О ЧИСТОМ СЕРДЦЕ КАК ИСТОЧНИКЕ ГЛУБОКОЙ ВЕРЫ
В нынешний воскресный день я намерен
напомнить вам Евангельские сказания о весьма важных словах Господа нашего Иисуса
Христа и сопоставить их между собою.
В первом из них говорится о том, что произошло в доме
Симона-фарисея, просившего Господа Иисуса Христа посетить его дом.
Когда возлег Он перед трапезой, в комнату вошла женщина
блудница, в трепете припала к ногам Его, обливала их струями горячих слез,
обтирала волосами своими, ненасытно целовала их и поливала драгоценным миром из
аловастрового сосуда. С недобрым чувством и осуждением смотрели на это
трогательное зрелище Симон и другие фарисеи, помышляя в себе: "Если бы Он был
пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница"
(Лк. 7, 39).
Всеведущий Господь, читавший, как в открытой книге, в сердцах
человеческих, обратился к Симону, говоря: "Симон! Я имею нечто сказать тебе.
Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника:
один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем
заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон
отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты
рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я
пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и
волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор, как Я
пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а
она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие
за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало лю- бит. Ей же
сказал: прощаются тебе грехи" (Лк. 7, 40-48).
Два сердца человеческих пред нами: всеми презираемое и
поносимое, но полное тоски по чистоте и преклонения пред высшим совершенством и
святостью, оправданное Господом Иисусом Христом сердце блудницы и самоправедное,
не преклоняющееся даже пред Величайшим Чудотворцем сердце фарисея Симона.
Отвратим свои глаза от этого черствого, лишенного любви и
смирения сердца фарисея и обратим сердца и уши к другим Евангельским сказаниям,
тоже дающим нам повод углубиться в понимание зависимости веры в Бога от
состояния нашего сердца.
"У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при
смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его,
чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно,
говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и
построил нам синагогу. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома,
сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин,
чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к
Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но,
имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди,
и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему
и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не
нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу
выздоровевшим" (Лк. 7, 2-10).
Вглядимся с глубоким вниманием в сердце этого римского
офицера, командира сотни солдат. Он был язычник, ничего не знавший об истинной
вере Богоизбранного народа Израильского во Единого Бога, не читавший Священных
книг еврейских, никаких пророческих предсказаний о Господе Иисусе Христе. Он, по
обязанности своего воинского чина, приносил жертвы языческим богам. Но почему же
построил он для евреев синагогу, в которой молились Единому Истинному Богу? Не
потому ли, что непросвещенным сердцем своим он чувствовал высокое превосходство
веры народа Израильского и бессознательно стремился к познанию высшей и
всесовершенной правды в лице Великого Чудотворца Господа Иисуса Христа? И в
Господе Иисусе он видел и чувствовал воплощение этой высшей правды и любви.
Вспомним и повесть о другом римском сотнике – Корнилии, история обращения
которого ко Христу изложена в 10-й главе Деяний святых апостолов. Послушайте
начало ее: "В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка,
называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим,
творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Он в видении ясно
видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему:
Корнилий! Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? [Ангел]
отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак
пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего
Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова,
которыми спасешься ты и весь дом твой" (Деян. 10, 1-6).
Читая об этом другом римском сотнике, конечно, тоже язычнике,
удивляемся его благочестию и чисто христианскому милосердию, преклоняемся пред
тем, что его молитвы и милостыни были приняты Богом как свидетельство большой
чистоты его сердца. И видел Бог, что ему недостает только знания о Спасителе
мира, Сыне Божием Иисусе Христе, и крещения водою и Духом. И повелел Апостолу
Петру прийти к нему, проповедать Евангелие ему и семье его и всех крестить водою
и Духом. Так велико всеведение Божие и правда Его. Сердце и молитвы язычника
сотника видел Он чистыми и святыми, а фарисеев, лицемерно долго молящихся на
всех перекрестках, называл лицемерами и "слепыми вождями слепых" (Мф. 15,
14).
Вспомним и о третьем еще римском сотнике, Лонгине, который
был поставлен руководить страшной крестной казнью Господа Иисуса Христа. Он с
волнением и глубоким изумлением следил за словами и всем поведением Распятого.
Когда считавшие себя поклонниками Истинного Бога издевались над Распятым и
говорили: "Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если
Ты Сын Божий, сойди с креста... Других спасал, а Себя Самого не может спасти;
если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на
Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын"
(Мф. 27, 40, 42-43).
Когда так подло издевались иудеи над своим Мессией, римский
сотник Лонгин, ничего не знавший об Истинном Боге, уверовал в Него всем сердцем
и воскликнул: "Истинно, Человек Сей был Сын Божий!" Эта вера родилась в
сердце его, ибо оно было чисто... И стал блаженный Лонгин проповедовать о
Господе Иисусе, и получил за это венец мученический.
В нынешнем слове своем я показал вам, добрые христиане, что
глубокая вера в Господа нашего Иисуса Христа имеет своим источником чистоту
сердца и нераздельно связана с нею.
Да будет же одной из постоянных молитв ваших краткая молитва:
"Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей".
И да сияет пред вами, как звезда утренняя, шестая заповедь
блаженства: "Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят" (Мф. 5, 8).
Аминь.
1958 г.
|