Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая

 православные библиотеки.


 

 

 

 

МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

 

Кафедра Истории Русской Церкви

 

 

 

Иеромонах Петр (Еремеев)

 

 

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ В РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

 

 

Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия

 

 

 

 

 

 

Сергиев Посад

1999

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Высшая Духовная школа в России на пороге ХХ века

1. Устав 1869 года 

2. Устав 1884 года

3. На пороге ХХ века

Глава II. ОБЗОР ОСНОВНЫХ ИДЕЙНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ЦЕРКОВНО–ОБЩЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ ПО АКАДЕМИЧЕСКОМУ ВОПРОСУ

1. Характеристика церковной иерархии, профессорско–преподавательского состава Академий и академического студенчества начала ХХ века

Церковная иерархия

Профессорско–преподавательский состав

Академическое студенчество

2. Основные идейные направления в церковно–общественной среде по академическому вопросу

Автономисты

Охранители

Ревнители

Глава III. КОМИССИЯ 1905 ГОДА

1. Студенческие беспорядки: требование немедленной автономии

2. Начало работы Комиссии 1905 года

3. Общие предложения профессоров

4. Определение Святейшего Синода о некоторых главных изменениях

5. Уставы 1869 и 1884 годов и Комиссия 1905 года

6. Временные Правила

7. Освещение академических проблем в периодической печати в период возникновения движения за академическую реформу

8. Проекты академического Устава, представленные Духовными Академиями

Глава IV.  V ОТДЕЛ ПРЕДСОБОРНОГО ПРИСУТСТВИЯ

1. Учреждение Предсоборного Присутствия

2. Студенческие требования

3. Круг вопросов, обсуждаемых на заседаниях  V отдела

Учебно–научный статус Духовной Академии

Обсуждение вопроса о попечении архиерея

Обсуждение вопроса автономии высшей Духовной школы

Рассмотрение вопроса о занятии должностей и присуждении ученых степеней

Учебно–образовательная сторона реформы.

Воспитательные функции Духовной Академии

4. Обсуждение проблем академической реформы в прессе

Глава V. Комиссия 1909 года

1. Мероприятия к благоустройству Духовных Академий

2. Направление работы Комиссии 1909 года

Учебная сторона академического образования в оценке членов Комиссии 1909 года 

Прения вокруг ученой степени ректора Духовной Академии

Обсуждение вопроса о воспитательных функциях высшей Духовной школы

3. Новый Устав Духовных Академий

4. Оценка современниками деятельности Комиссии 1909 года

Глава VI. Комиссия 1911 года

1.  Учреждение Комиссии по изменению Устава 1910 года

2.  Измененный Устав Духовных Академий

3.  Оценки и отзывы современников о работе Комиссии 1911 года

Глава VII.  Комиссия 1917 года

1. О некоторых изменениях в строе академической жизни

2.  Попытки создания Богословского института

3.  Создание Комиссии по пересмотру академического Устава

4.  Временный Устав и проект Нормального Устава Духовных Академий

5.  От уставных положений 1911 года к Временному Уставу 1917 года: церковная общественность о развитии процесса реформирования Духовных Академий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приложения

1. Избранные биографии

2. Дела имеющие отношение к теме исследования, хранящиеся в фондах Российского Государственного Исторического Архива

Список источников и литературы


Здания, сооружаемые из стихийного вещества, созидаются единожды и потом дают покой трудившимся, но то, что зиждется из живых камений, по совершении первоначального созидания, требует непрестанного воссоздания, утверждения, возвышения, украшения, по размерам возрастающего внутреннего совершенства...

Святитель Филарет Московский[1]

 

Введение

 

С

овершенно очевидно, что среди вопросов, волновавших церковную общественность в начале нашего столетия, одним из самых насущных и сложных был вопрос о реформе высшей Духовной школы. О проблемах академического устройства заговорили уже во время революционных событий 1905 года. И нужно сказать, что идейная борьба, развернувшаяся вокруг вопроса назревших преобразований, стала своеобразным зеркалом, отразившим все многообразие проблем церковной и общественной жизни тех лет.

 Действительно, ожесточенные споры и противоречия, которыми так полна история развития высшего духовного образования в России начала ХХ века, являются яркой иллюстрацией тех процессов, которые, охватив все слои русского общества, в конечном итоге привели его к революционной катастрофе 1917 года. В силу своей специфики Духовная школа находилась в непосредственном соприкосновении со всеми проявлениями церковно-общест­венной жизни. Из Академий выходили будущие иерархи Русской Православной Церкви и сотрудники церковных учреждений. Академии готовили препода­ва­тельские кадры для всех духовных учебных заведений и преподавателей богословских дисциплин для светских учебных заведений вплоть до университетов. Они же являлись миссионерско-апологетическими и научно-обра­зовательными центрами и были призваны распространять и отстаивать в обществе истины православной веры, защищать Церковь от лжеучений.

Обсуждение академической реформы выявило отсутствие в церковно-общественных кругах единодушия и взаимопонимания по многим жизненно важным для Церкви вопросам. В силу неподготовленности общественного сознания к серьезному обсуждению назревших проблем, проявившиеся рас­хождения во взглядах постепенно перерастали в открытое противостояние, делающее невозможным какой-либо диалог. В итоге, конструктивное решение многих насущных вопросов церковной жизни стало возможно только в 1917 году, когда грохот канонад отрезвил противоборствующие стороны.

 Попытаться выявить основные проблемы, возникавшие в связи с преобразованием высшей Духовной школы в начале ХХ века, и есть цель настоящего сочинения.

 

Необходимость такой работы обуславливается тем, что проблема реформы Духовных Академий в наши дни относится к числу наиболее злободневных и актуальных.

Изменение условий существования Церкви расширяет сегодня круг задач стоящих перед высшей Духовной школой. Отвечая на запросы времени, Учебный Комитет Русской Православной Церкви в настоящее время уже предпринимает шаги к преобразованию подчиненных ему духовных учебных заведений. И именно в связи с началом процесса реформ в сфере богословского образования, вызванного, как и в начале ХХ столетия, общественно-политическими потрясениями, обращение к его ближайшей исторической перспективе видится нам сегодня особенно необходимым.

 

Историография предмета нашего исследования, как в отечественной, так и в зарубежной литературе незначительна, что, в свою очередь, подтверждает актуальность выбранной нами темы. Лишь немногие исследователи напрямую обращались к вопросу реформирования высшей Духовной школы в начале ХХ века. Так, за период 1900-1917 годов появилось только два сборника, поднимавших на своих страницах современные проблемы высшей Духовной школы. В 1906 году в Москве вышел сборник “Духовная школа”, в котором была помещена содержательная статья П.В. Тихомирова “О Духовных Академиях”