СЛОВО В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Еще раз в нашей жизни сподобил нас Господь
праздновать величайшее в истории мира событие, которое несказанно изумило всех
Ангелов небесных. Они увидели сошедшего на землю с небес Предвечного Сына Божия,
Второе Лицо Святой Троицы, во плоти человеческой, которую благоволил Он
восприять. Они увидели Богочеловека, о чем никогда помыслить не могли.
Если изумлены до крайности и Ангелы Божии, то что же скажем
мы, люди земли? Конечно, сказать мы ничего не можем, а только смиренно
послушаем, что говорит об этом Сам Виновник этого изумительного события.
Слушайте же, что говорит Он Сам: "Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий
в Меня не оставался во тьме" (Ин. 12, 46).
Послушаем также, что сказал об этом великий пророк Исаия:
"Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной
свет воссияет" (Ис. 9, 2).
Вникнем в слова возлюбленного Христу Богу Апостола Иоанна
Богослова: "Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да
познаем Бога Истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть
Истинный Бог и жизнь вечная" (1 Ин. 5, 20).
Непроглядна, как густая тьма безлунной ночи, была мгла,
облегавшая умы и сердца древних людей, обожествлявших многих животных и даже
бездушные предметы.
Даже религии самых культурных народов более позднего времени
– греков и римлян – ко времени Рождества Христова пришли в такой упадок, что
сами жрецы смеялись над своими верованиями.
Казалось бы, что надо сделать исключение для богоизбранного
народа Израильского, но и этот народ был до крайности не тверд в своей
богооткровенной вере и на протяжении тысячелетий то и дело совращался на путь
идолопоклонства, перенимаемого у соседних народов. Только меньшинство этого
народа с медным лбом и железным затылком хранило истинную веру во Единого Бога.
И вот в нынешний благословенный, святейший и величайший день
в этой погибельной тьме воссиял Божественный свет в пещере на окраине города
Вифлеема.
Явлено миру странное и преславное таинство: темный вертеп
стал небом, ибо в нем воссиял свет Божества; ясли для корма скота вместили
Невместимого всей вселенной Бога; престол херувимский, на котором восседает Бог,
заменен Пречистой Девой, на груди Которой возлежит ныне непостижимо для нас
вочеловечившийся Предвечный Христос Бог.
Кому же возведены эти непостижимые события? Не царям и
вельможам, не мудрецам и философам, гордым в своей земной славе, а простым,
ничего не знающим, ничему не наученным пастухам явились Ангелы, небесным пением
возвестившие им о том, что воссияло Солнце Правды и явлен миру свет высшего,
истинного разума.
Почему же именно простым пастухам возвестили Ангелы о столь
великом мировом событии как Рождество в человеческой плоти Спасителя мира?
Почему не сильным и мудрым мира? Потому, думаем мы, что Бог
гордым противится и только смиренным дает благодать.
Но, может быть, скажет кто-нибудь, что восточным
волхвам-мудрецам возвестил Бог через чудесно явившуюся звезду о Рождестве в
Вифлееме Богочеловека Сына Божия, восприявшего плоть человеческую от Пресвятой и
Пречистой Девы Марии.
Отвечу и на этот важный вопрос, насколько позволят мне слабые
силы мои.
Кто были эти издалека пришедшие волхвы? В Рождественском
тропаре они названы служащими звездам. Все силы ума своего они направляли к
познанию светил небесных, звезд и планет, к изучению законов их движения, к
открытию новых звезд. Сердца и умы их были всегда обращены к свету небесному, а
это разве не значит, что сердца их жаждали познания истинного света? О, конечно,
так! Даже для нас свет небесных светил гораздо ближе к свету истинному,
небесному, чем мертвый электриче- ский свет. И волхвы, звездам служившие, в
своем религиозном познании были гораздо выше, чем грубые язычники,
обожествлявшие животных и неодушевленные предметы. И были они несравненно более
достойны вслед за пастухами вифлеемскими прийти и поклониться родившемуся Сыну
Человеческому и Сыну Божию и принести Ему в дар золото, ладан и смирну. Золото –
как дар, подобающий царю, ладан – как истинному Первосвященнику, и смирну – в
гроб Его после спасения Им мира крестом Его.
Удостоены были эти мудрецы дальних восточных стран лицезрения
и поклонения Богомладенцу Христу, ибо видел Бог, как искренне стремились они к
познанию Единого Истинного Небесного Света.
И о нас знает Сердцеведец Христос Бог все, чего достойны мы,
и все недостатки наши и назначает каждому из нас то, чего заслуживаем мы.
И возлагает Он на нас те кресты, которые спасительны для нас.
И должны мы безропотно и даже с благодарением нести их. Ибо и Сам Он в нынешний
благословенный день восприял плоть человеческую не ради того, чтобы быть
всемирным царем и повелителем, а ради уничижения, преследований и оскорблений от
грешников, и Сам понес самый страшный из всех крестов, на котором и отдал жизнь
Свою ради спасения верующих в Него от насилия диавола.
Перенесемся же и мы, хотя бы только мысленно, вслед за
волхвами в вертеп Вифлеемский и принесем в дар Ему, Спасителю нашему, всю силу
веры в Него, всю глубину любви к Нему, покаяние в греках и беззакониях наших.
И простит Он нам всю скверну нашу, и повелит Апостолу Петру
открыть пред нами врата Царствия Небесного.
Сия радость да будет со всеми вами, братья и сестры мои!
Аминь.
1958 г.
|