Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая

 православные библиотеки.


  • Главная

  • Ветхий Завет

  • Новый Завет

  • Катехизис

  • Литургика

  • История Поместных Церквей

  • История Русской Православной Церкви

  • История Христианской Церкви

  • Риторика

  • Основное Богословие

  • Нравственное Богословие

  • Догматическое Богословие

  • Сравнительное Богословие

  • Гомилетика

  • Сектоведение

  • Социальная концепция Русской Православной Церкви

  • Практическое руководство для священников

  • Дополнительные материалы

  • Библиотека общего развития учения о папе как главе Церкви (“смертный человек не может быть вечной главой Церкви” – ст. 10), добавил к первоначальному тексту запрещение “прибавлять или убавлять что-либо к тексту Символа веры” и т. д. Все это, несомненно, улучшает первоначальную редакцию Исповедания. Но вместе с тем превращает ее в только личный документ, так как на “Соборе” в Вифлееме был одобрен еще не исправленный его текст. Правда, восточные патриархи в 1723 г. одобрили исправленный текст, но тут же, в сопроводительном письме к англиканам, ссылаются на парижское издание Исповедания 1672 г., т. е. на еще не исправленный текст. Все это ограничивает значение Исповедания Досифея как соборного документа. А его многочисленные богословские недочеты, равно как и случайный характер его возникновения, побуждают смотреть на него более как на исторический памятник XVII в. символического содержания, нежели как на авторитетный и обязательный символический текст непреходящего значения.

    Мы не будем останавливаться подробно на других символических текстах, изданных в XVIII-XIX вв. восточными патриархами и их синодами. В отличие от документов XVII в. они направлены, главным образом, против римо-католиков, хотя некоторые из них имеют в виду протестантов. Отметим главнейшие из них: а) Окружное послание патриархов Иеремии III Константинопольского, Афанасия III Антиохийского, Хрисанфа Иерусалимского и семи архиереев Константинопольского Синода к христианам Антиохии против римо-католиков и униатской пропаганды, 1722 г.; б) Исповедание веры Константинопольского Синода 1727 г. под председательством патриарха Паисия II Константинопольского с участием Сильвестра, патриарха Антиохийского, и Хрисанфа Иерусалимского и 11 архиереев Константинопольского Синода. Направлено тоже против римо-католиков. Автором этого, как и предыдущего, документа является Иерусалимский патриарх Хрисанф; в) Окружное послание патриарха Константинопольского Григория VI, Иерусалимского Афанасия и 17 архиереев Константинопольского синода против протестантов, 1838 г.; г) Окружное послание тех же лиц против латинских новшеств, 1838 г.; д) Ответ папе Пию IX в 1848 г. четырех патриархов: Анфима VI Константинопольского, Иерофея II Александрийского, Мефодия Антиохийского и Кирилла II Иерусалимского, утвержденный Синодами Константинопольской, Антиохийскон и Иерусалимской Церквей (29 подписей архиереев); е) Ответ папе Льву XIII в августе 1895 г. патриарха Константинопольского Анфима и 12 архиереев его Синода. Все эти послания являются ценными свидетельствами постоянства веры Православной Церкви в трудную для нее эпоху турецкого владычества, важными историческими документами борьбы ее против агрессии Рима в первую очередь. Написанные по конкретным случаям, они обыкновенно имеют не систематически богословский, а народно-миссионерский, апологетический характер. Они не дают общего обзора православного вероучения в отличие его от римо-католицизма или протестантизма, но ограничиваются рассмотрением, иногда более полным, иногда частичным, существующих между ними отдельных разногласий. Существенное тут не всегда различается от второстепенного, богословская и историческая аргументация не всегда на одинаковой высоте, что объясняется обстоятельствами времени. Но в общем они хорошо защищают православную веру. Вот какие указываются в Послании 1895 г. римо-католические уклонения от древней веры: Filioque, примат и непогрешимость папы, крещение через окропление, опресноки, отсутствие эпиклезиса, причащение мирян под одним видом, чистилище, сверхдолжные заслуги, полное блаженство праведников до всеобщего воскресения, непорочное зачатие Божией Матери. Все эти послания, принятые в лучшем случае четырьмя восточными патриархами, даже с участием их синодов, как это было в 1848 г., одной Константинопольской Церковью в большинстве случаев, без участия Русской Церкви и других автокефальных Церквей, не обладают сами по себе общецерковным авторитетом, в качестве точных и полных изложений православного вероучения, но пользуются общим уважением, как исторические памятники догматического характера.

    V

    Общей чертой всех этих исповеданий веры и посланий XVI-XIX вв. было, как мы видели, то, что они были составлены восточными патриархами без участия Русской Церкви (Православное Исповедание не составляет исключения, ибо автор ее – Петр Могила – был митрополитом не Русской, а Константинопольской Церкви, да и текст Исповедания был изменен, правда, к лучшему, греками без ведома его). Тем не менее они не оспаривались в Русской Церкви, а некоторые из них получили в ней и русском богословии особое значение, так что их стали даже иногда называть “символическими книгами”. Это, прежде всего, – Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной и Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (Исповедание Досифея). К этим двум памятникам стали прибавлять, в качестве третьей символической книги, Пространный Катехизис митрополита Филарета. Таково было убеждение митрополита Макария (Булгакова). “Постоянным руководством, – пишет он, – при подробнейшем изложении догматов в православно-догматическом богословии должно признавать 1) Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, 2) Послание восточных патриархов о православной вере и 3) Пространный христианский Катехизис”. И в другом месте: “Православное Исповедание поистине составляет эпоху в... истории (православного богословия). Доселе сыны Церкви Восточной не имели особой символической книги, в которой бы могли находить для себя подробнейшее руководство, данное от имени самой Церкви, руководство в деле веры. Православное Исповедание Петра Могилы... явилось первою символическою книгою Восточной Церкви. Здесь в первый раз изложены все догматы от ее имени в возможной точности... Здесь, следовательно, дано подробнейшее и вместе надежнейшее руководство в деле веры, как всем православным, так, в частности, и православным богословам при обстоятельном раскрытии догматов”. Профессор П. П. Пономарев также выделяет эти три памятника из других символических текстов, хотя и высказывается о них значительно более осторожно, чем митр. Макарий. Ссылаясь на то, что Св. Синод одобрил их в качестве “руководства”, но “не именует открыто символическими книгами”, Пономарев пишет в своей статье в Богословской энциклопедии, что, “выдерживая строго характер воззрения Св. Синода, следует на означенные памятники смотреть именно как на руководство к приобретению богословского познания, а пользуясь выражением ученых, – называть символическими книгами, но только в относительном, а не абсолютном смысле слова” и при этом “под непременным условием точного согласия их по содержанию с древневселенским учением”. Но и с таким ограниченн /> непрерывной молитвой апостолов и единодушным собранием всей общины, собиравшимся
    для избрания двенадцатого апостола -- Матфия -- на место отпавшего Иуды. В день
    Пятидесятницы, после сошествия Святого Духа и горячей проповеди апостола Петра,
    первое Евангельское семя нашло в собравшемся народе плодоносную почву. К "малой
    пастве" присоединяются около трех тысяч человек из числа набожных иудеев,
    прозелитов и язычников, которые охотно приняли слово ап. Петра, крестились и
    постоянно "пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в
    молитвах" (Деян. 2,41-42).
    Это было необычайное время для иерусалимской общины. Пребывая под
    непосредственным руководством святых апостолов и согреваемая духом братской
    любви во Христе, община процветала и возрастала с каждым днем. В ней каждый был
    равноправным членом единой семьи. Вот как свидетельствует о тех днях святой
    евангелист Лука: "Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений
    совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели
    все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря
    по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по
    домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в
    любви у всего народа. Господь же ежедневно прелагал спасаемых к Церкви" (Деян.
    2,43-47).
    1.2 Гонение со стороны иудеев
    Добившись распятия Иисуса Христа, иерусалимские правители, главным же образом
    предводители священства, верили, что после Его смерти ученики рассеются, а
    "новая ересь" исчезнет бесследно. Нам неизвестно, каким было настроение
    неправедного священства спустя пятьдесят дней после воскресения Христа, но
    скорее всего власть имущие града Иерусалима находились в неведении относительно
    деятельности апостолов. Они, очевидно, даже не подозревали, что ученики
    распятого Иисуса пребывают в единодушном собрании. Неизвестными, возможно,
    остались и происшедшие на глазах у не одной тысячи человек события
    Пятидесятницы. Лишь совершение апостолом Петром чуда при дверях храма пробуждает
    дремавшую до сих пор злобу иудеев.
    Петр торые он ссылается в последней своей, “протасовской” переработке. Как известно, текст Катехизиса, изданного в 1823-1824 гг., дважды подвергался изменениям. В издании 1827-1828 гг., когда, впрочем, дело ограничилось заменой библейских и святоотеческих цитат на русском языке церковнославянскими, и 1839 г., когда были произведены более существенные изменения в тексте по настоянию обер-прокурора Протасова в сотрудничестве с митрополитом Серафимом (Глаголевским) и другими членами Св. Синода. Нужно сказать, что “исправление” Катехизиса в духе его большей латинизации и согласования с Исповеданиями Петра Могилы и Досифея не всегда было удачным. Так, в этом издании к слову “прелагаются” (о Св. Дарах) было добавлено “или пресуществляются”. Правда, вслед за тем слово “пресуществление” объясняется, с ссылкою на Исповедание Досифея, в православном духе в смысле непостижимого и действительного преложения, тем не менее можно только жалеть о внесении в Катехизис этого чуждого православному преданию схоластического термина. Еще более неудовлетворительно для православного сознания изложено учение об искуплении в понятиях “бесконечной цены и достоинства” крестной Жертвы и “совершенного удовлетворения правосудия Божия”. Все же во всем следовать Исповеданию Петра Могилы митр. Филарет отказался и, несмотря на оказываемое на него давление, не включил в свой Катехизис встречаемого, как мы видели, в Православном Исповедании латинского учения о так называемых “церковных заповедях”. В общем, при всех своих недостатках, Катехизис Филарета является выдающимся по ясности изложения памятником русского богословия, но выделять его из множества других символических текстов и возводить в степень “символической книги” было бы неправильно. Ибо, как мы видели, в нем имеются недостатки, да и сам Св. Синод в своем одобрении Катехизиса не называет его “символическою книгою”, а ограничивается рекомендацией его в качестве “руководства”. К тому же авторитет и значение Катехизиса Филарета ограничивается Русской Православной Церковью. Вне ее, особенно у греков, он мало известен. На него нельзя смотреть как на символический памятник общеправославного значения.

    VI

    Характерной чертой русского богословия второй половй жертвой их ненасытной злобы
    становится архидиакон Стефан - человек мудрый, исполненный веры и силы,
    совершавший в народе великие чудеса и знамения. Стефан, как и Сам Иисус Христос,
    по ложному свидетельству (Деян. 6,15) был обвинен в богохульстве, за которое по
    иудейскому закону полагалась смерть.
    После смерти архидиакона Стефана на Церковь в Иерусалиме обрушивается великое
    гонение. Евангелист Лука свидетельствует, что все, кроме апостолов, рассеялись
    по разным местам Иудеи и Самарии (Деян. 8,1). К гонению в Иерусалиме был
    причастен и принадлежавший к фарисейской секте яростный ненавистник христиан
    тарсянин Савл, будущий страдалец за Христа и известный всем апостол Павел,
    который "терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в
    темницу" (Деян. 8,3).
    Между тем, рассеявшиеся ходили по городам и благовествовали слово Божие.
    Евангелие проповедуется в многих селениях Самарийских, в Газе, Азоте, Кесарии,
    Дамаске и, несмотря на свирепствовавшие в Иерусалиме гонение, христианская
    община возрастала, соединяя в себе доселе ненавидевших друг друга иудеев и
    самарян. Таким образом, гонение способствовало выходу христианской общины за
    рамки одного города и более широкому распространению новой религии.
    1.3 Ирод Агриппа
    Как мы видели, прежде всего на христиан обрушились саддукеи, к которым, однако,
    в скоре присоединились и фарисеи -- после публичного выступления архидиакона
    Стефана (Деян. 7,2-53), который еще раз показал величину различия между
    иудаизмом и христианством, законом и благодатью. Однако, до сих пор политическая
    власть Иерусалима, представителями которой с 37 по 41 гг. были римские
    проконсулы Самарии и Иудеи Маркелл и Маруллий, как и правители Сирии Вителлий и
    Петроний, в гонениях против христиан никакого участия не принимали. Случилось
    это лишь с прибытием в Иерусалим нового правителя - царя Ирода Агриппы, внука
    Ирода Великого.
    Со смертью Калигулы (37-41) императором провозглашается Клавдий (41-54), который
    по неизвестным причинам своим восхождением на римский престол в большой мере
    считал себя обязанным Ироду Агриппе. В благодарение за это Клавдий не только
    подтвердил полученный к тому временем Иродом от Калигулы титул царя Иудейского,
    но соединил под его скипетром власть над Самарией и Галилеей.
    Таким образом, в 42 году иудеи с огромным восторгом встречали нового царя,
    радуясь восстановлению древнего величия единой Иудеи. У иудеев действительно
    было много причин любить своего нового царя. В его лице они видели освободителя
    страны и грядущую славу. Подобно своему деду, Ирод Агриппа принялся украшать
    город, возводя дворцы, арки, амфитеатры и даже присоединил новый район под
    названием "Vezetha". Заметно разросшийся город был окружен новыми стенами. Ирод
    постоянно посещал храм, совершая помпезные жертвоприношения и почти всегда
    проживал в Иерусалиме. Однако, самое примечательное, что будучи иудеем только по
    своей бабушке Мариамни, Ирод Агриппа никогда не упускал возможности показать
    себя истинным иудеем, укрепляя эту идею посредством ревностной защиты Моисеева
    Закона и иудейской религии.
    В 44 году, желая угодить своему народу, Ирод начинает преследовать христиан. О
    масштабах гонения Ирода Агриппы, как и о его протяженности, к сожалению, нет
    свидетельств ни у иудейского историка Иосифа, ни у Евсевия Кесарийского. По его
    приказу арестовывают и казнят апостола Иакова Зеведеева, брата апостола Иоанна.
    Исходя из слов евангелиста Луки, что Ирод, "видя же, что это приятно Иудеям,
    вслед за тем взял и Петра" (Деян. 12,3), можно заключить, что в эпицентре
    преследования в тот период оказались апостолы, предводители иерусалимской
    общины, что также не исключает возможности более широкого гонения. Поскольку
    арест апостола произошел в дни празднования Пасхи, казнь Петра была отложена, и
    его бросили в темницу, сковав двумя цепями и приказав стеречь его "четырем
    четверицам". Однако, несмотря на все предпринятые меры, в ночь перед казнью
    Ангел Господень освобождает Петра, который, попросив уведомить об этом Иакова и
    остальных братьев, покинул Иерусалим.
    1.4 Иаков брат Господень. Апостольский Собор 49 года
    Просьба апостола Петра уведомить Иакова о своем освобождении и удалении из
    Иерусалима фактически свидетельствует о превосходстве авторитета святого Иакова
    среди бывших в Иерусалиме апостолов, а следовательно, о занимании им уже к 44
    году места епископа Иерусалимской Церкви.
    В своем единственном послании святой Иаков именует себя "рабом Бога и Господа
    нашего Иисуса Христа". Апостол Павел называет его "братом Господа". В
    святоотеческой литературе Иакову приписываются такие имена, как "брат Иисусов"
    или "племянник Господний". Начиная же с четвертого века, в церковной литературе
    святой Иаков именуется исключительно "братом Господним".
    Ошибочно мнение тех, кто утверждает, что святой Иаков был апостолом из
    двенадцати. В Священном Писании братья Христа по плоти (Иаков, Иосий, Симон и
    Иуда - дети Иосифа от предыдущего брака) четко обособляются от апостолов и
    остальных учеников Христа (Ин. 1,12). Не двусмысленно в Писании говорится и о
    том, что братья Христа не уверовали в Него при жизни (Ин. 7,5), но лишь после
    Его воскресения, где они вновь отмежевываются от двенадцати апостолов (Деян.
    1,13-14; 1Кор. 9,5). Согласно древнему церковному преданию, святой Иаков был
    апостолом из семидесяти и первым епископом Иерусалимской Церкви (Евсевий, Церк.
    История 1,12; 11,1 и проч.)
    Рассеянные гонением по всей Палестине апостолы неустанно исполняли принятую ими
    от Христа заповедь: "идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и
    Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам..." (Мф. 28,19-20),
    благовествуя людям распятого Христа и основывая новые общины, новые Церкви.
    С возрастанием Церкви возрастала и необходимость окончательного решения вопроса
    о необходимости обрезания прозелитов и об отношении христиан к ветхозаветному
    закону. Ради этого в 49 году в Иерусалиме собирается первый в истории
    христианской Церкви Собор, известный как Апостольский. Собор состоял из
    апостолов и пресвитеров (Деян. 15, 6-29), а его председателем, согласно древнему
    церковному преданию, был святой Иаков брат Господень. На соборе выступили
    апостолы Петр, Павел и Варнава, поведавшие собранию о множестве чудес,
    совершенных Богом среди очищенных благодатью язычников. Апостолы единогласно
    заявили о нецелесообразности наложения на них бесплодной теперь тяжести
    соблюдения ветхозаветного закона. Заканчивается собрание выступлением святого
    Иакова, который и принимает окончательное решение: "Посему я полагаю не
    затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они
    воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы
    не делали другим того, чего не хотят себе" (Деян. 15,19-20).
    Святой Иаков брат Господень является автором соборного послания (58г.),
    обращенного к христианам из иудеев всей Палестины и Сирии. В своем послании
    иерусалимский епископ излагает христианское учение с позиций практики и этики.
    Он говорит о постигающих христиан искушениях (1,2-18), о вере и делании
    (1,19-2,26), об учении (3,1-18), об истинных отношениях между Богом и миром
    (4,1-17) и, наконец, о бедных и богатых (5,1-20).
    Евсевий Кесарийский свидетельствует, что "посредством Иакова многие приняли веру
    и среди начальников. И было возмущение среди иудеев, книжников и фарисеев,
    утверждавших, что весь народ находится в опасности ожидая Иисуса Христа". Это и
    была причина мученической кончины Иерусалимского Первоиерарха.
    Видя все возрастающий успех христианской проповеди, иудеи вновь решили поразить
    пастыря, дабы стадо рассеялось, так и не осознавая, что истинный Пастырь
    христиан находится на небесах и недосягаем для их кровавых рук. Воспользовавшись
    отсутствием в городе римского прокуратора Альбина, иудеи в 62 году схватили
    святого Иакова брата Господня и, обвинив его в богохульстве, приговорили к
    смерти через побиение камнями.
    1.5 Разрушение Иерусалима
    Спустя почти четыре года после мученической кончины святого Иакова брата
    Господня, преемником Альбина на должности прокуратура Иудеи стал Флор, во много
    раз превосходивший своих предшественников грубостью, жестокостью и бесчинствами.
    Вспыхнувший в ночь с 16 на 17 мая 66 года народный бунт вынудил проконсула Фрола
    в спешке покинуть Иерусалим, что послужило мотивом к широкому восстанию по всему
    городу. Восстание безрезультатно попытались успокоить мирным путем прибывшие
    тогда в Иерусалим Агриппа II и его сестра Вероника. Напротив, народ предал огню
    царские палаты и безжалостно расправился с охранявшими город римскими воинами.
    Выхлестнувшее за пределы Иерусалима восстание переросло в настоящую иудейскую
    революцию, и теперь уже разрушались различные стратегические объекты Палестины.
    Революция захлестнула всю страну. Во многих городах последовали неописуемой
    жестокости столкновения между иудеями и язычниками.
    Разумеется, что мирно существовавшая до этих пор христианская община Иерусалима
    помимо своей воли была вовлечена во всеобщий раздор. Как и следовало было
    ожидать, римляне приняли решение подавить вспыхнувшее в Иудее восстание с
    помощью огня и меча. Христиане, воспринимаемые римлянами как некое ответвление
    иудаизма, уничтожались наравне с взбунтовавшимися иудеями.
    24 октября 66 года эпарх Сирии Кестий Галл, завоевав расположенные по соседству
    города и селения, прибыл в близ лежащий от Иерусалима Гаваон. Несмотря на
    причиненные от столкновений с бунтовщиками потери, 30 октября Кестий осадил
    Иерусалим, предав огню недавно отстроенный Иродом Агриппой I новый район города
    под названием Vezetha. Однако, по неизвестной причине он вынужден был оставить
    осажденный город и отступить. Преследуемый воспрянувшими духом мятежниками,
    Кестий Галл в одном из столкновений потерпел полное поражение и едва спасся,
    скрывшись в Антипатриде с тысячей пятьсот солдат.
    Находившийся в то время в Греции римский император Нерон, узнав об постигшем
    римскую армию в Палестине несчастии, поручил известному уже тогда полководцу
    Веспасиану подавить иудейское восстание. Ему действительно удалось в очень
    короткое время подчинить Галилею и многие селения Иудеи, однако на Иерусалим
    полководец выступать не спешил, предвидя внутренний переворот в самой Римской
    Империи. Избранный в 69 году Римским Императором Веспасиан поручил подавить очаг
    иудейской революции Иерусалим своему старшему сыну Титу.
    Разумеется, что под давлением подобных условий Иерусалимская Церковь переживала
    ужасные дни. В этот период, согласно свидетельству Егезипа (IV,22), епископом
    иерусалимской общины был избран святой Симеон. Видя непрекращающееся
    кровопролитие и ожесточение возбужденных иудеев, а также возвращающиеся к стенам
    Иерусалима римские легионы, иерусалимская община покидает город и перемещается в
    Пеллу (Евсевий, Церк. История III, 5).
    Это был город, построенный в эллинистическую эпоху, размещавшийся на левом
    берегу реки Иордан. По большей части его населяли миролюбивые греки. Он был
    одним из немногих городов, которые оставались верными римским властям на
    протяжении всего иудейского восстания. Как позже подтвердилось, такое решение
    оказалось весьма мудрым. Осадивший в начале 70 года столицу Иудеи Тит очень
    быстро перешел в наступление и вскоре разрушил до основания стены города и Храм,
    а весь Иерусалим сжег дотла. Повстанцев распинали тысячами, не щадили ни женщин,
    ни детей. Тысячи иудеев были уведены в плен, тогда как Божий Град был превращен
    в груды дымящихся развалин.
    Этим событием был запечатан Ветхий Завет. Разрушение Храма, осязаемого символа
    Моисеева закона - единственной основы иудейской религии - в свою очередь как бы
    уничтожило и саму цель ее существования. Место иудаизма в истории должна была
    занять единственно истинная религия - основанная на жертве Богочеловека Христа.
    1.6 Иерусалимская Церковь в Пелле
    С этого момента первенство более не принадлежало Иерусалиму. Разрушение Святого
    Града в совокупности с плодотворной проповедью апостолов давали повод для
    появления и развития в Палестине новых христианских центров.
    На обосновавшуюся в Пелле иерусалимскую общину очень быстро обрушилось двойное
    гонение: со стороны римлян и непримиримых иудействующих христиан.
    После правления Веспасиана и Тита римским императором стал младший брат Тита -
    Тит Флавий Домициан. Истощив казну издержками на различные постройки, зрелища и
    повышение жалованья воинам, не обладающий изобретательностью Веспасиана и
    здравомыслием Тита Домициан не смог найти иного выхода, как начать отнимать с
    помощью каких угодно обвинений имущества живых и мертвых. Правление Домициана
    вылилось в самый разнузданный террор. Одними из первых жертв этого террора стали
    населявшие Римскую Империю иудеи, а следовательно, и ничем не отличавшиеся от
    них в глазах римлян христиане.
    Однако наиболее печальным было то, что большинство из принявших христианство
    иудеев пребывало жестоковыйным даже после Апостольского собора 49 года,
    оставаясь верным своим идеям, то есть необходимости исполнения Моисеева закона.
    Поскольку усилиями и старанием святого Симеона ряды Иерусалимской Церкви в Пелле
    все больше приумножались населявшими город язычниками, то очень скоро, по
    причине настойчивости и упрямства иудействующих, в христианской общине произошел
    неизбежный конфликт.
    Предводителем иудействующей части христиан был Февуд, человек с амбициями,
    притязавший на епископский престол. Отделившись от иерусалимской общины, Февуд
    образовал ряд "иудейских" ересей. И вот, даже не иудеи, а именно эти еретики при
    каждой возможности доносили римлянам на христиан. Святой Евсевий Кесарийский
    свидетельствует, что именно по их доносу в 107 году Иудейским прокуратором
    Аттиком (Tiberius Claudius Atticus) в возрасте 120 лет был арестован святой
    епископ Иерусалимский Симеон, который после долгих истязаний был распят
    (Евсевий, Церк. история III,32). Мученической кровью святого Симеона была
    запечатана история Иерусалимской Церкви в период апостольского века, и
    предначертан мученический характер ее дальнейшего развития.
    По причине гонений восходившие после него на иерусалимский престол епископы не
    управляли Церковью подолгу. Несмотря на то, что центр иерусалимской общины
    пребывал в Пелле, ее епископы не перестали именоваться иерусалимскими. Согласно
    свидетельству Евсевия Кесарийского, после святого Симеона Иерусалимским
    епископом стал Иуст I (или Иуда), пробывший на престоле до 111 года. От 111 и до
    134 гг. епископами Святого Града Иерусалима были Закхей, Товия, Вениамин, Иоанн
    I, Матфей, Филипп, Сенека, Иуст II, Левий, Ефрем (или Ефрис), Иосиф I и Иуда.
    О том, что христианская община в Пелле не была бездейственной, свидетельствует
    дошедшая до нас апология христианства, изложенная Аристом Пеллейским в его труде
    "Спор или диалог Паписка и Ясона". В нем один из спорящих является
    александрийским иудеем, а другой - крещенным евреем. В процессе диалога
    христианин, основывая свою апологию на высказываниях Пророков, убеждает Паписка
    креститься.
    1.7 Окончательное разрушение Иерусалима. Расцвет других Палестинских городов
    Ко времени написания Аристом Пелльским апологии на едва начавший
    восстанавливаться Иерусалим обрушилось новое несчастье. В 130 году по воле
    посетившего Палестину и Сирию римского императора Адриана (117-138) Святой Град
    Иерусалим был обращен в римскую колонию и переименован в "Colonia Aelia
    Capitolina".
    Едва император, направлявшийся в Афины, покинул город, в нем вспыхнуло новое
    восстание иудеев под предводительством Бар-Кохабы (или Бар-Козибы), почитаемого
    среди восставших как пришедший Мессия.
    Отношение иудеев к христианам в этот период очень сильно изменилось. Считая
    христиан отступниками и предателями, иудеи начали их преследовать, заставляя их
    под страхом смерти отрекаться от Христа и присоединяться к "истинному Мессии" --
    Бар-Кохабе.
    Поначалу восставшим сопутствовала удача, и им даже удалось одержать победу в
    нескольких столкновениях с римлянами. Однако после убийства Бар-Кохабы их дух
    сломался, и восстание было полностью подавлено. В наказание иудеи были изгнаны
    из Иерусалима полностью и навсегда, а разрушенный до основания город римляне
    вспахали плугом, стирая его, таким образом, с лица земли. Рим еще раз переживал
    триумф, устроенный на телах пятидесяти тысяч евреев и на развалинах Иудеи,
    которой уже больше никогда не будет суждено увидеть прежнего расцвета.
    К северу от старого города был заложен новый римский город Aelia Capitolina, в
    который иудеям вход был воспрещен под страхом смерти. Новая колония, испещренная
    театрами и языческими храмами, во всем походила на остальные римские города.
    Как следствие разрушения Иерусалима, религиозного центра евреев, и наступившего
    в Иудеи мира, начинается подъем и расцвет других палестинских городов. Особенно
    быстро возрастали города, населенные греками и лежавшие рядом с торговыми
    путями. В этом проявлялась благосклонность императора Адриана к грекам,
    известного своей любовью к античной культуре и ко всему, что имело хоть какую-то
    связь с Грецией.
    Среди таких городов были греческий город Иоппи (в нем проповедовал сам апостол
    Петр), древний, основанный филистимлянами город Аскалон. Крупными языческими
    центрами были Газа, Скифополь, Диосполь, Пелла, Филадельфия, Востры и проч.
    С этого времени наступает расцвет Кесарии, крупного административного и
    торгового центра Палестины. В Кесарии довольно рано появилась христианская
    община, которая с церковной точки зрения раньше была незначительной. После
    падения Иерусалима Кесария приобрела большее значение, чем некогда сам
    Иерусалим.
    1.8 Возвращение Церкви из Пеллы
    Результатом расцвета языческих городов было быстрое увеличение числа христиан
    "из язычников" в Иерусалимской Церкви.
    Так, в Пелле произошло полное очищение Церкви от элементов иудейства и ее
    окончательное разрешение от ветхозаветных уз. Древний историк Сульпиций Севир
    пишет: "до этого времени почти все находившиеся в Иудее христиане соблюдали
    Закон и одновременно поклонялись Христу, как Богу, но божественному
    домостроительству было угодно освободить Церковь от этого рабства" (Historia
    sacra II,31). Причиной этому послужил не только раскол и выход из общины ереси
    иудействующих, но и быстро возрастающее число христиан из язычников.
    Непосредственным результатом этого стало наполнение Иерусалимской Церкви
    пелльскими и другими греками. Евсевий пишет: "...и вот в этой, состоящей из
    язычников, Церкви, вкупе с другими епископами из обрезанных служение воспринял
    Марк" (Евсевий, Церк. история IV,6; V,12). Это произошло в 134 году, когда
    христианам не иудейского происхождения, но родом из Иерусалима, был разрешен
    вход и поселение в городе.
    С этого времени в истории Иерусалимской Церкви начинается новая эпоха,
    наполненная испытаниями и страданиями. Святой Град представлял из себя теперь
    небольшое и незначительное селение, политически и юридически подчиненное Кесарии
    -- месту пребывания правителя Палестины.
    Однако христианские святыни очень быстро подверглись поруганию со стороны
    язычников. Благосклонность императора Адриана к обосновавшимся в Элии христианам
    совпала с его принятием в Афинах "Апологии" выступивших в защиту христианства
    Кодрата и Аристида. Однако, возвратившись в Рим, Адриан снова начал преследовать
    не только иудеев, но и христиан. Он приказал, чтобы посредством язычества и
    идолов в Иерусалиме и Вифлиеме, насколько это возможно, было уничтожено и стерто
    все связанное с воспоминаниями об иудаизме и христианстве. На месте храма
    Соломона был возведен храм Зевса Капитолийского. Статуи Афродиты покрыли Голгофу
    и Святой Гроб Господень. Возле Вифлеемской пещеры возвышался храм Адониса.
    Под таким гнетом после Марка I епископами Иерусалимской Церкви были Кассиан,
    Пуплий, Максимиан, Юлиан, Гай I, Симмах, Капитон, Максим I, Антонин или Антоний,
    Уалис и Долихиан, после которых, в 185 году, епископом Иерусалимской Церкви стал
    Нарцисс I.
    С восхождением на епископский престол Нарцисса в Иерусалимской Церкви наступает
    новый период развития: она начинает общаться и участвовать в жизни всего
    христианского мира. При Нарциссе I в Иерусалиме был созван первый Поместный
    собор (190 г.), на котором решался вопрос о праздновании Пасхи. Однако живший
    святой жизнью и чудотворивший еще при жизни святой Нарцисс был оклеветан
    завистниками, после чего, покинув Иерусалим, удалился в пустыню.
    Преемником удалившегося от дел Нарцисса собравшиеся в 211 году епископы соседних
    епархий избрали Элиоса (или Зевса). В этом же году на Иерусалимский престол
    взошел Германион, которого вскоре сменил Гордей. В 213 году, после смерти Гордея
    и очередного отказа святого Нарцисса возвратиться из пустыни на Иерусалимский
    престол, епископом Святого Града Иерусалима избирается Александр.
    1.9 Святой Александр. Последнее гонение
    С восхождением на престол Иерусалимской Церкви епископа Александра (213-251),
    соученика великого Оригена по Александрийской школе, в Иерусалимской Церкви
    начинается период духовного образования и общего подъема.
    Личными стараниями святого Александра в Элие (Иерусалиме) была основана
    библиотека, в которой, по свидетельству Евсевия Кесарийского, хранилось большое
    количество трудов и различных посланий "сиявших тогда на церковном небосводе
    мыслителей и мужей церковных" (Евсевий, Церк. история VI,20). Однако
    иерусалимская библиотека просуществовала недолго и, к сожалению, была сожжена
    при Диоклетиане.
    Помимо этого, епископ Александр был основателем иерусалимской богословской
    школы, основной задачей которой, разумеется, была катехизация. Школа была
    создана по образу существовавшей уже около двух веков Александрийской
    (основателем которой, согласно преданию, был евангелист Марк), где вместе со
    знаменитым Оригеном у святого Климента Александрийского обучался и сам
    Александр. В Иерусалимской школе христианскую веру преподавал и прибывший в 215
    году в Палестину Ориген.
    Однако церковный мир был недолгим, ибо в 250 году в попытке поднять престиж
    императорской власти и укрепить единство государства римский император Деций
    (249-251) объявил обязательным для всех участие в культе Гения императора
    (божества, которое покровительствует императору). На непокорившихся христиан во
    всех концах империи началось новое гонение, при котором в 251 году, после
    горячей речи в защиту христианства, в иерусалимской тюрьме скончался
    священномученик епископ Александр.
    Гонения продлились и в период правления императора Валериана, когда
    восприемником святого Александра на Иерусалимском престоле был епископ Мазаван
    (251-260). Евсевий Кесарийский свидетельствует, что "в те дни в Кесарии
    пострадали три христианина: Приск, Малхос и Александр, а также некая женщина,
    принадлежавшая к Маркионовой ереси" (Евсевий, Церк. история VII,12).
    Сила Децио-Валерианового гонения состояла в том, что оно было неожиданным для
    Церкви. Привыкшие к мирной жизни и расслабленные затянувшимся покоем христиане
    оказались неготовыми к испытаниям. По этой причине, в это гонение было очень
    много "падших" (lapsi), которые из страха перед смертью, утратой имения или
    выгодного положения отказывались от Христа. По причине большого количества
    отпавших от христианства, впервые возник вопрос о возможности и мерах их
    принятия в лоно Христовой Церкви. Этот вопрос был решен на собравшемся в 252
    году в Антиохии Поместном соборе, на котором, среди многих других,
    присутствовали и палестинские епископы.
    Стоит отметить, что в послание 256 года Дионисия Александрийского (246-265)
    римскому папе Стефану (253-257) первым поминается Феоктист Кесарийский, а за ним
    Мазаван Элийский (Евсевий, Церк. история VII,45). Однако спустя десять лет на
    Антиохийских соборах 264 и 268 г.г. (созванных для рассмотрения тринитарной
    ереси епископа Антиохийского Павла Самосатского) в деяниях соборов первой
    следует подпись епископа Тарского Элена, второй Иерусалимского Именэя (260-298)
    и третьей Кесарийского Феоктиста.
    В 296 году Палестину посетил римский император Диоклетиан (284-305),
    сопровождаемый будущим первым христианским императором Константином. В 298 году
    в мире почившего Именэя на Иерусалимском престоле сменил епископ Замвд
    (298-300), а спустя два года - Ермон (300-314), при котором на всю христианскую
    Церковь обрушилось Диоклитианово гонение.
    В первый год (303) этого гонения в Палестине пострадало очень много христиан,
    особенно епископов и клириков. Самыми известными среди них являются
    Скифопольский Прокопий, замученный в июне 303 года при правителе Кесарийском
    Флавиане, а также диаконы Алфей и Закхей (17 ноября 303 года). В 304 году
    гонение усилилось. В Газе заживо на медленном огне был сожжен христианин
    Тимофей, а Агапий и Фекла были брошены на съедение зверям.
    После отречения императора Диоклетиана в 305 году Августом становится его зять
    Галерий (305-311), который отдает Палестину, Сирию и Египет в правление своему
    племяннику Максимину (305-313), вошедшему в историю под именем Максимина Дазы.
    В начале своего правления Даза внешне снисходительно относился к христианам.
    Многие из них были освобождены из тюрем, возвращены из рудников. Христианам даже
    было разрешено собираться. Главными качествами еще недавно бывшего пастухом Дазы
    были жестокость и суеверие. Он был окружен магами и философами, которые
    постепенно внушили ему антипатию к христианам, в следствие чего последовало
    новое, сопровождаемое бесчеловечной жестокостью гонение.
    В этот период многие христиане были осуждены на смерть или ссылку. Так 2 апреля
    306 года в Кесарии принял мученический венец Апфион. 10 ноября 306 года,
    прибывший на празднование своего дня рождения Максимин устроил гладиаторские
    бои, после которых на арену вывели христианина Агапия и напустили на него
    медведя. Однако медведь не тронул мученика, и тогда Агапия, привязав к ногам
    камень, бросили в море. 2 апреля 307 года, в день празднования Пасхи, в Кесарии
    пострадала восемнадцатилетняя дева Феодосия, которая, после долгих мучений,
    также была брошена в море. Пресытившийся смертью мученицы Феодосии правитель
    Кесарии Урбан повелел ссылать остальных христиан на рудники в Палестинский город
    Фано. 5 ноября этого же года, после долгих истязаний, в числе других христиан
    туда был сослан и Силван, епископ Газский. В этот же день за свободную исповедь
    Христа был осужден на сожжение известный по всей Палестине Домнин, а старец
    Авксентий брошен к зверям.
    В начале 308 года в Аскалоне были обезглавлены Провол и Илия, а христианин по
    имени Афис сожжен заживо.
    В Газе во время чтения Священного Писания было арестовано целое собрание
    христиан. Многих из них после телесных истязаний отправили на рудники; двух
    женщин сожгли, а христианину по имени Павел отрубили голову.
    Старавшийся угодить Максимину новый правитель Кесарии Фирмилиан запретил
    погребать тела мертвых христиан, и много дней плотоядные животные растаскивали
    останки мучеников по улицам города и за окраины Кесарии. 13 ноября 308 года
    среди многих других пострадали Антоний, Герман и Зевинас из Элевферуполя. После
    долгого бичевания была сожжена Еннафа из Скифуполя.
    Особенным был день 16 февраля 308 года, когда в Кесарии Палестинской было
    казнено сразу двенадцать человек. Вместе с христианским проповедником Памфилом
    были казнены пятеро сосланных из Египта христиан: Илия, Иеремия, Исаия, Самуил и
    Даниил. Мученический венец в этот день также приняли иерусалимский диакон
    Валент, зилот из Ямнии Павел, Порфирий, старый воин Селевкий, едва прибывший в
    Кесарию Юлиан, а также состоявший в свите Фирмилиана Феодул. По приказу
    Фирмилиана их тела пролежали на улицах города четыре дня, однако ни дикий зверь,
    ни птица, ни собака не прикоснулись к мощам святых мучеников, которые спустя
    четыре дня были погребены благочестивыми христианами.
    В гонении на христиан в309 году в Палестине был замучен и некий маркионский
    епископ Асклипий.
    5 марта 310 года на съедение львам был брошен не отрекшийся от Христа Адриан, а
    7 марта Еввул. Смертью Еввула была запечатана кровавая история гонения на
    христиан Палестины первого периода.
    Гонение на Христову Церковь продолжалось еще несколько лет, пока христианство
    окончательно не восторжествовало с восхождением на престол Империи первого
    христианского императора - Константина Великого. Этот триумф пережил и последний
    этого затянувшегося периода гонений Иерусалимский епископ Ермон, непрестанно
    руководивший жившей в муках Церковью.

    КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СОСТАВЛЕНИЯ КАТАЛОГА ИМЕН ПРЕДСТОЯТЕЛЕЙ ИЕРУСАЛИМСКОЙ
    ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

    О епископах и предстоятелях Иерусалимской Церкви первых двух веков христианства
    свидетельствует Евсевий Кесарийский в своей книге "Церковная История" (III, 19).
    Между тем, каталог, приведенный Евсевием, настолько многочислен, что у
    исследователей возник вопрос, содержатся ли в нем имена только предстоятелей
    Иерусалимской Церкви, или, быть может, также имена иных епископов, занимавших те
    или иные кафедры Иерусалимской Церкви, или даже простых пресвитеров. Между тем,
    наиболее вероятная причина того, что столь много епископов занимало кафедру на
    протяжении столь короткого промежутка времени, заключается в гонениях,
    обрушившихся на Иерусалимскую Церковь в первые два века христианства. Тогда
    епископа, который находился в ссылке, замещал другой, а порой и третий иерарх.
    Таким образом, кафедру занимало сразу несколько человек.
    Необходимо добавить, что сам Евсевий Кесарийский уверен, что приводимые им имена
    принадлежат именно епископам - предстоятелям Иерусалимской Церкви, как он и сам
    это подчеркивает.
    Полный каталог Иерусалимских иерархов был составлен в начале XX века профессором
    Афинского университета архимандритом Хризостомом Пападопулосом, впоследствии
    архиепископом Афинским (1923-1938).

    СПИСОК ИЕРУСАЛИМСКИХ ПЕРВОИЕРАРХОВ
    1. Иаков брат Господень 62
    2. Симеон сын Клеопы 106-107
    3. Иуст 111-
    4. Закхей -
    5. Товия -
    6. Вениамин I -
    7. Иоаким I -
    8. Матфей I -
    9. Вениамин II, называемый Филиппом -
    10. Сенека -
    11. Иуст II -
    12. Левий -
    13. Ефрем I -
    14. Иосиф I -
    15. Иуда -
    16. Марк 134-
    17. Кассиан -
    18. Пувлий -
    19. Максим I -
    20. Юлий -
    21. Гай или Гайан I -
    22. Симмах -
    23. Гай II -
    24. Юлиан или Уалис -
    25. Капион -
    26. Максим II -
    27. Антоний -
    28. Уалис -
    29. Долихиан -185
    30. Нарцисс I 185-213
    31. Элиос или Зевс 211
    32. Германион 211
    33. Гордей 211
    34. Александр 213-251
    35. Мазаван 251-260
    36. Именей 260-298
    37. Замвда 298-300
    38. Ермон 300-314
    39. Макарий I 314-333
    40. Максим 333-348
    41. Кирилл I 350-386
    42. Иоанн II 386-417
    43. Правлий I 417-422
    44. Ювеналий 422-458
    45. Анастасий I 458-478
    46. Мартирий 478-486
    47. Саллюстий 486-494
    48. Илья I 494-516
    49. Иоанн III 516-524
    50. Петр I 524-552
    51. Макарий II 552
    52. Евстохий 552-564
    53. ................. 564-575
    54. Иоанн IV 575-594
    55. Амос 594-601
    56. Исаакий 601-609
    57. Захария 609-632
    58. Модест 632-634
    59. Софроний I 634-638
    60. Анастасий II -706
    61. Иоанн V 706-735
    62. Феодор I 735-770
    63. Илья II 770-797
    64. Георгий II 797-807
    65. Фома I 807-820
    66. Василий 820-838
    67. Иоанн VI 838-842
    68. Сергий I 842-844
    69. Соломон 855-860
    70. Феодосий 862-878
    71. Илья III 878-907
    72. Сергий II 908-911
    73. Леонтий 912-929
    74. Афанасий I 929-937
    75. Христодул I 937-
    76. Агафон 950-964
    77. Иоанн VII 964-966
    78. Христодул II 966-969
    79. Фома II 969-977
    80. Иосиф 980-983
    81. Орест 984-1005
    82. Феофил 1012-1020
    83. Никифор I -
    84. Иоанникий 1020-1084
    85. Софроний II -
    86. Евфимий I -1084
    87. Симеон II 1084-1106
    88. Савва -
    89. Иоанн VIII 1106-1156
    90. Николай -
    91. Иоанн IX 1156-1166
    92. Никифор II 1166-1170
    93. Леонтий II 1170-1190
    94. Досифей I -1191
    95. Марк II 1191-
    96. Евфимий II до 1223
    97. Афанасий II 1224-1236
    98. Софроний III 1236-
    99. Григорий I -1298
    100. Фаддей 1298
    101. Афанасий III 1313-1334
    102. Григорий II 1332-
    103. Лазарь 1334-1368
    104. Арсений 1344
    105. Дорофей 1376-1417
    106. Феофил II 1417-1424
    107. Феофан I 1424-1431
    108. Иоаким 1431-1450
    109. Феофан II 1450-1452
    110. Афанасий IV 1452-1460
    111. Иаков II около 1460
    112. Авраам 1468
    113. Григорий II 1468-1493
    114. Марк III 1503
    115. Дорофей II 1506-1537
    116. Герман I 1537-1579
    117. Софроний IV 1579-1608
    118. Феофан III 1608-1644
    119. Паисий 1645-1660
    120. Нектарий 1660-1669
    121. Досифей II 1669-1707
    122. Хрисанф 1707-1731
    123. Мелетий 1731-1737
    124. Парфений 1737-1766
    125. Ефрем II 1766-1771
    126. Софроний V 1771-1775
    127. Аврамий 1775-1787
    128. Прокопий I 1787-1788
    129. Анфим 1788-1808
    130. Поликарп 1808-1827
    131. Афанасий IV 1827-1845
    132. Кирилл II 1845-1872
    133. Прокопий II 1872-1875
    134. Иерофей 1875-1882
    135. Никодим 1883-1890
    136. Герасим 1891-1896
    137. Дамиан 1897-1931
    кафедра вдовствовала 1931-1935
    138. Тимофей 1935-1957
    139. Бенедикт 1958-1980
    140. Диодор 1981-19.12.2000
    кафедра вдовствовала 2000-2001
    141. Ириней 13.08.2001-

    ОРГАНЫ ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИЕРУСАЛИМСКОГО ПАТРИАРХАТА
    Высший орган церковного управления Иерусалимского Патриархата - Поместный Собор
    и Священный Синод, состоящий ныне из 17 членов, среди которых - два
    архимандрита.
    Кроме Синода существуют Комитеты:
    " Высший комитет по вопросам Святых Мест
    " Высший Экономический комитет
    " Финансовый комитет
    " Ревизионный комитет
    " Земельный комитет
    " Образовательный комитет западного берега
    " Образовательный комитет восточного берега
    " Комитет кладбищ
    Адрес и телефон Иерусалимского Патриархата:
    Greek-Orthodox Patriarchate of Jerusalem
    POB 19632, 91190 Jerusalem, Israel
    tel +972.2.28.58.83, fax +972.2.28.20.48

    ЦЕРКОВНЫЙ СУД В ИЕРУСАЛИМСКОМ ПАТРИАРХАТЕ
    Церковный апелляционный суд в Иерусалиме
    Председатель: Митрополит Птолемаидский Палладий
    Члены: Митрополит Фаворский Даниил
    Митрополит Филадельфийский Венедикт
    Архиепископ Тивериадский Алексий
    Секретарь: ...................
    Переводчик: Ставрос Пападопулос
    Церковный суд первой инстанции в Иерусалиме
    Председатель: Митрополит Петрский Корнилий
    Члены: Митрополит Елеферупольский Христодул
    Архиепископ Константинский Аристарх
    Архимандрит Келадий
    Секретарь грекоязычный: Архимандрит Феодорит
    Секретарь арабоязычный: Ставрос Пападопулос
    Церковный суд Назаретской митрополии
    Председатель: Митрополит Назаретский Кириак.
    Члены: Дмитрий Зирини
    Псара Варуар
    Роман Радуан
    Секретарь: Джамал Хури.
    Церковный суд Птолемаидской митрополии
    Председатель: Архимандрит Филофей
    Члены: Архимандрит Анания
    Никола Хури
    Юзеф Хури
    Асаф Хури
    Церковный суд в Аммане
    Председатель: ...........................
    Заместитель председателя: Архимандрит Иннокентий
    Члены: свящ. Тзубраил Таамне
    Адиб Амари
    Михаил Меденат
    Абдала Хамарне
    Секретарь: Басем Караци
    Церковный суд Иопийской епархии
    Председатель: Архиеп. Иопский Дамаскин
    Члены: Архим. Филумен
    Архим. Дамиан
    Архим. Епифаний
    Секретарь: Филипп Дахабра
    Церковный суд Газской епархии
    Председатель: ..........................
    Заместитель председателя: Архим. Галактион
    Члены: Суад Сагиг
    Альфред Фарах
    Антон Схебер
    Раджа Тарази
    Секретарь: Тайсир Сагиг

    СПРАВКА О ПОРЯДКЕ ИЗБРАНИЯ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

    Новый Предстоятель Иерусалимской Церкви избирается в течение двух месяцев со дня
    смерти или ухода на покой предыдущего Предстоятеля.
    В этот период в двенадцати епархиях Иерусалимского Патриархата, расположенных в
    Иордании, Израиле и Палестинской Автономии, проводятся епархиальные собрания с
    участием духовенства и мирян. Собрания избирают полномочных представителей от
    епархий для участия в первом Соборе Иерусалимской Православной Церкви.
    Собор созывается в Святом Граде Иерусалиме.
    В Соборе участвуют:
    - Члены Священного Синода Иерусалимского Патриархата в количестве семнадцати
    человек (пятнадцать архиереев и два архимандрита).
    - Все архиереи Иерусалимской Православной Церкви (всего архиереев девятнадцать
    человек, из них пятнадцать членов Синода).
    - Избранные полномочные представители от епархий.
    Собор избирает кандидатов на Иерусалимский Патриарший престол, количество
    которых не ограничено.
    Местоблюститель Патриаршего Престола направляет список этих кандидатов
    Правительствам государств (Иордания, Израиль, Палестинская Автономия), на
    которые простирается каноническая территория Иерусалимской Церкви. Правительства
    высказывают замечания по кандидатам и предлагают свои рекомендации.
    Затем в Иерусалиме вновь собирается Собор в следующем составе:
    - Члены Священного Синода Иерусалимского Патриархата.
    - Архимандриты - члены Святогробского братства, постоянно проживающие в
    Иерусалиме (около 20 человек).
    - Избранные полномочные представители от епархий
    На этом Соборе, с учетом всех рекомендаций, избираются три кандидата в
    Патриархи.
    Сразу после Собора все его участники направляются в храм Воскресения Христова,
    где начинается заключительная процедура избрания. Только семнадцать членов
    Священного Синода Иерусалимского Патриархата собираются в алтаре храма
    Воскресения Христова и тайным голосованием из трех кандидатов избирают Патриарха
    Иерусалимского.

    БЛАЖЕННЕЙШИЙ ПАТРИАРХ СВЯТОГО ГРАДА ИЕРУСАЛИМА И ВСЕЯ ПАЛЕСТИНЫ ИРИНЕЙ
    Его Блаженство, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины
    Ириней (в миру Эммануил Скопелитис) родился на греческом острове Самос 17 апреля
    1939 года.
    Приехал в Иерусалим в 1953 году. В 1958 году принял монашеский постриг с именем
    Ириней, в честь священномученика Иринея, епископа Лионского (память 5 сентября
    по новому стилю) и год спустя - в 1959 году был рукоположен в сан диакона.
    В 1963 году закончил Иерусалимскую Патриаршую школу. В 1965 году - рукоположен в
    иеромонаха, в 1966 - возведен в сан архимандрита. Четыре года архимандрит Ириней
    пробыл в Афинах, где в 1970 году окончил богословский факультет Университета.
    В разное время занимал должности: Великого Архидиакона Трона, ризничего,
    благочинного Патриархии, главного редактора журнала "Новый Сион", председателя
    Высшего церковного суда. С 1979 года до избрания Патриархом был Патриаршим
    экзархом в Афинах и ответственным за ежегодное распространение в Греции
    Благодатного огня в Великую субботу. В марте 1981 - рукоположен в архиепископа
    Иерапольского, а в 1994 - возведен в митрополиты. На протяжении этого периода
    владыка Ириней был тесным сотрудником Патриархов Венедикта и Диодора. В составе
    делегаций сопровождал Патриарха Венедикта во время его визитов в Америку, Англию
    и Сербию. Был членом официальных делегаций Иерусалимского Патриархата,
    посещавших Россию и Румынию (Московский Патриархат посещал в 1974 году).
    Избран Патриархом Иерусалимским и всея Палестины на Соборе Иерусалимской
    Православной Церкви 13 августа 2001 года.
    Говорит на арабском, английском, русском языках и на иврите. Новый Патриарх
    Иерусалимский Ириней глубоко понимает трудности Патриархата и нужды православной
    общины в Святой Земле. Он поддерживает добрые отношения с Предстоятелями
    Поместных Православных Церквей. Патриарх надеется восстановить славу Церкви
    Сионской, веротерпимость, взаимопонимание и уважение среди представителей
    различных религиозных и национальных общин, живущих в Святой Земле, установить
    стабильность и мир в регионе.

    ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА ИЕРУСАЛИМСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

    В сентябре 2001 года в составе Священного Синода произошли изменения, не все из
    которых в настоящее время известны "Православию.Ru"
    Члены Священного Синода
    1. Блаженнейший Патриарх Ириней,
    2. Митрополит Петрский Корнилий,
    3. Митрополит Кесарийский Василий,
    4. Митрополит Диокесарийский Иаков,
    5. Митрополит Птолемаидский Палладий,
    6. Митрополит Назаретский Кириак,
    7. Митрополит Фаворский Даниил,
    8. Митрополит Аскалонский Аркадий,
    9. Митрополит Вострский Тимофей,
    10. Митрополит Елевферупольский Христодул,
    11. Митрополит Филадельфийский Венедикт,
    12. Архиепископ Тивериадский Алексий,
    13. Архиепископ Авилонский Дорофей,
    14. Архиепископ Иопийский Дамаскин,
    15. Архиепископ Константинский Аристарх,
    16. Архимандрит Келадий,
    17. Архимандрит Феофил
    Иерархи, не члены священного Синода
    1. Митрополит Неапольский Амвросий,
    2. Митрополит Капитольядский Исихий,
    3. Архиепископ Герасский Феофан
    4. Архиепископ Кириакупольский Сильвестр.

    УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ИЕРУСАЛИМСКОГО ПАТРИАРХАТА

    Финансовая инспекция Патриарших школ в Иерусалиме
    Председатель: Митрополит Птолемаидский Палладий
    Члены: Митрополит Елевферуполский Христодул
    Архиепископ Тивериадский Алексий
    1. Гимназия и лицей общины Святого Гроба Господня в Иерусалиме
    Директор школы: Архимандрит Макарий
    Директор общежития: Архимандрит Аристовул
    Преподаватели: Архимандрит Иоаким
    Архимандрит Аристовул
    Монах Фотий
    Еммануил Корнилакис
    Филипп Дахабра
    Розалия Карраско
    Анфи Стилианаки
    Константина Нани
    Количество учеников: 25
    Адрес: Greek Orthodox College
    P.O. Box 14095
    Jerusalem - Israel
    Tel. 6719773
    2. Образцовая Патриаршая школа "Святого Димитрия" в Иерусалиме
    (начальная школа, гимназия и лицей)
    Tel & Fax 6273069
    Представитель Патриархии: Архимандрит Феодосий Tel. 6274632
    Директор: Ибрагим Дайебес
    Преподаватели: 20
    При школе функционирует детский сад с 2 воспитателями.
    Комитет школы "Святого Димитрия"
    Председатель: Митрополит Вострский Тимофей
    Заместитель председателя: Архимандрит Феодосий
    Члены: Архимандрит Мелетий
    Ибригим Дайебес
    Басим Тафес
    Амал Бахнам
    3. Образцовая Патриаршая школа "Патриарх Диодор I" в Аммане
    (начальная школа, гимназия и лицей)
    Директор: Ибрагим Дабур
    Преподаватели: 40
    При школе функционирует детский сад с 3 воспитателями.
    4. Патриаршая школа в Акабе
    (детский сад, начальная школа, гимназия)
    Преподаватели: 12
    5. Патриаршая школа в Бецахуре
    (начальная школа, гимназия и лицей)
    Директор: Мари Кумсиге
    Преподаватели: 30
    При школе функционирует детский сад с 7 воспитателями.
    6. Патриаршая школа "Святого Георгия" в Рамалле
    Директор: Антуанет Ахуал
    Преподаватели: 19
    7. Патриаршая школа в Газе
    Директор: Муна Тарази
    Преподаватели: 16
    8. Патриаршая школа "Архангела Михаила" в Иоппе
    Директор: Мари Купи
    Преподаватели: 10
    Помимо Патриарших гимназий и лицеев в Иерусалимской Церкви существуют школы
    совместного обучения в Назарете, Ремлисе, Петзалле, Тайбе, Салти, Фхесе, Алале,
    Анзаре, Азлуне, Хирбет Елуаханде, Фаре, Ирпете, Хусуне, Сарихе, Зарке, Рабе,
    Караке, Мадиве.



Наши партнеры:
Hosted by uCoz