О ГАДАРИНСКОМ БЕСНОВАТОМ
О великом чуде Господа Иисуса Христа,
об исцелении Им Гадаринского бесноватого, я не раз говорил вам и прежним моим
паствам. Подлинная бесноватость встречается, конечно, редко. В тела и души
несчастных бесноватых вселяется огромное множество бесов, целый легион их. Но
против каждого человека бесы ведут непрестанную борьбу, чтобы подчинить его
своей власти. Об этой борьбе вот что читаем в послании Апостола Павла к Ефесянам:
"…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей,
против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф.
6, 12).
Начальствами и властями Апостол называет здесь, конечно, не
людей, имеющих власть, а бесов – это разные члены духов злобы поднебесных.
Против людей, которых никто не называет бесноватыми, духи злобы поднебесные
ведут непрестанную борьбу за обладание их сердцами, их волей, всей духовной их
жизнью и в большей или меньшей степени достигают власти над ними. Эта борьба
есть главное содержание духовной жизни всех людей, за исключением тех, которые
уже всецело преданы злу и неправде.
Однако только немногие избранники Божии с полным вниманием
относятся к этой неустанной брани нашей с бесами и понимают, как огромно
значение ее в великом деле стяжания Царства Небесного. Не многие понимают, что
эта борьба должна быть ежедневной и ежечасной.
А Сам Господь наш Иисус Христос напомнил нам о необходимости
неустанной и неослабной борьбы с бесами в Своей притче.
"Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным
местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и,
придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других
духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее
хуже первого" (Лк. 11, 24-26).
Боролся добрый человек с бесом, вселившимся в него, вымел всю
грязь, оставшуюся от беса, проветрил дом свой от оставшегося после него
зловония, и должен был враг его уйти с позором от него. Он бродил по безводным
местам и нигде не находил покоя, ибо невыносимо для него бездействие и неудача в
его окаянном деле развращения и осквернения людей. Невыносимо было окаянному
знать, что вымыл и очистил добрый человек его скверну и не поддался ей. И взял в
помощь себе семь злейших духов, и снова напал на доброго человека, пред которым
встала в семь раз труднейшая, чем прежде, задача борьбы с бесами.
Будем же, братья и сестры мои, помнить, что никогда не
дремлющие бесы неустанно работают на погибель нам. Так и мы неустанно, ежедневно
и ежечасно должны бодрствовать в борьбе с ними.
Будем неустанно наблюдать за своими сердцами, за постоянно
треплющимся во лжи, сквернословии и осуждении ближних языком своим.
Возлюбим молчание, привыкнем не прежде произносить слово, чем
подумав, надо ли его произносить или лучше промолчать; не будем предпринимать ни
одного дела, не узнав в молитве к Богу, угодно ли оно Ему, и не оградив себя
крестным знамением.
Если приобретем эти спасительные навыки, то посрамим всех
врагов наших плотских и бесплотных.
Тогда уйдут от нас с позором, как побитые псы, враги Божии и
наши – окаянные бесы, и не надо будет Спасителю нашему Иисусу Христу изгонять из
нас Своей Божественной силой легион бесов, как сделал Он это над несчастным
Гадаринским бесноватым.
С Божьей помощью храните вы все, добрые люди, сердца ваши от
всех злодейств и неправд бесовских.
Аминь.
1958 г.
|