|
1. Главное во всяком добром речении и верх преспеяний есть прилежание к
молитве, которою приобретаем и все прочее, когда Призываемый нами
простирает к нам содействующую руку; потому что молитвою в удостоившихся
совершается общение таинственной действенности, посредством несказанной
любви ко Господу сочетание расположения к святости пред Богом и самого
ума. Ибо сказано: дал еси веселие в сердце моем (Пс. 4, 8). И сам
Господь говорит: царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).
Словами же: внутрь вас царствие, что иное означается, как не то,
что небесное веселье Духа в душах достойных выражается явственно? Ибо
достойные души чрез действенное общение Духа здесь еще приемлют залог и
начатки того наслаждения, той радости, того духовного веселья, которых
Святые в царстве Христовом приобщаться будут в вечном свете. Сказано:
сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе (Пс. 83, 3).
Слова: яко от тука и масти да исполнится душа моя (Пс. 62, 6), и
другие согласные с сим изречения ведут к той же мысли и дают разуметь
действенное веселье и утешение, подаваемые Духом.
2. Как дело молитвы выше других; так и у прилежного к
молитве велика должна быть попечительность, чтобы, неприметным образом,
не окрала его злоба. Ибо у кого попечение о большом добре, того большему
искушению подвергает лукавый; почему, нужно будет много трезвенности,
чтобы плоды любви, смиренномудрия, простоты, благости и рассудительности
ежедневно возрастали в том, кто пребывает в молитве, и как в нем самом
производили явственное преспеяние и возрастание в Божественном, так и
других призывали к равной ревности.
3. Непрестанно молиться и постоянно пребывать
в молитве научают нас, как и сам божественный Апостол (1 Сол. 5, 17),
так и сказанное Господом: кольми паче Бог сотворит отмщение вопиющих
к Нему день и нощь (Лк. 18, 7); и еще: бдите и молитеся (Мф.
26, 41). Посему, подобает всегда молитися и не стужати (Лк. 18,
1). Но как постоянно пребывающий в молитве избрал для себя самое главное
из всех дело; так надлежит ему пребывать в великом подвиге и неослабном
напряжении; потому что встретит много препятствий, поставляемых злобою
прилежанию к молитве: сон, уныние, тяжесть в теле, преобладание
помыслов, непостоянство ума, расслабление и прочие начинания злобы, а
потом скорби и восстания самих лукавых духов, упорно воюющих с нами и
противоборствующих нам и недопускающих приблизиться ко Христу душу,
которая поистине непрестанно взыскует Бога.
4. Со всяким рачением, с трезвенностью, с терпением,
с душевным борением и телесным утруждением надлежит мужаться
попечительному о молитве, чтобы не ослабеть в духе, предавшись
рассеянности помыслов, или многосонливости, или унынию, расслаблению,
смущению, и занявшись шумными и непристойными речами, или обратив мысль
на что-либо подобное, удовлетворяясь одним постоянным стоянием и
преклонением колен, а уму позволяя блуждать где-либо вдали от
совершаемого наружно. Ибо, если строгим трезвением не приуготовит кто
себя, противясь множеству излишних помыслов, подвергая каждый из них
испытанию и разбору, и всегда вожделея Господа; то ничто не
воспрепятствует, чтобы или неприметно различными способами уловляла его
злоба, или сам он превознесся над теми, которые не могут еще постоянно
пребывать в молитве. А в следствие таковых ухищрений злобы испортит он
прекрасное делание, и предаст оное лукавому демону,
5. Если смиренномудрие и любовь, простота и благость
не будут в нас тесно соединены с молитвою; то самая молитва, лучше же
сказать, эта личина молитвы, весьма мало может принести нам пользы. И
сие утверждаем не об одной молитве, но и о всяком подвиге и труде,
девстве, или посте, или бдении, или псалмопении, или служении, или о
каком бы то ни было делании, совершаемом ради добродетели. Если не
увидим в себе плодов любви, мира, радости, кротости, присовокуплю еще,
смиренномудрия, простоты, искренности, веры, сколько должно великодушия,
дружелюбия: то трудились мы без пользы; потому что для того и
предприемлем труды, чтобы воспользоваться плодами; а когда не
оказывается в нас плодов любви, тогда, без сомнения, делание напрасно.
Почему, таковые ничем не отличаются от пяти юродивых дев, которые за то,
что здесь еще не имели в сердцах духовного елея, то есть, духовной
действенности исчисленных выше добродетелей, наименованы юродивыми, и
жалким образом оставлены вне царского брачного чертога, ничем не
воспользовавшись от подвига девства. Как при возделывании виноградника
все попечение и весь труд прилагаются в надежде плодов; а если плода не
бывает, напрасным оказывается делание: так, если не увидим в себе, по
действию Духа, плодов любви, мира, радости, всего прочего,
перечисленного Апостолом (Гал. 5, 22), и не возможем признать их в себе
со всею несомненностью и по духовному чувству, то излишним окажется
подвиг девства, молитвы, псалмопения, поста и бдения. Ибо труды сии и
подвиги душевные и телесные должны совершаться, как сказали мы, в
надежде духовных плодов; а плодоношение добродетелей есть духовное
наслаждение нерастленным удовольствием, неизреченно производимое Духом в
сердцах верных и смиренных. Почему, труды и подвиги должны быть
почитаемы, каковы они и действительно, трудами и подвигами, а плоды —
плодами. Но если кто, по скудости ведения, делание свое и подвиг почтет
плодами Духа; то оказывается, что он явно обольщается, сам себя
обманывая, и таким своим мнением лишая себя великих подлинно плодов
Духа.
6. Как всецело предавшийся греху с наслаждением и
удовольствием, как нечто согласное с природою, усвояет себе
противуестественныя постыдные страсти то есть, распутство, блуд,
любостяжание, ненависть лесть и прочие порочные начинания: так и тот,
кто поистине и в совершенстве христианин, с великим наслаждением и с
духовным удовольствием без труда уже и легко, как нечто естественное
приобретает все добродетели, и все сверхъестественные духовные плоды, то
есть, любовь, мир терпение, веру, смирение и прочие, подлинно золотые
добродетели всякого рода, неборимый уже вредоносными страстями; потому
что совершенно избавлен от них Господом, и от благого Духа приял в
сердце полный мир Христов и радование. Он прилепился ко Господу, и
пришел в един Дух с Ним.
7. Тем, которые, по духовному младенчеству, не могут
вполне посвятить себя любви духовной, надлежит принять на себя служение
братьям с благоговением, с верою и со страхом Божиим, и служить как
Божией заповеди и как делу духовному, а не ожидать себе от людей
награды, или чести, или благодарности, вовсе не давать места ропоту, или
высокоумию, или нерадению и разленению, чтобы не осквернилось и не
повредилось доброе сие дело, но тем паче было благоугодно Богу по нашему
благоговению, страху и радости.
8. С таким-то человеколюбием и благостью (подлинно
велико Божественное милосердие!) снисходит Господь к людям, промышляя о
том, чтобы никого не оставить без награды за доброе дело, но всякого от
малых добродетелей возводить к большим, и за чашу студеной воды не
лишать воздаяния. Ибо сказал: иже аще напоит чашею студены воды,
токмо во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея (Мф.
10, 42); и еще: понеже сотвористе единому сих, Мне сотвористе
(Мф. 25, 40). Пусть токмо делаемое делается по Богу, а не для славы; ибо
присовокупил: токмо во имя ученика, то есть, со страхом, из любви
Христовой. А тех, которые делают добро напоказ, Господь укоряет, и
подтверждая слово решительным приговором, присовокупляет им: аминь
глаголю вам, восприемлют мзду свою (Мф. 6, 5).
9. Прежде всего простота и искренность, и взаимная
любовь, и радость, и смирение всеми способами да будут полагаемы как бы
некиим основанием в братстве, чтобы не соделать нам подвига бесполезным,
превозносясь друг пред другом и ропща друг на друга. И кто непрестанно
пребывает в молитвах, тот да не превозносится над неспособным еще делать
тоже. И кто посвятил себя на служение, тот да не ропщет на пребывающего
в молитве. Если с таковою простотою и с таким расположением будут
обходиться между собою братия; то избытки пребывающих в молитве
вознаградят недостатки служащих, и наоборот, избытками служащих
восполнятся недостатки пребывающих в молитве. И таким образом, всего
лучше соблюдено будет равенство, по сказанному: не преизбыточествова,
иже много, и иже мало, не мнее прият (Исх. 16, 18).
10. Тогда бывает воля Божия, яко на небеси и на
земли, когда, как сказано, не превозносимся друг пред другом, когда
не только без ревности, но и в общении простоты, любви, мира и радости,
соединены бываем между собою, преспеяние ближнего почитая своим
собственным, сколько должно, и лишение его вменяя в утрату себе самим.
Кто ленив в молитве и в служении братьям, и в другом каком-либо деле,
совершаемом ради Бога, ведет себя лениво и нерачительно, того Апостол,
прямо называя человеком праздным, оглашает недостойным и самого хлеба;
ибо сказал: праздный ниже да яст (2 Сол. 3, 10). И инде сказано:
праздных и Бог ненавидит; и: праздный не может быть даже верным. И
Премудрость изрекла: мнозей злобе научила праздность (Сирах. 33,
28). Посему, надобно, чтобы каждый плодопринес какое бы то ни было дело,
совершаемое ради Бога, и хотя бы к чему-нибудь одному доброму расположен
был ревностно; а иначе, оказавшись совершенно бесплодным, будет вовсе
непричастным вечных благ.
11. Утверждающим, что невозможно достигнуть
совершенства и полного освобождения от страстей, хотя бы и сподобился
кто причастия и исполнения благим Духом, необходимо представить
свидетельство из Божественных Писаний и доказать, что худо знают они
дело и говорят ложно, а вместе и с опасностью для себя. Господь говорит:
будите убо и вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть
(Мф. 5, 48), означая сим совершенную чистоту. И: хощу, да идеже есмь
Аз, и тии будут со мною, да видят славу Мою (Ин. 7, 24). Это слова
Рекшего: небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут (Мф.
24, 35). К той же мысли ведет и сказанное Апостолом: да представим
всякаго человека совершенна о Христе (Кол. 1, 28); и: дондеже
достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа
совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13). А таким
образом, имеющие в виду совершенство достигают двух прекрасных
приобретений: в усиленном и непрерывном подвиге стремятся они к концу в
надежде прийти в сию меру и даже присовокуплю: в надежде восхождения; и
не уловляются кичливостию, но скромно о себе думают и признают себя
малыми, как недостигшие еще совершенства.
12. Утверждающие сказанное выше причиняют весьма
великий вред душе тремя способами: во-первых, оказываются неверующими
Божественным Писаниям. Во-вторых, не предположив себе высшей и
совершенной цели Христианства, и не усиливаясь достигнуть оной, не могут
иметь труда и рачения, алкать и жаждать правды; но, удовлетворяясь
внешними образами и обычаями и малыми какими-нибудь заслугами, лишены
блаженного упования, и совершенства, и всецелого очищения от всех
страстей. В-третьих, думая о себе, что достигли преспеянием в малых, как
сказано, добродетелях самого верха и не стремясь к совершенству, не
только всего менее могут иметь смирение, нищету и сердечное сокрушение,
но оправдывая сами себя, как уже достигшие цели, неспособны к
ежедневному преспеянию и возрастанию.
13. Почитающих невозможным сие преспеяние,
совершаемое в людях Духом, и которое есть новая тварь чистого сердца.
Апостол явно уподобляет тем, которые за неверие не сподобились войти в
землю обетования, и ихже кости за сие падоша в пустыни (Евр.
3, 17). Ибо что там, видимым образом, земля обетования, то здесь, по
таинственному знаменованию, избавление от страстей, которое, и по
указанию Апостола, есть конец всякой заповеди. И это есть истинная земля
обетования; ее то ради все оное предано в образах. Посему-то и
богомудрый Павел, заботясь о безопасности учеников, чтобы не был кто
уловлен мудрованием неверия, говорит: блюдите, братие мои, да
не когда будет в некоем от вас сердце лукаво неверия, во еже отступити
от Бога жива (Евр. 3, 12). Слово же отступити употребил он в
означение не отречения, но неверия Божиим обетованиям. И именно,
иносказательно описывая, что было с Иудеями прообразовательно, и
применяя сие к самой истине, продолжает он: Нецыи бо слышавше Его
прогневаша, но не вси изшедшии из Египта с Моисеом. Коих же негодова
четыредесять лет? Не согрешивших ли? Ихже кости падоша в пустыни.
Которым же клялся не внити в покоище Его, яве, яко противльшимся? И
видим, яко не возмогоша внити за неверствие (Евр. 3, 16-19). И еще
присовокупляет: Да убоимся убо, да не когда оставлену обетованию
внити в покой Его, явится кто от вас лишився. Ибо нам благовествовано
есть, якоже и онем: но не пользова онех слово слуха, не растворенное
верою слышавших. Входим бо в покой веровавшии (Евр. 4, 1-3). И
несколько ниже продолжает еще: потщимся убо внити в оный покой, да не
кто в туже притчу противления впадет (11). Какое же иное упокоение
христианам, кроме избавления от греховных страстей, самого полного и
действенного вселения благого Духа в чистом сердце? Посему, возводя их
опять к вере, говорит: да приступаем со истинным сердцем во извещении
веры, окроплени сердцы от совести лукавыя (Евр. 10, 22); и еще:
кольми паче кровь Иисусова очистит совесть вашу от мертвых
дел, во еже служити Богу живу и истинну (Евр. 9, 14). Посему,
надлежит нам, как признательным рабам, исповедывать обетованную в сих
речениях безмерную благость Божию к людям, и обетования сии признавать
истинными и твердыми, чтобы, если, по недеятельности и немощи
произволения, несовершенно посвящали мы себя Создавшему, и не стремились
достигнуть высоких и совершенных степеней добродетели; то, по крайней
мере, могли получить хотя некоторую милость за правый и непревратный
образ мыслей и за здравую веру.
14. Дело молитвы и служения слову, совершаемое
надлежащим образом, выше всякой добродетели и заповеди. И сему свидетель
сам Господь. Ибо когда пришел в дом Марфы и Марии, и Марфа занята была
служением, а Мария сидела у ног Его, и наслаждалась сладостию
Божественных уст Его, сестра же порицала ее, что не помогает ей, и
потому приступила с жалобою ко Христу: тогда, отдав преимущество
главнейшему пред второстепенным, Господь сказал; Марфо, Марфо
печешися и молвиши о мнозе: едино же есть на потребу, Мария же благую
часть избра, яже не отымется от нея (Лк. 10, 41-42). Сие же Он
сказал, как заметили уже мы, не дело служения осуждая, но отдавая, без
сомнения, преимущество большему пред меньшим. Иначе, допустил ли бы Он
сие служение? Почему и Сам оказывается исполнителем сего, умыв ноги
ученикам? Но Господь столько далек от намерения воспрещать служение, что
и ученикам повелевает таким же образом поступать друг с другом. А можешь
также видеть, что и сами Апостолы, которые сначала совершали служение
при трапезах, предпочли сему высшее дело, разумею молитву и служение
слову. Ибо сказали: несправедливо нам, оставльшим слово Божие,
служити трапезам. Но помолившись, мужи исполнены Духа Святаго
поставим над службою сею: мы же в служении слова пребудем и в молитве
(Деян. 6, 2-4). Видишь, как первое предпочли второму, хотя знали, что то
и другое суть отрасли одного доброго корня.
©
|
|