|
|
|
|
Св.Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. |
|
|
|
|
915 |
Как в Боге Отец, Сын и Святой Дух нераздельны, так и в молитве и в жизни нашей мысль, слово и дело должны быть так же нераздельны. Просишь ли чего у Бога, веруй, что будет, сделается по твоему прошению, как Богу будет угодно; читаешь слово Божие - веруй, что все, о чем в нем говорится, было, есть и будет или сделалось, делается и сделается. Так веруй, так говори, так читай, так молись. Великая вещь слово. Великая вещь душа мыслящая, говорящая и действующая, образ и подобие Троицы всемогущей. Человек! познай себя, кто ты, и веди себя сообразно с своим достоинством.
|
|
916 |
Благая Владычица! яви и являй присно владычество Твое надо мною и людьми Твоими, богобоящимися и благонравными - избавлением нас, по молитве нашей, от скверных, лукавых и хульных помышлений, от всех грехов и страстей и от всех козней демонских, яко благая Мати Божия.
|
|
917 |
Владычице Богородице, св. Ангелам и всем святым молись, как Самому Духу Святому, паче же как Святой Троице, их освящающей и в них почивающей Тии в Нас едино будут [Иоан. 17, 21]. Свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши [возгл.]. Аминь.
|
|
918 |
Все мы живем в каком-то прелестном затмении сердца и ума, но Господь Иисус Христос есть просвещение наше. Святые и суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него [Мф. 7, 11].
|
|
1719 |
Священники, молящиеся на земле о людях, - знамение и показание небесной Церкви, молящейся о нас на небе, и Самого Ходатая Христа Бога. Святые добрее, чем мы думаем, и скорее, чем мы думаем, приходят на помощь к нам по нашей молитве.
|
|
1720 |
Неохотно, с малодушием, ропотом и хулою на Господа мы терпим лютые скорби своего сердца, не видя пользы, которая должна происходить от благодушного, благопокорного перенесения их. Мы не хотим видеть, что сердце наше одебелело и заразилось разными страстями, что оно и гордо, и прелюбодейно, и злобно, и лукаво, и пристрастно к земному, и что его не иначе можно очистить, и смирить, и сделать благим и благопокорным Богу, как посредством лютых, огневых скорбей, как посредством великой тесноты.
|
|
1721 |
Утверди, Боже, укрепи, Боже, помоги, Боже! - О Господи, спаси же! О Господи, поспеши же [Пс. 117, 25]!
|
|
1722 |
Ты печешься о человеческом мнении, о человеческой славе: - примись деятельно за исцеление этого душевного недуга. Помышляй и ревнуй единственно о славе Божией. Вменяй в ничто человеческое бесчестие. Когда нужно почтить бедного, или необразованного и грубого отца, или такую же мать, или сродника, или друга, или знакомого пред знатными и образованными века сего, или стать за какую-либо истину в кругу глумящихся над истиною: имей тогда в виду единого Бога и заповеди Его да родителей, родственника, друга или знакомого и истину Божию и стой за почтение к ним твердо, без малодушия и стыда, не стыдясь нимало всех предстоящих и соседящих или совопросников.
|
|
1723 дите, сколько он прежде был благ; по зависти судите о прежнем его доброжелательстве; по беспредельной его алчности и скупости в людях судите о его щедротах, по его гордости - о его, полученном от Бога, величии; по его унынию в людях, скуке, тоске иногда нестерпимой, - о его бывшем блаженстве. Ибо он настолько был прежде благ, насколько теперь зол! Он предлежит вечным уроком смирения и покорности для всех Ангелов небесных и для всех благомыслящих людей: ибо сколь Ангелы ни совершенны или сколь люди ни умны и вообще сколь бы ни были в чем-либо совершенны, они все это имеют от единой благости Творца, а не сами от себя, и должны за все благодарить Творца и молить о всем с верою несомненною в Его благость и всемогущество, с надеждою все получить от Него. Злые духи пали по гордости и злобе: для всех человеков в том урок - смиряться пред Творцом, считать себя за ничто и все приписывать Творцу, и жить единственно Творцом и исполнением Его воли, и - дивны дела Твои, Господи! - то, чего не сумел и не захотел стяжать денница при всей своей мудрости, то стяжала Дева из рода вместе бренного и духовно-бессмертного; Пресвятая Дева Мария стяжала Себе смирение беспримерное, стяжала высочайшую святыню. Радуйся Благодатная: Господь с Тобою! Призре Господь на смирение рабы Своея [Лк. 1, 28, 48]. Так и все мы, как сами в себе сущая малость, как все имеющие от Бога, кроме греха, должны постоянно и глубоко смиряться пред Творцом, во всем прибегая к Его милосердию.
|
|
921 |
Ты не можешь без благодатной помощи победить ни одной страсти, ни одного греха, - проси же всегда помощи у Христа Спасителя своего. Он для того и пришел в мир, для того пострадал, умер и воскрес, чтобы во всем помогать нам, чтобы спасать нас от греха и от насилия страстей, чтобы очищать грехи наши, чтобы подавать нам в Духе Святом силу к деланию добрых дел, чтобы просвещать нас, укреплять нас, умиротворять нас. Говоришь: как спастись, когда на каждом шагу грех стоит и на всякую минуту грешишь? На это ответ простой: на всяком шагу, на всякую минуту призывай Спасителя, помни о Спасителе, и спасешься и других спасешь.
|
|
922 |
Пользуйтесь Моими дарами не особно, как самолюбцы, а как дети Мои, у коих должно быть все общее, не жалея предлагать другим даром плодов Моих, дел рук Моих, памятуя, что Я даю вам их даром, по отеческой Моей благости и щедротам человеколюбия. Так бывает в семействе. Когда отец или мать или брат принесут гостинцев, то отец одаривает ими всех детей своих, или брат своих братьев, и если дети, братья и сестры, все живут во взаимной любви, то они не почитают себя довольными и счастливыми, если отец или брат обнес кого-либо из них гостинцами и не дал того хотя одному из них, что дал другим. А отчего? Оттого, что они по взаимной любви чувствуют себя одним телом, оттого, что все они как бы один, одно лицо. Так поступай и каждый из вас. А Я знаю, как наградить вас за любовь, столь Мне приятную. Если Я ущедряю и не исполняющих Моих заповедей (человеку некоему богату угобзися нива) [Лк. 12, 16], то не ущедрю ли истинных чад Моих, для которых Я собственно и предназначил все Мои щедроты? Ей, ущедрю. Ущедрю, егоже еще ущедрю [Рим. 9, 15 (Исх. 33, 19)].
|
|
923 |
Елижды аще падеши, востани и спасешися. Ты грешник, ты постоянно падаешь, научись восставать; позаботься о снискании этой мудрости. Эта мудрость состоит вот в чем: выучи наизусть псалом Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, внушенный царю и пророку Давиду Духом Святым и читай его с искреннею верою и упованием, с сердцем сокрушенным и смиренным; после искреннего раскаяния твоего, выраженного словами царя Давида, тебе тотчас воссияет от Господа прощение грехов, и ты ощутишь мир душевных своих сил. Главное в жизни - ревнуй о взаимной любви и никого не осуждай. Каждый за себя даст ответ Богу, а ты в себя смотри. Злобы берегись.
|
|
924 |
Православные христиане - как бы семейство, дети Иисуса Христа, а в добром семействе мать всегда в высоком почтении (Матерь Божия), равно как старшие братья пользуются уважением и почтением от младших, и эти последние подражают первым. Лютеране и англиканцы! Отчего у вас этого нет? Отчего Матерь Божия не пользуется у вас должным благоговением и торжественным почитанием и поклонением? Отчего святые Ангелы и святые Божии человеки не пользуются торжественным почтением и поклонами? Отчего вы не хотите им подражать? Или вы одного Бога почитаете, Ему одному поклоняетесь? Но вы должны помнить, что Матерь Господа Иисуса Христа, св. Ангелы и св. человеки чистые образы Божии, друзья Божии, как Авраам назван другом Божиим. Как не поклоняться живым образам Божиим, чадам и друзьям Божиим?
|
|
925 |
Мир есть дом. Строитель и хозяин этого дома, Творец и Отец живущих в нем людей-христиан есть Бог. Мать в этом доме Пресвятая Богородица. Ходи всегда в присутствии своего Отца в любви и послушании к Нему; равно в присутствии общей нашей Матери Пресвятой Богородицы, - во святой любви, благоговении и послушании к Ней. В нуждах своих духовных и телесных, в скорбях, напастях и болезнях обращайся к Ней с верою, надеждою и любовью. Будь свят, как свят Господь Бог, Творец и Отец твой, как свята Владычица, Матерь Божия и по Спасителю Мати наша. Жено! се сын Твой; се Мати твоя [Иоан. 19, 26, 27]. Чтобы мы не усомнились превознесенную Матерь Бога Вышнего, Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу называть своею Матерью, предвечный, Божественный Сын Ее, Господь Иисус Христос, разрешил наше сомнение, прямо дозволив нам или ревнующим из нас о святыне называть Ее своею Матерью: се Мати твоя. Ибо в лице св. Иоанна Богослова это сказано и нам, христианам. Да, Она и действительно есть нежнейшая, благопромыслительная, всесвятая и к святости нас, чад Своих, направляющая Мать наша.
|
|
926 |
Ты очень ясно видишь, что тебе чрезвычайно трудно, - а без благодати Божией и усердной молитвы и воздержания - невозможно измениться к лучшему; ты ощущаешь в себе действие множества страстей: и гордости, и злобы, и зависти, и жадности, и сребролюбия, и уныовершен, то Он, как мысль, единым мгновением, и быстрее того, вселяется в человека или во что ему благоугодно, и нет столь малой вещи или атома, который был бы слишком мал для Него: для Него и бесконечно великое и бесконечно малое в творении - равно ничтожно.
|
|
1730 |
Бывают в жизни христианина часы безотрадной скорби и болезни, в которой так и кажется, что Господь совершенно бросил и покинул тебя, ибо нет в душе ни малейшего чувства присутствия Божия. Это часы искушения веры, надежды, любви и терпения христианина. Скоро придут для него опять времена прохладна от лица Господня [Деян. 3, 20]. Скоро Господь опять его возрадует, да не падет он под искушением.
|
|
1731 |
В великие праздники враг и завистник наш диавол оскорбляет, опечаливает и повергает нас в крайнее уныние или болезнями телесными, удручающими и подавляющими дух, или своими духовными разжженными стрелами, или крайним бесчувствием и холодностью. В скором времени сделается явным, что враг в тебе коварствовал, а не то, чтобы причиною твоей скорби и болезни было мрачное естественное расположение духа.
|
|
1732 |
Чем более умножается внешнее состояние благочестивых, тем более свирепеет против них сатана и вооружается на них искушениями (кознями), как на Иова. Потому, боголюбцы, когда умножается благосостояние дома вашего, ожидайте сильных нападений от сатаны: то на того, то на другого он будет бросаться в семействе и мучить его.
|
|
1733 |
Не давай на молитве побеждать себя плоти и действующему чрез нее врагу; - не ульсти языком своим, но глаголи истину в сердце твоем [Пс. 14, 3]; так мысли и чувствуй сам, как говоришь в молитве, а не так, чтобы на языке был мед, а на сердце - лед: победит раз враг, после уж тебе надо будет отстаивать себя, свою свободу от него, как завоеванный врагом клочок земли, а от Господа отступит сердце твое. Ничем не пренебрегай в духовной жизни, ничего не считай малым, не стоящим большого внимания: чрез малые грехи диавол ведет к великим. Главное дело: старайся быть истинным всегда в сердце своем. Когда труднее бороться с плотью, тогда-то и покажи свою твердость, тогда-то не слабей в борьбе, как добрый воин Христов.
|
|
1734 |
Когда ощущаешь сердцем, что Господь творит Себя далечайше ити от твоего сердца, от твоих помышлений, то понуди Его Милосердого, говоря искренно: облязи со мною, яко к вечеру есть и приклонился есть день моей духовной жизни, и внидет с тобою облещи [Лк. 24, 28, 29]: ибо Он милосерд и позволяет понуждать Себя.
|
|
1735 |
Не садись за стол с возмущенным какою-либо страстью духом, чтобы враг не обратил тебе во вред пищу и питье, в болезнь, а не в здравие: ибо враг чрез все коварствует и ищет повредить человеку. Садись всегда за трапезу с миром, благодаря Господа, и пища с питьем будут тебе во благо и во здравие: потому что благословение Божие почиет и на пище и на тебе самом!
|
|
1736 |
Иже восхощет душу свою спасти, погубит ю [ср. Мф. 16, 25], т.е. кто восхощет спасти своего ветхого, плотского, греховного человека, тот погубит жизнь свою: ибо истинная жизнь состоит в том, чтобы распять и умертвить ветхого человека с делами его и облечься в нового, обновляемого по образу Создавшего его [ср. Кол. 3, 9, 10]. Без умерщвления плотского ветхого человека нет истинной жизни, нет блаженства вечного. Чем сильнее и мучительнее умерщвление ветхого человека, тем совершеннее обновление и перерождение его, выше очищение его, тем совершеннее жизнь его и выше блаженство его в будущем веке. Умерщвляй себя, и оживешь. Ах! я сам чувствую, что когда я здоров совершенно и не утруждаю и не изнуряю себя трудами, я умираю тогда духом, тогда нет во мне Царствия Божия, тогда обладает мною плоть моя и с плотью диавол.
|
|
1737 |
Из-за бессилия в вере сердца твоего не обессиливай всесильной силы Креста Господня, тем более животворящих Таин Тела и Крови Господа Иисуса Христа: они всегда одна и та же животворящая сила, ибо они - Сам Христос, вечная Сила, все сотворившая, все содержащая и все оживотворяющая; равно и Крест всегда силен силою Распятого на нем, всегда животворящ ради Живота, Который был повешен на нем.
|
|
1738 |
Да будет для тебя плотская сладость как горечь, потеря как приобретение, дорогое как дешевое, здоровое и питательное как нездоровое и непитательное, потому что оно удобно может быть нездорово и вредно для души. Единственная твоя сладость да будет Христос, единственная надежда - Он, создавший вся от не сущих.
|
|
1739 |
О, если бы всем нам благополучно высадиться на берег небесного отечества!
|
|
1740 |
Она же оставльша мрежи, по Нем идоста [ср. Мф. 4, 20]. Апостолы не пожалели оставить ради Господа мрежи свои, единственное, быть может, имущество свое, драгоценное для них, потому что оно кормило их; и мы должны для Господа оставить все, что препятствует следовать за Ним: все многочисленные мрежи, которыми враг опутывает нас в этой жизни. Но мало оставить - надо идти за Христом, как и Апостолы оставили и пошли. А кто хочет идти за Христом и придти туда, куда Он пришел, тот должен отвергнуться себя и взять крест свой [Мф. 16, 24; Мрк. 8, 34; Лк. 9, 23], подобно Христу и Апостолам, и по Нем, Христе Боге, идти - по Его заповедям, не щадить себя для подвигов во славу Божию и во спасение свое. Прилагая это евангельское сказание об оставлении мрежи к нам, невольно представляешь все земное, начиная с тела нашего до последней вещи, нас занимающей, - мрежею, удобно разрывающеюся.
|
|
1741 |
Нельзя не дивиться простосердечию, беспристрастию к земным благам галилейских рыбарей и безусловной покорности их гласу Господа. Несколько слов Спасителя - и они оставляют мрежи свои, единственное богатство, свое лучшее сокровище, и идут за Ним не рассуждая, - куда или для чего. Какое простосердечие! какая непривязанность к земным благам! какое детское послушание! какой легкий доступ слова Божественного Мессии к простым сердцам! Сказано - сделано! Таковы и многие из простых людей, живущих в трудах и в низкой доле; но не таковы богачи: что мы видим на одном из них, которому Господь предложил продать имение и идти вслед за Ним? Пошел не за Ним, а вслед богатства своего... Отыде, сказано, скорбя [Мф. 19, 22].
|
|
1742 |
Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, - то напрасна и жертва твоя Богу.
|
|
1743 |
Не возмущайся от злобы других, но торжествуй всегда над нею величием своего духа; пусть она склоняется и падает пред тобою в прах, а не ты перед нею, как и должно. - Зло есть само в себе падение, а посмеваемая добродетель, хотя она и в посмеянии, стоит всегда на высоте своей, - только сама бы не пала, побежденная злом.
|
|
1744 |
Когда мы обонянием ощущаем что-либо неприятное и нездоровое в воздухе, то стараемся выйти из этой нездоровой среды или как-нибудь уничтожаем эти вошедшие в чистый воздух зловредные начала: так точно, когда ты ощущаешь в сердце своем что-либо смущающее или стесняющее его, то старайся тотчас удалить это зловредное начало, смущающее нашу душу, напр., страсти, зная, что оно из бездны адской. Телесная и духовная жизнь имеют между собою много сходного, - и мудрый христианин имеет духовное чувство столь же изощренное, как плотский человек - телесные чувства. Да и смешно телесные чувства всячески изощрять, а духовные чувства оставлять в пренебрежении. Духовное чувство или чувствилище находится в сердце. Надо всячески его изощрять и очищать, чтобы оно отвращалось от малейшего зловония грехов и страстей, мгновенно удаляя их от себя.
|
|
1745 |
Не бойся толков и насмешек о себе людских. Это диавольская боязнь, а помышляй, что речет о тебе Господь Бог, что рекут о тебе Ангелы и святые.
|
|
1746 |
При столкновении и обращении с людьми содержи в сердце слово "люби" и, внимая ему, беседуй со всеми с любовью и благорасположением сердца. Не выпускай никогда из сердца этого слова при столкновении с ближним: оно сильно способствует утверждению сердца в любви. Разумеется, эту любовь надо носить в сердце не отдельно, не само по себе, но вместе с сердечною верою в Господа Иисуса Христа.
|
|
1747 |
Ты, грешник, ниспавший в глубину зол, когда представишь множество грехов своих и впадешь в отчаяние и ожесточение, вспомни, что Отец Небесный послал в мир для твоего спасения от грехов и от вечного осуждения за них единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. Притеки с верою к этому Ходатаю Бога и человеков, умоляя Его из глубины души омыть всеочищающею кровью, за нас пролитою на кресте, и твои беззакония, - притеки усердно к покаянию, глаголя пред иереем Его, как пред Ним Самим, беззакония твоя, да оправдишися, - приступи и к Святой Чаше, если служитель таинства найдет тебя готовым и грехи твои очистятся: и, как река, будет мир твой, и будешь ты Отца Небесного сыном, который был мертв и ожил, пропадал и нашелся [Лк. 15, 24, 32].
|
|
1748 |
Не раздражайся против того, кто имеет на тебя злобу и язвит тебя часто разными придирками, но сострадай к нему, люби его, говоря: ведь это не он или не она на меня злобится, а диавол чрез них свирепеет на меня, а они бедные - в прельщении; пройдет прельщение вражье, и они будут опять добры. Все мы часто бываем достойными жалости орудиями бесплотного врага. Жалеть надо человечество, сильно преследуемое врагом.
|
|
1749 |
Иногда бывает на душе такое окамененное нечувствие, что грехов своих не видишь и не чувствуешь; ни смерти, ни Судии, ни Суда страшного не боишься, все духовное бывает, как говорится, трын-трава. О лукавая, о гордая, о злобная плоть! Недаром и святые жалуются: дреманием леностным одержим есмь и сон греховный тяготит сердце мое. Имущи, душе, время покаятися, лености тягчайший сон отряси и спешно побди. Иногда бывает такая ужасающая леность и нечувствие на душе, что овладевает тобою совершенное отчаяние - прогнать эту леность и отчаяние. Лучше, кажется, болеть, чем чувствовать леность.
|
|
1750 |
Да будет воля Твоя. Например: когда ты хочешь быть и всеусильно стараешься быть безболезненным и здоровым, а между тем остаешься все болен, говори: да будет воля Твоя; когда предпринимаешь что, а предприятие не удается, говори: да будет воля Твоя; когда делаешь добро другим, а тебе платят злом, говори: да будет воля Твоя, или когда, напр., ты хочешь спать, а у тебя бессонница, говори: да будет воля Твоя; вообще не раздражайся, когда что-либо делается не по твоей воле, и научись во всем покоряться воле Отца Небесного. Ты хотел бы, чтобы не было с тобою искушений, а между тем тебя враг ежедневно томит ими: разжигает тебя, утесняет всячески, - не раздражайся, но говори: да будет воля Твоя.
|
|
1751 |
Нетерпеливого человека все раздражает, сердит; когда дымок от свечи навевает на него, он и этим раздражается, потому что он очень себялюбив и заботится много о благосостоянии плотского человека, которого не мешало бы ему почаще распинать различными образами. Коптится душа иногда грехами да страстями, того видя не видит, зная не знает, чувствуя как бы не чувствует; а как коптится лицо, то сейчас приметит, и возьмется, Бог знает откуда, чувствительность, жаление себя, хотя вовсе не из-за чего бы беспокоиться, ибо дым не бьет, не уязвляет, не досаждает, а так, как ветерок легкий, навевает на лицо.
|
|
1752 |
Если хотите быть долголетними на земле, не торопитесь жить плотским образом, пресыщаться, упиваться, курить, блудодействовать, роскошествовать, нежиться: в плотском образе жизни заключается смерть, потому плоть наша и называется в Священном Писании мертвенным или ветхим человеком, тлеющим в похотех прелестных [Ефес. 4, 22]. Если хотите жить долго, живите духом: в духе заключается жизнь: аще духом деяния плотская умерщвляете, живи будете [Рим. 8, 13] и здесь и там, на небесах. Наблюдайте умеренность и простоту в пище и питии, храните целомудрие, не растрачивайте безумно бальзам своей жизни, не гонитесь за богатством, за роскошью, старайтесь быть довольными и немногим; храните мир со всеми и никому не завидуйте, всех почитайте и любите, особенно же - старайтесь всегда носить Христа в сердце - и вы в мире и благополучии проживете многие лета.
|
|
1753 |
Ревнующие о благочестии, брат и сестра! Тебе придется слышать, и может быть нередко более от своих домашних, что ты тяжелый, невыносимый человек; ты увидишь к себе сильное нерасположение, вражду за свое благочестие, хотя враждующие и не будут выражать, что именно за благочестие они враждуют против тебя, - не возмущайся этим и не приходи в отчаяние, потому что диавол в самом деле может преувеличить до огромных размеров некоторые слабости твои, от которых и ты не свободен как человек, но припомни слова Спасителя: враги человеку домашние его [Мф. 10, 36] и от недостатков исправляйся, а благочестия держись твердо. Поверяй совесть свою, жизнь свою и дела свои Богу, ведущему сердца наши. Впрочем, смотри на себя беспристрастно: в самом деле, не тяжел ли ты по своему характеру, особенно для домашних своих; может быть, ты угрюм, неласков, необщителен, неразговорчив. Распространи свое сердце для общительности и ласки, но не для потворства; в выговорах будь кроток, нераздражителен, нежелчен. Вся вам любовию да бывают [1 Кор.16, 14], сказал Апостол. Будь терпелив, не за все выговаривай, иное сноси, проходя молчанием, и смотри на то сквозь пальцы. Любы вся покрывает и вся терпит [1 Кор. 13, 7]. Иногда из-за нетерпеливого выговора образуется вражда оттого, что выговор был сделан не в духе кротости и любви, а в духе самолюбивого притязания на покорность себе другого.
|
|
1754 |
Иногда люди младшие тебя или равные, или старшие, дают тебе намеком наставления, которых ты не терпишь, досадуя на своих учителей. Надо терпеть и с любовью выслушивать все полезное от кого бы то ни было. Самолюбие наше скрывает от нас наши недостатки, а другим они виднее: они и замечают нам. Помни, что мы друг другу удове [Ефес. 4, 25] и обязаны взаимно исправлять друг друга. Если ты не терпишь наставления и досадуешь на наставника, значит - ты горд, значит - в тебе действительно есть тот недостаток, от которого намекают тебе исправиться.
|
|
1755 |
Так как Бог есть Дух всеправедный, то законы и повеления Его суть то же, что Он Сам: в них выражается правда Его. Потому-то и говорит Господь: аще кто любит Мя, слово Мое (заповедь Мою) соблюдет. Не любяй Мя, говорит, словес Моих не соблюдает. Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите [Иоан. 14, 15, 23, 26].
|
|
1756 |
О усопших молись так, как будто бы твоя душа находилась в аду, в пламени и ты сам мучился; чувствуй их муки своим сердцем и пламенно-пламенно молись об упокоении их в месте светле и злачне, в месте прохлаждения.
|
|
1757 |
Святых призывай с верою непостыдною и любовью нелицемерною, если хочешь, чтобы они слышали тебя и исполнили твою молитву. Помни: подобный подобного ищет. Святые сами угодили Богу верою и любовью и от тебя того же хотят. С верою и любовью соедини еще подобающее к ним благоговение.
|
|
1758 |
Самолюбивый человек жалеет себя для блага других. И гортани ему жалко для научения других, если он учитель или священник; и всего сердца ему жалко, потому что он, так сказать, от полсердца служит ближним, а часто и вовсе без сердца; и сил физических жалко, он боязлив как заяц, и боится, как бы не заболеть от трудов, и - покоится.
|
|
1759 |
Вера в Господа как Сущего есть для души источник жизни. Как представить Сущего? - Сочти все видимое и невидимое за ничто и представь, что един только Господь и есть.
|
|
1760 |
Чтобы просить царя или какого-либо знатного человека, или кого бы то ни было, надо дойти до него, увидеть его и стать лицом к лицу. - Но здесь часто бывает расстояние лиц, расстояние места: много иногда лиц надо пройти, много расстояния. Чтобы дойти до Царя Небесного, или Царицы Богородицы, или Ангелов, или святых, надо пройти мимо и устранить скопище неверия, надо упраздниться душою от страстей, взять в спутники живую веру, усердие и любовь: и тогда мы дошли до них и смело можем просить Господа, или Пречистую Матерь Божию, или Ангелов, или святых.
|
|
1761 |
Не бывает никакое умственное произведение без предварительно составленного плана, по подобию Господа Всетворца, измыслившего прежде мир, план его и потом создавшего вселенную чрез Сына Своего и совершившего оную Духом Святым. - Писать сочинение без плана самонадеянно. - Кий от вас человек, хотяй строить дом, не прежде ли сед разочтет, аще имать, елика суть на совершение [Лк. 14, 28 (ср. Мф. 7, 24)]. Надобно умными очами сердца предварительно видеть все свое сочинение, со всеми главными его мыслями. - Делать напротив - значит идти по неизвестной дороге, добровольно завязавши себе глаза.
|
|
1762 |
Молись Господу об упокоении усопших праотцев, отцев и братий своих ежедневно утром и вечером, да живет в тебе память смертная и да не угаснет в тебе надежда на будущую жизнь после смерти, да смиряется ежедневно дух твой мыслью о скоропреходящем житии твоем.
|
|
1763 |
Призывай также ежедневно в молитве святых прославленных, да просвещают они молитвами своими пути твои, да ходатайствуют тебе прощение грехов твоих и да памятуешь, что есть по смерти вечное прославление и блаженство за дела добрые и вечное осуждение за дела злые.
|
|
1764 |
Во время молитвы иногда чувствуешь какое-то отреяние от Бога и отчаяние, не надо увлекаться этим чувством: оно от диавола, а надобно говорить в сердце: не отчаяваюсь в своем спасении, окаянный, на Твое же безмерное благоутробие дерзая прихожду, и взываю: аще есть ми спасения упование, аще побеждает человеколюбие Твое множества беззаконий моих, буди ми Спаситель [1 и 4 мол. ко св. причащ.].
|
|