Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая

 православные библиотеки.


 

 

 

Новый Завет

Лекции для 3 класса

 

Книга Деяний

Вопрос № 1, исторический.

Розанов В.Е.

Книга деяний святых апостолов: апостолы, о которых повествуют Деян.

Книга Деяний.

История действия Св. Духа. Как вторая часть исторического труда Луки Деян. представляют собою прямое продолжение треть­его Евангелия – осуществление Божественного плана в земном служении Христа. По учению Евангелия, в деле спа­сения большое место принадлежит Святому Духу, но ожидание Духа, которым заканчивается история евангельская, на страницах Еванге­лия осуществления не получает. О сошествии Святаго Духа повест­вуется в Деян.

По определению св. Иоанна Златоуста (Беседа I на Деян.), Деян. есть книга о Святом Духе, пришествие Которого было обещано в Евангелии.

Исторический аспект. Построение Деян. подчинено историческому принципу. Его прове­дение отличается такой ясностью, что мы имели возможность поло­жить план Деян. в основание нашей периодизации истории апостоль­ского века.

Гл. 1-5, начинающиеся с Вознесения и Пятидесятницы должны быть понимаемы как общая характеристика первого перио­да истории апостольского века.

Гл. 6—12 содержат краткие сведения о втором, переходном, периоде истории апостольского века, начиная с доставления Семи, которым вводится дело Стефана.

Гл. 13 - 28 посвящены служению ап. Павла до истечения двух лет его пребыва­ния в Риме, иначе говоря, обнимают почти весь третий период исто­рии апостольского века.

Из этого обзора исторического содержания Деян. вытекает особое ударение на ап. Павле. Оно отвечает объективному значению его служения. Но воспроизведение исторических событий прошлого не было последнею целью писателя. Деян. повествуют о Божественном домостроительстве. В связи с этой темой и повествуется о деяниях Павла.

Исполнение цели быть свидетелями до края вселенной. В науке нередко высказыва­лось мнение, что, в плане Деян. проповедь ап. Павла в Риме есть дос­тижение той цели, которую Господь поставил ученикам перед Воз­несением: быть “свидетелями Ему в Иерусалиме и по всей Иудее и Самарии и даже до края земли” (Деян. 1:8). Согласно этому понима­нию, цель, указанная в начале книги Деян., получает осуществление в ее последней (28) главе. В буквальном смысле слова это понима­ние, конечно, неправильное.

Переход к благовестию среди язычников. Понятие спасения в писаниях Луки отличается универсальною полнотою. Служение ап. Павла отмечено печатью универсализма: оно распространяется на иудеев и язычников. Этот же универсализм мы улавливаем и в повелении Христовом 1:8. В универсальной полноте спасения стираются религиозно-национальные различия. В своей афинской речи Павел повторяет (17:24-25) мысль Стефана о культе без храма (7:48-50). Ветхозаветному строю принципиально пришел конец. Замечательно, что в Деян. работа ап. Павла среди язычников начинается, за редкими исключениями, тогда, когда его отвергают иудеи.

Все служение ап. Павла, как о нем повествует Лука в Деян., должно быть понимаемо как история перехода благовестия от иудеев к язычникам. Этот переход и запечатлевается тем приговором, кото­рый ап. Павел произносит над римскими иудеями (Деян. 28:25-28). Как мы имели случай отметить, в контексте Деян. нельзя понимать двухлетнюю проповедь ап. Павла в римских узах (ст. 30-31) иначе как проповедь язычникам. В этом и только в этом смысле служение ап. Павла в Риме можно толковать как исполнение повеления Христова в 1:8; с прибытием ап. Павла в Рим завершается тот пере­ход благовестия от иудеев к язычникам, который составляет главное историческое содержание Деян.

Апостолы, о которых повествуют Деян.

Первым, а точнее даже, перед первым этапом жизни Церкви можно выделить момент ожидания святого Духа в Иерусалиме. Здесь внимание дееписателя сосредоточено на Одинадцати. Приводится история избрания Матфея на место отпавшего Иуды.

Первый период. В день Пятидесятницы Дух Святой сходит на апостолов. Они становятся во главе новокрестившихся. Первенство принадлежит Петру. До времени первого гонения он является основным действующим лицом Деян.

Второй период. После убиения Стефана и начала гонений внимание читателей несколько переносится с Петра на других. Первомученику Стефану отводится очень много места в тексте Деян. Ради него перечисляются все Семь мужей: Стефан, Филипп, Никанор, Николай Антиохиец, Пармен, Тимон, Прохор.

Рассеявшиеся по Иудее ученики проповедуют. Особое внимание уделено Филиппу благовестнику и, конечно же, Петру. Им принадлежит первенство в принятии в Церковь язычников.

Здесь же дееписатель знакомит нас с будущим апостолом языков – Савлом.

Третий период. После второго гонения – событий произошедших во время правления Ирода Агриппы, Иерусалимская община была почти полностью обессилена. Петр удалился из Иерусалима, а его места предстоятеля иерусалимской общины занял Иаков, брат Господень.

К моменту гонений в Иерусалиме почти все дело апостольской проповеди было сделано. Больше мы не встречаем свидетельств о крещении большого числа людей. Теперь все больший акцент приходился на обращение язычников. Среди них начинает активно действовать Ап Павел.

Для Луки в этот исторический момент Павел является символом Церкви. Хотя не он один распространял благовестие в бассейне Средиземного моря, дееписатель основное место отводит ему. Вместе с Павлом действуют Варнава, Тимофей и сам Лука. Но они находятся на втором плане, и о них мы узнаем только в связи с деятельностью апостола языков.

Повествования кончаются, когда Павел два года провел в римских узах.

Вопрос № 2, исторический.

Васильев А.В.

Пятидесятница.

Сошествие Святого Духа на апостолов (а также, возможно, и бывших с ними) в день Пятидесятницы  произошло по обетованию, данному Спасителем своим ученикам во времена Его земной жизни.

Исполнению обетования непосредственно предшествовало событие избрания Матфия на место отпавшего Иуды, т.е. восстановление первоначального числа апостолов.

На кого именно сошел Св. Дух, из текста отрывка не ясно, но церковное сознание, выражающееся, в частности, в иконографии события, среди апостолов представляет и Богоматерь. Слова Дееписателя о большом скоплении народа, привлеченного чудесным событием, приводят к мысли, что действие происходило где-то под открытым небом, возможно в одном из храмовых дворов. Но церковное предание указывает нам на Сионскую Горницу. Возможно, толпа собралась вокруг дома, где пребывали апостолы. Внимательное прочтение в греческом тексте места, где говориться о времени события ведет к заключению, что сошествие Св. Духа произошло в конце дня Пятидесятницы, а речь апостола Петра перед народом состоялась на следующий день утром, когда молва о необычном событии уже могла разнестись.

Вопрос о дне Пятидесятницы. Сошествие Святого Духа называют “днем рождения Церкви”. Произошло оно при наступлении дня праздника иудейской Пяти­десятницы. Законом Моисеевым было постановлено праздновать 50-й день после наутрия субботы Пасхи, отсчитав от нее семь полных седмиц. Пасха иудейская в год смерти Христовой приходилась на вечер пятницы; первый день Пасхи приходился, следовательно, в субботу, наутрие субботы было, по-нашему, воскресение (в которое и воскрес Христос). От него нужно было отсчитать семь полных недель. Таким образом, праздник иудейской Пятидесятницы приходился в тот год в воскресение и совпал, таким образом, с днем первой христианской Пятидесятницы.

Еврейская Пятидесятница. Иудейская Пятидесятница установлена была в освя­щение жатвы или первых плодов, так как к этому дню оканчивалась жатва, начинавшаяся сразу после Пасхи. С этим праздником соеди­нялось также у евреев воспоминание Синайского законодательства. Это был один из трех важнейших праздников (Пасха, Пятидесятница, Кущи), на которые весь мужеский пол обязан был собираться для празднования в Иерусалим. Совпадение дня сошествия Святого Духа с днем иудейской Пятидесятницы, конечно, не случайно и весьма сим­волично.

К этому дню ученики Господа созрели и возросли духовно: тогда и снизошла на них полнота дарований Духа Святого, и они сами явились первыми плодами искупительного дела Христова. Кроме них, первыми плодами этого же дела Христова явились и крестившиеся в тот день три тысячи душ.

Значение Пятидесятницы. Как христианская Пасха заменила собой иудейскую Пасху, так христианская Пятидесятница заменила собой в этот день Пятидесятницу ветхозаветную.

С сошествием Святого Духа исполнилось обетование Спасителя о ниспослании ученикам иного Утешителя. До этого момента в Священном Писании ничего не говорится о совершении апостолами Таинств, и даже наоборот, создается впечатление, что именно после Пятидесятницы и совершаются Таинства. До сих пор апостолы выполняли повеления Господа Иисуса, в том числе и пребывали в Иерусалиме до сошествия Духа, а далее Церковь управляется уже Духом Святым, хотя Господь Сам не оставлял Ее и некоторым ученикам являлся в видениях.

Вопрос № 3, исторический.

Воевода А.

История Иерусалимской общины по Деян.

Состав общины к Пятидесятнице. После воскресения Христос неоднократно являлся своим ученикам. В Пятидесятницу Дух Святой сошел  примерно на сто двадцать человек (Деян.1:16). Апостол Павел говорит в 1Кор(15, 6) о явлении Воскресшего Христа более чем пятистам братий в одном месте. Это, по-видимому, было до Вознесения Господа. То есть в момент Пятидесятницы Иерусалимская община насчитывала около пятисот братий, большинство из которых были Галилейского происхождения. Из местных жителей в Иерусалиме известно об Иосифе и Никодиме, о семействе в Вифании и о хозяине сионской горницы. О других учениках Христовых в Иерусалиме нам ничего не известно. Но известно, что множество учеников, пришедших с Ним из Галилеи, хвалило Господа “гласом велиим” (Лк.19:37)), при Входе Его в Иерусалим.

Расширение общины. В течение нескольких первых лет число учеников Христовых из жителей Иерусалима сильно возросло: после проповеди ап. Петра крестилось около трех тысяч (Деян.2: 42); Господь прилагал ежедневно спасаемых к Церкви (2, 47); после проповеди ап. Петра в притворе Соломоновом уверовало около пяти тысяч (4, 4); “верующих все более и более присоединялось к Господу” (5, 14)). Обращает внимание, что все семь дьяконов носят греческие имена (6,1-6), то есть они являются иудеями эллинистической культуры.

Вступление в Церковь совершалось с самого начала через крещение, как это видно при крещении трех тысяч после проповеди ап. Петра на Пятидесятницу, при крещении ап. Филиппом самарян, эфиопского вельможи, ап Павла и сотника Корнилия. Первую Церковь отличало и напряженное эсхатологическое ожидание.

Общение имуществ. Все кто владел землями или домами продавали их и приносили цену их к ногам апостолов, и не было между ними нуждающихся. Известен эпизод с Иосией, он же ап. Варнава, который продал землю, а деньги положил к ногам апостолов (4, 34-37). Другой эпизод с Ананией и Сапфирой, которые желали повторить поступок ап. Варнавы, но скрыли часть денег от проданного имения, за что и были обличены ап. Петром и умерли (5, 1-11). Все верующие были вместе и имели все общее, каждый день единодушно пребывали в храме, был страх на каждой душе, преломляли хлеб по домам и были в любви у всего народа, руками апостолов совершалось множество чудес (2, 42-47).

Структура. После значительного умножения верующих во Христа, апостолы, понуждаемые ропотом эллинистов, ставят на служение семь дьяконов, выбранных среди мужей, исполненных Святого Духа и мудрости (6, 1-6). Как видно из Деяний апостолов особое положение в Иерусалимской Церкви принадлежало ап. Петру и ап. Иоанну. Апостол Иоанн чаще всего является молчаливым свидетелем, тогда как ап. Петр является главным действующим лицом Иерусалимской Церкви не только первого, но и второго периода истории Апостольского века.

Гонения. После убиения первомученика Стефана и начала гонения Иерусалимская община рассеялась, что послужило проповеди в других городах. В Иерусалиме остались апостолы, которые осознавали лежащую на них ответственность. В Иерусалиме учеников Христовых преследовали саддукеи и фарисеи. Особую нетерпимость проявляли саддукеи: инициатива ареста апостолов оба раза принадлежала именно им (4, 1-6; 5,17). Фарисеи были несколько более терпимы к ученикам Христовым, так как они верили в воскресение, в отличие от саддукеев, а проповедь апостолов были именно проповедью воскресения Христова.

Иерусалимская община – центр христианского мира. До смерти Стефана Иерусалимская община представляла собой практически весь христианский мир. После первого гонения и проповеди в разных частях Палестины, Финикии и Сирии Иерусалим приобретает значение общехристианского центра, который оставался им до конца третьего периода апостольского века, т.е. до переселения христиан в Пеллу за Иордан и разрушения Иерусалима.

В Иерусалиме принимались решения обще-христианского значения: Апостольский Собор (гл.15), делегирование ап. Петра и ап. Иоанна для преподания дара Духа Святого Самарянам (гл. 8), даже ап. Петр, принявший в Церковь Корнилия-сотника, отчитывался перед Иерусалимским центром (гл.11, 1-4). В дни голода антиохийская Церковь помогала иерусалимской, выражая не только служение любви, но и послушание матери-Церкви.

Помощь от других Церквей. В дни голода (в начале сороковых годов) Антиохийская община оказывает помощь Иерусалимской общине выражая тем любовь и послушание. Необходимо отметить, что вместе с Господом в Иерусалим пришло не менее пятисот человек из Галилей, которые оставили свои дома и их необходимо было содержать. Во время своих миссионерских путешествий ап. Павел занимается сбором для Иерусалимской Церкви.  Антиохия приобретает в это время уже значительное значение в христианском мире, именно оттуда выходил в свои миссионерские путешествия ап. Павел.

Ослабление. Последним событием, обессилившим Иерусалимскую Церковь, стало гонение на христиан, воздвигнутое Иродом Агрипой в конце его царствования примерно в 44 году. Тогда принял мученическую смерть первый из двенадцати апостолов – Иаков Заведеев (гл.12). Следующей жертвой должен был стать ап. Петр, но он чудесным образом был изведен из темницы.

Апостол Петр покидает Иерусалим и уходит, по-видимому, в Антиохию, извещая о своем отбытии ап. Иакова, брата Господня, который становится главой Иерусалимской Церкви. Апостола Иакова почитали даже иудеи и считали его праведным. Христианский историк Евсевий свидетельствует, что апостолы Петр, Иоанн и Иаков Заведеевы поставили ап. Иакова, брата Господня, епископом иерусалимским после Вознесения.

Руководство. Возглавляли Иерусалимскую Церковь до 44 года ап. Петр и апостолы, а после 44 года – ап. Иаков и пресвитеры. Из посланий к Евреям следует, что в шестидесятые годы Иерусалимская община жила под знаком страданий (Евр.(10, 32; 12, 4-13)). Замечен также и упадок нравственной жизни в это время. Им ставится на вид нарушение церковной дисциплины (Евр.(10, 25)), призывают быть в мире со всеми (Евр.(12, 14)) и предостерегают от блуда (Евр.(13, 4)). Видимо во всех этих предостережениях была необходимость. В третий период апостольского века, Иерусалимская община представляла собой центр иудео-христианства. К тому времени они уже разделились на два течения: иудео-христиан фарисейского толка, которые очень ревностно относились к исполнению закона Моисея, и иудео-христиан, которые подвержены языческому влиянию – гностики. С этими течениями будет ревностно бороться ап. Павел.

Состав Церкви к 60-му году. После третьего миссионерского путешествия апостол Павел прибывает в Иерусалим, а ап. Иаков указывает ему на тысячи уверовавших иудеев (23, 20), т.е. христиан было в Иерусалиме еще достаточно много.

Остатки Церкви после разрушения Иерусалима. Остатки Иерусалимской Церкви доживали свой век в Пеле за Иорданом после разрушения  Иерусалима в 70 году.

Вопрос № 4, исторический.

о. Григорьянц А.

Первый христианский мученик Стефан. Обращение Савла.

Первомученик Стефан.

С. был привлечён к суду Синедриона по обвинению в хуле на храм и на закон.

Личность Стефана. Сначала Дееписатель характеризует личность С. как мужа, исполненного веры и силы, говоря о нем, что он совершал великие чудеса и знамения в народе. Видимо, сам С. , как показывает имя его и речь, был эллинистом, а потому он проповедовал в синагогах эллинистов, которых было около 500 в Иерусалиме.

С ним спорили. Однако, не будучи в состоянии "противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил", научили некоторых оклеветать его, якобы он произносил хулу на Моисея и Бога.

Большая речь, которую он произнес в свою защиту, приведена в Деян./ 7;2-53/. В этой речи С. показал, что Ветхозаветное обетование получило исполнение во Христе, и, что исполнение Ветхого Завета означает его прехождение.

(а). Сначала он проходит мысленным взглядом события Ветхозаветной истории: Авраама/2-8/, Иосифа/9-16/, и Моисея/20-41/. Из сказанного вытекало, что мысль патриархов и Моисея была устремлена в будущее, к которому и относились обетования. Ветхозаветное обетование получает исполнение только во Христе.

(б). Явление Христа связано с домостроительством Божиим в Ветхом Завете –  в предательстве и убиение Праведного, жестоковыйные иудеи проявили то же противление Духу Святому, которое их отцы являли, воздвигая гонения на пророков. Это связь отрицательная, но она содержит и положительную мысль:

(в). Служение пророков в Ветхом Завете вело ко Христу. С. ссылается на Моисея цитируя его пророчество, что Пророка воздвигнет вам Бог из братьев ваших, как меня Его слушайте /37/. (г).

(г). Исполнение В.З. во Христе есть и его прехождение. Пророки вели ко Христу, и гонения на пророков прообразовало восстание на Праведного/51-53/. Восстание на Праведного знаменовало отпадение Иудейства.

(д). С. ставит под сомнение и храмовый культ: для служения Богу храмы, созданные руками человеков не нужны.

Речь С. кончается явлением ему, исполненному Духа Святаго, Славы Божией и Иисуса Христа, стоящего одесную Бога (см. п.(в)).

С. был побит камнями. Возмущение С. среди иудеев было общее. Но в лице его они не видели ни страха, ни уныния: лицо его было похоже на лицо ангела.

Обращение Савла.

Источники. Рассказ об обращении Савла повторяется в Деян. три раза. В первый раз его дает Дееписатель в общем контексте исторического повествования (9 гл.), во второй раз о своем обращении рассказывает сам Апостол иерусалимской толпе(22 Гл.) и в третий раз он же повествует о нем в присутствии прокуратора Феста, царя Ирода Агриппы II и других сановных особ (24 гл.).

История обращения. Хотя, все три рассказа не полностью совпадают между собой, во всех существенных точках повествования они между собой согласны.

(а). Только сам Савл видел Иисуса Христа в явлении света, и только он расслышал в небесном громе слова обращенные к нему. Сам св. апостол Павел свидетельствует в 1 Кор. 9:1 и 15:8 а так же и в Гал. 1:1, что в свете, осиявшем его, он видел Господа. Потрясенный этим он упал и, уже не видя ничего , услышал только голос, говоривший ему: "Савл, Савл, что ты гонишь Меня?". Легко представить себе, сколь сильное впечатление должно было произвести это явление на душу гонителя. Он видит то явление, которого не мог не признать за Божественное, –  слышит Голос с неба. Совесть, конечно, внушала ему, пред Кем он виновен, Савл в трепете вопрошает: "Кто Ты, Господи?… Я Иисус, Которого ты Гонишь" – таков был ответ! В современной либеральной науке обращение Савла часто понимается, как процесс чисто психологический, а само явление, как галлюцинация, а иногда связывается с болезнью Апостола. Однако, для него самого не было сомнения в том, что ему явился Сам Господь. Он твердо знал, что свое апостольское звание он получил не от людей и не через человеческое посредство. Эту мысль он внушал и своим ученикам: тема Гал.1 заключается в том, чтобы доказать, что он и фактически не мог приобщиться к учению христианской Церкви через посредство других учеников: это было невозможно для гонителя, да и после своего обращения он только три года спустя, и то на короткое время, ходил в Иерусалим.

(б). В сознании Павла его обращение было откровением высшей, нечеловеческой реальности. Сообразно иудейскому понятию о Мессии, Савл, без сомнения, думал увидеть в Нем строгого мстителя за поругание имени Своего, за мучение рабов своих. Но Гонимый явился не для того, чтобы наказать гонителя, но чтобы сделать его Своим Апостолом.

(в). От осиявшего его света Савл ослеп: это было отчасти и наказанием гонителю, отчасти символическим означением того, что он и с открытыми глазами был слеп. В глубоком покаянном чувстве он три дня не ел и не пил, после того, как его спутники за руку привели его в Дамаск.

(г). Лишенный света внешнего, он молился и получил видение, в котором представилось ему, что некто из христиан, именем Анания возвратил ему зрение. В то же время последовало откровение самому Анании.

Господь повелел ему идти к Савлу и возложить на него руку, чтобы он прозрел. Анания возражает Господу на основании известных ему слухов о Савле как о гонителе Церкви. Господь успокаивает Ананию, указывая на будущее великое предназначение Савла: "… яко сосуд избран Ми есть…".

Через возложение рук Анании Савл прозрел и исполнился Духа Святаго. Это было чудо особой милости Божией над Савлом, как и сотник Корнилий, он сподобился благодати Духа Святаго еще до крещения. "И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его" – пишет дееписатель. Затем он крестился, без сомнения от рук самого Анании.

По преданию, Анания был потом епископом Дамасским.

Дальнейшая жизнь апостола. По свидетельствам Павла, находящимся в послании к Галатам, после нескольких дней, проведенных с учениками в Дамаске, Савл удаляется в Аравию (Гал.1:17). В Деян. об этом путешествии не говорится.

После Аравии он возвращается в Дамаск и начинает проповедовать по синагогам, что Иисус есть Христос на основании Священного Писания. Сила этих доказательств была столь велика, что приводила иудеев в замешательство. Возненавидев его, они решили убить Савла. Для этого они стерегли день и ночь ворота города, ожидая, когда он покинет город. Савл бежал из Дамаска, будучи спущен учениками ночью по стене города в корзине, в окно дома, примыкавшего к городской стене (2Кор.11:32).

Вопрос № 5, исторический.

Довбыш Д.Г.

Проповедь святых апостолов Петра и Филиппа

Основной мыслью всех речей Петра было обьяснение происшедших событий в свете исполнения пророчеств. Слушателями апостола были в основном иудеи. На них он ориентировался. Для них ВЗ является авторитетом, поэтому речи апостола изобилуют цитатами.

Обращение Ап. Петра к словам св. писания ВЗ, авторитет которого имел непреложное значение в глазах его слушателей, делает приспособление к их понятиям и открывает доступ к их сознанию проповедуемой им истины, и проливает на нее новый свет, т.к. дается связь событий с ними. Другая черта - мягкость слова, старание сгладить все жестокое и неприятное, что имел в себе предмет, затрагиваемый речью Петра.

С особым ударением Апостолы говорят об Имени Иисусовом. Этому имени присуща спасительная сила, которою апостолы творят чудеса. Господь подтверждает истинность проповедываемого учения чудесами. Святого Духа Он изливает на послушных Ему.

1). Речь Ап. Петра после сошествия Св. Духа. Воспользовавшись впечатлением народа, Ап. Петр в своей речи выяснил: что виденное ими есть исполнение пророчества Иоиля об излиянии от Духа Божия на всякую плоть в последние дни; открывает проповедь об Иисусе. План речи:

·        Апостолы не пьяны, а исполнены Духа, что является исполнением пророчества Иоиля (2:28).

·        Иудеи убили Иисуса Христа, который был засвидетельствован от Бога знамениями и чудесами. Его Бог воскресил. Это есть исполнение пророчества Давида (Пс.15:8-10).

·        Псалом говорит не о Давиде, а о Христе, т.к. Давид увидел тление.

·        Бог вознес Его, и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил Его, чему вы свидетели.

·        Твердо знай Израиль, что Бог соделал Христом Иисуса, которого вы распяли.

Народ умилился сердцем и спрашивал Петра и других Апостолов, что ему делать. Петр призывает всех к покаянию и крещению во имя Ииуса Христа для прощения грехов и к принятию Св.Духа, напоминая, что им и их детям принадлежит обетование Божие, а потом всем дальним, кого не призовет Господь. Крестились 3000 человек.

2). Исцеление хромого у входа в храм. В своей проповеди к народу, сбежавшемуся в притвор соломонов, Апостол сразу объявляет, что чудо сделано не их именем и благочестием, а всемогущим именем ИИСУСА ХРИСТА.

План речи:

·        Вы (народ) так дивитесь, будто мы своей силой исцелили больного.

·        Бог Авраама, Исаака и Иакова прославил Сына Своего, от Которого вы все отреклись и убили Его. Сего Бог воскресил из мертвых.

·        Ради веры во имя Его имя Его укрепило больного.

·        Вы убили Христа по неведению, как и начальники ваши. Через это исполнилось пророчество.

·        Покайтесь и обратитесь, да придут времена отрады от Христа.

·        Моисей и все пророки прорекли о Нем.

·        К вам первым Бог послал Его благословить вас.

Он назвал Иисуса Христа не Мужем, как в первой проповеди, а Сыном Божиим. Неустрашимо высказал, что от Сего они отреклись.

Но, дорожа спасением соплеменников, тотчас заменил грозные укоризны словами отрадными, сказав, что они и их начальники сделали это по неведению, что все предопределено Богом и предсказано пророками, призывает покаяться и загладить грехи свои.

Далее удовлетворяя ожиданию их Мессии, заверяет, что Иисус Христос есть Обетованный Божий, о Котором предсказывали Моисей и все пророки, ласкает их, называя сынами пророков и завета, и утешает, что к ним первым послан Богом воскресший Сын Божий Иисус.

Крестились 5000 человек.

3). Первый допрос Апостолов в синедрионе. О происшедшем случае в храме было доведено до синедриона. Апостолов и исцеленного взяли под стражу. Причины: проповедь Ап. Петра - упрек старейшинам в том, что они не узнали Мессию; лидеры синедриона саддукеи не верили в воскресение мертвых. Итак, собрание синедриона под председательством Каиафы, с участием Анны (действующего и бывшего первосвященников, осудивших Христа). План ответа:

·        От нас требуют ответ в благодеяниях человеку.

·        Он исцелен именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, а Бог воскресил.

·        Христос есть камень во главе угла, а иного нет.

Синедрион, дабы предотвратить последствия Ап. Проповеди в народе, запрещает им проповедать ИИСУСА. Но Апостолы ответили, что правильнее будет слушать Бога, заповедовавшего проповедовать, нежели испугавшихся старейшин.

Вернувшись в общину и возрадовавшись о благодеянии и помощи Божией, все вместе вознесли ко Господу благодарственную молитву. В ответ на это все место их собрания поколебалось в основаниях своих.

4). Дальнейшая проповедь. Руками Апостолов совершались многие знамения и чудеса. Верующие во Христа Иисуса все единодушно пребывали в притворе Соломоновом, молились, слушали апостольское учение и причащались Св. Христовых Тайн. Из посторонних , не верующих в Иисуса, никто не смел приступить к ним. На пути Ап. Петра полагали больных на постелях и кроватях, чтобы хоть тень его проходящего попала на них. Народ, видя чудеса, которые Бог творил через Апостолов, в большом количестве присоединялся к Церкви Христовой. Даже приносили своих больных люди из окрестных городов.

5). Новое нападение синедриона на Апостолов. Эта проповедь вызвала зависть у синедриона и начальствующие иудеи повторно заключили апостолов Петра и Иоанна в темницу по приказу первосвященника. Ночью Ангел Господень отворил двери темницы и, выведя Ап. На свободу, заповедал идти на проповедь к народу. Апостолов все-таки привели в синедрион, правда, без принуждения. На вопрос старейшин - помнят ли они запрет, о котором им говорили в предыдущий раз, ап. Петр снова отвечает, что:

·        Слушать должно Бога, а не человеков.

·        Бог воскресил Иисуса, которого вы убили.

·        Воскресил, чтобы дать покаяние Израилю.

·        Ему мы и свидетели. И Святой Дух тоже. Которого Бог дал повинующимся Ему.

Дело кончилось тем, что за проповедников выступил всеми уважаемый законоучитель Гамалиил, сказав, что если это дело не от Бога, то оно само расстроится, а еслли от Бога, то синедрион рискует стать Богопротивниками. Апостолам, бив их, и запретили проповедовать и отпустили из синедриона радостных, что им пришлось претерпеть поношение за Имя Христово.

6). Проповедь Ап. Филиппа самарянам. На проповедь Евангелия к самарянам отправился Филипп (один из первых 7 диаконов - так его называет Барсов).

Велика была ненависть, которую питали друг ко другу самаряне и иудеи, но Филипп не мог почитать ее преградой делу Божию. Самаряне же давно разделяли с народом Божиим ожидание Месии, и Филипп нашел их довольно приготовленными к проповеди.Поводом к проповеди послужило гонение на Церковь в Иерусалиме, воздвигнутое после убиения Стефана.

Первым городом на пути Филиппа был Сихар.

Повествование о Христе сопровождалось чудотворениями: Филипп изгонял бесов, исцелял хромых и расслабленных.

Любопытство, влекшее самарян к чудотворцу, скоро заменялось искренним желанием вступить в Церковь Христову.

Получив известие о успешной проповеди Филиппа, Апостолы посылают к нему из Иерусалима Петра и Иоанна, для низведения на новокрещенных благодати Св. Духа.

Здесь происходит случай с Симоном-волхвом, который, видя чудеса Филиппа, крестился во имя Господа Иисуса Христа и предложил Апостолам деньги за способность низводить Св. Духа, за что был облечен Ап. Петром.

7). Крещение евнуха. Филипп же, получив от Ангела наставление идти на дорогу из Иерусалима в Газу, отправился исполнять повеление Божие. Там он встретил путника - вельможу эфиопской царицы Кондакии, евнуха, который приезжал в Иерусалим для поклонения. Путник, следуя на колеснице, читал пророчество Исаии. По внушению Духа Божия, Филипп заговорил с ним и разъяснил написанное в книге, благовествуя о Христе Спасителе. Евнух принял в сердце зерно благодатной жизни и, при приближении к потоку, пожелал креститься, исповедав веру во Иисуса Христа Сына Божия. После крещения Дух Святой сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень и он оказался в Азоте.

Благовестие самарянам и крещение евнуха открывают новую эпоху в истории первохристианства - приятие в Церковь Христову иноплеменников и даже скопца, которому по закону был закрыт доступ в общество Господне.

8). Апостол Петр в Лидде и Иоппии. Апостол Петр оставил Иерусалим и предпринял путешествие по Иудее для обозрения новоустроенных Церквей. Он посетил и братию, живущую в Лидде, многолюдном иудейском селении.

Там Апостол нашел некоего иудеянина, именем Энея, в течении 8 лет страдавшего расслаблением членов. Ап. Петр обратил сей случай к славе Господа, исцелив больного именем Христовым. Жители как самой Лидды, так и окрестных селений, видя чудо, принимали Апостольское слово и искренне обращались ко Господу.

Недалеко от Лидды, на берегу Средиземного моря, лежала Иоппия, где Ап. Петр воскресил Тавифу, известную благотворительницу, чья смерть принесла много скорби бедным. Слух о сем событии мгновенно распространился по всей Иоппии и ее окрестностям и открыл свободный вход в сердца людей Божественной вере.

Апостол еще некоторое время оставался там, укреплял вновь утвердившуюся Церковь и возбуждая не освященные верой души к принятию Божественной Истины.

Местом своего жительства Ап. Петр избрал дом кожевника Симона.

9). Откровение Ап. Петру и визит к сотнику Корнилию. Ангел Божий явился сотнику Корнилию с повелением послать в Иоппию к Симону кожевнику за Ап. Петром. А Ап. Петр получил откровение от Господа в виде плащаницы со зверями, которое означало повеление идти и проповедать язычникам: “…что Бог очистил, то ты не почитай нечистым...” (Деян, 10.15). Ап. Петр на следующий же день по пришествии посланников от Корнилия отправился из Иоппии в Кесарию.

В доме Корнилия собрались все его родственники. Ап. Петр в своей проповеди открывает язычникам в Едином Боге источник спасения для всех.

·        Бог нелицеприятен, но всякий, делающий правду приятен Ему

·        Он послал через Иисуса Христа слово благовествования.

·        Христос есть Господь всех. Он ходил по всей Иудее, благотворя и исцеляя всех.

·        Мы свидетели всему тому. И тому, что Его убили, но Бог воскресил Его.

·        По воскресении он явился не всем, а только нам, свидетелям, кто был с Ним от начала.

·        Он повелел нам проповедывать и свидетельствовать.

·        О нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него, получит прощение грехов именем Его.

Во время проповеди Дух Святой сошел на всех слушавших и открылся в них чудесным даром языков. Видя это, апостол не сомневаясь крестил язычников.

Обстоятельный рассказ Ап. Петра о всем происшедшем, совершенно успокоил возмущавшихся в Иерусалиме христиан из обрезанных.

И все христиане славили Бога за то, что Он и язычникам дал покаяние в жизнь.

10). Заключение Ап. Петра под стражу и чудесное освобождение его. В самые дни Пасхи (44 год по Р.Х.) по повелению царя Ирода Агриппы, желавшего сделать приятное иудеям, Петра схватили, и до окончания праздников заключили в темницу. Но он чудесным образом был освобожден посланным от Господа Ангелом.

Освободившись, Петр пришел в дом Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где собрались многие верующие и пребывали в молитве. Явление спасенного Петра весьма удивило верующих, а сам апостол попросил уведомить апостола Иакова, передав тем самым ему управление общиной, скрылся на время в безопасном месте. Можно предположить, что этим местом была Антиохия

Агриппу поразил Ангел внезапной болезнью и, и он вскоре умер. Его смерть успокоила Церковь.

11). Апостольский Собор в Иерусалиме. На соборе обсуждался вопрос об обрезании для язычников. Ап. Петр выступил на соборе и напомнил участникам о чуде, произошедшем в доме сотника Корнилия - нет различия между язычниками и обрезанными христианами, т.к. Господь даровал им Св. Духа также, как и всем, очистив их сердца верою. Зачем на них возлагать то , что не могли понести ни отцы обрезанных, ни они сами.

12). Конец апостола Петра. Где был после этого апостол, мы не знаем. Предание сообщает нам, что Петр принял мученическую смерть в Риме примерно в 68 году. Он был распят вниз головой.

Вопрос № 6, исторический.

Челышкин Р.Н.

Обращение Корнилия. Распространение христианства в Иудее, Самарии, Антиохии.

Обращение язычников. Общая для вышеуказанных тем – есть тема принятия язычников в Церковь Христову. Примеры обращения язычников имелись еще в Ветхом Завете. Обращенные входили в состав Церкви посредством обрезания и под условием хранения всего закона Моисеева. Древние пророки говорили о некоем будущем великом обращении иноплеменников (Ис.56,6; Амос.9,12 ),  но каким образом это будет происходить – никто не предполагал…

Исторические причины распространения проповеди. Убийство Стефана явилось началом великого гонения на Церковь Христову, вследствие чего все, кроме апостолов  бежали в другие города Иудеи и Самарии. Таким образом члены Иерусалимской Церкви, проходя по Палестине, пронесли благовестие веры Христовой даже до Финикии, Кипра и Антиохии.

Филипп благовестник. Один из семи диаконов, именем Филипп, направляясь домой в Кесарию, проходил  через Самарию, где проповедовал  учение Христово.

В свое время Христос, невзирая на успех Своей беседы с самарянкой, не только не посылал Своих учеников в Самарию, но даже возбранял им входить в пределы земли самарянской (Мф.10,5).

Проповедь Филиппа сопровождалась чудесами изгнания злых духов, исцелений расслабленных и хромых, а также всеобщей радостью (Деян. 8,6-8 ). Самаряне во множестве принимали крещение; крестился и Симон-вохв, хотя из нечистых, плотских, и корыстных побуждений.

Когда весть о крещении самарян достигла Иерусалима, оттуда были посланы первенствующие апостолы Петр и Иоанн для того, чтобы дополнить это крещение возложением рук, что являлось прообразованием будущего таинства миропомазания. По всей видимости, Филипп не имел дарования сообщать Духа Святаго новокрещеным, т.к. был диаконом.

Обращение эфиопского евнуха. Дальнейшее благовестие Филиппа связано с обращением и крещением эфиопского евнуха на пути из Иерусалима в Газу (Деян.8,26-40). Таким образом (а) в лице самарян и евнуха в Церковь вошли первые не-иудеи, и (б) в лице евнуха был принят не только иноплеменник-прозелит, но и скопец, каковым по закону был закрыт доступ в общество Господне (Втор.23,1).

Дальнейшее распространения благовестия в Иудее. Дееписатель сообщает о многочисленных церквях по всей Иудее, Галилее и Самарии, которые после обращения Савла пребывали в покое, утешении от Св. Духа и значительно умножались (Деян.9,31).

В подтверждение сказанного приводится пример, когда ап. Петр, “обходя всех, пришел к святым” в иудейские селения Лиддию и Иоппию.

Чудесное исцеление расслабленного Энея в Лидде и воскрешение праведной Тавифы в Иоппии явилось причиной обращения ко Господу многих жителей Саронской равнины – густонаселенной полосы земли от Кесарии Стратоновой до Иоппии.

Греческое имя Энея дает основание заключить, что он был еллинист, а Тавифа прямо названа “ученицей”, т.е. состояла  уже в сложившейся христианской общине.

После этого Петр пробыл “довольно дней” у некоего Симона-усмаря, т.е. кожевника, вероятно христианина, ибо это ремесло у раввинов считалось нечистым.

Крещение Корнилия. Особое внимание дееписатель уделяет рассказу об обращении некоего Корнилия – сотника  Италийского полка, расквартированного в Кесарии Палестинской. Он не был даже иудейским прозелитом, а просто язычником, осознавшим  ложь язычества и чтившим Истинного Бога, что выражалось в благочестии, молитвах и милостынях. Во время молитвы ему явился ангел и повелел послать в Иоппию за ап. Петром, чтобы тот  преподал  Корнилию учение о спасении. Корнилий тотчас исполнил повеление и послал двух слуг и воина за Петром.

Откровение Петру. В то время как посланные приближались к дому Симона-усмаря, Петр также удостоился особого видения:  около 6-го часа он молился на кровле дома и в состоянии “исступления” увидел отверстое небо и из него опускающееся как бы большое полотно, привязанное за четыре угла, в котором находились всякие животные, пресмыкающиеся и птицы. Голос с неба повелел Петру вкусить любого животного  не разделяя на чистых и нечистых. На возражение Петра был утвердительный ответ: “что Бог очистил, того ты не почитай нечистым”. Вскоре открылись цель и смысл этого видения. Животные в полотне символически обозначали собой все человечество: чистые животные – евреев, а нечистые – язычников, которых Бог очистил крестной смертью Христа Спасителя. Теперь для вхождения  в Церковь Христову нет различия на иудеев и язычников, и не требуется  исполнения внешних иудейских обрядов и установлений. Таким образом этим видением открылась новая эпоха в истории первохристианской Церкви – эпоха призвания язычества  в христианство без посредства иудейства.

Проповедь в доме Корнилия. Петр правильно понял смысл видения и на следующий день  прибыл в Кесарию, вошел в дом неверного иноплеменника, где его дожидалась группа язычников, готовых принять христианское учение (родственники и друзья Корнилия). Апостол произнес проповедь о Христе, в которой заявил о принятии в Царство Божие добродетельных людей из всех народов без различия, кратко изобразил жизнь Христа до смерти и по воскресении, подкрепил свои слова  ссылкой на пророчества о спасении всех во Христе (Деян.10,34-43).

Сошествие Св. Духа на некрещеных. В это время произошло уникальное в апостольской истории явление: все слушавшие язычники, еще не принявшие крещения и возложения рук апостола, исполнились Духа Святого. “Петр еще не успел окончить речи, и крещение еще не совершилось…, но так как они приняли начало учения и уверовали…, то и сошел Дух. Это же совершает Бог с тем намерением, чтобы доставить Петру сильное оправдание. Они не только получают Духа, но и стали говорить языками…  Зачем же так устраивается это дело? Для иудеев, т.к. они весьма ненавистно смотрели на это…” (Златоуст). Апостол Петр повелел креститься водою всем, приявшим Духа Святого без всяких иудейских обрядовых установлений,  доложил об этом апостолам и братьям в Иерусалиме и получил от них одобрение (Деян.11,4-7). Таким образом,  после обращения Корнилия  стало безусловным принятие язычников в Церковь Христову, т.к. это было открыто и указано Свыше и утверждено  Иерусалимским апостольским центром.

Смысл крещения. Следует также особо отметить, что вопроса об обрезании Корнилия не стоял. Это был единичный случай и поднимать иудейскую проблему ради одного Корнилия никто не собирался. Смысл принятия в Церковь Корнилия состоит в создании прецедента принятия язычника.

Распространение благовестия в Антиохии. После того, как повсюду распространилась весть об обращении сотника Корнилия,  кипряне и киринейцы открыто благовествовали еллинам в Антиохии.

Антиохия. Это был в то время один из главных пунктов языческой цивилизации: древняя резиденция сирийских царей, средоточие плодородной страны, она со своими зданиями, народонаселением, торговлей, любовью к наукам и искусству представлялась третьей столицей Римской империи. Антиохия стала еще и крупнейшим центром христианства (Деян.11,21).

Руководство Антиохийской общиной. Иерусалимская Церковь получив известия об успешной проповеди в Антиохии поручила ап. Варнаве (тоже кипрянину) руководство новой христианской общиной. Его деятельность имела успех: “похвалив и одобрив народ, он, вероятно, обратил этим еще больше…”(Златоуст). Варнава отправился в близлежащий Тарс и призвал с собой Павла, который Духом предназначен был быть апостолом язычников.

Название “христиане”. Они целый год трудились вместе и ежедневно увеличивали число своих учеников, которые “в первый раз стали называться христианами”(Деян.11,26). До сих пор они назывались “учениками”, “братиями”, “святыми”. Существует мнение, что это название дано верующим антиохийскими язычниками. Важно, что под новым названием объединились и язычники и иудеи, и что христианство уже настолько отделило себя от иудейства и отождествилось со Христом, что от Него взяло название для своих последователей.

Связь с Иерусалимом. Между Иерусалимским центром и Антиохийской общиной установилось братское общение: так Дееписатель говорит о пророках, приходивших из Иерусалима в Антиохию, упоминает Агава, предрекшего наступление голода (Деян.11,27-28). Этот голод действительно  произошел при кесаре Клавдии в 40-х –50-х годах по Р.Х.. Тогда богатая Антиохийская община решила послать милостыню христианам в Иудее.

Пособие было послано “пресвитерам” через Варнаву и Савла. Здесь впервые употреблен термин  пресвитер, вероятно в значении  уполномоченного апостольской властью руководителя, предстоятеля, учителя и совершителя таинств.

В Иерусалим из Антиохии были посланы Павел и Варнава для обсуждения иудейской проблемы.

КОНЕЦ И БОГУ СЛАВА!

Вопрос № 7, исторический.

Огородник Р.

Первое миссионерское путешествие св. ап. Павла

В науке существует несколько разных хронологий апостольского периода, но мы выберем одну из них, которая делит весь этот период на 4 части.

1.   От. 29г. до 35г. от Вознесения до распространения христианства за пределы Иудеи и убиения Стефана, и гонения на Церковь (35 г).

2.   От 35г. до 44г. От убиения Стефана до гонения, воздвигнутого Иродом Агриппой I (44г).

3.   От 44г.до 70г. До переселения Иерусалимских христиан в Пеллу за Иордан в связи с национальной иудейской катастрофой.