О ДВУХ ВАЖНЕЙШИХ В ЗАКОНЕ ЗАПОВЕДЯХ
Из трех Евангельских чтений, которые
слышали вы в нынешний день, хочу остановить внимание ваше на первом, ибо оно в
высшей степени важно для всех христиан, для всякого человека, любящего Бога.
Итак, послушайте: "...один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа
Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия
есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего
твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и
пророки" (Мф. 22, 35-40).
Запомните, запомните, что на этих двух важнейших во всем
Законе заповедях утверждается все: все пророки, весь Закон, вся вера наша.
Крайне важно для всякого юноши, для всякого молодого
человека, вступающего в жизнь, призадуматься глубоко над целью, которую ставит
он себе в жизни, над путями к осуществлению ее, над тем, как устроить жизнь,
какую профессию избрать, чтобы была она угодна Богу.
И он, и его родители должны сделать чрезвычайно важный и
трудный выбор пути жизни. И знаете вы, как часто ошибаются в выборе, знаете, как
часто забывают и родители, и юноша другие весьма важные слова Господа Иисуса,
которые выслушайте сейчас: "Никто не может служить двум господам: ибо или
одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о
другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" (Мф. 6, 24).
Маммона – это сиро-халдейское слово, служащее олицетворением
всех благ жизни, и богатства прежде всего. И слышите вы, что невозможно служить
двум господам. Каждый должен выбрать одно – или служить Богу, или служить
маммоне.
А родители часто, часто предпочитают для детей своих служение
маммоне, с целью устройства им жизни богатой, на высоких должностях – и молодые
люди избирают служение маммоне.
Да не будет этого никогда ни с кем из вас.
Да помним всегда заповедь о всецелой любви к Богу. На этой
заповеди, на соблюдении ее должны мы всегда строить пути жизни нашей.
Избирая эти пути, мы должны прежде всего глубоко вдуматься и
вникнуть в великие заповеди Христовы – заповеди блаженства, пение которых слышим
на каждой литургии; должны проникнуться светозарными притчами Христовыми и на
этих двух основаниях – на заповедях Христовых и притчах Его – должны возводить
все домостроительство жизни нашей.
Первая из двух важнейших заповедей, заповедь о всецелой,
всепоглощающей любви нашей к Богу должна стоять пред каждым христианином во все
дни жизни его, до конца дней его.
Никогда, никогда не должен он забывать этой важнейшей
заповеди, и хотя бы и жил он во всяком благочестии и чистоте, тем не менее,
всегда пред его мысленными очами, в сердце его должен гореть огонь этой первой,
важнейшей из всех заповедей – заповеди о любви к Богу.
Однако все благородные, достойные люди, все добрые,
заботящиеся не только о завтрашнем дне и дрязгах житейских, – все эти лучшие
сыны народа понимают правду Божию неодинаково.
Тем, кто не верит в Бога и ни во что духовное, одна только
правда важна, к одной только правде стремятся они. К какой правде? К правде
земной, к правде справедливых отношений между людьми каждого народа; к правде
справедливых отношений между всеми народами – к правде земной, к правде
человеческой. Только о ней помышляют они.
А мы, поставившие своим девизом первую и важнейшую из всех
заповедей, – заповедь о всецелой и нераздельной любви к Богу, можем ли мы этим
ограничиться? О, конечно, нет!
Мы знаем, что правда земная, правда общечеловече- ская
отношений между народами есть только часть высшей и всесовершенной правды. Но
она все-таки часть ее. И мы должны участвовать всем, чем можем, в созидании этой
земной правды.
Но веруем мы всем сердцем не только в эту земную правду,
правду преходящую и несовершенную, веруем всем сердцем в высшую правду,
совершенную, которая только у Бога, в ту правду, познать которую сподобятся
святые в загробной жизни. И вот что нужно нам понять и запомнить: в бурные
периоды истории человечества нередко забывают люди вечную, всесовершенную
правду. В эти бурные периоды идет борьба между людьми и народами за обладание
правдой только земной, всегда несовершенной.
Можем ли мы быть в полном единении с людьми таких стремлений?
О, конечно, нет! Никогда, никогда, ни в один день жизни нашей
мы не должны забывать о том, что есть и всесовершенная, вечная правда, которая
только у Бога.
И если случится за это быть гонимыми, если будут нам мешать
исповедовать всем сердцам, всеми помыслами Господа и Бога нашего Иисуса Христа,
если будут даже запрещать исповедовать Его Всесвятое имя, да вспомним страшное
слово Христово: "…кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я
пред Отцем Моим небесным" (Мф. 10, 33).
Никогда, никогда не отречемся от Господа Иисуса Христа, ибо
знаем и всем сердцем веруем в истину Его слов о Самом Себе: "Аз есмь путь и
истина и живот…" (Ин. 14, 6). Будем всегда идти путем Христовым, будем
стремиться к жизни вечной.
Вот чему учит нас первая и важнейшая заповедь.
А вторая подобна ей: "Возлюби ближнего твоего, как самого
себя" (Мф. 22, 39).
И эта заповедь должна пред очами каждого христианина стоять,
как образ его совести, как критерий, как мерило отношения его к ближнему своему.
Помните, что недостаточно только не обижать близких, не
творить им зла.
Бог требует от нас гораздо большего: Он требует, чтобы мы
относились к ним так, как хотим, чтобы они относились к нам самим.
Запомните, запомните эту вторую важнейшую в Законе заповедь.
Запомните, что мы согрешаем даже и тогда, когда не оскорбляем
ближних своих, не причиняем им зла, но когда не отдаем им всецело сердца своего.
Запомните это и, если сами заметите в поступках своих
недостаток любви к ближним, то спешите каяться пред Богом.
В этом покаянии да поможет вам Великий Законодатель добра и
правды Господь и Бог наш Иисус Христос.
Аминь.
|