СЛОВО В НЕДЕЛЮ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ
Каждый год незадолго до Великого поста
слышите вы благодатную притчу Господа нашего Иисуса Христа, научающую нас тому,
как надо молиться Богу и как не надо молиться Ему. Эта притча так глубоко важна,
что надо ежегодно возобновлять ее в нашей памяти и все глубже и глубже вникать в
нее. Много раз уже старался я, по мере разумения моего, влагать в сердца и умы
ваши толкование этой великой Христовой притчи.
Но вот и в нынешний год пришла мне мысль от Бога, что не все
еще нужное сказал я вам. Итак, вникнем еще раз в благодатное научение нас
Господом Иисусом Христом тому, какие молитвы наши угодны Ему и какие тяготят
Его. Итак, опять напомню вам благодатную притчу о мытаре и фарисее.
"Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой
мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не
таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю"
(Лк.18, 10-12).
Угодна ли Богу такая молитва? Приятно ли Ему слушать гордые
слова и самохвальство человека, хотя и старающегося быть непорочным по правде
законной, но относящего свою праведность к своим собственным заслугам, а не к
благодати Божией?
Отвратим глаза свои от высоко и самодовольно поднятых к небу
рук его, обратим их на стоящего с низко опущенной головой и бьющего себя в грудь
мытаря, неправедно требующего в свою пользу лишние деньги при собирании
установленных законом податей и за это всеми ненавидимого.
Эта всеобщая ненависть давила и мучила мытаря, и совесть
тяжело укоряла его.
Все мы, слабые люди, подвержены в большей или меньшей степени
телесным или духовным страстям: чревоугодию и блуду, сребролюбию, самомнению и
гордости, унынию и гневу.
Этим страстям научает и покоряет нас враг нашего спасения –
диавол.
Страсть сребролюбия и любостяжания святой Апостол Павел
назвал корнем всех зол, а несчастный мытарь был в плену именно этой страсти
сребролюбия, и за это ненавидели его люди.
Но милосердный Бог не оставляет нас в плену страстей, и
голосом совести, которым тихо говорит нам наш Ангел-хранитель, помогает нам
бороться с внушаемыми нам диаволом страстями и каяться в них.
Вот почему бил себя в грудь, низко опустив голову, грешный
мытарь. В нем горел благодатный жар покаяния, он просил у Бога помощи в борьбе
со своим сребролюбием. И эта покаянная молитва, как чистый фимиам, возносилась к
престолу Божьему. За нее получил он прощение своих грехов. Ибо могущественно
пред Богом глубокое смирение и покаяние в грехах своих, и даже страшные
разбойники Варвар, Патермуфий, Моисей Мурин не только были прощены Богом за
безмерно глубокое покаяние, но даже получили от Него дар чудотворения.
Гордый и самопревозносящийся фарисей, относивший все свои
добродетели к своим собственным заслугам, ушел из храма менее оправданным, чем
мытарь. Он тоже получил воздаяние за свои достоинства, ибо правда Божия требует
воздаяния и за малое добро, хотя бы и оскверненное самомнением и гордостью.
А глубоко покаявшийся мытарь за свое смирение и самоосуждение
получил от Бога всю полноту прощения и оправдания.
Будем же и все мы, грешные и подверженные страстям, молиться
так, как молился, бия себя в грудь, грешный мытарь: "Боже, милостив буди мне
грешнику!" (Лк. 18, 13) Господь и Бог наш Иисус Христос да простит и
помилует нас, если будем молиться так, как научил Он нас в Своей великой и
благодатной притче о мытаре и фарисее.
Аминь.
2 февраля 1958 г.
|