . , , , , , , . . ; ; , . , . , , . ; . , ; . , , ; , , , . ; , ; , .

13. , , , - , . , . , , , . , , , : , , , , . , , , . , , , , , . . , , , . , , . , . , .

14. , , , , : << - , , ; , . : , . , . , ". : << , ; , . , . , , , , , , , , . , , , . , , , . , ".

, , , , .- .

1. . , , . , , , , , . , , ; , , - . , , , , , ( ), , , . , , , - , . . : << ; ( - .) , , . . , , ". . , , , , . , , , , , , , , , . , , , . , .

2. : . , , . , , , : , , , , , .

3. , ; . , . , , , . , ,  , , : << , , , , , . , , . , , ; , . , ; ; , , , , ; , , - . , . , ? : ? - , . - - , , . , , . , , - , , , . - ; , . , , , . , , , , , , . , , . , . , , ? , , ? , - , , , ! - ? , ? , ? , , , , ? , ; , , . , , , . ? , , ? , . , , - . , , - - , , . , , , , , , , . , ,   , : , - , . , ; , - , - . , . , , , , , , , . - , , . , , , , , , , , . , , , , , , - . , , , . . , : , . , , - , , - , , , , . , , , . , , , ".

4. . ; , ; , , , . , , , , , , : << , , , , , , , , , . , , ; , , - , . , , ; , - . , , , , , . , , , , , , . , ? , , , . , , , , , , , , . , : , , , , , . , , , , ".

5. . ; , . , : , , , , , , , , ; , - , , , : , . , , .

 6. : , ; , . : , . , , , . , , , , , - . , - , , , ; , . , , , . . , , , - ; , . , - , , , . , , , , . , , , .

7. , , . , , , ; . , , , : ; , , , , , ; , , , , , , , .

 

, , .- , .

1. , . , , , , . ; , . , , , , ; , , , , ; , , ; , . . , , , , , . , , , . : , , , ,   , ; ,   . , : , ; , , , , , , , . , .

 2. . , , . ; . . , , , . , , , . , , , , , , , . , , , , , , , ; . ; , , , , , , . , , , , . , , , . . , , . , , , - ,   . , , ,   , -   . , , , . .

3. , . , , , , . , , , , , : , , . ; , . , , ; , , , , , , , - . ; , . .

4. , ,  .   , , . ;  , , . , , , , , , . , - ; , , , . , , , , , , , . , ,   , . , . . , , , равдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие”.

Рим. 6, 6 “зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху”.

Рим 6

12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;

13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.

14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.

16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности?

17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.

18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.

22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная.

23 Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

1-е Коринфянам 15

21 Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых.

22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,

К Евреям 2

14  А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,

15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.

Ефес. 2, 3: “... мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, ...”.

Кол. 2, 11: “в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным , совлечением греховного тела плоти , обрезанием  Христовым”.

К Галатам 3

 22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.

 

Св. Варнава. п. 10.

“Крещение преподается во оставление грехов. Мы входим в воду отягченными грехами и нечистотою, а выходим из воды плодоносящими в сердце страх и надежду”.

 

Св. Иустин Философ. Диалог с Трифоном иудеем. п. 88: “Христос благоволил родиться и вкусить смерть не потому, чтобы Сам в том имел нужду, но ради человеческого рода, который через Адама (апо ту Адам) подвергся смерти и искушению змия.

 

Св. Ириней Лионский. Против ересей. кн. 5, 1, 3; Ч. 15. — с. 3.

“Человек по плотскому рождению от Адама сделавшись преступным, нуждался в бане возрождения”.

 

Ориген. “Младенцы крещаются во отпущение грехов. Каких грехов? или когда они согрешили? И каким образом  может быть для них нужна купель крещения, если не в том смысле, о котором мы только что сказали: “никтоже чист будет от скверны, аще и един день житие его на земли”. И поскольку через таинство крещения очищаются скверны рождения, то крещаются и младенцы”. In Luc. hom. XIV. t.III. p.948. edit. Delarue.

 

Св. Киприан Карфагенский. “ Что касается младенцев, ...то все мы (участники собора 252г. — В.Л.) за лучшее признали не отказывать ни одному рожденному в милосердии и благодати Божией . ... И самая благодать, сообщаемая крещаемым, не изливается в большей или меньшей мере, смотря по возрасту принимающих.... Если  и тяжким грешникам, которые прежде много грешили Богу, когда после этого уверуют, даруется отпущение грехов, и никому не возбраняется благодать крещения; т тем более не должно возбранять ее младенцу, который, недавно родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что происшедши от плоти Адама, навлек на себя первым рождением заразу древней смерти. Для него тем удобнее приступать к принятию отпущения грехов, что ему отпущаются не свои, а чужие грехи”. Послание к еп. Фиду. Cyprian. epist. LIX. ad Fidum.

 

Св. Афанасий Великий. Contra Appolinar. Lib.II,6; P. gr. t.26,col.1141 A.

“ Преслушав Божию заповедь, человек впал в греховные помыслы, не потому что Бог создал эти пленяющие его помыслы, но потому что диавол обольщением всеял их в разумное естество человека, соделавшееся преступным и отринутое от Бога, так что диавол в естестве человеческом установил греховный закон - и смерть царствует через дело греха: “Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.” (1 Ин. 3,8)”.

Против язычников, т.3, с.346: “Но говорите: “разрушил, не согрешив; а это не есть разрушение греха. Ибо не в Нем первоначально диавол произвел грех почему бы разрушился грех, когда Он пришел в мир и не согрешил.” – Диавол произвел грех, всеяв его в разумное и духовное естество человека. Потому, невозможно было, чтобы разумное и духовное естество, согрешившее добровольно и подвергшееся смерти, само себя возвратило на свободу. Посему-то пришел самолично Сын Божий – восстановить естество человеческое в естестве Своем из нового начала и чудным рождением, а не разделил первоначального состава, но отринул всеянное отложение, как свидетельствует пророк, говоря: “прежде неже разумети Отрочати благое или злое, отринет лукавое, еже избрати благое” (Ис. 7,16)”.

Толкование на пс. 50, 7. Творения. Т. 4. М. 1994, с. 175.

“Первоначальным намерением Божиим было, чтобы мы рождались не через брак и тление; преступление же заповеди ввело брак вследствие беззакония Адама, т. е. вследствие уклонения от данного Богом закона. Итак, все рождаемые от Адама зачинаются в грехах, подпадая осуждению прародителя. ... Давид показывает, как человеческая природа изначала в преступлении Евы подпала греху, и как рождение стало подлежать проклятию”.

 

Св. Макарий Великий.

Очень интересно и глубоко понятие о первородном грехе раскрыто в духовных беседах пр. Макария Великого. Для; , ,   , ; , .   ; . , ,  . ,   - : . , , , , , . , , , , , . , , .

3. . , , , , , , , , . , , , , , , , , , . - - 4- . . , . , . , , -   . -   . , , ;  , ,   . , ,   . , , ,    .

4. 500 3000 , . , , , , . , , . , . , : , . , , ; , , , , ; , , . - , , .

5. , . , , , , . , , . , ; , - ; , , , . , , . , . . , , . ; ; , . , ,   . , , ,   . ,     , , . ,   , , , , . , , , . , , , . , . , , ,  , , .

6. , , , , , , , ext-align:justify;text-indent:34.0pt'>Нарушив заповедь Божию в раю, Адам сотворил первобытный грех и грех свой перенес на всех”.

 

Св. Григорий Богослов. Часть 4, с. 245, часть 3, с. 173-174.

Т. 2. Слово 7. О душе. С. 35. “Этот новонасажденный грех перешел к злосчастным людям от прародителя... все мы, участвовавшие в том же Адаме, и змием обольщены, и грехом умерщвлены и спасены Адамом небесным”.

Т. 2. Слово 8. О заветах и ... с. 37. “Христос совершил искупление первородных немощей и избавление мира”.

Слово на св. Крещение. часть 3, с. 277. “Крещение очищает грех в каждом человеке и совершенно измывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную падением (перворождением).

“У тебя есть младенец? Не давай времени усиливаться повреждению”. Слово на св. крещение. Твор. св. отцев, том 3, с.287.

“Скажут: Христос, при всем том , что Он Бог, крещается тридцати лет; как же ты повелеваешь спешить крещением? —  Сказав, что Он — Бог, ты решил вопрос? Он — источная чистота, и не имел нужды в очищении; очищается же для тебя, так как и плоть носит для тебя, Сам будучи бесплотен. Ему не было никакой  опасности откладывать крещение; потому что Cам был властен и в страдании, равно как и рождении. Но для тебя немалая, если умрешь, родившись для одного тления, и не облекшись в нетление”. Слово на св. крещение. Твор. св. отцев, том 3, с.302.

 

Свт. Григорий Нисский. Творения. Ч. 1. М., 1861, с. 203.

“Но он (новорожденный человек — прим. мое) был бы совершен в самом начале, если бы естество не было повреждено грехом. Потому- то общение с рождением страстным и скотским сделало, что не вдруг в твари просиявает образ Божий, но каким-то путем и последовательно”.

Ч. 7, 341-344.

“Итак, в человеке страстность и поврежденность не по природе и не соединена с его существом первоначально: потому что невозможно было бы сказать о нем, что он создан по образу Божию, если бы отображенная красота была противоположна красоте первообразной. Но страсть привзошла в него в последствии, после сотворения, и вошла таким образом: он был образом и подобием, как сказано, Силы, царствующей над всем существующим, а потому в своей свободной воле имел подобие со Свободно-Властвующим над всем, не подчиняясь никакой внешней необходимости ... ; (посему и) то нечестие, которое терпит теперь человек, навлек он сам по своей воле, увлекшись лестью, сам стал виновникос сего зла, а не у Бога обрел оно: ибо Бог не сотворил смерти, но некоторым образом творцем и создателем зла сделался сам человек. ... Как тот, кто, строя себе дом, не сделал окна для входа в оное света от вне, по необходимости будет жить во тьме, заградив добровольно доступ лучам света; так и первый человек на земле, или лучше тот, кто породил зло в человеке, имел во власти повсюду окружающее его доброе и благое по природе: но сам по себе добровольно измыслил противное природе, положил первый опыт зла самопроизвольным удалением от добродетели; ибо зла, независящего от воли, имеющего свое самостоятельное бытие, во всей природе существ нет никакого; всякое создание Божие добро и ничтоже отметно (1 Тим. 4, 4) “вся елика сотвори Бог — добро зело” (Быт. 1, 31). Но когда указанным путем на погибель вошла в жизнь человеческую  привычка ко греху и от малого начала проистекло необъятное зло в человеке, и боговидная оная красрта души, созданная по подобию первообразной, как какое железо, покрылось ржавчиной греха; тогда уже не могла более сохранятся в целости красота принадлежащего душе по природе образа, но изменилась в гнусный вид греха. Таким образом человек ... потерял образ нетленного Бога и через грех облекся в образ тленный и перстный, который Писание отложить советует, омывшись чистою жизнью, как бы какой водой (1 Кор. 15, 49)... человеческому труду предстоит только очистить наросшую от греха нечистоту и извести на свет сокрытую в душе красоту”.

                Ч. 3, с. 405.

“Наше естество Богом первоначально было создано, как бы некиим сосудом, способным к восприятию совершенства; когда же через обольщение врага душ наших влилось в нас зло, то добру не стало места. По сей причине, дабы не увековечилось в нас зло, по определению мудрого Проведения, сосуд на время разрушается смертью, чтобы по истечении зла, преобразовалось человеческое естество и чистое от зла восстановилось к первоначальной жизни. Ибо в этом состоит Воскресение, восстановление природы нашей в первоначальное состояние. Итак, если невозможно претворение природы в лучшее состояние без Воскресения, без предварительной же смерти Воскресение не может быть; то смерть есть благо, будучи для нас началом и путем изменения к лучшему”.

 

Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на послание к Римлянам 10. Творения. Т. 9, кн. 2. Спб. 1903, с. 595.

“Благодать изгладила не только этот единый грех, но и другие грехи, за ним следовавшие ... Благодатию истреблен не один только первородный грех, но и все прочие грехи”. (См. также Слово на Св. Крещение).

Огласительное слово. ЖМП 1972, №5, с. 76.

“Да радуется человек, ибо прежде раб и пленник, сразу по выходе из святых вод стал свободным и усыновленным и к царской трапезе призван ... и обиталищем становится Духа”.

 

Папа Лев Великий. Второе послание к клиру и народу г. Константинополя. Деяния Вселенских соборов. Спб. 1996, с. 39.

“При сообщении первородного греха потомкам”.

 

Св. Максим Исповедник.

Важное свидетельство о том, что первородный грех не есть только страстность рождения, имеется у преп. Максима Исповедника, который, говоря о страстности зачатия и рождения, не сводит к этому всю сущность греховного наследства Адама. Он принципиально различает два важных понятия: страстность рождения (по подобию животных) и грех (первородный), сокрытый в этой страстности. Для преп. Максима страстность природы человека является следствием первородного греха “гнездящегося  в страстности”, но не синонимами. В 21 вопросе к авве Фалласию он говорит:

 “Когда же он (Адам) согрешил, то осужден был на рождение, сопряженное со страстью и грехом, так что грех, в явившейся из-за него страстности, имел бытие уже как бы по  закону природы... Содержа в самой страстности по естественной принудительности умножение греха, естество человеческое, в силу гнездящегося в страстности первородного греха, подверглось воздействиям всех небесных сил, начал и властей, проявлявшихся через неестественные страсти и скрывавшихся в естественных страстях (перевод Епифановича С.Л. Богословский вестник.1917. август-сентябрь, с. 107).

Эта цитата интересна в нескольких отношениях: первое – рождение человека всегда сопряжено со страстью и первородным грехом, при этом важно, что пр. Максим эти два понятия не отождествляет, но разхличает: “рождение, сопряженное со страстью и грехом”; второе – первородный грех и страстность рождения связаны между собой как причина и следствие: “грех, в явившейся из-за него страстности”; третее – первородный грех это не поврежденность естества, но некое скрытое в страстности начало: естество человеческое, в силу гнездящегося в страстности первородного греха; четвертое –  в силу наличия первородного греха люди подвержены воздействию падших духов, это воздействие проявляется через неестественные страсти: естество человеческое, в силу гнездящегося в страстности первородного греха, подверглось воздействиям всех небесных сил, начал и властей, проявлявшихся через неестественные страсти и скрывавшихся в естественных страстях, в этом смысле рассуждения преп. Максима очень созвучны мыслям преп. Макария цитированным выше.

 

Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М. 1996, с. 86. Он хотя и говорит, что рождение стало синонимом первородного греха, но сам не сводит сущность первородного греха только к страстности рождения, но различает их также как преп. Максим и говорит:

“Все подлежат закону рождения, а вместе с тем и страстности и в ней греху”.

Т.е. первородный грех находится в страстности, но не тождественен с ней. Аналогичную мысль см. там же с. 106 прим. ). Епифанович говорит и о связи первородного греха и диавола:

“Жизнь человека необходимо начиналась неправедной сластью рождения, этим зачатком развития страстей, и необходимо заканчивалась смертью. С момента зачатия человек грехом чувственного удовольствия был оторван от Бога и подчинен диаволу, власть которого “под пупом”(Иов 40,11). И с этого момента на нем лежало ничем не отвратимое осуждение “прародительского греха” - смерти”.

 Автор не видит противоречия между способом распространения первородного. греха и тем, что этот грех дает место диаволу в нашей жизни и в нашем естестве.

 

Св. Иоанн Дамаскин.

“В Крещении Духом восстанавливается в человеке то, что было по образу и подобию, а водою плоть от греха”. Точное изложение православной веры. Гл. 9.

Грех происходит от побуждения, наущения, внушения диавола и непринужденного и добровольного принятия человеком этого диавольского внушения”. (о связи греха и диавола вообще)

кн.3,1: “грех не естественен и не Творцом всеян в нас, но возникает из последующего посева диавола в нашей свободной воле с нашего согласия и не владычествует над нами насильственно”.

 

Пр. Симеон Новый Богослов.

Он однозначно понимает под первородным грехом всеобщую подчиненность господству диавола и говорит:

 “Мы все рождаемся грешниками ... из-за Адама, приявшего действие лукавого диавола, его советом подвигнутого на грех, поработившегося ему и потерявшего самовластие, и мы, как чада его, подлежим действию и властному господству диавола и бываем рабами ему... Ибо по какой другой причине низшел и воплотился Христос, и для чего другого пострадал Он, если не для того, чтоб разрешить осуждение, происшедшее от греха, и освободить род наш от рабства диаволу и от действия в нас властного сего врага нашего...”.Далее на стр.152-153 высказываются аналогичные мысли. ТСЛ, 1993, т. 2, с. 151.