Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая

 православные библиотеки.


 

 

Главная Главная

Литургии византийского типа (св. Иоанна Златоуста и св.
Василия Великого) в современной практике могут начинаться
двояко: с вечерни (в навечерия Рождества Христова и
Богоявления, случившиеся в седмичные дни, в праздник
Благовещения, случившийся в один из седмичных дней Святой
Четыредесятницы или Страстной седмицы, в Великий Четверг и в
Великую Субботу) либо с трехантифонного последования - в
большинство дней года. Литургии византийского типа (как и все
общественные богослужения по нашему уставу) начинаются с
возгласа священника. На литургии этот возглас наиболее
торжественный из употребляемых:

"Благословенно Царство Отца И Сына и Святого
Духа ныне и присно и во веки веков !. Аминь"

Возглас предваряется каждением храма, чтением
пятидесятого псалма совершающим каждение священником (или
диконом, если он служит) и, перед самим возгласом - молитвой
"Царю Небесный", произносимой вполголоса либо (до отдания
Пасхи) - чтением тропаря "Христос воскресе".

За начальным возгласом на литургиях свв. Иоанна Златоуста
и св. Василия Великого следует великая ектения и три антифона
со священническими молитвами, либо - если литургия начинается
с вечерни - предначинательный псалом со светильничными
молитвами, великая ектения и псалмы "Господи воззвах" со
стихирами (ни в один из дней, когда по уставу литургия
совершается после вечерни, чтения кафизмы не положено).
Приведем молитвы антифонов, являющиеся общими для обеих
византийских литургий:



Молитва 1-го антифона:
______________________
"Господи Боже наш, егоже власть несказанна и
слава непостижима, егоже милость безмерна и
человеколюбие неизреченно; Сам, Владыко, по
благоутробию Твоему, призри на ны и на святый
храм сей и сотвори с нами и молящимися с нами
богатые милости Твоя и щедроты Твоя. Яко по-
добает Тебе всякая слава, честь и поклонение,
Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во
веки веков. Аминь"

Молитва 2-го антифона:
______________________
"Господи Боже наш, спаси люди Твоя и бла-
гослови наследие Твое, исполнение Церкви
твоей сохрани, освяти любящих благолепие до-
му Твоего. Ты тех воспрослави Божественною
Твоею силою и не остави нас уповающих на Тя.
Яко Твоя держава и Твое есть царство и сила
и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и
присно и во веки веков. Аминь."

Молитва 3-го антифона:
______________________
"Иже общие сия и согласные даровавый нам мо-
литвы, иже и двема и трем, согласующимся о
имене Твоем прошения подати обещавый; Сам и
ныне раб Твоих прошения к полезному исполни,
подавая нам в настоящем веце познание Твоей
истины, а в будущем жизнь вечную даруя.
Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе
славу воссылаем, Отцу, и Сыну и Святому Ду-
ху, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

За каждой из молитв хор поет антифон. По сложившейся к
настоящему времени практике "тайного" чтения священнических
молитв они читаются в то время, когда диакон произносит
ектении: великую перед 1-м антифоном и малую - перед 2 и 3-м.
Наиболее торжественно совершаемые литургии церковного
года начинаются с вечерни, что является отголоском древней
практики вечернего совершения Евхаристии.
Далее следует малый вход. Священослужители, совершив пок-
лонение Св.Трапезе и поцеловав Св.Евангелие, обходят престол
справа, проходя через горнее место, выходят на солею через се-
верные двери и (при иерейском служении) становятся перед
Царскими Вратами.
При архиерейском же служении литургии вышедшая из алтаря
процессия подходит к архиерейской кафедре, стоящей в центре
храма. Архиерей встает, произносит молитву входа (см. ниже) и
целует Св.Евангелие, которое ему подает один из диаконов.
После этого архиерей сходит с кафедры и совершает вход через
Царские Врата. За ним в алтарь входят сослужащее духовенство.
Молитва входа, произнесенная архиереем, является первой его
молитвой в чине литургии, т.к. начальный возглас и молитвы ан-
тифонов произносят сослужащие священники.
Другим отличием архиерейского чина входя является то, что
по входе в алтарь архиерей совершает каждение Св.Трапезы.
При иерейском служении священник, встав перед Царскими
Вратами, произносит молитву входа, а затем совершает вход в
алтарь. Текст молитвы входа таков:


"Владыко Господи Боже наш, уставивый на не-
бесах на небесах чины и воинства ангелов и
архангелов для служения Твоей славе ! Сотво-
ри со входом нашим входу святых ангелов бы-
ти, сослужащих нам и сославословящих Твою
благость.
Яко подобает Тебе всякая слава, честь и пок-
лонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и
присно и во веки веков. Аминь"

Вход (как при иерейском, та и при архиерейском служении)
совершается во время пения третьего антифона. После входа по-
ется "приидите поклонимся" либо провозглашается входной стих
(в Господские двунадесятые праздники, Сретение и День Святого
Духа). Затем поются тропари и кондаки, в соответствии с их
уставом.
Если литургия начинается с вечерни, то вход совершается
под пение последней стихиры (на "Слава и Ныне"). После входа
поется "Свете Тихий", как и всегда на вечерне. После окончания
пения произносится прокимен (кроме Великой Субботы, когда про-
кимна не положено), а затем начинается чтение паримий. Молитва
входа заимствуется из чина вечерни:

"Вечер и заутра и полудне хвалим, благословим
благодарим и молимся Тебе, Владыко всех:
исправи молитву нашу яко кадило пред Тобою,
и не уклони сердец наших в слова или помыш-
ления лукавствия, но избави нас от всех
уловляющих души наши, яко к Тебе, Господи,
Господи, очи наши, и на Тя уповахом, да не
постыдишь нас, Боже наш.
Яко подобает Тебе всякая слава, честь и пок-
лонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и
присно и во веки веков. Аминь"

После входа (который принято называть малым входом, в
отличии от Великого Входа с дарами на Литургии Верных) в
следует чтение Священного Писания, предваряемое трисвятым
пением.
Трисвятое пение состоит из предваряющей его
священнической молитвы и пения Трисвятого или песнопения,
заменяющего его ("Елицы..." или "Кресту Твоему..."). Если
литургия начинается с вечерни, то трисвятое пение как бы
"вклинивается" в чтение Священного Писания: оно следует после
чтения паримий, перед чтением Апостола и Евангелия и как бы
разделяет вечерню и собственно литургию. В тех случаях, когда
чтение Апостола и Евангелия положена на вечерне, с литургией
не соединяемой (в Великую Пятницу, в навечерия Рождества и
Богоявления, пришедшиеся на субботний или воскресный день),
Трисвятое не поется.
В некоторые дни вместо Трисвятого поется другой гимн: в
дни поклонения Кресту Господню (Воздвижение и Неделю
Крестопоклонную) - "Кресту Твоему, поклоняемся, Владыко, и
святое воскресение Твое славим", а в Рождество, Богоявление,
Лазареву и Великую субботы, Пасху и всю Светлую Седмицу, а
также в праздник Пятидесятницы - "Елицы во Христа крестистеся,
во Христа облекостеся. Алилуия".
Само песнопение поется четыре с половиной раза: 3 раза
сам гимн, затем "Слава и ныне", вторую половину гимна, и снова
гимн целиком. Молитва трисвятого пения на византийских
литургиях неизменна, вне зависимости от того, поется ли
Трисвятое, "Елицы" или "Кресту Твоему":

"Боже Святый, Иже во святых почиваяй, иже
трисвятым гласом от Серафимов воспеваемый
и от Херувимов славословимый, и от всякия
небесныя силы поклоняемый ! Иже от небытия
во еже быти приведый всяческая, создавый
человека по образу Твоему и по подобию и
всяким Твоим дарованием украсивый, даяй
просящему премудрость и разумение и не
презираяй согрешаюшаго, но полагаяй на
спасение покаяние, сподовивый нас, смирен-
ных и недостойных раб Твоих и в час сей
стати пред славою святаго Твоего престола
и должное Тебе поклонение и славословие
приносити; Сам, Владыко, прииими и из уст
нас, грешных, трисвятую песнь и посети нас
благостию Твоею, прости нам всякое согре-
шение, вольное же и невольное, и освяти
наши души и телеса, и даждь нам в преподо-
бии служити Тебе во все дни живота нашего,
молитвами Святыя Богородицы и всех святых,
от века Тебе благоугодивших.
Яко свят еси Боже наш, и Тебе славу воссы-
лаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и
присно и во веки веков ! Аминь."

За трисвятым пением следует чтение Священого Писания. На
литургиях византийского типа положено всегда 2 чтения: Апостол
и Евангелие. Ветхозаветные чтения (паримии) бывают только на
литургиях, начинающихся вечерней. В этом случае перед первой
паримией произносится прокимен дня (в навечерия Рождества и
Богоявления) или Триоди (в Благовещение и Великий Четверг); в
Великую Субботу прокимна перед паримиями не положено вовсе.
Затем чтец произносит наименование паремии, диакон "Вонмем", и
начинается чтение. В Благовещение и Великий Четверг после
первой паремии произносится и второй прокимен Триоди. В
навечерия Рождества и Богоявления после прочтения
определенного числа паримий и в самом конце их чтения поются
специальные тропари. Это сделано по образцу чтения паримий в
Великую Субботу, но там поются окончания двух паримий (песнь
Моисея в паримии из Исхода и песнь трех отроков - в паримии из
Даниила).
Паримий на вечерне, переходящей в литургию, обычно
положено больше, чем на простой праздничной вечерне: 4 на
Благовещения (2 Триоди и 2 празднику), 7 - в навечерие
Рождества, 13 - в навечерие Богоявления, 15 - в Великую
Субботу; только в Великий Четверг - 3 паримии, обычное для
праздничной вечерни число.
По прочтении паримий произносится молитва трисвятого (по
сложившейся практике - тайно; вслух только возглас "Яко свят
еси Боже наш...") и поется Трисвятое, или, в Великую Субботу -
"Елицы". С этого места литургия, начинающаяся вечерней, ничем
не отличается от начинаюшейся трехантифонным последованием.
Священник возглашает: "Премудрость", поется прокимен,
затем снова "Премудрость" и читается Апостол.
По прочтении апостола чтец произносит "Алилуия, алилуия,
алилуия", хор продолжает пение алилуия, а чтец произносит
псалмические стихи (алилуарии). Пение "Алилуия" подготавливает
чтение Евангелия, также как прокимен - апостола.
В Великую Субботу перед чтением Евангелия вместо
"Алилуия" со стихами поется "Воскресни Боже, суди земли, яко
Ты наследиши во всех языцех" со стихами Пс.81 по чину пения
прокимнов.
Во время чтения Апостола (по сложившейся практике) или во
время пения "Алилуия" (так правильнее: см. архим. Киприан,
стр. 177) священник совершает в алтаре каждение. Покадив, он
произносит молитву перед чтением Евангелия:

"Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче
Владыко, Твоего богоразумения нетленный
свет, и мысленные наши отверзи очи во
еватгельских Твоих проповеданий разумение;
вложи в нас и страх блаженных Твоих запо-
ведей, да плотские похоти вся поправше,
духовное жительство пройдем вся, яже ко
благоугождению Твоему и мудрствующе и дею-
ще. Ты бо еси просвещение душ и телес на-
ших, и Тебе славу воссылаем, со безначаль-
ным Твоим Отцем и Всесвятым и благим и жи-
вотворящим Твоим духом, ныне и присно и во
веки веков. Аминь."



После этого диакон берет у предстоятеля благословение на
чтение евангелия и читает, а если диакона нет, то священник
читает Евангелие сам.
После чтения Священного Писания произносится сугубая
ектения, во время которой священник читает молитву "прилежного
моления":

"Господи, Боже наш, прилежное сие моление
приими от Твоих раб, и помилуй нас, по
множеству милости Твоея, и шедроты Твоя
низпосли на ны и на вся люди Твоя, чающие
от Тебе богатые милости."

По требованию обстоятельств с сугубое ектенией могут
соединяться особые молитвы: по случаю общественных бедствий,
поминовение лиц о здравии, о исцелении болящих и.т.д. При этом
могут добавляться дополнительные прошения в ектению и
произносится священником дополнительные молитвы. К таким
дополнительным молениям относится и заупокойная ектения с
молитвой "Боже духов и всякия плоти".
После сугубой ектении и прибавлений к ней моление
продолжается произнесением ектении и особой молитва об
оглашаемых. Начиная с этого места текст молитв на литургии св.
Иоанна Златоуста и св. Василия Великого разнится. Так как
структурно оба этих литургических чинопоследования подобны,
текст молитв будем ниже приводиться в параллельных колонках:

молитва св.Иоанна Златоуста: молитва св.Василия Великого:

"Господи Боже наш, Иже на "Господи Боже наш, Иже на
высоких живый и на смирен- небесех живый и призираяй
ных презираяй, Иже на на вся дела Твоя ! Призри
спасение роду человеческому на рабы Твоя оглашенные,
низпославый Сына Твоего приклоньшия своя выя пред
Единородного Иисуса Христа! Тобою, и даждь им легкий
Призри на рабы Твоя огла- ярем, сотвори их уды честны
шенные, подклоншия Тебе Святыя Твоея Церкве и спо-
своя выя, и сподоби я во доби их бани пакибытия,
время благополучное бани оставления грехов и одежды
пакибытия, оставления гре- нетления, в познание Тебе,
хов и одежды нетления, сое- истинного Бога нашего."
дини их Святей Твоей собор-
ней и апостольской Церкви и
сопричти их избранному Тво-
ему стаду."
"Да и тии с нами славят пречесное и велико-
лепное имя Твое, Отца и Сына и Святого Ду-
ха, ныне и пристно и во веки веков."

После этого произносится возглас: "Оглашенные, изыдите.
Елици вернии, паки и паки миром Господу помолимя". Здесь
оглашаемые должны покинуть храм, т.к. начинается уже литургия
верных. Произносится сокращенная великая ектения, во время
которой священник читает две молитвы верных. Возглас первой
молитвы как бы "вклинивается" в ектению (поэтому и считается,
что произносится две ектении).

Молитва верных 1-я Молитва верных 1-я
св.Иоанна Златоуста: св.Василия Великого:
"Благодарим Тя, Господи Боже "Ты, Господи, показал еси
сил, сподобившего нас нам великое сие спасения
предстати и ныне святому Таинство. Ты сподобил еси
Твоему Жертвеннику и при- нас, смиренных и недостой-
пасти ко щедротам Твоим о ных раб Твоих, быти служи-
наших гресех и людских не- телями святаго Твоего жерт-
ведениях. Приими, Боже, мо- венника. Ты удовли нас си-
ление наше, сотвори ны лою Святаго Твоего Духа в
достойны быти, еже приноси- службу сию, да неосужденно
ти Тебе моления и мольбы и ставше пред святою славою
жертвы бескровныя о всех Твоею, принесем Ти жертву
людех Твоих; и удовли нас, хваления. Ты бо еси
ихже положил еси в службу действуяй вся во всех.
Твою сию, силою Духа Твоего Даждь, Господи, и о наших
Святаго, неосужденно и неп- гресех и о людских неведе-
реткновенно, в чистом сви- ниях приятной быти жертве
детельстве совести нашея, нашей и благоприятней пред
призывати Тя на всякое Тобою".
время и место. Да послушая
нас, милостив нам будеши во
множестве Твоея благости".
"Яко подобает Тебе всякая слава, честь и
поклонение, Отцу, и Сыну и Святому Духу,
ныне и присно и во веки веков. Аминь."


Молитва верных 2-я Молитва верных 2-я
св.Иоанна Златоуста: св.Василия Великого:
"Паки и многажды Тебе припа- "Боже, посетивый в милости и
даем и Тебе молимся, Благий щедротах смятение наше,
и человеколюбче, яко да поставивый нас, смиренных и
призрев на моление наше. недостойных раб Твоих, пред
очистишь наши души и телеса святою славою Твоею служити
от всякия скверны плоти и святому жертвеннику Твоему!
духа и даси нам неосужден- Ты укрепи нас силою Святаго
ное предстояние святаго Твоего Духа в службу сию и
Твоего жертвенника. даждь нам слово во отверзе-
Даруй же, Боже и молящимся ние уст наших, во еже при-
с нами преспеяния жития и зывати благодать Святаго
веры, и разума духовного. Твоего Духа на хотящия пре-
Даждьим, всегда со страхом ложитися Дары".
и любовию служащим Тебе,
неповинно и неосужденно
причаститися Святых Твоих
Таин, и небеснаго Твоего
Царствия сподобитися".
"Яко да под державою Твоею всегда храними,
Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Свято-
му Духу, ныне и присно и во веки веков.
Аминь."
После второй молитвы верных совершается каждение
престола, св. икон, священнослужителей и молящихся. В это
время поется Херувимская Песнь - фактически входной тропарь
литургии верных (два раза в год она заменяется другими
песнопениями: "Вечери Твоея Тайныя днесь..." в Великий Четверг
и "Да молчит всяка плоть..." в Великую Субботу). Во время
пения Херувимской предстоятель читает "молитву о самом себе",
общую для обеих литургий:
"Никтоже достоин от связавшихся плотскими
похотьми и сластьми приходити, или
приближатися, или служити Тебе, Царю
Славы; еже бо служити Тебе - страшно бо и
самем небесным силам. Но обаче,
неизреченного ради и безмерного Твоего
человеколюбия, непреложно и неизменно был
еси человек и архиерей нам был еси, и
служебные сея и бескровныя жертвы
священнодействие предал еси нам, яко
Владыка всех. Ты бо един, Господи Боже
наш, владычествуеши небесными и земными,
Иже на престоле херувимсте носимый, Иже
Серафимов Господь и Царь Израилев, Иже
един свят и во святых почиваяй. Тя убо
молю, единаго благаго и благопослушливаго:
призри на мя, грешного и непотребного раба
Твоего, и очисти мою душу и сердце от
совести лукавыя, и удовли мя, силою
Святаго Твоего Духа, облеченна благодатию
священства, предстати святей Твоей сей
трапезе и священнодействовати Святое и
Пречистое Тело Твое и чесную Кровь. К Тебе
бо прихожду, приклонь мою выю, и молю Ти
ся, да не отвратиши лица Твоего от мене,
ниже да отринеши мене от отрок Твоих. Но
сподоби принесенным Тебе быти мною,
грешным и недостойным рабом Твоим, Даром
сим. Ты бо еси приносяй и приносимый, и
приемляй и раздаваемый, Христе Божн наш, и
Тебе славу возсылаем, со безначальным
Твоим Отцем и Пресвятым, и благим, и
Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и
во веки веков. Аминь."

Затем священник подходит к жертвеннику, на котором стоят
подготовленные дары, совершает поклонение жертвеннику, кадит
дары, берет дискос и передает его диакону (если он есть),
котоай поднимает его себе на голову и исходит из алтаря
северными дверями. Затем священник берет потир и идет вслед за
диаконом (если служат без диакона, то священник несет потир в
правой руке, а дискос - в левой).
Процессия, предшествуемая свещеносцами, проходит по солее
и становится перед Царскими Вратами. Совершается поминовение
Патриарха, правящего архиерея и всех православных христиан.
После этого священник и диакон царскими вратами входят в ал-
тарь и священник поставляет потир и дискос на раскрытый анти-
минс. При архиерейском служении архиерей принимает у сослужа-
щих , стоя в Царских Вратах, дары и поставляет их на антиминс.
После поставления Потира и Дискоса на престол с них сни-
маются покровцы. Затем священник берет воздух, обвивает им ка-
дило, и покрывает воздухом потир и дискос. По покрытии даров
он совершает каждение их.
Диакон (или сам священник, если служит без диакона) выхо-
дит на солею и произносит просительную ектению с прибавлением
(после прошения "Исполним молитву нашу Господеви") прошения "О
предложенных честных дарех". Священник произносит молитву при-
ношения:

молитва приношения молитва приношения
Св. Иоанна Златоуста: Св.Василия Великого:
"Господи Боже Вседержителю, "Господи Боже наш, создавый
Едине Святе, приемляй жерт- нас и введый в эту жизнь,
ву хваления от призывающих показавый нам пути во
Тя всем сердцем ! Приими и спасение, даровавый нам не-
нас, грешных моления и при- бесных таин откровение ! Ты
неси ко Святому Твоему бо еси положивый нас в
Жертвеннику, и удовли нас службу сию, силою Духа Тво-
приносити Тебе дары же и его Святаго.
жертвы духовныя о наших Благоволи убо, Господи, бы-
гресех и о людских неведе- ти нам служителем Новаго
ниих; и сподоби нас обрести Твоего Завета, слугам Свя-
благодать пред Тобою, еже тых Твоих Таинств; приими
быти Тебе благоприятней нас, приближающихся Святому
жертве нашей и вселитися Твоему Жертвеннику, по мно-
Духу благодати Твоея в нас жеству милости Твоея, да
и на предлежащих Дарех сих, будем достойны приносити
и на всех людех Твоих. Тебе словесную сию и безк-
ровную жертву о наших сог-
решениих и людских неве-
жествиих; юже приемь во
святый, и пренебесный и
мысленный Твой жертвенник в
воню благоухания, воз-
ниспосли нам благодать Свя-
таго Твоего Духа.
Призри на ны, Боже, и виждь
на службу сию нашу, и прии-
ми ю, якоже приял еси Аве-
левы дары, Ноевы жертвы,
Авраамова всеплодия, Мо-
исеова и Ааронова свя-
щенства, Самуилова мирныя.
Якоже приял еси от Святых
Твоих Апостол истинную сию
службу, сице и от рук нас,
грешных, приими Дары сия во
благости Твоей, Господи;
яко да, сподобльшеся служи-
ти без порока Святому Твое-
му Жертвеннику, обрящем
мзду верных и мудрых строи-
телей в день страшный воз-
даяния Твоего праведнаго."
"Щедротами Единородного Сына Твоего, с
Нимже благословен еси, со Пресвятым, и
Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и
присно и во веки веков.Аминь."

Священник преподает молящимся мир. Затем диакон
произносит возглас: "Возлюбим друг друга, да единомыслием
исповемы". Хор доканчивает: "Отца и Сына и Святаго Духа,
Троицу Единосущную и Нераздельную". Совершается лобзание мира.
Затем диакон призносит: "Двери, двери, премудростию вонмем", и
поется Символ Веры. Просле этого произносятся подготовительные
к евхаристическому канону возгласы:

Диакон:
"Станем добре, станем со страхом, вонмем,
святое возношение в мире приносити"
Хор (доканчивая слова диакона):
"Милость мира, Жертву хваления".
Предстоятель, обратившись лицом к народу и бла-
гословляя:
"Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и
любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа
буди со всеми вами."
Хор:
"И со духом Твоим."
Предстоятель:
"Горе имеим сердца !"
Хор:
"Имамы ко Господу."
Предстоятель:
"Благодарим Господа !"
Хор отвечает:"Достойно и праведно" (по греческой
традиции) или пространнее: "Достойно и праведно есть
поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и
нераздельней" (по русской практики с середины XVII в. и до
наших дней - см. Н.Д.Успенский, "Анафора", стр. 114), и
священник начинает praefacio анафоры:

Praefatio Praefatio
св.Иоанна Златоуста: св. Василия Великого
"Достойно и праведно Тя пе- "Сый Владыко, Господи Боже
ти, Тя благословити, Тя Вседержителю поклоняемый !
благодарити, Тебе поклоня- Достойно, яко воистину, и
тися на всяком месте влады- праведно, и лепо великоле-
чиствия Твоего. Ты бо еси пию святыни Твоея, Тебе
Бог неизреченен, недоведом, хвалити, Тебе пети, Тебе
невидим, непостижим, присно благословити, Тебе кланя-
сый, такожде сый, Ты и Еди- тися, Тебе благодарити, Те-
рородный Твой Сын и Дух бе славити, Единаго воисти-
Твой Святый. Ты от небытия ну сущаго Бога, и Тебе при-
в бытие нас привел еси, и носити сердцем сокрушенным
отпадшия восставил еси па- и духом смирения словесную
ки, и не отступил еси, вся сию службу нашу. Яко ты еси
творя, дондеже нас на Небо даровавый нам нам познание
возвел еси и Царство Твое Твоея истины. И кто доволен
даровал еси будущее. возглаголати силы Твоея,
О сих всех благодарим Тя, и слышану сотворити вся хвалы
Единородного Твоего Сына, и Твоея или поведати вся чу-
Духа Твоего Святого о всех, деса во всяко время ? Вла-
ихже вемы и ихже не вемы, дыко всех, Господи неба и
явленных и неявленных бла- земли, и всея твари, види-
годеяниих, бывших на нас. мыя же и невидимыя, седяй
Благодарим Тя и о службе на престоле славы и призи-
сей, юже из рук наших прия- раяй бездны, безначальне,
ти изволил еси, аще и невидиме, непостижиме, нео-
предстоят Тебе тысящи Ар- писанне, неизменне, Отче
хангелов и тьмы Ангелов, Господа нашего Иисуса
Херувими и Серафими, Христа, великаго Бога и
шестокрилатии, многоочитии, Спасителя, упования нашего,
возвышающиеся пернатии". Иже есть образ Твоея бла-
гости, печать равнообраз-
ная, в Себе показуя Тя -
Отца, Слово Живое, Бог
истинный, превечная Премуд-
рость, Живот, Освящение,
Сила, Свет Истинный, Имже
Дух Святый явися, Дух Исти-
ны, сыноположения дарова-
ние, обручение будущаго
наследия, начаток вечных
благ, животворящая сила,
источник освящения, от Не-
гоже вся тварь, словесная
же и умная, укрепляема Тебе
служит и Тебе присносущное
воссылает славословие, яко
всяческая работна Тебе. Те-
бе бо хвалят Ангели, Архан-
гели, Престолы,
Господствия, Начала,
Власти, Силы и многоочитии
Херуфимы. Тебе предстоят
окрест Серафими, шесть крил
единому и шесть крил едино-
му, и двема убо покрывют
лица своя, двема же ноги, и
двемя летающе, взывают един
ко другому, непрестанными
усты, немолчными славосло-
веньми"
"Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и
глаголюще: Свят, Свят, Свят Господь Сава-
оф, исполнь небо и земля славы Твоея!
Осанна в вышних, благословен грядый во имя
Господне, осанна в вышних !"
"С сими и мы блаженными си- "С сими блаженными Силами,
лами, Владыко Человеколюб- Владыко Человеколюбче, и
че, вопием и глаголем: Свят мы, грешнии, вопием и гла-
и еси пресвят, Ты, и Едино- голем: Свят еси яко воисти-
родный Твой Сын, и Дух Твой ну и пресвят, и несть меры
Святый. Свят еси и пресвят великолепию святыни Твоея.
и великолепна Слава Твоя, И преподобен во всех делех
иже мир Твой тако возлюбил Твоих, яко правдою и судом
еси, якоже Сына Твоего Еди- истинным вся навел еси на
нородного дати, да всяк ве- ны. Создав бо человека,
руяй в Него не погибнет, но персть взем от земли и об-
имать живот вечный. Иже, разом Твоим, Боже, почет,
пришед и все еже о нас положил еси его в рай сла-
смотрение исполнив, в нощь, дости, безсмертие жизни и
в нюже предаяшеся, паче же наслаждение вечных благ, в
Сам Себе предаяше за соблюдение заповедей Твоих,
мирский живот, прием хлаб обещав ему. Но преслушавша
во Святыя Своя и Пречистыя Тебе, истиннаго Бога, пре-
и непорочныя руки, благода- лестию змиевою привлекшася,
рив и благословив, освятив, умершвленна же своими приг-
преломив, даде святым Своим решеньми, изгнал еси его
Учеником и Апостолом, рек: праведным Твоим судом, Бо-
Приимите, ядите: сие есть же, от рая в мир сей и отв-
Тело Мое, еже за вы ломимое ратил еси в землю, от неяже
во оставление грехов." взят бысть, устрояя ему еже
Народ: от пакибытия спасение в Са-
"Аминь" мем Христе Твоем; не бо от-
Священник: вратился еси создания Тво-
"Подобне же и Чашу по вече- его в конец, еже сотворил
ри, глаголя, Пийти от нея еси, блаже, ниже забыл еси
вси: сия есть Кровь Моя Но- дела рук Твоих. Но посетил
ваго Завета, яже за вы и за еси многообразне, ради ми-
многия изливаемая во остав- лосердия милости Твоея:
ление грехов." пророки послал еси, сотво-
Народ: рил еси силы святыми Твои-
"Аминь" ми, в коемждо роде благоу-
годившими Тебе; глаголал
еси нам усты раб Твоих про-
роков, предвозвещая нам хо-
тящее быти спасение; закон
дал еси в помощь, ангелы
поставил еси хранители. Ег-
да же прииде исполнение
времен, глаголал еси нам
Самем Сыном Твоим, имже и
веки сотворил еси. Иже сый
сияние славы Твоея, нося же
вся глаголом силы Твоея, не
хищением непщева еже быти
равен Тебе Богу и Отцу, но
Бог Сый превечный, на земли
явися и человеком споживе;
от Девы Святыя воплощся,
истощи Себе, зрак раба при-
емь, сообразен быв телу
смирения нашего, да нас
сообразны сотворит образу
славы Своея. Понеже бо че-
ловеком грех вниде в мир и
грехом смерть, благоволи
Единородный Твой Сын, сый в
недрех Тебе - Бога и Отца,
быв от Жены Святыя Богоро-
дицы и Приснодевы Марии,
быв под законом, осудити
грех во плоти Своей, да во
Адаме умирающе, оживотво-
рятся в Самем Христе Твоем.
И пожив в мире сем, дав по-
веление спасительныя, оста-
вив нас прелести идольския,
приведе в познание Тебе,
истиннаго Бога и Отца, стя-
жав нас Себе люди избран-
ные, царское священие, язык
свят. И очистив водой и
освятив Духом Святым, даде
Себе измену смерти, в нейже
держимы бехом, и сошед
крестом во ад, да исполнит
Собою вся, разреши болезни
смертныя. И воскрес в тре-
тий день по Писанию, и путь
сотворивый всякой плоти,
еже из мертвых Воскресени-
ем, зане не бяше мощно дер-
жиму быти тлением Начальни-
ку жизни, бысть начаток
умерших, преворожден из
мертвых, да будет Сам вся,
во всех первенствуяй. И
возшед на небеса, седе
одесную величествия Твоего
на высоких, Иже и приидет
воздати коемуждо по делем
его.
Остави же нам воспоминания
спасительнаго Своего стра-
дания сия, яже предложихом,
по Его заповедем; хотя бо
изыти на вольную и присно-
памятную и животворящую
Свою смерть, в нощь, в нюже
предаяше Себе за живот ми-
ра, прием хлеб во святыя
Своя и пречистыя руки, по-
казав Тебе Богу и Отцу,
благодарив, благославив,
показав Тебе Богу и Отцу,
благодарив, благославив,
освятив, преломив, даде
Святым Своим учеником и
Апостолом, рек: приимите,
ядите, сие есть Тело Мое,
еже за вы ломимое во остав-
ление грехов."
Народ:
"Аминь"
Священник:
"Подобне же и Чашу от плода
лознаго приемь, растворив,
благодарив, освятив, даде
Святым Своим Учеником и
Апостолом, рек: Пийти от
нея вси: сия есть Кровь Моя
Новаго Завета, яже за вы и
за многия изливаемая во
оставление грехов."
Народ:
"Аминь"
После произнесения "установительных слов" и ответа народа
на них свщенник произносит следующую часть анафоры -
anamnesis:

на литургии на литургии
св. Иоанна Златоуста: св. Василия Великого:
"Поминающе убо спасительную "Сие творите в Мое воспоми-
сию заповедь и вся, яже о нание; елижды бо еще ясте
нас бывшая: крест, гроб, Хлеб сей и Чашу сию пиете,
тридневное Воскресение, на Мою смерть возвещаете, Мое
небеса восхождение, второе Воскресение исповедаете.
и славное паки пришествие." Поминающе убо, Владыко, и
мы спасительныя Его страда-
ния, животворящий крест,
тридневное погребение, еже
из мервых воскресение, еже
одесную Тебе, Бога и Отца
седение и славное и страш-
ное Его второе пришествие."
"Твое от Твоих, Тебе приносяще, о всех и за
вся."
После произнесения этих слов диакон, а если его нет -
предстоятель, имея крестообразно сложенные руки, берет правой
рукой дискос, а левой - потир, возвышает их над Св. Престолом,
а затем снова поставляет на место.

Хор, доканчивая молитвы священника поет:

"Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благода-
рим и молим Ти ся, Боже наш."
После этого произносится молитва эпиклезиса:
на литургии на литургии
св. Иоанна Златоуста: св. Василия Великого:
"Еще приносим Ти словесную "Сего ради, Владыко Пресвя-
сию и безкровную службу и тый, и мы грешныии и не-
просим и молим, и мили ся достойнии раби Твои, спо-
деем, низпосли Духа Святаго добьльшиися служити Святому
на ны и на предлежащия дары Твоему Жертвеннику, не ради
сия и сотвори убо хлеб сей правд наших - не бо сотво-
чесное тело Христа Твоего, рихом что благо на земли, -
а еже в Чаши сей, честную но ради милости Твоея и
Кровь Христа Твоего.Прело- щедрот Твоих, яже излиял
жив Духом Твоим Святым. еси богатно на ны, дерзающе
Аминь, аминь, аминь. приближаемся Святому Твоему
Жертвеннику. И предложивше
вместообразныя Святаго Тела
и Крове Христа Твоего, Тебе
молимся и Тебе призываем,
Святе Святых, благоволением
Твоея благости, приити Духу
Твоему Святому на ны и на
предлежащия Дары сия, и
освятити, и показати Хлеб
убо сей - самое честное Те-
го Господа и Бога и Спаса
нашего Иисуса Христа, Чашу
же сию - самую честную
Кровь Господа и Бога и
Спаса нашего Иисуса Христа,
излиянную за живот мира.
Аминь, аминь, аминь.

Здесь опущены "рубрики", описывающие действия
священнослужителей, а также тропарь третьего часа, по русской
практике читаемый во время эпиклезиса, чтобы не разрывать
текст молитв. Кроме того, устранена тирада "преложив Духом
Твоим Святым" из эпиклезиса св. Василия, как неподлинная (см.
Н.Д.Успенский,"Анафора" "Богословские труды" вып. 13
стр.40-147. стр. 111). Дальнейшие молитвословия таковы:

на литургии на литургии
св. Иоанна Златоуста: св. Василия Великого:
"Якоже быти причащающимся во "Нас же, от единаго Хлеба и
трезвение души, во оставле- Чаши причащающихся, соедини
ние грехов, в приобщение друг ко другу во единого
Святаго Твоего Духа, во Духа Святаго причастие; и
исполнение Царствия Не- ни единого нас в суд или во
бесного, в дерзновение еже осуждение сотвори причасти-
к Тебе, не в суд или во тися Святаго Тела и Крове
осуждение. Христа Твоего. Но да обря-
Еще приносим Ти словесную щем милость и благодать со
сию службу о иже в вере по- всеми святыми, от века Тебе
чивших, Праотцех, Отцех, благоугодившими, Праотцы,
Патриарсех, пророцех, От- Отцы, Патриархи, Пророки,
цех, Патриарсех, Апостолех, Апостолы, Проповедники,
Проповедницех, Еванге- Благовестники, Мученики,
листех, Мученицех, Испо- Исповедники, Учительми и со
ведницех и о всяком дусе всяким духом праведным, в
праведнем, в вере скончав- вере скончавшимся."
шемся."
"Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Пребла-
гословенней, славней Владычице нашей Бого-
родице и Приснодеве Марии"

Хор поет "Достойно есть", "О Тебе радуется" или другое
песнопение, назначенное на данный день Церковным Уставом. Свя-
щенник продолжает молитву:


"О святем Иоанне Пророце, "О святем Иоанне Пророце,
Предтечи и Крестители, о Предтече и Крестителе, о
святых славных и всехваль- святых славных и всехваль-
ных апостолех, от святем ных апостолех, от святем
[святых], егоже память со- [святых], егоже память со-
вершаем, и о всех святых, вершаем, и о всех святых,
ихже молитвами посети нас ихже молитвами посети нас
Боже. Боже.
И помяни всех усопших о на- И помяни всех прежде усоп-
дежди воскресения жизни ших о надежди жини вечныя.
вечныя, и упокой их, идеже (Здесь священник поминает
присещает свет лица Твоего. поименно усопших и живых.)

(Здесь священник поминает Еще молим Ти ся, помяни,
поименно усопших и живых.) Господи, Святую Твою собор-
ную и Апостольскую Церковь,
Еще молим Тя, помяни, юже от конец даже до конец
Господи, всякое вселенныя, и умири ю, юже
епископство, во Христе диа- стяжал еси честною Кровию
конство, всякий священни- Христа Твоего, и святый
ческий и иноческий чин. Еще храм сей утверди даже до
приносим Ти словесную сию скончания века. Помяни,
службу о вселенней, о Свя- Господи, иже Дары сия Тебе
тей, соборней и принесших, о нихже, и ими-
апостольстей Церкви, о иже же, и за нихже сия принесо-
в чистоте и честнем жи- ша.
тельстве пребывающих, о Помяни, Господи, плодонося-
стране нашей и о всех вер- щих и добротворящих во Свя-
ных чадех ея. Даждь, Госпо- тых Твоих Церквах и помина-
ди, и нам чистое и безмолв- ющих убогия. Воздаждь им
ное житие во всяком благо- богатыми Твоими и небесными
честии и чистоте." дарованиями, даруй им,
вместо земных - небесныя,
вместо временных - вечныя,
всесто тленных - нетленныя.
Помяни, Господи, иже в
пустынех, и горах, и верте-
пех, и пропастех земных.
Помяни, Господи, иже в
девстве, и в благоговении,
и в чистом жительстве пре-
бывающих. Помяни Господи,
всякое начальство и власть,
и иже в палатех братию на-
шу, и все воинство. Даруй
им глубокий и неот'емлемый
мир; возглаголи в сердцах
их благая о Церкви Твоей и
всех людех Твоих, да в ти-
шине их тихое и безмолвное
житие поживем во всяком
благочестии и чистоте. Бла-
гоя во благости соблюди,
лукавыя благи сотвори бла-
гостию Твоею. Помяни,
Господи, предстоящия люди и
ради благословных вин
оставльшихся и помилуй их и
нас по множеству милости
Твоея, сокровища их исполни
всякаго блага, супружества
их в мире и единомыслии
соблюди, младенцы воспитай,
юнощы настави, малодушныя
утеши, расточенныя собери,
прельшенныя обрати и сово-
купи Святей Твоей соборней
и Апостольстей Церкви; сту-
жаемыя от духов нечистых
свободи, плавающим сплавай,
путешествующим сшествуй,
вдовицам предстани, сирых
защити, плененныя избави,
недугующих исцели. На суди-
щи, и в рудах, и в заточе-
нии и в горьких работах, и
всякой скорби, нужде и
обстоянии сущих помяни, Бо-
же. И всех нас, требующих
Твоего благоутробия,и любя-
щих нас и ненавидящих, и
заповедавшим нам, недостой-
ным, молитися о них помяни,
Господи Боже наш, и на вся
излей богатую Твою милость,
всем подавая яже ко спасе-
нию прошения. И ихже мы не
помянухом неведением или
забвением иди множеством
имен, Сам помяни, Боже, ве-
дый коегождо возраст и име-
нование, ведый коегождо от
утробы матери его. Ты бо
еси, Господи, помощь беспо-
мощным, надежда безнадеж-
ным, обуреваемым Спаситель,
плавающим пристанище, неду-
гующим врач. Сам всем вся
буди, ведый коегождо, и
прошение его, дом им потре-
бу его. Избави, Господи,
горад сей и всякий град и
страну от глада, губи-
тельства, труса, потопа,
огня, меча, нашествия иноп-
леменных и междоусобныя
брани."
"В первых помяни, Господи, Великого Госпо-
дина и Отца нашего, Святейшего Патриарха
Московсаго и всея Руси (имя рек), и Госпо-
дина нашего (имя епархиального епископа),
ихже даруй, Святым Твоим Церквам в мире,
целых, честных, здравых, долгоденствующих,
право правящих слово Твоея истины."
Хор:
"И всех и вся."
"Помяни, Господи, град сей, "Помяни, Господи, всякое
в немже живем, и всякий епископство православных,
град и страну и верою живу- право правящих слово Твоей
щих в них. истины.
Помяни, Господи, плавающих, Помяни, Господи, по мно-
путешествующих, недугующих, жеству щедрот Твоих, и мое
страждущих, плененных, и недостоинство, прости ми
спасение их. всякое согрешение, вольное
Помяни, Господи, плодонося- же и невольное; и да не мо-
щих и добротворящих во свя- их ради грехов возбраниши
тых Твоих церквах и помина- благодати Святаго Твоего
ющих убогия и на вся ны ми- Духа от предлежащих Даров.
лости Твоя низпошли. (Здесь Помяни, Господи, пресви-
сященник может помянуть терство, еже во Христе диа-
поименно живых, "ихже хо- конство и весь священни-
щет")". ческий чин, и ни единого от
нас посрамиши, окрест стоя-
щих Святаго Твоего жертвен-
ника; посети нас благостию
Твоею, Господи, явися нам
богатыми щедротами: благо-
растворенны и полезны воз-
духи нам даруй, дожди мирны
земли ко плодоношению, бла-
гослови венец лета благости
Твоея, утоли раздоры Церк-
вей, угаси шатания язы-
ческая, еретическия восста-
ния скоро разори силою Свя-
таго Твоего Духа. Всех нас
приими в Царство Твое, сыны
света и сыны дне показавый;
Твой мир и Твою любовь да-
руй нам, Господи Боже наш,
вся бо воздал еси нам."
"И даждь нам единеми усты и единем сердцем
славити и воспевати пречестное и великоле-
пое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа
ныне и присно и во веки веков."
Хор:
"Аминь."
Предстоятель, обратившись к народу и благословляя:
"И да будут милости Великаго Бога и Спаса
нашего Иисуса Христа со всеми вами."
Хор:
"И со духом твоим."

На литургиях св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого
приготовление молящихся к причащению состоит из сугубой и
просительной ектении, священнической молитвы, общего пения
молитвы Господней и молитвы главопреклонения.
Прошения первой ектении не совсем обычны:

1. Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помо-
лимся.
2. О принесенных и освященых честных Дарех Господу помо-
лимся.
3. Яко да человеколюбец Бог наш, приемь я во святый и пре-
небесный и мысленный Свой Жертвенник, возниспослет нам
Божественную благодать и дар Святого Духа, помолимся.
4. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу
помолимся.

Во время произнесением диаконом ектении священник мо-
лится:

на литургии на литургии
св.Иоанна Златоуста: св.Василия Великого:
"Тебе предлагаем живот наш "Боже наш, Боже спасати, Ты
весь и надежду и просим, и научи нас благодарити Тя
молим, и мили ся деем: спо- достойно о благодеяниях
доби нас причаститися не- Твоих, ихже сотворил еси и
бесных Твоих и страшных Та- твориши с нами.
ин, сия свщенныя и духовныя Ты, Боже наш, приемый Дары
Трапезы, с чистою совестию, сия, очисти нас от всякия
во оставление грехов, в скверны плоти и духа м нау-
прощение согрешений, во об- чи совершати святыню во
щение Духа Святаго, в страсе Твоем, яко да чистым
наследие Царствия Небесно- свидетельством совести на-
го, в дерзновение еже к Те- шея приемлюще часть святынь
бе, не в суд или во осужде- Твоих, соединимся Святому
ние." Телу и Крови Христа Твоего;
и приемше их достойно, има-
мы Христа живуща в сердцах
наших и будем храм Святаго
Твоего Духа.
Ей, Боже наш, и да ни еди-
ного же нас повинного сот-
вориши страшным сим и не-
бесным Тайнам, ниже немощна
душею и телом, от еже не-
достойне сих причащатися.
Но даждь нам даже до
последнего нашего издыхания
достойне приимати часть
святынь Твоих в напутие
жизни вечныя, во ответ бла-
гоприятен еже на страшном
судищи Христа Твоего; яко
да и мы со всеми святыми,
от века Тебе благоугодивши-
ми, будем причастницы веч-
ных Твоих благ, ихже угото-
вал еси любящим Тя, Госпо-
ди. "

Вторая ектения, произносимая диаконом, есть обычная в
византийских чинах просительная ектения (только без первого
прошения "Исполним ..."), с некоторой особенностью в последнем
прошении по сравнению с аналогичной ектенией на вечерне,
утрени и литургии оглашаемых:

1. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею бла-
годатию.
2. Дне сего совершенна, свята мирна и безгрешна у Господа
просим.
3. Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес
наших у Господа просим.
4. Прощения и оставления грехов и согрешений наших у Госпо-
да просим.
5. Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа
просим.
6. Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у
Господа просим.
просим.
7. Христианския кончины живота нашего, безболезнееной, не-
постыдной, мирной, и добраго ответа на страшном судищи
Христовом просим.
8. Соединения веры и причастие Святаго Духа испросивше, са-
ми себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу пре-
дадим.

По окончании просительной ектении и тайной молитвы
священник испрашивает у Бога благословения к пению молитвы
Господней следующим возглашением:

"И сподоби нас, Владыко, со дерзновением
неосужденно смети призывати Тебе, Небесно-
го Бога и Отца и глаголати:"
Народ:
"Отче наш, иже еси на небеси, да святится
имя Твое, да приидет царствие Твое, да бу-
дет воля Твоя яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днсь; и остави
нам долги наши, якоже и мы оставляем долж-
ником нашим; и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукавого."
Священник:
"Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца
и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во
веки веков. Аминь."

Затем священник подаете молящимя мир, и после этого
диакон провозглашает: "Главы ваша Господеви приклоните".
Священник произносит молитву главопреклонения:

на литургии на литургии
св.Иоанна Златоуста: св.Василия Великого:
"Благодарим Тя, Царю невиди- "Владыко Господи, Отче щед-
мый, иже неисчетною Твоею рот и Боже всякаго утеше-
силою вся содетельствовал ния ! Преклоньшия Тебе своя
еси и множеством Твоея ми- главы благослови, освяти,
лости от небытия в бытие соблюди, укрепи, утверди,
привел есм. Сам, Владыко, с от всякаго дела лукава
небесе призри на подклонь- отстави, всякому же делу
шая Тебе главы своя: не бо благому сочетай и сподоби
подклониша плоти и крови, неосужденно причаститися
но Тебе, страшному Богу. пречистых сих и животворя-
Ты убо, Владыко, предлежа- щих Твоих Таин, во оставле-
щая всем нам во благое из- ние грехов, в Духа Святаго
равняй, по коегождо своей причастие."
потребе: плавающим сплавай,
путешествующим спутешест-
вуй, недугующия исцели,
Врачу душ и телес."
"Благодатию и щедротами, и человеколюбием
Единородного Сына Твоего, с Нимже бла-
гословен еси, со Пресвятым, и Благим, и
Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и
во веки веков. Аминь."
После молитвы главопреклонения священник произносит
молитву, общую для обеих византийских литургий, в которой
просит Господа Иисуса Христа, чтобы Он преподал ему и служащим
с ним Тело и Кровь Свою, а через него - и всем верующим:

"Вонми, Господи Иисусе Христе, Боже наш, от
святаго жилища Твоего и от престола славы
Царствия Твоего и прииди во еже освятити
нас, Иже горе со Отцом седяй и зде нам не-
видимо спребываяй. И сподоби державною
Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело
Твое и честную Кровь, и нами - всем людем."

После этой молитвы священник трижды со словами "Боже,
очисти мя грешного !" совершает поклонение, а после этого
возносит Святой Агнец над дискосом со словами:

"Святая Святым"

Народ отвечает:

"Един Свят, Един Господь, во славу Бога
Отца. Аминь."

После этого на клиросе поют причастный стих, а священник
совершает раздробление Св. Агнца. Агнец раздробляется еа
четыре части, одна из которых опускается в потир, а отальными
из которых священник будет причащать самого себя, сослущашее
духовенство и верных.
После раздробления св. Агнца в потир вливается "теплота"
- особенность, характерная только для византийского чина
богослужения и нигде более в христианском мире не
встречающаяся (см. архим. Киприан, "Евхаристия", стр. 307).
После этого совершается причащение священослужителей, которые
принимают Тело и Кровь Христовы раздельно - сначала Св.Тело, а
затем испивают из чаши Св. Кровь. После этого частицы Св.
Агнца раздробляются в соответствии с числом причастников и
вкладываются в потир. Мирян причащают этими частицами при
помощи лжицы. Таким образом, хотя в наших литургиях всегда
сохранялось (в отличии от римско-католической) причащение
мирян под обоими видами, образ их причащения в настоящее время
отличается от образа причащения священослужителей.
Единственным мирянином, которому Св.Причастие давалось
раздельно, был Император и только в день венчания на царство,
когда он даже причащался в алтаре у престола, куда входил
Царскими Вратами.
После причащения мирян священослужители входят в алтарь.
Священник ставит потир на престол, а диакон (или священник -
при отсутствии диакона), взяв дискос, с чтением пасхальных
песнопений "Воскресение Христово видевше", "Святися, святися,
Новый Иерусалиме" и "О Пасха велия" опускает в потир частицы,
вынутые из просфор в честь Божием Матери, святых, о здравии и
за упокой. После прочтения пасхальных песнопений он говорит:

"Омой, Господи, грехи поминавшихся зде
кровию Твоею честною, молитвами святых
Твоих",

покрывает дискос и потир покровцами, а священник читает
молитву благодарения:

на литургии на литургии
св.Иоанна Златоуста: св.Василия Великого:
"Благодарим Тя, Владыко Че- "Благодарим Тя, Господи Боже
ловеколюбче, благодетелю наш, о причащении святых,
душ наших, яко и в настоя- приечистых, бессмертных, и
щий день сподобил еси нас небесных Твоих Таин, ихже
небесных Твоих и бессмерт- дал еси нам во благодеяние
ных Таинств. и освящение и исцеление душ
Исправи наш путь, утверди и телес наших.
ны в страсе Твоем, соблюди Сам, Владыко всех, даждь
наш живот, утверди наша быти нам причастию Святаго
стопы, молитвами и моленьми Тела и Крове Христа Твоего
славныя Богородицы и в веру непостыдну, в любовь
Приснодевы Марии и всех нелицемерну, в преумножение
Святых Твоих." премудрости, во исцеление
души и тела, во отгнание
всякаго сопротивнаго, в
исполнение заповедей Твоих,
во ответ благоприятен иже
на страшном судищи Христа
Твоего."

Затем предстоятель, обращаясь лицем к молящимся и
благословляя их, говорит:

"Спаси, Боже, люди Твоя, и благослови
достояние Твое".

Народ отвечает пением стихиры Пятидесятницы "Видехом свет
истинный" (в большую часть года), или "Христос Воскресе" (от
Пасхи до ее отдания), тропаря Возненсения Господня (от
Вознесения до отдания) или заупокойного тропаря "Глубиною
мудрости" (в Троицкую родительскую субботу).
Затем совершается последнее явления Святых Даров
молящимся. Предстоятель, поклонившись Дарам, берет потир в
руки, говоря тихо: "Благословен Бог наш", и, обратившись лицом
к народу, произносит: "Всегда, ныне и присно и во веки веков".
Затем он переносит Святые Дары на жертвенник и совершает
каждение их. Народ поет:
"Да исполнятся уста наша хваления Твоего,
Господи, яко да поем славу Твою, яко спо-
добил еси нас причаститися святым Твоим,
безсмертным и животворящим Тайнам; соблюди
нас в Твоей святыни весь день поучатися
правде Твоей. Алилуйа, алилуйа, алилуйа",

либо "Вечери Твоея Тайныя" (в Великий Четверг) или "Христос
воскресе" (в Светлую Седмицу). После этого произносится
последняя благодарственная ектения из трех прошений:

1. Прости приимше Божественных, святых, пречистых
безсмертных небесных, животворящих, страшных Христовых
Таин, достойно благодарим Господа.
2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею
благодатию.
3. День весь совершенен, свят, мирен и безгрешен
испросивше, сами себе и друг друга и весь живот наш
Христу Богу предадим.

Священник произносит возглас:

"Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу
воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ны-
не и присно и во веки веков. Аминь",

и словами "С миром изыдем" благославляет молящихся на выход из
храма. Народ отвечает:

"О имени Господнем",
Диакон:
"Господу помолимся"
Народ:
"Господи, помилуй",

и священник исходит из алтаря и становится перед амвоном для
произнесения заамвонной молитвы:

"Благославляяй благословящия Тя, Господи, и
освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя
и благослови достояние Твое, исполнение
Церкви Твоея сохрани, освяти любящия
благолепие дому Твоего. Ты тех воспрослави
Божественною Твоею силою и не остави нас,
уповающих на Тя. Мир мирови Твоему даруй,
Церквам, священником и всем людем Твоим.
Яко всякое даяние благое и всяк дар
совершен свяше есть, сходяй от Тебе, Отца
светов, и Тебе славу и благодарение и
поклонение воссылаем, Отцу и Сыну и
Святому Духу, ныне и присно и во веки
веков. Аминь."

После произнесения заамвонной молитвы священник
возвращается в алтарь и читает молитву на потребление Св.
Даров:

на литургии на литургии
св.Иоанна Златоуста: св.Василия Великого:
"Исполнение закона и проро- "Исполнися и совершися, ели-
ков, Сам сый, Христе, Боже ко по нашей силе, Христе,
наш, исполнивый все оте- Боже наш, Твоего смотрения
ческое смотрение, исполни таинство; имеем бо смерти
радости и веселия сердца Твоея память, видехом Воск-
наша, ныне и присно и во ресения Твоего образ, на-
веки веков. Аминь" полнихомся безконечныя Тво-
ея жизни, насладихомся не-
истощимыя Твоея пищи, еяже
и в будущем веце всем нам
сподобитися благоволи, бла-
годатию безначального Твое-
го Отца, и Святаго и Благ-
гаго, и Животворящего Твое-
го Духа, ныне и присно и во
веки веков. Аминь."

После этой молитвы священник, встав в Царских Вратах,
и обратившись лицом к молящимся, благословляет их, а затем
(после ответа народа) произносит отпуст.
---------------------------------------------------------------
Список использованной литературы

1. протопресвитер А.Шмеман "Евхаристия. Таинство Царства"
Москва 1992 г.

2. архимандрит Киприан (Керн) "Евхаристия"
Париж, YMKA-Press 1947 г.

3. М.Скабалланович. "Толковый Типикон" тт. 1,2,3
Москва 1993-1994 гг. репринт с издания 1910-1915 гг.

4. "Божественная Литургия святаго апостола Иакова"
Рукопись.

5. "Служебник" в 2-х частях.
Издательский отдел Московского Патриархата, 1991 г.

6. "Чин мессы по римскому миссалу Папы Павла VI"
Рим, "Oekumenica", 1971 г.

7. архиепископ Георгий (Вагнер) "Происхождение литургии
Иоанна Златоуста". Париж 1995.

8. Н.Д.Успенский "Анафора".
"Богословские труды" вып. 13 стр.40-147

9. Сидур "Врата молитвы". ред. П.Полонского
изд."Маханаим", Иерусалим-Москва, 1993.

11. протоиерей И.Мейендорф
"Введение в святоотеческое богословие"
Вильнюс-Москва 1992



Главная Главная


Наши партнеры:
Hosted by uCoz