СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ
Неделя всех святых дает нам повод
вдуматься в то, какими многоразличными путями шли святые Божьи люди по тернистой
дороге в Царство Божие.
Очень различны были условия их жизни, их стремления и
наклонности и их характеры; очень различно складывалась и их жизнь и,
соответственно этому, их ум и сердце склонялись больше всего к исполнению
какой-либо одной из заповедей Божиих.
Среди них были люди нисколько не интересовавшиеся вопросами
государственной и общественной жизни, делами мирскими, житейскими и всецело
охваченные только одним стремлением – быть во всегдашнем общении с Богом.
Для них бесконечно важной была та заповедь Божия, которую
Господь наш Иисус Христос назвал первой и наибольшей заповедью в законе:
"…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем
разумением твоим, и всею крепостью твоею…" (Мк. 12, 30).
Они уходили в африканские пустыни, в непроходимые леса севера
России и были заняты только молитвенным общением с Богом. Это были избранники
Божии, подобные Павлу Фивейскому, 90 лет прожившему в полном одиночестве в
Африканской пустыне, подобные Антонию и Арсению Великим, Макарию Египетскому,
Иоанникию Великому; подобные великой Марии Египетской и еще так недавно жившему
среди нас Серафиму Саровскому, тысячу дней и тысячу ночей молившемуся в лесу на
плоском камне. Это были Ангелы во плоти, и вечная жизнь в Царстве Божием
начиналась для них ухе при жизни их на земле.
Другие, всем сердцем уверовавшие в Господа Иисуса Христа и
возлюбившие Его больше своей жизни, были святые мученики, терпевшие за Христа
неописуемые мученья и смерть. Их были многие десятки тысяч, и надо было бы
целыми часами говорить о них. Напомню только о молодой красавице Пелагии, на
которой хотел жениться император Диоклетиан, жестокий гонитель христиан, а она
предпочла лютую смерть браку с ним.
Было множество святых, исполнивших вторую величайшую в законе
заповедь: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мк. 12, 31).
Это все исполнившие пятую заповедь блаженства: "Блажени
милостивии: яко тии помиловани будут" (Мф. 5, 7).
Среди них, как звезды первой величины, сияют епископ Павлин
Ноланский, продавший себя в рабство вандалам, чтобы выкупить из их плена
единственного сына вдовы, и блаженный Филарет Милостивый, и архиепископ
Александрийский Иоанн Милостивый.
Подумаем и о тех блаженных, которые шли в Царство Небесное
тяжелым путем нищеты духовной – о юродивых, терпевших добровольно насмешки,
издевательства и побои.
Вспомним о святом князе Смоленском Андрее, не терпевшем
вражды между князьями и тяготившемся блеском княжеской жизни. Он оставил свой
княжеский дворец, ушел в город Переяславль Залесский и там служил 30 лет
пономарем при церкви Святителя Николая Мирликийского, скрывая свое княжеское
достоинство.
Это ли не пример смирения для нас?! Удивительный пример
терпения и послушания находим в житии преподобного Акакия Синайского. Ему для
руководства в монашеской жизни был назначен злонравный старец, избивавший его
нередко до крови, и он девять лет терпел побои и не выходил из послушания
старцу.
Великий пример терпения подал нам преподобной Пимен
Печерский, всю жизнь лежавший в смрадной болезни и страдавший безропотно.
Изумительные примеры тягчайшего покаяния в ужасных грехах
находим в житиях преподобного Иоакова Чудотворца и страшных разбойников Варвара,
Моисея Мурина, Патермуфия и Давида, прощенных Богом и даже получивших дар
чудотворений. Преклонимся низко пред бесстрашным подвигом Митрополита
Московского Филиппа, безбоязненно обличавшего царя Иоанна Грозного в его
жестокости и злодействах, и устыдимся свойственного многим из нас низкого
малодушия и трусости.
Однако, возможно, что вы окажете мне: "Ты говоришь нам о
великих праведниках, о сильных людях, но ведь мы же слабые, к подвигам не
способные люди и живем в обычных повседневных заботах и дрязгах". На это отвечу:
читайте житие святой Иулиании Муромской (январский том Житий Святых), которая,
подобно вам, никаким геройством не отличалась, но своей добротой и любовью к
людям стяжала Царство Небесное и Церковью причтена к лику святых. Драгоценным
руководством для жизни христианской служат жития всех святых.
Но постиг нас не голод хлеба, а голод слышания слова Божия, о
котором говорит пророк Амос (Ам. 8, 11), и очень трудно нам находить Жития
святых. У кого сохранились они, читайте их с усердием и близким вашим
рассказывайте.
Не только Священное Писание, главнейший источник света
духовного, но и Жития святых да помогут вам на трудном пути исполнения заповедей
Христовых и спасения душ ваших.
Аминь.
1958 г.
|