СЛОВО В ДЕНЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ
Глубоко важный и таинственный догмат о
троичности в Лицах Единого Бога отличает нашу христианскую религию от всех
других религий.
Целые тысячелетия жил Богоизбранный еврейский народ верою в
Единого Бога, явившего Свое всемогущество и непостижимую премудрость в творении
вселенной; Свою правду – во всемирном потопе, Свое милосердие и любовь к Своему
народу – в чудесном изведении народа еврейского из долгого Египетского плена, в
переходе через Чермное море; в беседах на горе Синае с великим пророком Моисеем
и в даровании чрез Него Своих десяти заповедей, и во многих, многих других
великих событиях, о которых с большой силой так говорит Апостол Павел в послании
в Римлянам: "... что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил
им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через
рассматривание творений видимы…" (Рим. 1, 19-20).
Такой верой в Единого Иегову жил многие сотни лет
Богоизбранный народ еврейский, ничего не зная о Троичности Его в Лицах, и только
тогда, когда Предвечный Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы, воплотился от
Пресвятой Девы Марии, проповедал Евангелие правды, когда был распят на кресте и
в третий день воскрес, и через 40 дней вознесся от земли на небо, – тогда только
познали уверовавшие в Него всем сердцем, что Он – прежде бытия мира Рожденный от
Отца Его Единосущный Сын.
О Пресвятом Духе, Третьем Лице Пресвятой Троицы, почти ничего
не знали в Ветхом Завете. Только великие праведники, подобные Ною, Аврааму,
Исааку, Иакову, подобные Псалмопевцу Давиду, ощущали в сердцах своих дыхание
Духа Святого. А великие пророки воспринимали от Него глубокие тайны своих
пророчеств и жили в близком общении с Ним.
Но вот в великий день Пятидесятницы впервые явил Себя миру
Дух Святой ощутимым и явным образом, сойдя с небес на главы Апостолов Христовых
в виде огненных языков при мощном шуме как бы несущегося бурного ветра.
Эти огненные языки сожгли в их душах и сердцах все нечистое,
всякий страх и боязнь, совершенно переродили их. Дух Святой напомнил им все, что
когда-либо слышали они от Господа Иисуса Христа, и дал им неслыханную миром
мудрость и чудесный дар говорить на языках всех народов, которым понесут они
проповедь Евангельскую.
Он дал им чудесное знание всего Священного Писания... Он дал
им огромные силы для низложения языческого суемудрия. А любимого Апостола
Христова Иоанна поставил Он неизмеримо выше богословов всего мира, и написал он
изумляющее нас своей глубиной четвертое Евангелие.
Правда, и в день Крещения Христова во Иордане Дух Святой
явился в виде голубя, сгустившегося с небес на главу выходившего из воды Иисуса
Христа, но это было несравненно менее ясное явление Духа Святого, чем сошествие
Его в день Пятидесятницы в виде огненных языков на главы Апостолов.
С такой ясностью оно никогда более не повторялось.
Вот почему день сошествия Святого Духа на Апостолов Христовых
мы называем также праздником Святой Троицы.
Напомню вам и необыкновенные слова Апостола Павла в первом
послании Коринфянам, слова удивительные и крайне важные для нас: "Разве не
знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?'' (1 Кор. 3, 16).
О, что говоришь ты, великий. Павел?! Неужели и в наши сердца
нисходит Дух Святой?!
О да! Глубоко истинны слова Павловы, и их подтверждает с
большой силой любимый Апостол Христов Иоанн в своем первом соборном послании, в
котором находим глубоко утешительные для нас слова о том, какими благодатными
изменениями наших сердец сопровождается тихое и незаметное сошествие в них Духа
Святого (1 Ин. 2, 3-4).
Если всем сердцем веруем мы в Господа нашего Иисуса Христа и
исполняем заповеди Его, то любят нас и Отец Его Небесный, и Дух Святой, и
вселяется в сердца наши Он Сам со Отцем Своим и Духом Святым, и становимся мы
храмами Божьими (Ин. 14, 23).
Это сказывается медленным, но неуклонным освобождением нас от
всякой скверны плоти и духа. Мы становимся смиренными и кроткими, тихими и
молчаливыми, милосердными и правдивыми, любящими ближних наших.
Это тихое общение с Духом Святым да будет для всех вас,
духовные дети мои, целью жизни вашей, да будет глубокой и тихой радостью.
Заслужите великое счастье быть храмами Божьими и обителью
Святого Духа, и защитит Он вас от всех зол и соблазнов мира, и даст вам вечную
радость и вечный покой.
Аминь. 1958 г.
|