Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая

 православные библиотеки.


 

 

Московская духовная семинария

Сектор заочного обучения

ГОМИЛЕТИКА

 

Обзорная лекция

для студентов 3 курса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сергиев Посад
2006
Введение

Возвещение божественных истин или проповедание слова Божия вхо-дит в круг
нравственных обязанностей каждого христианина. Эту обязан-ность, представляющую
особый вид христианского богопочитания, возложил на всех своих последователей
Господь Иисус Христос, заповедуя им быть светочами мира (Мф. 5,14).
Предоставленное всем христианам право пропо-ведания слова Божия (исключение
составляет проповедь богослужебно-храмовая) для епископов и пресвитеров, как
пастырей словесного стада Хри-стова является первой и главной обязанностью.
Господь Иисус Христос, по-сылая по воскресении Своем учеников Своих на служение
и заповедуя им проповедовать "Евангелие всей твари" (Мк. 16,15), всю тяжесть
благовестия возложил прежде всего на своих избранных учеников, которых Он назвал
апостолами (Лк. 6,13). И апостолы, действительно, всё достоинство своего
служения полагали в евангельской проповеди; на дело благовестия они смот-рели
как на главную и существенную обязанность свою (1 Кор. 1,17; 9,16), и не только
сами неуклонно исполняли данную Господом заповедь, но и пре-емникам служения
своего завещали ревностное её исполнение (2 Тим. 4,3). Ближайшие преемники
апостолов в деле пастырского служения - мужи апо-стольские, а за ними
архипастыри и пресвитеры - всю жизнь и деятельность свою посвящали главным
образом научению вверенной им паствы истинам веры и правилам христианской
нравственности. "Епископ или пресвитер, - гласит 58 правило святых апостолов, -
нерадящий о притче и о людях и не учащий их благочестию да будет отлучен; аще же
останется в сем нерадении и лености, да будет извержен". Обязанность епископов и
пресвитеров быть благовестниками слова Божия констатировал и Шестой Вселенский
Собор: "Предстоятели церквей, - читаем в 19 правиле собора, - должны по вся дни,
наипаче же во дни воскресныя, поучати весь клир и народ словесам благо-честия".
Готовящийся стать пастырем должен научиться проповедовать. Хотя первым и главным
условием и средством к успешному прохождению пасты-рем Церкви проповеднического
служения святые апостолы и великие пропо-ведники признают благодатную помощь и
руководство Святого Духа, однако те же апостолы и проповедники, в виду важности
и трудности проповедниче-ской деятельности, требуют и со стороны самого пастыря
особого приготов-ления к этому служению. "Старайся представить себя Богу
достойным, дела-телем неукоризненным, верно проповедающим слово истины" (2 Тим.
2,15). Если святой апостол требовал от своего ученика особого приготовления с
его собственной стороны ещё в то время, когда ниспосылаемы были многим ве-рующим
чрезвычайные дары Святого Духа (1 Кор. 12, 8-10), то тем более это приготовление
требуется от ищущего священства в настоящее время, когда не обретается в
верующих чрезвычайных дарований.
Отсюда ясно вытекает необходимость изучения такой науки, как гоми-летика.

Определение гомилетики как науки

Источники. История науки

Гомилетика (от греч. "беседую", "даю наставление") есть наука о про-поведи, или
о проповедничестве.
Главный предмет науки - проповедь.
Задача науки: во-первых, преподать систематические знания о прави-лах построения
проповеди, во-вторых, образовать душу будущего проповед-ника, который в жизни
следовал слову Божию, которое он проповедует.
Методы науки:
теоретический (изучение правил по составлению проповедей и усло-вий, при которых
проповедь имеет воздействие);
практический (изучение образцов проповеди, самостоятельное со-ставление
проповедей, произнесение и разбор).
Источниками науки является Священное Писание (по содержанию) и образцы
святоотеческой проповеди выдающихся проповедников (по форме).

История гомилетики

Несмотря на то, что христианская проповедь появилась с первым же возникновением
христианского общества и приобрела в основанной Спаси-телем Церкви важное
значение, правила и наставления, касающиеся пастыр-ского проповедания слова
Божия, явились, однако, довольно поздно. Объяс-няется это тем, что в
первенствующей Церкви были особого рода проповед-ники - "дидаскалы" и "профеты".
Они действовали под непосредственным воздействием и озарением от Святого Духа и
потому в каких-либо человече-ских указаниях и наставлениях не имели особой
нужды.
Оскудение таких служителей в Церкви привело к появлению ряд свя-тоотеческих
трудов, в которых были намечены некоторые гомилетические правила. Это сочинение
святителя Иоанна Златоуста "О священстве", бла-женного Августина "Христианская
наука", святителя Григория Двоеслова "Правило пастырское". Рассуждения этих
святых отцов не могут быть назва-ны в строгом смысле слова гомилетическими
системами. Гомилетика как наука обязана своим происхождением более позднему
времени.
Первый опыт систематического изложения гомилетических правил у нас в России
появляется в XVII веке. В это время выходят в свет труды архи-мандрита Иоанникия
(Голятовского) "Наука или способ составления речей" и архиепископа Феофана
Прокоповича "Духовный регламент".
Самым значительным фундаментальным трудом по гомилетике, вы-шедшем в 2-х томах в
1846 году, является труд профессора Киевской Духов-ной Академии Я.К.
Амфитеатрова "Чтение о церковной словесности, или го-милетика". В духе и
направлении, данном науке о проповедничестве Я.К.Амфитеатровым, написаны были
труды, которые можно рекомендовать для углубленного изучения предмета.
1. Прот. Назарий Фаворов. Руководство к церковному собеседованию, или гомилетика
(1858 г.).
2. Прот. Михаил Поторжинский. Краткая гомилетика (1862 г.).
3. Чепик М. Опыт полного курса гомилетики (1893 г.).
4. Свящ. Александр Юрьевский. Гомилетика или наука о пастырском проповедании
слова Божия (1903 г.).
5. Прот. Александр Ветелев. Курс лекций по гомилетике (1949 г.).
6. Прот. Александр Ветелев. Конспект по истории русской церковной проповеди;
Сборник церковных проповедей (тт. 1-5).
7. Игумен Марк (Лозинский). Конспект по гомилетике для 1-го курса МДА.
8. Игумен Марк (Лозинский). Пособие для практических занятий сту-дентов МДА;
Отечник проповедника. (1970 г.).
9. Епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. Гомилетика (1999 г.).

Общая методология пастырской проповеди

В гомилетической науке принято четырехчастное деление проповеди: вступление,
изложение, раскрытие смысла и заключение.
Вступление указывает на тему проповеди и служит средством психо-логического
настроя слушателей.
Изложение имеет целью обоснование главной мысли или темы пропо-веди.
На основании имеющегося материала раскрывается смысл того или иного предмета,
делаются нравственные выводы.
Заключение вместе со вступлением является обрамлением проповеди и служит
завершением выступления проповедника.
Четырехчастное деление проповеди является обобщением древней практики церковного
красноречия. Этим достигается последовательность и ясность изложения темы, от
которых в немалой степени зависит действен-ность пастырского слова.
Исторически сложились несколько форм церковной проповеди: беседа (гомилия),
поучение, слово, речь.
Материалом для бесед могут служить тексты Священного Писания, чинопоследования
церковных богослужений, таинства и обряды, церковные песнопения, а также части
катехизического курса. Наиболее характерным признаком бесед является
многотемность. Составными частями является ос-новная часть и нравственное
приложение.
Третий век христианства ознаменовался новым подходом к вопросам церковного
проповедничества. Этому способствовали как внешние, так и внутренние условия
существования Церкви: появляются удобные для бого-служения и проповедничества
храмы, при храмах создаются библиотеки, ка-техизаторские училища и школы. В
недрах самой Церкви появляется воз-можность подготовки к пастырскому
учительству. Всё это способствовало новому подходу к проповеднической
деятельности. Возникает новый вид проповеди - поучение. В отличие от беседы, где
изъясняется стих за стихом, поучение строится на каком-либо одном стихе или
отрывке библейского тек-ста, или же посвящается какой-нибудь произвольно
избранной проповедни-ком теме.
Самой совершенной формой церковной проповеди является слово. Этот вид проповеди
отличает правильная логическая структура, изящный, художественный стиль и
строгая тематизация. Один какой-либо предмет (те-ма) раскрывается с достаточной
полнотой и строгой последовательностью на основании Священного Писания и учения
Церкви. Для слова, как и для по-учения, характерны все 4 части.
Слова чаще всего произносятся в высокоторжественные дни церковно-го года, а
также по случаю особых событий в жизни Церкви.
С древних времен известны проповеди, называемые речами. Эти про-поведи имеют
особое назначение и содержание. Исходным моментом при построении речей являются
какие-либо обстоятельства или случаи из облас-ти церковной или общественной
жизни. Классически составленные речи имеют: обращение, вступление, указание
предмета речи, изложение, благо-пожелание, заключение.
Речи бывают приветственными, благодарственными, поздравительны-ми.

Изложение проповеди

Действенность церковно-богослужебной проповеди стоит в зависимо-сти как от
внутренних качеств проповеди, т.е. от силы и степени выражаю-щихся в ней личного
убеждения, внутреннего одушевления и духовного на-строя проповедника, так и от
внешних её качеств, от её приспособленности к настроению, пониманию и
умственному развитию слушателей.
Ясность, доступность, наглядность, литературно-правильная речь - вот те
качества, от которых в немалой степени зависит успех проповеди.
По содержанию проповеди могут быть догматическими, нравоучи-тельными,
церковно-историческими и богослужебно-литургическими.
Темы проповедей могут определятся временами церковными. Особое значение в выборе
темы проповеди имеют дни воскресные, великие праздни-ки и многодневные посты.
Хорошее произнесение проповеди зависит от предварительной подго-товки. Эта
подготовка должна состоять в громком, внятном и выразительном чтении и
произнесении собственной проповеди, которое должно сопровож-даться
соответствующей смыслу читаемого текста интонацией голоса. Читая проповедь
необходимо вникать в смысл каждого слова и выражения. Необ-ходимо избегать
торопливости и монотонности.
На первом этапе проповеднического служения пастырю, который ещё не умеет владеть
собой и не имеет навыка публичного выступления, лучше всего читать проповедь по
заранее приготовленному тексту. Это поможет преодолеть психологические
затруднения, неизбежные в начале проповедни-ческой деятельности. Получив
некоторый навык, необходимо произносить проповеди наизусть. Следующим этапом
овладения искусством произнесе-ния проповеди должна быть такая подготовка, когда
из написанного текста хорошо усваивается только план и основные мысли.
Достаточно опытный проповедник может произносить импровизиро-ванную проповедь,
подробный план которой, был проработан и записан на-кануне. И лишь в
исключительных случаях опытные проповедники могут произносить проповеди -
экспромтом.
Дело евангельского благовестия требует от пастыря особой внутренней
настроенности. Она должна создаваться и поддерживаться молитвой, оказы-вающей
благотворное воздействие не только на самого проповедника, но и на всех
присутствующих в храме. В слове проповедника слушатель должен най-ти то, чего
жаждет его сердце, о чём тоскует душа, чего требует его совесть. Соответствие
проповеди этим духовным запросам определяет степень её воз-действия на
слушателей. В словах проповедника должно содержаться всегда самое необходимое -
то, чем питается человек внутренне, духовно. Затронув внутренний мир человека,
слово пастыря должно помочь слушателям разо-браться в насущных вопросах жизни
души. Стоит подчеркнуть, что сущест-венное влияние на действенность проповеди
оказывает также и личность проповедника. Чем благочестивее проповедник, тем
сильней его слово и бла-готворнее влияние на паству. Для действенности
пастырского слова необхо-димыми условиями являются: молитвенность пастыря, живая
вера в Бога, по-стоянное изучение слова Божия, борьба с грехом, забота о своём
спасении и о спасении паствы, бескорыстие. В Церкви, с её многовековым опытом
спасе-ния людей содержится вся полнота благодати и истины. Поэтому все вопро-сы
спасения человека должны раскрываться в проповеди только на основа-нии учения
Православной Церкви.
Возлагая всю надежду на Бога (1 Кор. 3,7; Ис. 55,10-11), проповедник должен с
большим старанием и полной отдачей своих сил совершать дело пастырского
благовестия.

Игумен Тихон (Зайцев)
преподаватель Московской
Духовной Семинарии



Наши партнеры:
Hosted by uCoz