СЛОВО В ДЕНЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Много раз являлась Пресвятая
Богородица отдельным великим святым, обычно в сопровождении одного или двух
апостолов Христовых, а преподобному Серафиму Саровокому являлась и одна. Но
никогда и никому не являлась Она в такой славе, как в Константинопольском
Влахернском храме, в этот великий праздник, именуемый Ее Покровом.
В храме было множество народа, и в его числе стояли блаженный
Андрей, Христа ради юродивый с учеником своим Епифанием.
Совершалось всенощное бдение. Народ горячо молился об
избавлении от нашествия варваров, которые уже подошли к самому Константинополю.
Около четырех часов утра блаженный Андрей внезапно увидел под
сводами храма стоящую на облаках Пресвятую Богородицу, окруженную сонмом
Ангелов, апостолов, пророков, святителей и множеством великих святых.
Блаженный Андрей спросил Епифания: "Видишь ли ты Госпожу и
Царицу Мира?", – "Вижу, отец мой духовный, и ужасаюсь", – ответил Епифаний.
На глазах их обоих Пресвятая Богородица сошла вниз, вошла в
алтарь и долго молилась Богу, стоя на коленях пред престолом. Потом встала,
вышла на амвон и, сняв с себя сиявшее небесным светом и блиставшее молниями
большое покрывало, распростерла его над всем молящимся народом.
На этом внезапно окончилось чудесное видение Андрея и
Епифания.
Утром всем стало известно, что на рассвете варвары сняли
осаду Константинополя и ушли.
Думаю, что всем вам понятно, как велика разница между этим
преславным и чудным явлением Покрова Пресвятой Богородицы и Ее многочисленными
явлениями отдельным великим святым с одним-двумя апостолами, или даже в
одиночестве.
Хочу углубить Ваше внимание и остановить его на тех весьма
важных чертах, которыми отличается Ее чудесное явление во Влахернском храме в
великий день Ее Покрова.
Велика, конечно, разница между тем, во что веруем только
понаслышке или по письменным сообщениям и тем, что видят глаза человеческие.
Правда, и во Влахернеком храме чудесное видение Покрова
Пресвятой Богородицы видели не все молящиеся, а только Андрей, Христа ради
юродивый и ученик его Епифаний, но свидетельство блаженного Христа ради
юродивого, исполнившего в великой мере первую заповедь блаженства о нищете
духовной, вполне убедительно для нас, ибо такой великий святой, конечно, не мог
солгать или выдумать небылицу, и его глазам мы можем верить, как своим
собственным.
Никто да не усомнится в том, что видели человеческими глазами
блаженный Андрей и ученик его Епифаний.
Никогда больше не являлась Пресвятая Богородица в такой
великой славе, со множеством Ангелов, апостолов, пророков и святых. Такая
огромная и преславная свита, какую видели Андрей и Епифаний, могла сопровождать
только воистину Святейшую Всех Святых, и огромно для нас значение этого Божьего
свидетельства о Ней.
Сердцами своими мы верим, что Пресвятая Богородица всегда
молится о роде христианском и предстательствует о нем пред Своим Божественным
Сыном, но своими человеческими глазами убедились в этом блаженный Андрей и
Епифаний, когда сошла она из-под сводов храма в алтарь и долго молилась, стоя на
коленях.
Вспомним, что Апостол Павел называет диавола князем,
господствующим в воздухе, и тогда с великой благодарностью Ей и Божественному
Сыну Ее, поймем значение блиставшего Божественным светом Ее Покрова,
распростертого над головами молящихся, которым Она защищала их от низко
носившегося в воздухе князя тьмы и темных ангелов его, которых поражала Она
молниями своих молитв, сверкавших из Ее Покрова.
Видите ли, люди Божии, как велико и свято для нас значение
праздника Покрова Пресвятой Богородицы, как укрепляет видение блаженных Андрея и
Епифания нашу веру в Нее как Заступницу Усердную мира нашего.
Будем же любить Ее всем сердцем, как любят маленькие дети
свою мать, и воздадим великую славу и честь Ее Божественному Сыну по плоти
человеческой, Господу и Боту нашему Иисусу Христу, с Его Предвечным и
Безначальным Отцом и Пресвятым Духом.
Аминь.
1958 г.
|