|
МАРКА АРХИЕПИСКОПА ЕФЕССКОГО СОЧИНЕНИЕ О ТОМ, ЧТО НЕ
ТОЛЬКО ПРОИЗНОШЕНИЕМ СЛОВ СПАСИТЕЛЯ ОСВЯЩАЮТСЯ БОЖЕСТВЕННЫЕ ДАРЫ, НО (ИМЕННО)
ПОСЛЕДУЮЩИМИ ЗА СИМ МОЛИТВОЙ И БЛАГОСЛОВЕНИЕМ СВЯШЕННИКА, СИЛОЮ СВЯТАГО
ДУХА.
1. Восприяв изложение Таинства Литургии от священных
Апостолов и от наследовавших их Учителей Церкви, ни у кого из них мы не
нашли, чтобы словами Господними, и только ими, освящался и совершался
Дар Евхаристии и пресуществлялся в самыя Тело и Кровь Владыки; но у всех
согласно эти слова (Спасителя) приводятся описательно и являются как бы
предисловием, ради памяти о совершавшемся тогда событии, и они как бы "влагают"
силу предлежащим Дарам для пресуществления и последующих за сим молитвы
и благословения священника, чтобы тем действием уже пресуществить Дары в
самый Первообраз - Владычни Тело и Кровь. И сами эти чинопоследования
свидетельствуют, что они, - созвучны тому, чего мы держимся, и содержат
в себе самый принцип.
2. Ибо, вот, в записанной Климентом Литургии
священных Апостолов, после того, как приводятся чудеса и дела Господни)
еще же и говорится о Страсти и Воскресении и Восшествии на небо, так
положено читать: "Поминающе, убо, яже (Христос) о нас претерпе,
благодарим Тя, Боже Вседержителю, не яко есми должни, но яко есть мощно
нам, и заповедь Его исполняем. В нощь бо в нюже предаяше Себе, прияв
хлеб во святыя Своя и непорочные руки и воззрев к Тебе, Богу Своему и
Отцу, и преломив, даде учеником Своим, глаголя: - Приимите от него,
ядите: cие есть Тело Мое за, многи раздробляемое во оставление грехов. -
Подобне и чашу, растворив от вина и воды, и освятив, даде им, глаголя: -
"Пиите от нее вси. Сия есть Кровь Моя за многи изливаемая во оставление
грехов. Cие творите в Мое воспоминание. - Поминающе, убо, Страсть. Его и
(Смерть и Воскресение и на небеса Восшествие и будущее Его второе
Пришествие, в оньже приидет судити живыя и мертвыя и воздати коемуждо по
делом его, приносим Ти, Царю и Богу, по заповеди Его, хлеб сей и чашу
сию, благодаряще Тя о сем, яко удостоил еси нас предстати пред Тобою и
священнодействовати Ти; и молим Тя, да милостивно призриши на
предлежащие Дары сия пред Тобою, Ты - не имущий ни в чесом потребу, - и
да благоволиши о сих, в честь Христа Твоего, и ниспослеши Святаго Твоего
Духа на Жертву сию, Свидетеля Страстей Господа Иисуса, яко да явит хлеб
сей - Телом Христа Твоего; и чашу сию - Кровию Христа Твоего" [1].
3. Итак, это, чрез запись блаженного Климента,
божественные Апостолы передали Церкви. Но и божественный Иаков, первый
Епископ Иерусалимлян и Первого и Великого Архиерея и брат и преемник, и
сам изложивший таинство Литургии, в том же месте, после того, как привел
Владычни слова, пишет так: "Поминающе убо и мы, грешнии, животворящие
Его страдания, спасительный Крест, и смерть, и погребение, и тридневное
из мертвых Воскресение, и еже на небеса восхождение и одесную Тебе Бога
и Отца седение, и еже второе славное, страшное Его Пришествие, егда
приидет со славою судити живыя и мертвыя, егда хощет коемуждо воздати по
делом его: приносим Ти, Владыко, страшную сию и безкровную Жертву". И
немного далее: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей и ниспосли
на ны и на предлежащие Святыя Дары сия Духа Твоего Всесвятаго, Господа и
Животворящего, сопрестольного, единосущного же и совечного, глаголавшего
Законом и Пророки и новым Твоим Заветом, сошедшаго в виде голубине на
Господа нашего Иисуса Христа во Иордане реце и пребывающего на Нем,
сошедшаго на святыя Твоя Апостолы в виде огненных язык в горнице святаго
и славного Сиона в день Святыя Пятидесятницы, Сего Духа Твоего
Всесвятаго ниспосли, Владыко, на ны и на предлежащие Святыя Дары сия, да
посетив святым и благим и славным наитием, освятит и сотворит хлеб убо
сей - Тело Святое Христово, и чашу сию - Кровь честную Христову" [2].
4. Последуют сему и те, которые после сего сократили
эту Литургию, как Василий Великий, так после него и Иоанн Златоуст.
Первый, в том же месте (Литургии) и сам описывая то первое
священнодействие, переданное Владыкой, так говорит: "Остави нам
воспоминания спасительного Своего страдания сия, яже предложихом по Его
заповедем: хотя бо изыти на вольную и приснопамятную, и животворящую
смерть, в нощь, в нюже предаяше Себе за живот мира, прием хлеб на святыя
Своя и пречистыя руки, показав Тебе Богу и Отцу, благодарив,
благословив, освятив, преломив, даде святым Своим Учеником и Апостолом,
рек: - Приимите, ядите, cие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во
оставление грехов. - Подобне и чашу от плода лозного прием, растворив
благодарив, освятив, даде святым Своим Учеником и Апостолом, рек: -
Пийте от нее вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за
многие изливаемая, во оставление грехов. Cие творите в Мое
воспоминание". - И немного далее: "Сего ради, Владыко Пресвятый, и мы
грешнии и недостойнии раби Твои, сподобльшиися служити святому Твоему
жертвеннику, не ради правд наших, не бо сотворихом что благо на земли:
но ради милости Твоея и щедрот Твоих, яже излиял еси богато на ны,
дерзающе приближаемся Святому Твоему жертвеннику: и предложше
вместообразная святаго Тела и Крове Христа Твоего, Тебе молимся, и Тебе
призываем: Святе Святых, благоволением Твоея благости, приити Духу
Твоему Святому на ны и на предлежащие Дары сия, и благословити я, и
освятити, и показати - хлеб убо сей - Самое честное Тело Господа и Бога
и Спаса нашего Иисуса Христа. Чашу же сию - самую честную Кровь Господа
и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, излиянную аз мирский живот".
Божественный же Златоуст, еще более кратко излагая это, говорить:
"Господь пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже
предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, прием хлеб во
святыя Своя и пречистыя и непорочные руки, благодарив и благословив,
освятив, преломив, даде святым Своим Учеником и Апостолом, рек: -
Приимите, ядите, cие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление
грехов. - Подобне и чашу по вечери глаголя: - Пиите от нее вси, сия есть
Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многие изливаемая во оставление
грехов". И немного далее так присовокупляет: "Приносим Ти словесную сию
и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа
Твоего Святаго на ны и на предлежащие Дары сия, - и сотвори убо хлеб сей
- честное Тело Христа Твоего. А еже в чаши сей - честную Кровь Христа
Твоего. Преложив Духом Твоим Святым".
5. Итак, все они согласно сначала цитируют слова
Господа и чрез них приводят к памяти тогдашних событий и влагают
освящательную силу в совершаемое, но затем молятся и призывают благодать
Святаго Духа, чтобы она, пришедши, тогда реченное ныне делом
соответствующим образом соделала и предложенные Дары совершила и
претворила в Господни Тело и Кровь. Ибо она и во чреве Девы составила ту
богоносную Плоть, согласно сказанному Ей от Ангела: "Дух Святый найдет
на Тя и сила Вышнего осенит Тя" [3]. Посему и Василий
Великий, после того как привел Господни слова описательно, как бы от
себя говоря, предложенные Дары называет еще "вместообразными" святаго
Тела и Крови, из чего ясно, что они еще приносятся как образ некий или
изображение; и немедленно за тем он молится, чтобы пришел Дух Святый и
явил хлеб сей честным Телом, а чашу сию - честною Кровию. И это - весьма
естественно. Ибо как в первом том творении, хотя земля получила, по
Божией заповеди, силу произращать то, что происходит из нея, и эта
заповедь, как говорит тот же Учитель [4], оставшаяся на
веки в земле, придала ей силу непрестанно произращать, однако, для
совершения возрастаемого необходима также и наша забота и руки
земледельцев, таким образом и здесь, единожды сказанное Спасителем, как
и говорит божественный Златоуст, всегда совершает действие [5],
но, подобно же, и содействует для совершения (освящения) предлежащих Св.
Даров и сила божественного священства, действующая чрез молитву и
благословение. Ибо и та вода крещения, которая по виду просто - вода,
соделывает отпущение всех грехов - чрез невидимое содействие
Божественного Духа; и то миропомазание и сами священники и все иные
Таинства Церкви совершаются благодатью Всесвятаго Духа. Итак, не в том
смысле, что мы исключительно придаем веру нашей молитве или считаем те
(евхаристические) слова (Спасителя) бессильными, мы молимся о
предлежащих Дарах, и таким образом совершаем (освящаем) их, но - и тем
словам мы сохраняем свойственную им силу, и являем значение
божественного священства, которое совершает все Таинства чрез призывание
действующего чрез него Святаго Духа. Ибо и божественный Златоуст говорит
так о сем в третьей книге "О Священстве": "Предстоит священник, низводя
не огнь, но Духа Святаго, и долго творится моление не для того, чтобы
некий ниспосланный свыше пламень поглотил Предложение, но для того,
чтобы благодать, нисшедшая на Жертву, чрез нее воспламенила души всех и
явила светлее серебра, очищенного огнем" [6]. Но наши
молитвы не должны вызывать никакого сомнения или неуверенности, ибо
принесенный в жертву и приемлемый Владыка заповедал нам: "Cие", говорить
Он, "творите в Мое воспоминание" [7], и обещал дать
Духа Святаго всем молящимся Ему, не говоря уж о священниках (которым -
тем более), и весьма желавший, чтобы это совершалось нами каждый день [8],
дабы затем во все времена оно возвещалось. Или ты уже, может быть, из за
этого сомневаешься и в крещении, которое также совершается чрез молитвы
и призывание (Святаго Духа); и относительно отпущения грехов, даваемого
благодаря священнической благодати, имеешь ли некое сомнение в том,
действительно ли ты его восприял? и все прочия также церковные Таинства
вычеркнешь? - Но это не - так, не так, ибо верен Обещавший быть с нами
во вся дни до скончания века [9].
6. Итак, восприяв это от святых Апостолов и от их
преемников, мы неизменно держимся того разумения, которое отвечает
действительности, и отдаем ему должное. Что же касается того, что слова
Господни, относящияся к Тайнам (Евхаристии), произносимыя в
повелительной форме, довлеют для освящения Даров, - сего не являет ни
один из Алостолов, ни Учителей, говоря о сем предмете; но то, что
единожды сказанное Им, тем самым, что оно было Им сказано, как слово
Творца, всегда действует, - это говорит Златоязычный Иоанн [10].
Что же касается того, что эти слова, ныне произносимыя священником, тем
самым, что произносятся им, могут совершить сие (т.е. освятить Св. Дары)
- этого отнюдь не должно учить, поскольку слово Творца не само по себе
действует тем, что произносится тем или иным человеком, но в том его
значение (сила), что оно раз и навсегда было сказано Богом. И,
действительно, и сами латиняне говорят, что Владычни слова не оказывают
действия, когда говорятся просто первым встречным и вне алтаря. Итак,
если есть нужда в священнике и алтаре и в прочем, что принадлежит к
сему, то почему же не иметь нужды и в молитве и в благословении, и чрез
них - в наитии Святаго Духа, которое совершает все Таинства? К тому же,
пусть приступит священный Дионисий, подтверждая своим свидетельством
правоту того, что мы совершаем. Ибо в "Размышлении о Таинстве Вечери
Господней" он так говорит: "Воспев священные, божественные дела, иерарх
приступает к священнодействию (т.е. к самому освящению Св. Даров) и
сначала просит прощение о сем, и восклицает: Ты сказал - Cие творите в
Мое воспоминание. - Затем он молится, чтобы быть достойным того
подражательного Богу священнодействия и в подобии с Христом всесвятейше
совершить Божественные Тайны и раздать и священно соделать причастников
участниками их. Таким образом, затем он священнодействует (т.е.
освящает) Божественнейшие Тайны и представляет взору Воспеваемое в виде
священного Предложения. Ибо раскрыв и разделив на много частей
прикровенный и неделимый Хлеб, и всем разделив единство Чаши, он
символическим образом умножает и разделяет единство". И немного далее:
"Причастив других, иерарх завершает священную Евхаристию".
7. Всякому желающему возможно видеть - соответствует
ли все вышеприведенное тому, что мы совершаем, или же - тому, что
совершают латиняне. Ибо мы, последуя священным Апостолам и Учителям, в
отношении переданных ими изложений (Литургии) и оному разъяснителю
священнодействий (св. Дионисию Ареопагиту), воспеваем священные
божественные дела, то есть, как он говорит, - Вочеловечение ради нас
Бога, смерть Его за нас, рождение о Бозе крещаемых, божественное
усыновление, обожение за соблюдение заповедей; затем, приступая таким
образом к священнодействию, мы сначала испрашиваем прощения о сем и
возглашаем самыя Владычни слова, которые Он тогда рек, и затем
присовокупляем, что это Он Сам заповедал: "Cие творите в Мое
воспоминание", затем, помолившись, чтобы быть достойными сего
богоподражательного священнодействия, как это охватывают изложения
(Божественной Литургии), мы священнодействуем (освящаем) Божественные
Тайны чрез молитву и благословение и наитие Божественного Духа, и
прикровенный до тех пор и неразделенный Хлеб открыв, рассецаем на много
частей, и всем разделяем единство Чаши. А латинский священник также
описательно говоря, поминает Владычни слова, которые Он заповедал:
"Приимите, ядите" и "Пиите вси" и Cиe творите в Мое воспоминание" - и
больше ничего не священнодействует, но считает, что самое произношение
этих слов довлеет для освящения и священнодействия; затем, тот
безквасный Хлеб, не покровенный до тех пор, но так, как он был, взяв и
подняв, отламывает от него часть и влагает в Чашу, а остальное влагает в
уста, и подобно сему, испив всю чашу, увещевает сослужащих ему диаконов
дать ему целование, никому ничего не дав, тот, кто до такой степени
хвалится (словами Господа): "Приимите, ядите вси" и "Пиите от нея вси".
Не очевидно ли, что это является противоположным и в отношении
полученного по преданию изложения (Божественной Литургии) и толкования
(Св. Дионисия) и Владычних слов и самих ихных возгласов? И поступая так,
им ли дерзать обвинять нас и вмешиваться в совершаемое нами и делать
дальнейшие толкования тому, что является следованием Святым. Но Златоуст
говорит: "Слово Владычнее, единожды реченное, соделывает Жертву
совершенной" [11]; "единожды реченное" - он говорит; -
не ныне произносимое, но "единожды реченное" Спасителем, всегда влагает
освящательную силу в предложенные Дары, но не уже и делом освящает их
(чрез одно только произношение их); ибо это, чрез молитву священника,
соделывает наитие Святаго Духа; и ясно это - из того, что тот же
Златоуст, как это мы выше изложили, после того, как были произнесены
Владычни слова, говорит: - "Ниспосли Духа Твоего Святаго и сотвори убо
хлеб сей - честное Тело Христа Твоего; а еже в чаши сей - честную Кровь
Христа Твоего; преложив Духом Твоим Святым". Если и это не убедит
любителей словопрений, - да будут они достойны сожаления, как одержимые
двойным неведением и до глубины окаменелостью.
Примечания
1. Из 8-й книги "Апостольских Постановлений". Наш перевод на
церковнославянский язык греческого текста.
2. Почерпнуто из "Литургии Апостола Иакова", изд.
Владомирово. 1938 год стр. 22-3.
3. Лк.1,35.
4. Basil. Magn. Hom. V in Hexæm. n. 10. P.G. t. 29, col.
116.
5. Joann. Chrysost. Hom. I de prodit. Jud. P.G. t. 49,
col. 380.
6. P.G. t. 48, col. 642.
7. Лк.22,19.
8. Некоторые Свв. Отцы толковали прошение Молитвы
Господней - "Хлеб наш насушный даждь нам днесь", как прошение о
сподоблении ежедневного Причащения.
9. Мф.28,20.
10. См. прим. 5.
11. Ibid.
Перевод на русский язык Архимандрита Амвросия (Погодина)
с Mgr. Louis Petit, Patrologia Orient. Т.17, PP.426-34
Публикуется: Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой
Марк Эфесский и Флорентийская уния. Holy Trinity Monastery, Jordanville,
N. Y. 1963 // Издательство "ПОСАД"
©
|
|