Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая

 православные библиотеки.


 

 

Еп. Вениамин (Милов). Чтения по литургическому богословию.   []


Глава девятая

СЛУЖЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ СПАСЕНИЮ В ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ


ПРЕДИСЛОВИЕ

Православное Богослужение многосторонне и подробно освещает значение благодатных влияний Божией Матери в личной христианской жизни верующих.

Один богослужебный Октоих содержит 80 Богородичных Канонов, читаемых на Малом повечерии и утрени. Триоди и месячные Минеи имеют свои Богородичные Каноны, положенные на двунадесятые праздники в честь Пресвятой Богородицы и на торжества явления Ее чудотворных икон.

Задачей исследователя литургических творений является извлечение наиболее характерных и существенных данных о деятельности Божией Матери в земной Церкви. Все богатство литургического богословствования по этому вопросу в целом дает:

1. Возвышенное и ясное представление о видах Богоматерного влияния на верующих.

2. Об их душевном состоянии в результате облагодатствования Богородицею и

3. О силе Ее молитвенного дерзновения и ходатайства за грешников пред Сыном и Богом.

Суждения богословов-литургистов излагаются своеобразным стилем, вполне соответствующим величию темы, и отличаются глубиной мысли и изящной выразительностью.


ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ БЛАГОДАТНОГО СЛУЖЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ЗЕМНОЙ ЦЕРКВИ

Ближайшее материнское отношение Пресвятой Богородицы к воплотившемуся из Нее Сыну Божию и беспримерная высота личной духовной жизни соделали Ее Посредницей спасения и облагодатствования всех верующих в Церкви Христовой.

Богоматернее служение спасению людей вселенского значения и мировой широты . Чрез Нее мы всынились Богу Отцу Духом Христовым . Всеблагословенная, введшая в мир великое Солнце, приняла на Себя особое служение человечеству . Она соучаствует Христу в возвращении людям древнего благородства и райской сладости , в воссиянии им благословения и упразднении клятвы, тяготеющей над нераскаянными грешниками .

Владыка Господь во Всенепорочной изливает миру мысленный океан благодати, райский живоносный источник благ, миро исцелений и душевных укреплений .

Изначальное Евино прельщение отвратило людей от Бога. Божия Матерь опять приводит прельщенных к Богу , развязывая в них связи грехом и украшая человеческое естество свободой во Христе . Чрез Нее непрерывно продолжается примирение грешных с Богом и освобождение от ужасной тяготы осуждения за грехи . Пучины Ее милости удостаиваются все, плавающие по многопечальному морю жизни, но не теряющие веры во Христа . Пресвятая Богородица после Христа и во Христе — основание спасения людей , Родившая Бога милует мир Его .

Как Матерь Господа Спасителя, высшая всех ангелов и святых людей, Госпожа и Владычица твари есть единственное по силе утешение всего верующего во Христа человечества и во все века его бытия . Господь даровал Ей Божественное величие и державу крепости . Она - Первосвятая и Святейшая всех святых, всенепорочная, всепречистая, всепетая, благословенная и всеблаженная , гнездо Небесного Орла, тихая, незлобивая Голубица, кроткая, чистая Горлица , Умилостивительница правды Божией, Пременительница праведного Божиего гнева на милость. Самое видение лучезарного лика Благодатной и преславной Богородицы Марии ангелам сладостно, людям спасительно, демонам страшно . Бесовские полки ужасаются и трепещут призывания Пречистой . Для бесов - Она — язва .

Родившая Украсителя неба светилами и Божественный Огонь превышает самых огненных ангелов сиянием славы, красотою и светлостью чистоты. Ни ангельские языки, ни бесчисленные уста людей — песнопевцев из всех родов земных не могут воздать подобающей хвалы Высшей небес и чистейшей солнечных светлостей, Дщери Безначального Отца, Невесте Святого Духа и Матери Бога Слова . Весь мир пребывает под долгом благодарения и православной хвалы Ее благодати и безмерной любви Ее к Богу и людям .

Богослужебные молитвы и песнопения восхваляют Пречистую Богородицу и Матерь Света чаще всего за:

1. Излияние Божией благодати на членов Церкви Христовой,

2. Привлечение уповающих на Нее грешников к покаянию и

3. Избавление их от земных бед и вечной гибели.


1.

Благодать есть невещественная сила существа Божия. Мысленный свет, исходящий от Троичного Божества.

Божия Матерь есть первая нетленная Светоприемница благодати у престола Божия и световидный храм Божественной Славы. Вся светоносная Матерь воплощенного Бога Слова изливает на всех молящихся Ей благодатное Богоматернее просвещение. Облечение верующих во светоносную одежду благодати представляет возочищение в них благодати св. таинств Церкви, угашаемой их грехами . Божию Матерь св. Церковь глубокомысленно называет "блистающим умом, жилищем света и светоносной Дверью благодати" . Силою света Божия Она, как небесной манной и живой водой, кормит и поит духовно голодных и жаждущих и вдыхает в них благоухание благодати . Говоря литургическим языком, посредством Ее световождения и светоизлияния в омраченных греховностью душах восходит свет Солнца славы Христа и обновляется .

Пресвятая Богородица благословениями светлейшего Христова света радует весь человеческий род во вселенной .


2.

По Ее молитвам, невидимые телесно, но ощутительные сердечно светоозарения благодати Христовой возбуждают у прибегающих к Ее помощи прежде всего дух покаяния .

Поэтому в богослужебных молитвах и песнопениях многократно исповедуется та истина, что Пресвятая Богородица отверзает покрытым грехами людям светозарные двери покаяния, показывает входы в волю Божию и подает стенания, душевные слезы и постоянное умиление . В этом смысле Она — мост к Богу, врата спасения, успокоение и утешение грешных , Подательница их осужденному естеству прежней красоты . Ей присуща власть и дерзновение отверзать кающимся беспредельную пучину Божией благости. Чрез Нее Господь являет множество милости грешным и умиротворяет их дух прощением грехов .

Ввиду великой помощи отчужденным от сладости жизни в Боге Божия Матерь есть переплавляющее Горнило грешного человеческого существа , Сокровище благодатного воскресения неготовых к смерти , возвращение их ко благочестию и духовной высоте .

Нет греха у людей, побеждающего благодать Божией Матери. По Своему Матернему дерзновению пред Сыном Божиим Она удостаивает Божиего милосердия даже немилостивых нравом, но сокрушающихся о своей черствости, и все может творить людям в помощь .


3.

Сын Божий, как Всеблагий и Человеколюбивый, даровал миру в Пресвятой Богородице Великую Помощницу к избавлению от земных бед и вечной гибели . Ее покров крепок, изменение напастей непреложно, освобождение от мучений быстро , облегчение человеческих страданий постоянно . Дивная, светлая и бодрая Заступница христиан , в защите их от горя и несчастий есть подлинно "Нерушимая стена" . Людям, усердно молящимся Ей, Господь не попускает гибнуть, но чудными путями Своего Промышления приводит их ко спасению .

Изложенные литургические мысли о Богоматернем служении в земной Церкви можно обобщить в форме следующих положений:

1. Богоматерь соучаствует Христу Спасителю в примирении с Богом кающихся грешников и даровании им благословения Божия;

2. Действует Христовою силою;

3. Ее светоозарения возгревают угасающую в грешниках благодать св. таинств;

4. Влагают в естественные усилия раскаяться благодать умиления и плача;

5. Смягчают и устраняют от людей скорби и бедствия.


ВЕРУЮЩАЯ ДУША ПОД БЛАГОДАТНЫМ ОЗАРЕНИЕМ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Церковно-литургические творения часто и в ясных выражениях говорят о глубочайшей тайне преображения грешной человеческой души молитвами Божией Матери к Сыну Ее и Богу и Ее непосредственным светоозарением.

От Пресвятой Богородицы, по словам церковных песнопений, нисходит на людей некий светозарный покров , и вода бессмертия светлейшая огня и действеннейшая света - это есть благодать Христа - Бога Слова , которой Божия Мать, как руками, покрывает оберегаемых людей. Родительница Невечернего света Христа и Сама жилище Его света и всех верующих просвещает Его светом обитающим в Ней , и попаляет в них колючий терновник страстей . Из световидной благодатной чаши Ее неистощимо истекает сила , преобразующая грешные души в рай, полный цветов Духа .

В Пресвятой Богородице, как Двери Божественного света, лежит бездна благодатных дарований . Ночью и днем Она освещает и наставляет ко спасению грешников и возливает на их душевные струпья и язвы смягчающий светозарный елей благодати Христовой . Родившая Небесный Дождь благодати, напояет Им борозды душ, иcсохших от греха и печали . Ее мольбами Христос без меры подает достойным небесной милости Духа, происходящего от Отца , и показывает их жилищами света . И Сама Богоматерь властию, данною Ей от Бога, сообщает благодать усердно молящимся Ей. В этом очевидно выражаются Ее Промышления о верующих во Христа, посещение , целение и духовное питание их .

Богоматернее просвещение разгоняет в душах омрачение от плотских услад , укрощает бурю и волнение страстей . Под действием светоозарения грешники воскресают от падения , обновляются, находят вход к Богу и успокаиваются от наплывов греховных переживаний. Царивший в них грех низлагается.

В частности, воздействие благодати Божией Матери чудно отражается на состоянии человеческого ума . В нем укрощаются бурные и мутные волны суетных и злобных помышлений , исцеляется его разбитость, отверзается душевный слух людей ко вниманию Божественным словам .

При озарении свыше зеницы человеческого ума способны усматривать правильный путь жизни и избегать коварных советов и ловлений диавола . Нередко в часы недоумении Божия Матерь Сама полагает людям Свои благие мысли в их сознание. Сила Богоматернего осияния прекращает в уме набеги страстных помыслов , приводит в бездействие диавольские прельщения и очищает мысленное зрение от облака греховных представлений и мечтаний . С прекращением бесовских мечтаний, страстного говора и мысленных блужданий ум верующего человека постепенно приобретает целомудренность, устанавливается на молитве и бывает способен в мире и тишине призывать непрестанно имя Сына Божия и на опыте разуметь тайну личного спасения .

Отражения света Богоматери в верующем сердце делают его умиленным, охлажденным от зноя страстных чувств , богобоязненным , успокаивают его от смущении .

Божия Матерь в Богосиянии как бы полагает на сердца людей Свою всецелительную Десницу . И поглощаемые скорбям ясно чувствуют тогда услаждение своей сердечной горечи нетленным обрадованием по действию Пречистой. Осияние Божией Матери гордые сердца смиряет , жестокие - сокрушает , загрязненные греховной чернотой просветляет , объятые густой печалью - утешает, стесненные расширяет , обремененные тяготой облегчает.

В связи с этим литургическое богословие часто называет Богоматерними дарами сердцу человека его общее успокоение и отдельные благодатные чувства, каковые - смирение, душевный плач о грехах, кротость, умиление, страх Божий и др. В человеческой воле Богоматерь благодатно изменяет плотские желания на духовные , целит Ее порочное тление и прокажение, тушит в ней угли страстности , укрепляет ее на добро . Помощию Божией Матери восстания страстей слабеют, замирают в грешных и из глубины их воли поднимается сила преобладания над страстями .

Что особенно характерно, Божия Матерь связывает грешную волю любовью к Богу, и разрывает связанность Ее злобой , от чего "блудный нрав" человека исправляется , малодушие в испытаниях сменяется терпением .

Говоря обобщенно, верующий благодатию Божией Матери бывает защищаем и храним от увлечения прилогами демонов, страстными чувствами и влечениями при искушениях.

Приумножение в нем благодати чрез осияние Пречистой возвращает его уму - целомудрие и способность не рассеянно молиться, сердце умиротворяет волю, наполняет силой любви к Богу и людям.


ПОЧИТАНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВЕРУЮЩИМИ И ЕЕ МОЛИТВА ЗА НИХ

Святейшее и родное всякому христианину имя "Богоматерь" есть имя носительницы высочайшей в Церкви Богородительной любви, являющей ищущим спасения , бездну щедрот и безбрежное море благодати . Ее кроткий, тихий, милостивый и благосердный взор обращен на призывающих Ее во всем мире . Небожители видят Ее воочию. Земная Церковь верою созерцает Пречистую, как присно живую, во святых Ее иконах и предлагает Ее Господу, как Свою Молитвенницу и Ходатаицу.

Приснодеве Световодительнице естественно творить людей общниками невечернего дня и рассеивать мглу их страстей. Как неусыпно бодрая, всегда готовая и благолюбивая Молитвенница за мир и вселенскую Церковь, Она подобна неугасимой лампаде, денно-нощно молитвенно горящей во вселенной пред Богом в сиянии духовной любви к людям . Перстами Своих молитв Небесная Молебница пишет бесчисленным грешникам прощение прегрешений и избавление от напастей и прилагает целительный пластырь к их душевным язвам .

Беспомощные, уязвленные всецело грехами, ужасаясь диавольских сетей и оклеветаний обычно не имеют дерзновения пред Богом. Охваченные страхом, они не смеют иногда даже взирать на высоту неба, тем более воздевать молитвенно к Богу руки. Свое дерзание пред Ним они уповают найти в Божией Матери, Ее ходатайством за них пред Богом . Владычица мира для грешников, ищущих спасения, - всецелая надежда спасения, врата в Царство Божие , Управительница к пристани вечного упокоения во Христе, первая Защитница и Неприступная стена, ограждающая от всякого зла .

Яркое воспоминание о безмерном богатстве Ее милосердия и непреоборимой державе могущества и скором слышании человеческих молитв побуждает всех притекать под Ее кров . Объятые тьмою жизни и погорбленные от скорби обыкновенно не находят среди людей соскорбящих и соболезнующих, прибегают к Богу чрез Богоматерь. Рыдая о множестве грехов, ужасаясь своих падений, смертного часа и страшного суда, они невольно устремляют мысли и чувства к Пресвятой Деве и в Ее любви, благости и помощи уповают найти восстановление чистоты и избавление от горького пленения страстями .

Означенное колебание грешной души между отчаянием в спасении и упованием на помощь Божией Матери превосходно отражают, например, следующие литургические молитвы:

"Я, - восклицает грешник к Богоматери, - впал в лютую пучину уныния из-за множества моих беззаконных дел и охвачен безнадежием. Мати Божия! Ты меня спаси, Ты мне помоги, ибо Ты - умилостивление за грешников и очищение" .

"Подними меня павшего в пропасть грехов от увлечения страстями и наставь к жизни" . "Я пришел ко крову Твоему, объятый скорбью, зовя из глубины сердца, со слезами" . "Умертви страсти моей плоти... всего меня освяти, всего избави от всякого действия страстей" . "Пресвятая Дева, явись мне милостивой, послушающей мои призывания. Я вижу Твою благодать во всем случающемся со мной. Всю надежду моей души я возложил на Тебя и во всем уповаю на Твой Промысл. Ты удостой меня будущей славы и Божественной жизни" . "Мати Божия! Дай мне источник слез, умиление и целомудренное сердце... чтобы плакать о грехах и избежать муки и осуждения" . "Ты - мне просвещение, Ты - мне избавление, радование. Ты — моя поборница. Ты — моя слава, похвала, надежда и спасение, Пре непорочная" . "Мати Божия! Будь мне споручницей спасения, чтобы я совершенно обратился к Богу и получил прощение грехов... Надеясь на Тебя, я не отпаду от надежды спасения" .

Ночью и днем, уединенно и в храмах грешники во всем мире мысленно припадают к стопам Божией Матери, усердно прося Ее покрыть их обнажение от добродетели одеждою благодати . И они уверены, что их взывания ко Пресвятой Богородице не будут тщетны, но принесут им небесное ограждение и спасение от греховных соблазнов и увлечений .

Божия Матерь в Духе Святом видит всех молящихся Ей, знает их трепет при мысли о грехах, их душевные немощи, непостоянство и пленение ума, изнеможение в борьбе со страстьми и многоболезненные страдания , малосилие плоти и заблуждения, знает нападки на них и прельщение беспощадных злых духов .

До Ее слуха непрерывно достигает молитвенный плач, рыдания и болезненные стенания людей, мытаревы воздыхания их , требования помощи , слышны даже несовершенные "худые" молитвы , исповедание "тайн грехопадений" .

Как Небесный Отец принял, по притче, блудного сына, так Божия Матерь скоро и благосердно принимает моления людей и приносит их Своему Сыну и Богу, предстоя на небе одесную Его. Простерши Свои Божественные руки. Она день и ночь Своими светлыми молитвами просит скорбным милости Господней. Предметами Ее теплой, бодрой и умиленной молитвы бывает испрашивание людям прощения грехов, благодати слезного покаяния и совершенного исправления, прежде смерти . Она молит, чтобы Господь избавил своих рабов от бесовской злобы, не восхитил грешников из этой жизни нераскаянными, но чтобы привел их до кончины к чистой световидной жизни , избавил от бесовского мучительства на земле и вечных мук за гробом , и соделал храмами Св. Духа . Ей одной из всех святых дана от Бога такая благодать, что всякое Ее прошение исполняется Христом Спасителем.

Молитва Ее всемощна, заступление твердо, дерзновение в заступлении неисчетно. Она — теплое очистилище всех притекающих к Ней от бесчисленных грехов и малые стенания людей о своих грехах возносит к Богу, как благовонную жертву .

Ее единственное по силе и страшное предстательство за грешных во всех трудностях жизни присвояет их Богу и освобождает от рабства страстям . Никого из молящихся Ей Она не отвергает, не отсылает от Своего Лица, не вверяет человеческому предстательству, но Сама заступает его в жизни, стесненной или грехами, или внешними обстоятельствами и одевает световидною ризою спасения . Твердо и от матернего чрева надеющиеся на Божию Матерь, имеют в Ней Свою Поручительницу пред Спасителем , благую Заступницу и душепитательный Источник исцелений .

Спаситель несказанный в милосердии, преклоняется на ходатайства о людях Своей Пречистой Матери, ради Нее бывает "благопременителен" к ним и облегчает их тяжкое душевное состояние прощением их грехов .

По молитвам Богоматери Божиего милосердия удостаиваются даже лица, одержимые немилосердием, бесстыдством, безумием и злобою , но кающиеся. Христос Спаситель раздирает рукописание грехов их, принимая Богоматернее ходатайство за них . Верующие как бы одеваются щедростью Божиею чрез Богоматернее заступление и в праведном Боге видят вместе с тем Милостивого по естеству . Предстательство Небесной Заступницы за мир чудно возвеличивает Божие милосердие , являемое кающимся грешникам .

В жизни христиан заступление и помощь Божией Матери сказываются в самых разнообразных случаях спасения их от внешних непредвиденных опасностей , от сетей диавольской злобы и из разных состояний гнетущей скорби . Очерненные страстями, жалкие, влекомые во глубину отчаяния, смрадные от греховных нечистот, но не теряющие упования на молитвы Небесной Заступницы, находят в Ней могучее воззвание из падения . Пресвятая Богородица не дает им погибнуть от безумного нрава , душевных болезней и смятения, не попускает в грехах уснуть сном вечной смерти. Она пробуждает в них жажду святой жизни, ослабляет волнение их страстей и связывает любовью к Богу . Вводя грешную душу в общение невечернего света , Она отгоняет от нее дремоту уныния , разрушает замыслы против нее диавола и ограждает ее как бы столпообразными стенами от порабощения страстям, бесовских стремлений и гибели. Действием исходящей свыше благодати грешник духовно оживляется к борьбе со страстями и вместо ношения тяжкого бремени согрешений начинает носить легкое иго заповедей Сына Божия . Отрезвленные и развязанные от злого обыкновения души Божия Матерь привязывает любовию к Богу и от Него изливает на них елей Божественной благости и сладкое утешение .

Для каждого человека самыми страшными моментами являются: телесная смерть, прохождение воздушных мытарств и посмертный Суд Божий. Небесная Заступница и тогда не оставляет Своей помощью переходящих в загробную область бытия верующих во Христа.

Души Она изымает от бесовских рук истязаний и оклеветаний на горьких мытарствах и в час Суда Христова молит Своего Сына о милости к почившим в вере .

Изображаемое литургическим богословием Богоматерное ближайшее участие в жизни членов Христовой Церкви есть живая непрерывная и общеизвестная действительность. После всего сказанного о молитвах, любви и дерзновении Божией Матери пред Богом, становится понятным желание всех христиан без конца величать и прославлять Богородицу и Матерь света, благословляя благословлять Ее за материнское попечение о человеческом спасении . Огнь Ее матерней любви к людям вызывает ответное чувство благоговейнейшей любви к Ней со стороны тех, которых Она покрывает кровом благодатных крыл Своих от всякого зла . Избавленные от бед молитвами Пресвятой Богородицы в песнях хвалы Ей как бы ликуют душевно после пережитых скорбей и смертельных опасностей.

Подытоживая сводку литургических суждений о значении Богоматери для личного спасения в Церкви, мы имеем основания сделать следующие выводы:

1. Божия Матерь — высочайшая Молитвенница пред Богом о спасающихся.

2. За утративших дерзновение молиться Господу о собственном спасении, Она предстательствует пред Сыном и Богом и испрашивает им прощение грехов.

3. Ее ходатайства за кающихся грешников все без исключения принимаются Спасителем.

4. На протяжении земной жизни каждого вверившего Ей судьбы Своего спасения, Она промышляет о его очищении от грехов и исправлении, пока тот не достигнет небесного отечества святых.


Триодь Постная, Нед. 5 Седм. Вел. Поста утра, Богород, Седальна по 3 п. Канона.

Триодь Постная, 3 Седм. Вел. Поста утра, Канон, Богород. 9 п.

Триодь Постная, Суббота Акафиста утра, Кан. Б.М., 4 тр. 8 п., 2 тр. 9 п.

Триодь Цветная, Суббота пред 6 Нед. по Пасхе, Мал. веч., 2 стиховная стихира.

Триодь Цветная, Нед. 50-цы, Повечер., Канон Б.М., Богород. 5 п.

Триодь Цветная, Четверг Святл. Седм. вечера, 7 стихира на Господи воззвах и 2 стиховная стихира; О. I., 1 гл. Вторник Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 4 п.

О. I., 2 гл. Понед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр.3 п.

Там же, 3 тр. 5 п.

Там же, 2 тр. 7 п., 3 тр. 8 п.

О. I., 2 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 4 п., 1 тр. 6 п.

О. I., 3 гл. Понед. утра, Кан. бесплотн., Богород. 9 п.

О. I., 3 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 8 п.

О. II., 8 гл. Субб. Мал. веч., 2 и 3 стихов. стихиры.

О. I., 4 гл. Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.

О. I., 1 гл. Субб. вечера, 8 и 9 стихиры на Господи воззвах.

Служба Успен., М-, 1889 г. Молитва Б.М.

O. I., 1 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 3 п.

О. II., 5 гл. Пяток Повечер., 1 тр. 7 п.

О. II., 8 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 5 п.

О. I., 1 гл. Понед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.; О. II., 7 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 6 п.; О. I., 4 гл. Вторник, Повечерие, Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.

О. II., 7 гл. Субб., Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 6 п.; Триодь Постная, Четверг 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, Богород. 8 п.

О. I., 2 гл. Среда, Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 4п.

Триодь Постная, Пяток утра 1 Седм. Вел. Поста, Трипеснец, Богород. 5 п.; Нед. Сырн. утра, Кан. Богород. 8 п.; Субб. 1 Седм. Вел. Поста утра. Канон, Богород. Седальна по 3 п.; 2 Нед. Вел. Поста утра, 2 Канон, Богород. 9 п.

Триодь Постная, Понед. 5 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, Богород. 8 п.; Субб. Акафиста утра, Кан. Б.М., 3 тр. 8 п., 4 тр. 9 п.

О. I., 3 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 4 п.; Субб. утра, 4 стиховная стихира на "и ныне".

О. II., 5 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 4 тр. 4 п.

О. I., 1 гл. Понед. утра. Блаженны на Литургии, 6 стих.

О. I., 1 гл. Субб. вечера, 8 и 9 стихиры на Господи воззвах.

О. II., 5 гл. Четверг утра, Кан. Апостол., Богород. 1 п.

Триодь Постная, Вторник Сырн. утра, 1 Трипеснец, Богород. 1 п.; О. I., 3 гл. Понед. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 3 п., 4 тр. 1 п.

О. I., 4 гл. Среда, Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 4 п.; О. II.,5 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 8 п.

Триодь Постная, Понед. 5 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипесиец, Богород. 8 п., 1 Трипеснец, Богород. 3 п.

Триодь Постная, 2 Нед. Вел. Поста утра, 2 Канон, Богород. 1 п.

O. I.,1 гл. Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 1 тр. 9 п.

Триодь Цветная, Субб. пред 5 Нед. по Пасхе, Мал. вечерн., 4 стиховная стихира.

O. I., 1 гл. Субб. вечер.. Догматик на "и ныне".

О. II., 6 гл. Понед. утра, Кан. Господу, Богород. 5 п.

О. II., 6 гл. Субб. Мал. веч., 5 стиховная стихира.

О. II., 7 гл. Субб. веч., Богород. по воскр. троп. 7 гл.

О. II., 8 гл. Нед. Повечер., Кан. Б.М., Седален по 6 п. Канона.

О. II., 8 гл. Нед. Повечер., Кан. Б. М., 3 и 4 тр. 7 п.; Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 3 п.

О. II., 7 гл. Среда, Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 8 п.

О. II., 7 гл. Субб. Повечер., Кан. Б.М., 1 и 2 тр. 2 п., 3 тр. 3 п.; О. I., 1 гл. Субб. вечера, 10 стихира на Господи воззвах.

О. II., 5 гл. Субб.Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 1 п.

О. I.,3 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 9 п.

Триодь Постная, Четверг Сырн. утра, Трипеснец, Богород. 4 п.

Триодь Постная, Нед. 1 Седм. Вел. Поста, Повечер., Богород. 9 п. Канона.

Триодь Постная, Нед. Блудн. Сына утра, Кан., Богород. 9 песни.

Триодь Постная, Субб. Мясоп. утра. Канон, Богород. 8 песни.

Триодь Постная, Четверг Седм. Ваий утра, 1 Трипеснец, Богород. 4 п.

Триодь Постная, Четверг 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, Богород. 9 п.

О. II., 7 гл. Нед. Полун., Кан. Св. Троице, Богород. по 6 п.

Триодь Цветная, Пяток Светл. Седм. утра, Кан. Б.М., 4 тр. 4 п.; Среда 4 Седм. по Пасхе утра, 1 Канон, Богород. 9 п.

О. I., 2 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 3 п.

O. I., 2 гл. Среда, Повечер., Кан. Б. М., 2 тр. 1 п.

О. I., 2 гл. Четверг утра, Кан. св. Николаю Чудотвор., Богород. 4 п.

O. I., 2 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 4 п.

О. I., 2 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 1 п., 3 тр. 3 п.

О. I., 3 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 9 п.

О. I., 3 гл. Понед. утра, Кан. Г.И.Хр., Богород. 9 п.

О. II., 8 гл. Вторник Повечер., Кан. Б.М., 3 и 4 тр. 1 п.

О. II., 6 гл. Пяток Повечер.,Кан.Б.М., 1 тр. 1 п.

Триодь Постная, Нед. Мытаря и Фарис. утра, Канон, Богород. 4 п.

Триодь Постная, 2 Нед. Вел. Поста, 2 Канон, Богород.6 п.; О.I.,1 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 5п.

О. I., 1 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 7 п.

Там же, 4 тр. 9 п.

Триодь Постная, Нед. 4 Вел. Поста утра, Канон, Богород. 3 п.

Триодь Постн., Субб. Мясоп. утра, Канон, Богород. Седальна по 3 п.; Нед. Блуд. Сына утра, Кан., Богор. 9 п.

Триодь Постная, 2 Нед. Вел. Поста, 2 Канон, Богород. 4 и 5 песни.

Триодь Постная, Субб. 3 Седм. Вел. Поста утра, 1 Четверопеснец, Богород. 8 и 9 пп.

Триодь Постная, Нед. 4 Седм. Вел. Поста, Канон Покаян., Богород. 3 п.; Пяток 4 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, Богород. 9 п.

О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 2 тр. 3 п.

Триодь Цветная, Пяток Светл. Седм. утра, Кан. Б.М., 4 тр. 4 п.

О. I., 1 гл. Вторник Повеч., Кан. Б.М., 3 тр.9 п.

O. I., 2 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 9 п.

О. II., 5 гл. Понед. Повеч., Кан. Б.М., Седален по 6 п.; 6 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 2 тр. 6 п.; О. II., 7 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 9 п.

О. II., 8 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., Богород. 4 п.

О. I., 2 гл. Среда утра, Кан. Б. М., 1, 3 и 4 тр. 4 п., 3 тр. 5 п.

О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 3 тр. 3 п.

Триодь Цветная, 7 Нед. по Пасхе утра, 1 Канон, Богород. 6 п.

О. I., 1 гл. Субб. Повеч., Кан. Б.М., 2 и 3 тр. 1 п., 2 тр. 3 п.

Там же, 2 тр. 6 п., 2 тр. 7 п., 3 тр. 7 п.

Триодь Цветная, Пяток Светл. Седм. утра, Канон Б. М., 2 тр. 1 п.

О. I., 2 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 4 п.

O. I., 3 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 7 п.

О. I., 4 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 3 п., 2 тр. 5 п.

О. II., 8 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 6 п.

О. II., 8 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 тр. 3 п., 2 тр. 6 п.

O. I., 4 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 6 п.

О. I., 4 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 4 п., 1 тр. 3 п., 3 тр. 3 п.; О. II., 6 гл. Нед. Повеч., Кан. Б.М., 3тр. 8п.

О. I., 1 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 3 и 4 тр. 7 п.

Триодь Постная, Пяток утра, 3 Седм. Вел. Поста, 1 Трипеснец, Богород. 8 п.; Триодь Цветная, Четверг 6 Седм. по Пасхе утра, 1 Канон, Богор. 3 п.; 2 Канон, Богор. 3 п.

Триодь Постная, Нед. Мытаря и Фарисея утра, Канон, Богород. 5 п.

О. I., 2 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр.8 п.

О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 2 и 4 тр. 5 п.

О. I., 2 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 7 п.

О. II., 8 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 1 и 2 тр. 4 п.

О. I., 3 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. Зп.

О. I., 3 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 1 п.; 4 гл. Нед., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 1 п.

О. II., 5 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 9 п.

Триодь Цветная, Понед. 3 Седм. по Пасхе утра, Трипеснец, Богород. 9 п.

O. I., 2 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 4тр.3п.

О. I., 4 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 4 п.

О. II., 8 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 7 п.

О. I., 4 гл. Нед., Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 8 п.; 3 гл. Нед. вечера, 7 стихира на Господи воззвах и 4 стиховная стихира.

О. I., 1 гл. Нед., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 7 п.

Триодь Цветная, Вторник Седм. Ваий утра, Богород. Седальна по 3 стихосл., 1 Трипеснец, Богород. 8 п.; Среда Седм. Ваий утра, 1 Трипеснец, Богород. 3 и 9 пп.; 2 Трипеснец, Богород. 3 п.

Триодь Постная, Четверг 2 Седм. Вел. Поста утра, Богород. Седальна по 2 стихословии.

О. II., 6 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 1 п., 1 и 4 тр. 3 п., 1 тр. 5 п., 2 и 4 тр. 7 п.; 7 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.

Триодь Постная, Вторник 2 Седм. Вел. Поста утра, Богород. Седальна по 2 стихословии.

Триодь Постная, Среда 2 Седм. Вел. Поста утра, 1 Трипеснец, Богород. 3 п.

Триодь Постная, Четверг 2 Седм. Вел. Поста утра, Богород. Седальна по 2 стихословии.

Там же, 1 Трипеснец, Богород. 4 и 9 пп.

О. I., 3 гл. Субб. вечера, 8 стихира на Господи воззвах.

О. II., 6 гл. Четверг веч., 6 стихира на Госп. воззвах; Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 1 п., 4 тр. 3 п.

О. I., 4 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 9 п.

О. II., 5 гл. Вторник утра, Кан. Г.И.Хр., Богород. 8 п.; 6 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 3 п.

О. II., 8 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 1 тр. 5 п., 1 и 3 тр. 6 п.

Триодь Постная, Четверг 1 Седм. Вел. Поста утра, Трипеснец, Богород. 4 п.

О. II., 5 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 5 п., 2 тр. 6 п., 1 и 2 тр. 8 п.

О. I., 3 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 5 п., 1 и 4 тр. 6 п.

О. I., 3 гл. Среда, Повеч., Кан. Б.М., 2 и 4 тр. 7 п.

O. I., 3 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр.Зп.

О. II., 7 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 1 и 2 тр. 8 п.

О. II., 2 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 3 п.

Там же, 3 тр. 5 п.

Триодь Постная, Субб. утра, 2 Седм. Вел. Поста, Четверопеснец, Богород. 7 и 8 пп.; 2 Четверопеснец, Богород. 7 п.

О. II., 5 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 2 и 4 тр. 9 п.

Там же, 1 тр. 9 п.

О. I., 1 гл. Вторник утра, Кан. Предтече, Богород. 4 п.

О. I., 2 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 5 п.; Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 2 и 3 тр. 1 п.

О. I., 4 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 3 п., 1 тр. 4 п.

О. I., 3 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 1 п., 1 тр. 3 п.; О. II., 6 гл. Четверг утра, Богород. Седальна на 2 стихословии.

О. I., 3 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 1 и 2 тр. 4 п., 2 тр. 5 п.

О. I., 3 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 2 и 3 тр. 5 п., 4 тр. 9 п.

О. II., 5 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 2 тр. 6 п.

Триодь Постная, Нед. Блудн. сына утра, Богород. 4 и 6 пп.; Пяток Сырн. утра, Канон, Богородичен 8 п.; Субб. 1 Седм. Вел. Поста утра, Канон, Богород. 4 п.; Нед. Сырн. утра, Канон, Богород. 7 п.

О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 3 тр. 6 п., 2 тр. 8 п.

О. II., 6 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 9 п.; Среда утра, Кан. Б.М., 3 тр. 5 п.; Четверг утра, Кан. Апостолам, Богород. 5 п.; Четверг вечера, 4 стихира на Госп. воззвах; Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 5 тр. 4 п., 3 тр. 5 п.

О. II., 5 гл. Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 3 тр. 5 п., 2 тр. 7 п., 3 тр. 7 п.

О. II., 3 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 3 п.

О. II., 8 гл. Четверг, Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 1 п.

О. I., 3 гл. Среда вечера, 7 стихира на Господи воззвах.

О. I., 1 гл. Нед., Повеч., Кан. Б.М., 2 и 4 тр. 6 п.

О. П., 5 гл. Субб., Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 9 п.

О. I., 3 гл. Пяток, Повеч., Кан. Б.М., 2 тр. 5 п.; Пяток утра, Кан. Б.М., 2 и 3 тр. 7 п.; 4 гл. Пяток утра, Кан. Б.М., 3 тр. 1 п.

О. II., 3 гл. Понед., Повеч., Кан. Б.М. 2 тр. 6п.

Триодь Постная, Пяток утра, 1 Седм. Вел. Поста, Трипеснец, Богород. 8 п.

Триодь Постная, 2 Нед. Вел. Поста утра, 2 Канон, Богород. 3 п.; Триодь Цветная, 7 Нед. по Пасхе, Канон, Богород. 4 п.; О. I., 1 гл. Нед. утра, Полунощн., Кан. Св. Троице, Богород. Седальна по 3 п.

O.I., 4 гл. Четв., Повеч., Кан. Б.М., 3 тр. 7 п.

О. I., 4 гл. Четверг утра. Канон св. Николаю, Богород. 7 п.

О. I., 2 гл. Нед., Повечер., Кан. Б.М., 2 тр. 5 п., 3 тр. 5 п.

О. I., 1 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 тр. 9 п.

О. I., 4 гл. Среда утра, Кан. Б.М., 1 тр. 9 п.

О. I., 2 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 1 тр. 4 п.

О. II., 5 гл. Вторник, Повеч., Кан. Б.М., 4 тр. 4п.

О. I., 1 гл. Нед. утра, Полун., Кан. Св. Троице, Богород. Седальна по 6 п.; О. I., 4 гл. Вторник, Повечер., Кан. Б.М., 4 тр. 8 п.

Триодь Постная, Субб. 7 Седм. Вел. Поста утра, 1 Четверопеснец, Богород. 6 п.

О. II.,5 гл. Пяток,Повеч., Кан.Б.М., 4 тр.9п.

О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. Б.М., 1 и 3 тр. 1 п., 3 тр. 3 п., 4 тр. 5 п.


ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:

АНТ. - АНТИФОН

ГЛ. - ГЛАС

О. - ОКТОИХ

П. - ПЕСНЬ

ПОЛУН. - ПОЛУНОЩНИЦА

СТИХ. - СТИХИРА

ТР. - ТРОПАРЬ

[]


Библиотека форума "Православная беседа":




Наши партнеры:
Hosted by uCoz