|
Правильное понимание Божественного Писания,
отличающее умы святых, служит украшением их душ. Дух Святой открывает им
бездну вечного познания и премудрости Христовой. Бог, Отец всех,
прославляется ими. Я открою тебе, сказано в Писании, тайные и
невидимые сокровища (Ис.45:3). Сокровищами истинного познания я
считаю очи ума, которые смотрят прямо и беспристрастно. На тех, которые
познали Бога, Он изливает всесовершенные и непостижимые для
человеческого ума дары. Всесовершенный Бог наш, Господь всех, обильно
награждает совершенствами и благами ведущих добрую жизнь. Особенная
любовь Его и благоволение объемлет тех, которые служат Ему чистым и
нелицемерным сердцем. Итак, все, привыкшие истинно мудрствовать, да
приступают ко Христу - вечному источнику (премудрости), слыша
евангельский глас: Аще кто жаждет, да приидет ко Мне, и пиет
(Ин.7:37). Не узнав наперед таинства благочестия, не следует безрассудно
исследовать и рассуждать о Христе. Обманщики и обольстители сердец
слушателей - те, которые утверждают, что Бог Слово, приняв (плоть)
человека, прошел через Святую Деву, и что этот человек создан самим же
Богом Словом. Такие не понимают таинства благочестия и унижают цену
домостроительства Единородного. Мы же, братия, не так научены.
Родившегося от Святой Девы мы признаем и совершенным Богом, и
совершенным человеком, одаренным разумною душою. Поэтому Святую Деву мы
называем Богородицею и говорим, что Бог Слово существенно - не мыслью
только, а на самом деле - обитал в ней и что Он, когда был и двух или
трех месяцев, есть Сын Божий и вместе Сын человеческий. Особенности же,
приписываемые Божественным Писанием то Его человеческому естеству, то
Его Божественному могуществу, по нашему убеждению, соединились в Нем в
одну личность. Он был один и тот же, когда спал и когда укротил Своим
могуществом море и ветры; один и тот ясе, когда утомлялся на пути и
когда ходил по морю и проходил пустыню по Своему могуществу. Итак, без
всякого сомнения, Он был Бог и вместе человек. Ибо что было бы
удивительного, если бы какой-нибудь человек, подобный нам, одаренный
могуществом, совершал чудеса? Божественное Писание показывает нам, что
Бог Слово не воображением или мнимым образом умалил Себя, а на самом
деле. Через пророков и апостолов оно ясно возвестило нам, что Он есть
Бог и вместе человек. Итак, на самом деле были: зачатие Бога от Девы,
Его рождение, Его сходство с нами во всем, Его страдание, проповедь во
тьме и сени (сидящим), Его Воскресение и, наконец, вознесение на небо.
Невместимый, приняв плоть от Марии, определяет заключиться в девическом
чреве. Беспредельный содержится плотью. Неизменяемый принимает
человеческий образ. Бесстрастный страдает по нас и за нас своею плотью.
Неразлучно пребывающий с Богом и Отцом на земли, по Писанию,
явися и с человеки поживе (Вар.3:38). Неприкосновенный пробождается
копьем от нечестивых. Бесстрастный добровольно переносит для нас крест.
Бессмертный свет подвергается смерти крестной. Бывши в лоне Отчем, не
отказывается вознестись со Своею плотью на небо. Тех же, которые
говорят, что Бог Слово принял какого-нибудь человека, подобного нам, не
быв с ним ипостасным, действенным и живым Сыном, и в видах
домостроительства живя нечеловечески, святой собор, бывший в Ефесе,
отвергает.
Восточные отцы и учители Церкви V века. - М.:
Издательство МФТИ, 2000, с. 90-91.
|
|