СЛОВО В НЕДЕЛЮ ПО БОГОЯВЛЕНИИ
На вечерне великих праздников читаются так
называемые паремии, представляющие собой обычно выдержки из книг Ветхого Завета.
В них излагаются события прежних времен, напоминающие и даже разъясняющие то,
что празднует в данный день Святая Церковь. В самые великие праздники число
паремий, обычно не превышающее трех, очень увеличивается и в день Воскресения
Христова достигает пятнадцати, а в день Богоявления – тринадцати.
При рассмотрении паремий Богоявления сразу бросается в глаза,
что в них идет речь о чудесных изменениях свойств воды под непосредственным
влиянием повелений Самого Бога или внушенных Им действий великих Святых.
Уже в первой паремии из книги Бытия слышим мы, что когда
сотворил Бог небо и землю, то "земля же была безвидна и пуста... и Дух Божий
носился над водою" (Быт. 1, 2).
Своим Божественным воздействием на воды Он дал им силу
животворить, производить из себя пресмыкающихся и рыб.
Во второй паремии слышим о великом чуде перехода народа
Израильского через Чермное море. По повелению Божьему ударил пророк Моисей своим
жезлом по воде, и вода, точно живая и услышавшая Божий приказ, тотчас исполнила
его и разошлась направо и налево, чтобы народ Израильский мог перейти по дну, а
над войском фараона она сомкнула свои волны.
Чудо, подобное этому, описано в четвертой паремии, в которой
слышим, что остановилось течение Иордана, когда при Иисусе Навине через него
переходили священники с Ковчегом Завета и весь народ. Вода и здесь, как разумная
тварь, была послушна повелению Божьему.
И не только непосредственным повелениям Божиим повиновалась
вода, которую напрасно считают люди мертвою. Вода точно ощутила святость милоти
великого пророка Илии, которою ударил он по ней, чтобы она остановила свое
течение и мог он с пророком Елисеем перейти по дну Иордана на другой берег, как
читаем в пятой паремии.
А что велика была святость милоти Илии, знаем мы из того,
что, 6росив ее на ученика своего Елисея, он передал ему в сугубой степени свой
дар чудес и пророчеств.
Одиннадцатая паремия повествует об изумительном чуде сожжения
жертвы пророка Илии в его споре со жрецами Вааловыми. Огонь ниспал с неба и сжег
жертву пророка после пламенной его молитвы и поливания жертвенника и жертвы
двенадцатью водоносами воды.
В третьей паремии слышим, как горькая вода Мерры внезапно
стала сладкой, когда пророк Моисей, по повелению Божьему, вложил в нее кусок
дерева.
В двенадцатой паремии читаем, как изменились губительные и
вредоносные свойства Иерихонской воды, когда всыпал в нее благословенную соль
пророк Елисей.
В шестой паремии читаем о внезапном исцелении от жестокой
проказы Неемана, военачальника царя Сирийского, окунувшегося семь раз в Иордане
по приказу пророка Елисея. Это ли не огромная власть молитвы великого праведника
и пророка над водной стихией?!
Для чего так много говорил я вам, излагая паремийные чтения
праздника Богоявления, о чудесных изменениях свойств воды по Божьим повелениям и
по молитвам святых? Конечно, для того, чтобы ответить на трудный вопрос о целях
Крещения Господа Иисуса Христа от Иоанна в струях Иорданских.
В прошлые годы я говорил вам о том, что и сам великий
Креститель Иоанн был удивлен желанием Агнца Божия креститься от него. Много
говорил о глубоком ответе Спасителя на недоуменный вопрос Иоанна: "Остави
нынe: тако бо подобает нам исполнити всяку правду" (Мф. 3, 15).
Паремии великого праздника Крещения Господня наводят нас на
понимание и другой цели Крещения Господа Иисуса Христа. Своим погружением в воды
Иордана Он освятил их и дал им чудодейственную силу для совершения великого
таинства крещения.
При троекратном погружении в воду, освященную глубокими
молитвами, крестным знамением, помазанием освященным елеем крещаемый
освобождается от первородного Адамова греха и от всех собственных грехов своих и
выходит из купели святым и чистым.
Освящение воды, совершаемое при таинстве крещения совсем не
так, как при водосвятном молебне и даже при великом освящении воды в день
Богоявления, составляет весьма важную часть таинства крещения.
В глубокой молитве на освящении воды священник призывает
Самого Господа Иисуса Христа, освятившего Иорданскую воду Своим Крещением,
освятить и воду купели для крещаемого.
С благоговейным трепетом да произносит священник эту молитву
и да совершает великое таинство, мысленно взирая на Крещение Господа Иисуса
Христа в водах Иорданских.
И мы, все христиане, с великим благоговением и страхом да
возносим в святой день Богоявления сердца наши к Богу, только однажды, в день
Крещения Господня, ощутительно явившего нам великую тайну Своей Троичности.
Своими ушами слышали люди на берегу Иордана глас Бога Отца,
говорившего: "Сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих" (Мф. 3,
17).
Своими глазами видели они Второе Лицо Святой Троицы,
Богочеловека Иисуса, стоящего в воде Иорданской; видели Третье Лицо Святой
Троицы – Пресвятого Духа, в виде голубя, спускавшегося с небес на Господа
Иисуса.
А для людей гораздо легче было уверовать в Святую Троицу,
видя и слыша Ее, чем уверовать только по проповеди о Ней. Примем же и мы с
глубокой верой свидетельство этих древних христиан и пойдем вместе с ними по
пути, указанному нам Богочеловеком Иисусом Христом, прося благодатной помощи
Святого Духа на этом трудном пути.
Аминь.
1957 г.
|