СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВТОРУЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. О ЧЕСТОЛЮБИИ
Об одной из тяжелых душевных язв наших
– о честолюбии – намерен я ныне говорить вам.
У Евангелиста Луки читаем нечто изумляющее нас о том, что
произошло на Тайной вечере, когда Господь наш Иисус Христос сказал апостолам,
что один из них предаст Его. Конечно, эта страшная весть поразила апостолов, и
они спрашивали друг друга, кто бы мог это сделать. Но тут же, не найдя ответа,
они начали спорить друг с другом о том, кто из них должен почитаться большим.
Как, как этот честолюбивый спор мог возникнуть среди них,
только что слышавших страшное пророчество их Учителя о предательстве Его одним
из них и о предстоящих Ему страданиях и крестной смерти.
Одно только можем сказать: отрадна и огромна была власть
честолюбия над сердцами даже учеников Христовых.
У Евангелиста Матфея читаем также нечто подобное и столь же
непонятное.
Господь Иисус Христос шел с учениками Своими в Иерусалим и,
приближаясь к нему, говорил им: "Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын
Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;
и предадут Его язычникам на поругание и биение,и распятие; и в третий день
воскреснет" (Мф. 20, 18-19).
И опять нечто непонятное для нас: только что выслушав это
страшное пророчество, к Нему подошла мать апостолов Иакова и Иоанна сыновей
Зеведеевых, особенно любимых Спасителем, и просила Его дать им сесть у Него
одному по правую, другому по левую сторону в Царствии Небесном.
Опять видим вспышку честолюбия в сердцах апостолов в такой
страшный момент.
Можем ли после этого сказать, что святые люди свободны от
страсти честолюбия, столь свойственной большинству из нас, далеких от святости?
Да, можем, отвечу я на этот вопрос, ибо знаем мы, что совершенными и святыми,
чуждыми всякой душевной и телесной скверны, недоступными никаким искушениям
апостолы Христовы стали только после чудесного сошествия на них Святого Духа в
день Пятидесятницы.
Знаем и других великих людей, совершенно отрешившихся от
честолюбия.
Неужели возможно допустить, что честолюбие руководило теми
великими праведниками земли Российской, святые мощи которых и доныне покоятся в
подземных коридорах Киево-Печерской Лавры? Честолюбцы, конечно, не уходят во
тьму подземную, а стремятся быть всеми видимы при ярком свете и на высоких
местах. Они не страшатся слов Христовых: "Как вы можете веровать, когда друг
от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?" (Ин.
5, 44).
Всякая честь от людей была невыносима очень многом
преподобным, уходившим все дальше и дальше в лесные дебри, когда слава о их
святой жизни приводила к ним искавших наставления и руководства.
А блаженные юродивые так ненавидели славу от людей, что всеми
силами искали того, что совершенно противоположно чести, – насмешек,
издевательств, ругательств и побоев – и для этого притворялись лишенными ума.
Такой вершины смирения и нищеты духовной достигали только
очень немногие избранники Божии, но и мы приблизимся несколько к ним, если
твердо запомним слова Христовы: "Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий
душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную" (Ин. 12, 25).
Как можно любить душу свою, если она полна низких страстей и
честолюбия?
О нет, никак, никак! Надо возненавидеть ее. Надо с великим
вниманием преклонить ухо свое к тому, что дальше говорит Христос: "Кто Мне
служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того
почтит Отец Мой" (Ин. 12, 26).
Неужели же не безумие предпочитать славу от людей, таких же
грешных и недостойных, как мы, безмерно драгоценной и вечной славе от Самого
Отца Небесного?
Возненавидим же славу от людей и будем помнить слово,
сказанное Господом Иисусом Христом: "...что высоко у людей, то мерзость пред
Богом" (Лк, 16, 15).
Неужели будем стремиться к тому, что внушают нам бесы
честолюбия, и что мерзко пред Богом, а не пойдем по пути Христову, пути
страданий, за которые почтит нас Отец Его Небесный?!
Да не будет! Да не будет этого с нами!
Аминь.
1958 г.
|