|
Одним из самых значительных апологетов Церкви является священномученик
Ириней Лионский. Он был епископом Западной части Римской империи, но
мыслил по-восточному. Его богословие - это традиция, идущая
непосредственно от апостола Иоанна Богослова и его преемника Поликарпа
Смирнского.
В отличии от многих апологетов, Ириней мыслил более Церковно, он мало
вдавался в философствования, его целью было одно, оградить Церковь от
ереси гностицизма, которая тогда соперничала с Церковью. Ириней
противоставлял гностикам не столько Библию, трактовать которую можно
по-всякому, сколько веру Церкви. Именно то во что верит вся Церковь на
протяжении от востока до запада, то есть истина: "{Принявши это учение}
[речь идет о Символе веры] {и эту веру, Церковь, хотя и рассеяна по
всему миру, - как я сказал, - тщательно хранит их, как бы обитая в одном
доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце;
согласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста}"
(Против ересей 1.10.2).
С другой стороны Церковь должна быть исторической и вести свое преемство
от апостолов. В третьей книге {Против ересей} Ириней приводит целый ряд
римских епископов, начиная от ставленника апостолов епископа Лина: "{Но
поскольку было бы весьма длинно в такой книге, как эта, перечислять
преемства (предстоятелей) всех церквей, то я приведу предание, которое
имеет от апостолов величайшая, древнейшая и всем известная церковь,
основанная и устроенная в Риме двумя славнейшими апостолами Петром и
Павлом, и возвещенную людям веру, которая через преемства епископов
дошла до нас, и посрамлю всех тех, кто всячески незаконным образом
составляет собрания или по худому самоугождению, или по тщеславию, или
по слепоте и превратным мнениям. Ибо, по необходимости, с этой церковью,
по её преимущественной важности, согласуется всякая церковь, т.е.
повсюду верующие, так как в ней апостольское предание всегда сохранялось
верующими повсюду. Блаженные апостолы, основав и устроив церковь,
вручили служение епископства Лину. Об этом Лине Павел упоминает в
посланиях к Тимофею (2 Тим. 4:21). Ему преемствует Анаклит; после него
на третьем месте от апостолов получает епископство Климент (Флп. 4:3),
видевший блаженных апостолов и обращавшийся с ними, ещё имевший
проповедь апостолов в ушах своих и предание их перед глазами своими;
впрочем он не один, но многие ещё оставались тогда, которые получили
наставление от апостолов. При этом Клименте произошло немалое
разномыслие между братьями в Коринфе, церковь Римская написала к
коринфянам весьма дельное послание, увещевая их к миру и восстановляя их
веру, и возвещая недавно принятое от апостолов предание, которое
проповедует Единого Бога всемогущего, Творца неба и земли... Этому
Клименту преемствует Эварест, Эваресту Александр, потом шестым от
апостолов был поставлен Сикст, после него Телесфор, который славно
претерпел мучение; потом Гигин, потом Пий, после него Аникита; после
Сотира, преемствовавшего Аниките, ныне на двенадцатом месте от апостолов
жребий епископства имеет Элевфер. В таком порядке и в таком преемстве
церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это
служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная Вера
сохранялась в церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде} (Против
ересей 3.3.3).
Итак, истинная Церковь - это апостольская, а потому именно к ней нужно
обращаться за наставлением, ибо согласно Павлу она, а не Писание, есть
"{столп и утверждение истины}" (1 Тим. 3:15)". Здесь мы нисколько не
пытаемся умалить значимость Писания, в силу того, что многие толковали
его по-разному (что мы видим до сих пор), существует и будет
существовать множество ересей. Ириней же, вторя апостолу Павлу, говорит,
что именно в Церкви человек может получить наставление в истине. Церковь
хранительница Писания, она несет правильное его понимание, как
построенная на апостолах и пророках, имеющая в основании Христа (см. Еф.
2:20).
Более церковно мыслил Ириней и в отношении Иисуса Христа в отличии от
апологетов. Апологеты исходили из филофоских категорий и определений
Бога. Тогдашняя терминология не могла точно отразить сказанного в
Писании относительно отношений между Отцом и Сыном. Лишь позднее когда в
IV-ом веке {отцы-каппадокийцы} дали новые определения философским
категориям, лишь тогда стало возможным объяснить церковное учение о
Божестве Христа и Духа Святого и их единстве со Отцом.
Для Иринея Сын противоположен твари, Он вечен и всегда был с Отцом: "{ибо
ты, о человек, несотворенное существо} [гностики считали себя вечными,
поэтому здесь Ириней говорит, как бы в насмешку] {и не всегда
сосуществовал Богу, как Его собственное Слово, но ты только, по Его
особенной благости, ныне получил начало бытия твоего и мало-по-малу
научаешься от Слова познавать распоряжения Творца твоего}" (Против
ересей 2.25.3). В другом месте он пишет: "{Он есть Отец Господа нашего
Иисуса Христа; через Свое Слово, которое есть Его Сын, через Него Он
открылся и объявил всем, кому Он открывается, ибо те только знают Его,
кому Сын открывает Его; но Сын вечно существуя с Отцом, издревле и даже
искони всегда открывает Отца ангелам, архангелам, властям, силам, и всем,
кому хочет Бог открыться}" (Против ересей 2.30.9). Он един со Своим
Отцом: "{Один и тот же Бог Отец и Слово Его}" (Против ересей 4.28.2). В
другом месте он подчеркивает единство сущности Сына и Отца: "{Таким
образом, Отец есть Господь и Сын - Господь, и Отец есть Бог и Сын - Бог,
ибо от Бога рожденный есть Бог}" (Доказательство апостольской проповеди,
47), а потому является Богом: "{Ибо я показал из Писаний, что никто из
сынов Адама вполне и безусловно не называется Богом и не именуется
Господом. А что Он собственно, исключительно перед всеми жившими тогда
человеками, есть Бог и Господь и Царь Вечный, Единородный и Слово
воплотившееся, предвозвещённое всеми пророками, Апостолами и Самим Духом,
это могут видеть все, которые постигли хотя малую часть истины}" (Против
ересей 3.19.2).
Учение о Божестве Христа, для Иринея тесно связано со спасением человека.
В послании апостола Петра есть строчка: "{чтобы чрез них вы стали
причастниками Божественного естества, убегая от растления похотью,
которое в мире} (2 Пет. 1:4). Каким образом человек может стать
причастником Божественного естества? Ириней просто объясняет это: Бог
стал человеком, для того чтобы человек смог обожится. У Иринея это
звучит так: "{Ибо для того Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий -
Сыном Человеческим, чтобы (Человек), соединившись с Сыном Божьим и
получив усыновление, сделался Сыном Божьим. Ибо мы никак не могли
получить нетление и бессмертие, если бы не были соединены с нетлением и
бессмертием, если бы наперед нетление и бессмертие не сделаось тем, что
мы, чтобы тленное поглощено было нетлением и смертное бессмертием, дабы
мы получили усыновление?}" (Против ересей 3.19.1).
Более подробно о святом священномученике Иринее Лионском читайте в
статье протоиерея Иоанна Мейендорфа "Святой Ириней Лионский", а также в
книге Алексадра Шмемана {Исторический путь Православия} и Болотова В.В.
Триадология Иринея Лионского. Сочинение {Против ересей} одно из самых
обширных сочинений ранней Церкви. Оно было направлено против вызова
гностицизма, который подобно современным оккультным теософским движениям
пытался найти что-то общее во всех тогдашних мистериях и религиях.
Христос в этом учении представал не как спаситель, а Его учение не как
новая жизнь принесенная человечеству, а как один из учителей
человечества, принесший не спасение, а всего лишь знание истины.
Гностицизм бросил вызов христианству, его влияние сильно сказывалось на
новообращенных, ибо часто он рядился в церковные одежды, как впрочем и
сейчас, оккультисты используют христианские изображения в целях
привлечения доверчивых людей. Ириней Лионский в пяти книгах против
ересей обличает это учение, как несогласное с Евангелием и верой Церкви.
Первые две книги могут показаться не очень интересными, ибо в них Ириней
приводит взгляды гностических учителей. В трех последних учение Церкви.
|
|