253 |
Молятся ли за нас святые, которых мы призываем? Молятся. Если я, грешный человек, холодный человек, иногда злой и недоброжелательный человек, молюсь за других, заповедавших и не заповедавших мне молиться, и не сомневаюсь, не скучаю терпеливо перебирать их имена на молитве, хотя иногда и не сердечно, то святые ли Божии человеки - эти светильники и пламенники, горящие в Боге и пред Богом, полные любви к собратьям своим земным, не молятся за меня и за нас, когда мы с посильною верою, упованием и любовью призываем их? Молятся и они, скорые помощники и молитвенники о душах наших, как уверяет нас богопросвещенная Мать наша Св. Церковь. Итак, молись несомненно святым Божиим человекам, прося их ходатайства за себя пред Богом. В Духе Святом они слышат тебя, только ты молись Духом Святым и от души, ибо когда ты молишься искренно, тогда дышит в тебе Дух Святый, Который есть Дух истины и искренности, есть наша Истина и искренность. Дух Святый в нас и в святых людях один и тот же. Святые святы от Духа Святого, их освятившего и в них вечно живущего.
|
256 |
Мы молимся Всеблагой и Всенепорочной Матери Божией - и Она молится о нас. Мы прославляем Ее - Высшую всякой славы, и Она уготовляет них не осталось и следа.
Но это событие относится, все таки, к социальной
истории или, если хотите, к внешней истории Церкви, и не понятно, какие отсюда
выводы для истории богословия. Если бы просто ничего другого не было, то не
было бы и начала нового периода, а начало нового периода просматривается,
действительно, именно с XV века. XV
век ознаменован деятельностью великого святого отца - св.Георгия
Схолария, который стал патриархом с именем Геннадий,
как раз сразу после завоевания КП-ля в 1453 году, и
был патриархом до своей смерти, но периодически покидал престол, потому что
время было очень смутное не столько из-за турок, сколько из-за своих, которые,
пользуясь, турками, сводили счеты.
Он также известен, как ближайший ученик св.Марка Ефесского, который после
смерти св.Марка Ефесского
(обращаю внимание на дату) в 1445 году (а не в 1457, который встречается в
литературе) этот ближайший его ученик, который возглавил патрию
тех, кто противился унии, и именно по-этому он стал
потом патриархом, будучи перед этим иеродиаконом.
Это все важно, но специфичным и главным в
деятельности св.Геннадия Схолария
было то, что он (мы об этом подробно будем говорить в следующий раз)
сознательно истользовал совершенно новый
концептуальный аппарат для выражения православного учения, хотя он продолжал
пользоваться и старым.
Старое для того времени - это, скажем, патристика
образца конца XIV, нач.XV
века. Классический богослов этого типа, между прочим, св.Марк
Ефесский. Это, конечно же, подчеркнутый паламизм, и это вполне свойственно и св.Геннадию
Схоларию, который написал уже вторую службу св.Григорию Паламе (первая была
написана во время его канонизации его учеником св.п.Филофеем),
и автор вполне паламистских сочинений о нетварных
энергиях. Но кроме того это уже какая-то компенсация некоторых крайностей в
формулировках паламизма в разгарах споров сер.XIV века, таких крайностей, которые были свойственны
некоторым сочинениям св.Григория Паламы.
Феофан Никейский, сам св.Григорий
Палама в своих поздних сочинениях и, скажем, Иосиф
......., учитель св.Марка Ефесского,
св.Марк Ефесский. Геннадий Схоларий продолжает эту линию, и это для него - главное.
Наиболее специфическим для него становится то, что
он сознательно использует концептуальный аппарат латинской схоластики, которая
к XV веку уже вполне созрела. К XV
веку на Западе не только прошел уже весь основной цикл развития высокой
схоластики с XIII века по XIV,
но успели даже решиться внутризападные споры
относительно Фомы Аквинского. В XIV веке о Фоме
Аквинском спорили, и какой-то тамошний папа XIV века
анафематствовал сколько-то тезисов Фомы Аквинского, и это забыли даже отменить,
как говорят католики. Варлаам Коламбрийский
враг св.Григория Паламы
терпеть не мог Фому Аквинского, и перешел в латинство Варлаам
только потому, что в латинство можно было переходить будучи противником Фомы.
В конце XIV века, а тем
более в XV, уже однозначно Фома Аквинский на Западе -
великий отец Церкви.
Какое отношение св.Геннадия
Схолария к Фоме Аквинскому? Я не откажу себе в
удовольствии в переводе с греческого собственноручную запись св.Геннадия Схолария на полях
рукописи, она сохранилась прямо в автографе: “О, божественный Фома, если бы ты
родился не на Западе, а на Востоке, тогда бы и в богословии ты бы значил то же,
что ныне значишь в этике и философии...”
Конечно, величайшее уважение при полном разделении с
латинянами. Мало того, что св.Григорий выступал
против латинян, как деятель антиуниатский, здесь даже более резко.
Св.Геннадий Схоларий
продолжает переводить на греческий Фому Аквинского, причем, продолжает он труд,
начатый в XIV веке антипаламитами,
переходившими в латинство, братьями Кедонисами,
которые закончили свою жизнь в доминиканском ордене. Они перевели первый
корпус.
Св.Геннадий Схоларий
перевел очень много. В его сочинениях несколько томов занимают только переводы
Фомы Аквинского. Но что он, просто переводил его, интересовался философией?
Конечно, он интересовался философией не для того, чтобы усвоить еретическую
догматику, а для того, чтобы усвоить новый концептуальный аппарат богословия. В
этом смысле он предшественников не имел, если не считать предшественниками тех,
кто не пытался для православия употребить аппарат схоластики, а пытался просто
на греческой почве насадить саму схоластику, т.е. греки - униаты периода
Флорентийской унии, антипаламиты XIV
века или еще раньше во времена Лионской унии 1274
года, когда все греки, которые стновились католиками,
в своих писаниях на греческом языке употребляли латинские богословские понятия,
но это, конечно, никак не переходило в православие, хотя чисто информационно
способствовало ознакомлению православных с этим.
В Византии никто не знал латинского языка, это было
как у нас цыганский учить, только специалисты учать.
В кон.XIV и XV веке
отношение уже изменилось, образованные византийцы перестали брезговать
латинским языком, но таких мало было.
|