Семинарская и святоотеческая библиотеки.

Семинарская и святоотеческая

 православные библиотеки.


 

 

Еп. Вениамин (Милов). Чтения по литургическому богословию.   []


Глава четырнадцатая

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ
В ЛИТУРГИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ


РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(В литургическом изображении)

Стихиры и каноны на праздник Рождества Пресвятой Богородицы составлены несколькими церковными песнопевцами. В надписаниях стихир упоминаются имена Константинопольских Патриархов святых Анатолия, Германа и Патриарха Сергия, святого Андрея, Архиепископа Критского, Стефана Святоградца. Каноны надписаны именами преп. Иоанна Дамаскина и св. Андрея Критского.

Упомянутые авторы в своих творениях раскрывают историю и общецерковное значение Рождества Богородицы.

История праздника у них передается сжато, но во всех основных подробностях и сходно с древними апокрифическими сказаниями об этом событии.

Использование апокрифов знаменитыми песнопевцами в церковно-богослужебном творчестве, косвенно свидетельствует о достоверности апокрифических сказаний, касающихся передачи главных событий жизни Богоматери и сомнительности лишь некоторых апокрифических подробностей в сказаниях.

Литургическое изложение истории Рождества Пресвятой Богородицы изобилует библейскими терминами, сопоставлениями исторических сведений с ветхозаветными пророчествами.

Группировка богослужебных идей рассматриваемого праздника намечается самым историко-догматическим содержанием их. Применительно к этому мы изложим прежде историю Рождества Богородицы и после определим его догматическое значение.

Божия Матерь родилась от престарелых родителей Иоакима и Анны, не имевших детей до глубокой старости. Иоаким происходил из рода Давидова, Анна - из рода Аарона .

Бездетная супружеская чета отличалась праведностью, благочестием и благодатным целомудрием . При всей непорочности личной жизни она долго несла тяготу поношения за бесчадие со стороны единоплеменников . Однажды прав. Иоаким, по случаю какого-то праздника, приносил в Иерусалимский храм дары. Первосвященник не хотел принимать от него приношений, как от человека, отвергнутого Богом и наказанного бездетностью за грехи. Незаслуженная обида потрясла Иоакима. Он ушел в горы близ Иерусалима и там изливал свою скорбь в молитве к Бегу.

Поношение мужа оплакивала в своем доме и св. Анна. Облегчение в печали она искала естественно в молитвенном устремлении к Богу и просила Его даровать чадо. Молитва обоих супругов вошла в слух Господа Саваофа. Ангел, по Божию повелению, возвестил им о предстоящем рождении у них дочери и они действительно получили свыше силу деторождения. Неплодная Анна зачала дитя от Иоакима и по истечении естественного срока чревоношения родила Преблагословенную Марию — Богородицу .

Младенец Мария была чисто небесным даром от Бога праведникам. Неплодные Аннины ложесна отверз именно Сын Божий и повелел изойти из бесчадной утробы Источнику жизни .

Так Богосыновним мановением св. Анна соделалась плодоносной бороздой, произведшей добрый колос - Богородицу .

Можно себе представить радость праведных родителей, осчастливленных чадородием. Иоаким, ликуя, говорил в слух всех: "Мне родился жезл, от которого прорастет цвет - Христос" . Праведная же Анна, кормя Младенца своим млеком, была готова "от радости плескать руками" и говорила мысленно: "неплодная, родила Божию Матерь, ради Которой разрешится осуждение Евы... Сорадуйтесь мне, все сыны Израиля, ибо вот Господь дал мне одушевленную Палату Его Божественной славы, в общее веселие, радость и спасение" .

Счастливые родители обещали посвятить свою Дочь на служение Богу. С наступлением Ей трех лет они действительно отвели Ее на жительство в Иерусалимский храм для воспитания и воскормления рукою Ангела .

Говоря библейски — от Анны, малого чертога, - родилась Мария, Божий град, имеющий выход от утробной двери, но не знающий входа плотского общения .

Рождество Пресвятой Богородицы многозначительно для всего человечества, торжественно чтится во вселенской Церкви по устроению Сына Божия . Иоакиму и Анне, высшим всех земных родителей сорадуется мир ангельский и человеческий не без глубокого основания .

Рождение Пресвятой Богородицы Марии служило преддверием явления на землю во плоти Солнца правды — Христа. Оно означало приближение времени разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших над людьми, указывало на скорое воссияние Божьего благословения и вечной жизни на земле .

В Лице Пресвятой Марии благодать родила Предызбранную из всех родов в жилище Христу Богу , начаток человеческого спасения и Ходатаицу о нем .

Всецарица Богородица есть по Своему достоинству Матерь жизни, Скиния всечеловеческого примирения грешных с Богом, Божий одушевленный престол, Чертог неприступного света Божества и Книга Слова жизни . Пророк Иезекииль назвал Ее Божественной Девической Дверью, обращенной к востоку и ожидающей входа чрез Нее во вселенную великого Спасителя Христа . Как Дверь Единородного Сына Божия Пресвятая Мария превзошла сиянием плоды чрева всех светлых жен на земле . Ввиду этого, Ее рождение, предвозвещающее начало спасения людей от духовного бесплодия, вызывает шум празднующих и созидает церковное благолепное торжество .

Весть о том, по словам песнопевцев, достигает прародителей Адама и Евы . Отлагая печаль, они побуждаются говорить: "Чрез Тебя, Пречистая, мы с явлением Христа избавимся от клятвы" . Праматерь же Ева ублажает свою Внучку приветственным восклицанием: "Мне родилось ныне Избавление. Ради Девы я освобожусь от адских уз" . Подобно Адаму и Еве о рождении Пресвятой Марии радуется праотец Ее Давид и объявляет всем: "Бог мне клялся и исполнил клятву, дав мне от плода моего чрева Девицу. Из Нее родится на моем престоле Царь Христос, имеющий вечно незыблемое Царство" .

С приведенным общим упоминанием о значении Рождества Богородицы церковные песнопевцы присоединяют еще ряд замечаний об участии Богоматери в восстановлении человеческого рода из состояния падения.

В богослужебных песнях и тропарях праздника, например, высказывается мысль, что чистая Богоматерь и Раба Христа Бога непрерывно ходатайствует пред Ним о даровании людям первого блаженства . Для склоняющихся к аду Она - мост жизни . Ею попран бесстыдный ад, а всеродная Ева введена в твердую жизнь . Она отверзла вход в рай, затворенный древним преступлением и, как непорочная Агница привела в наше существо Агнца — Христа . От Нее родился Богомладенец — Огнь по Божеству и Отчее Слово и в Ее чреве из всечеловеческой персти создал тело, не всеянное земным отцом .

Некогда уста Патриарха Иакова, благословлявшего сына своего Иуду, назвали Богородицу — Летораслью, произращающей Сына Божия действием Св. Духа .

Пречистая действительно была Посредницей Боговоплощения, Ее, во время Архангельского благовещения, по благоволению Бога Отца осенил Божественный Дух и вселилось в Нее Слово Отчее . Рождением воплотившегося Сына Божия Она облагоухала миром благодати концы мира .

После всего сказанного становится понятною причина всемирного почитания зачатия, рождения и пелен Пресвятой Богородицы. Верующие люди по всей земле достойно чтут песнями и хвалами Ту, Которая рассеяла в мире тьму безблагодатности и принесла человечеству избавление от вечной смерти и дарование обожения .


ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(По изображению церковных песнопевцев)

История Введения во Храм Пресвятой Богородицы, излагаемая в церковных песнопениях и канонах, представляет святоотечески выверенное и принятое всей Православной Церковью древнее предание.

В надписаниях тропарей и стихир на данный праздник упоминаются имена их составителей - св. Георгия, Архиепископа Никомидийского, Леонта Маистора, Сергия Агиополита и Василия, составившего второй канон на утрени. Названные авторы связывают историю "Введения" с библейскими пророчествами Ветхого Завета. При этом они опускают в повествовании многие мелкие фактические детали освещаемого события, останавливаясь исключительно на его одних существенных моментах.

Св. Георгий, Архиеп. Никомидийский, вносит в свой канон на "Введение" диалогическую беседу прав. Анны с великим священником Захарией. В этой беседе он приводит собственно общебогословские рассуждения о величии Пресвятой Богородицы. Догматическая терминология св. Георгия явно позднейшего происхождения. Сделать упомянутую вставку его побудило свидетельство предания о действительном озарении Захарии Св. Духом пред введением Богоотроковицы во храм. Отсюда диалог был необходим св. Георгию, как переход к дальнейшему развитию повествования о вхождении Пречистой внутрь Святого Святых.

Возвышенный язык церковных песнопений во славу Богоматери умилительно изображает историю настоящего праздника, равно и пути Божьего Промысла, подготовившего Святую Деву к Богоматеринству.

По свидетельству канонов на "Введение" родители Пресв. Богородицы - Иоаким и Анна долгое время были бездетны. Уже в глубокой старости Бог даровал им силу деторождения и через Ангела обрадовал их извещением о рождении у них Чада. Обещание Божие вскоре исполнилось. Праведная Анна зачала и родила Дочь по имени Марию . Осчастливленные родители дали обет посвятить Ее на служение Богу, как непорочную жертву.

Когда Марии исполнилось три года, тогда праведные Иоаким и Анна решили привести Ее на жительство в храм, чтобы осуществить свое обещание .

Пресвятая Мария, еще младенец возрастом, услышав о предстоящем Ей поселении в Иерусалимском храме, не устрашилась разлуки с родными и не плакала, но охотно подчинилась родительской воле .

В один из дней праведная Анна пригласила в свой дом близких знакомых и родных, а также много Назаретских девиц. В предшествии их Она вместе с Иоакимом, радуясь и торжествуя, повела свою святую Дочь в Иерусалим. Впереди многолюдной процессии с пением псалмов шли девицы в белых одеяниях, держа в руках зажженные свечи. Между прочим они пели и тот псалом, в котором Псалмопевец пророчески говорит о приведении Богоматери в Чертог Царя и шествии вместе с Нею дев и близких Ее .

В буквальном пророчестве Давида Пречистая Дева называется Царицей, предстоящей в храме Царю и Богу. "Вслед за Ней, - говорит Давид, - приведутся Царю девы. Они входят в Царский Чертог" .

На пути в Иерусалим праведные Иоаким и Анна внутренне ликовали при мысли, что они удостоились принести Богу самый дорогой дар - единственное дитя. Ободряя Пресвятую Марию, Анна время от времени говорила Ей: "Дитя! Ты идешь к Богу, давшему мне Тебя. Будь Ему жертвой и благовонным фимиамом . Трехлетняя Богоотроковица не могла сама проходить все многоверстное расстояние от города Назарета до Иерусалима. Поэтому праведная Анна большей частью несла Ее на руках .

Но вот, наконец, путники достигли цели путешествия и подошли к великолепному Иерусалимскому храму. Навстречу процессии в окружении священников вышел первосвященник Захария, - отец Предтечи, сын Варахиин .

В богослужебном тропаре Захария называется первосвященником и великим архиереем не в смысле его первосвященнического достоинства, а как начальник иереев в своей чреде. При виде Захарии праведная Анна воскликнула: "Прими, Захария, Проповеданную Духом чрез Божиих пророков и введи Ее в храм для священного воспитания" . "Введи данное мне Богом Дитя в храм Создателя... Я - раба Бога, с верою призывала Его и спросила у Него этот плод моего чрева. - Теперь я привожу Дочь Давшему Ее" .

Захария, исполнившись Св. Духа, сказал Анне: "Твой поступок поистине законен. Но я проразумеваю здесь нечто чудное. - Приводимая в Божий Дом превосходит Святое Святых" . "Ты вводишь истинную Матерь жизни - Богородицу. Именно о Ней Божий пророки светло проповедывали, что Ее вместит этот храм" .

На слова первосвященника Анна ответила: "И я уразумеваю изрекаемое тобой. Ты Божиим Духом провозгласил истину об имеющем быть с Отроковицей. Прими Ее в храм" .

Тогда Захария благословил Пресвятую Марию и воскликнул: "Нам возжглась светоносная Свеча. Она воссияет всем в храме величайшую радость. Да сорадуются мне души пророков, видя совершение преславного события в Божием Доме" . "Господня Дверь! Я открываю Тебе двери храма. Ликуй в нем. Я познал и уверовал, что из Тебя родится Бог Слово" . "Ты, пришедшая в обитель Царя всех, чтобы освятиться... есть радость всех, избавление и наше воззвание ко спасению. Веселись, Иоаким и Анна! Вы принесли трехлетнюю Юницу, имеющую плотски родить Божественного Тельца" .

Сказав эти слова, Захария, будучи от благодатного восхищения вне себя, взял Богоотроковицу Марию за руку и повел Ее прежде во святилище, а затем во Святое Святых .

Вхождение Пречистой в недоступное людям место храма было богоугодно, боголепно и со славою. Сами ангелы, созерцавшие описанное чудное зрелище , удивились поступку Захарии.

Церковные песнопевцы, отмечая данный факт, также выражают свое изумление многими восторженными словами.

"Ныне, - говорят они, - святая и непорочная Мария Святым Духом вводится во Святое Святых, как одушевленный кивот Христов , и хвалятся святые Давид, Моисей и Иуда. От их корня изрос такой чистый плод - Дева" . "Ныне Св. Дух написует в Божием Доме знаки уневещения Богу Отроковицы и Бог принимает Ее от людей в ознаменование их последующего примирения и обновления" .

"Сегодня Дева, многосветлый светильник благодати и пречистый Храм Спасителя, совводит с Собой в Дом Господа благодать... и концам земли воссиявает радостную весну" . "Она предызображает Своим явлением и начинающееся исполнение Божьего Промышления" .

Литургические замечания о введении во храм Пресвятой Марии показывают, что на Ней исполнились предсказания пророков. Она подлинно просветила благодатию Иерусалимский храм, принявший Ее, как диадиму Царя Христа .

Богоизбранная Богоневеста была введена во Святое Святых в силу беспримерного и высочайшего Своего достоинства. Трехлетняя возрастом, Она была многодетна духом и совершенна душой, приняв с любовию родительское предложение о поселении при храме .

Подзаконное Святое Святых радовалось, подняв Ее, Источника нашей Жизни .

Получив от первосвященника позволение молиться во Святом Святых, Богоотроковица здесь ежедневно принимала небесный хлеб из рук Архангела Гавриила, служившего Ей по Божию велению .

Образ духовно-благодатного возрастания Пресвятой Марии при храме был так же необычен, как необычайно было и Ее рождение от бесплодных престарелых родителей . В Лице Ее Трисолнечный Свет Бог, как бы от одного Солнца возжег здесь благодатно Богородицу и непрерывно божественно осиявал Ее Троичным Светом .

Всенепорочная воспитывалась в храме собственно Божественною благодатию. Созерцание явно вселившегося в Нее Св. Духа изумляло самих небесных ангелов .

По словам церковной песни, приосенение благодатию Богоотроковицы в недоступной людям части храма предвидено было еще пророком Аввакумом. Пророк за изобилие благодати и процветание добродетелями назвал Пресвятую Богородицу горой, приосеняемой лесной чащей .

Пребывание в церковной обстановке, слушание Священного Писания, богослужебного пения, чтения молитв и слышание ангельской беседы чрезвычайно радовало Пречистую. Душа Ее непрерывно обогащалась мудростью, сердце услаждалось благодатию. Пресвятая Мария в полном смысле этого слова была благодатным домом и хранительницей тайн несказанного духовного устроения .

Вскормленная небесным хлебом и воспитанная Св. Духом, Она промыслительно уготовилась к рождению миру Хлеба жизни — воплощенного Отчего Слова.

Введение во храм Девы Марии было началом Ее предобручения Духом Богу и Отцу в храм Отчему Слову .

Богослужение на праздник "Введения", содержание вышеизложенных тропарей и песнопений, не только вводит в живое созерцание Пречистой Девы во храме, но и учит Ее прославлять и Ей горячо молиться .

Чрез Нее мы примирились с Богом и Ее молитвами спасаемся .

Она, исполненная благодати Духа, всегда просвещает молящихся Ей присносущным светом, сообщает им силу свято жить, успокаивает их, защищает и покрывает от всякого зла .


Рожд. Богород. утра, Седален по 2 стихосл., 1 Канон, 2 тр. 5 п.

Рожд. Богород. утра, 3 хвалитная стихира.

Рожд. Богород. утра, Кондак по 6 п. Канона.

Рожд. Богород. Вел. вечер., 2 стиховн. стихира; утра, 1 Канон, 1 тр. 6 п.. Икос по 6 п.; 2 Канон, 3 тр. 1 п., 4 тр. 5 п.

Рожд. Богород. Велик, вечер., 2 стихира на Литии; Утра, 1 Канон, 2 тр. 6 п., 1 тр. 9 п.; 2 Канон, 1 тр. 8 п.

Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 2 и 3 тр. 8 п., 1 тр. 9 п., 2 хвалитная стихира.

Рожд. Богород. утра, Седален по Полиелее.

Рожд. Богород. Велик, вечер., 3 стиховная стихира.

Рожд. Богород. Вел. вечер., 3 стиховн. стихира; утра, 2 Канон, 2 тр. 7 п.

Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 1 тр. 1 п., 1 тр. 3 п., 1 тр. 6 п.

Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 4 тр. 8 песни.

Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 4 тр. 8 песни.

Рожд. Богород. Мал. вечер., 5 стихира на Господи воззвах.

Рожд. Богород. Мал. вечер., тропарь праздника.

Рожд. Богород. Велик, вечер., 6 стихира на Господи воззвах.

Рожд. Богород. Мал. вечер., 1 и 2 стихиры на Господи воззвах, 1 стиховная стихира; Велик, вечер., 4 стихира на Господи воззвах.

Рожд. Богород. Вел. вечерня, 1 стихира на Господи воззвах, 4 и 5 стихиры на Литии; утра, 1 Канон, 1 тр. 8 п.

Рожд. Богород. Велик, веч., 2 стихира на Господи воззвах.

Там же, 3 стихира на Господи воззвах.

Рожд. Богород. Велик, вечерня, 6 стихира на Господи воззвах; 3 стихира на Литии, 4 стиховная стихира.

Рожд. Богород. Мал. вечерня, 3 стиховная стихира.

Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 3 тр. 7 песни.

Рожд. Богород. Вел. вечерня, 1 стихира на Литии; утра, Седален по 3 п. Канона.

Рожд. Богород. утра, Седален по 1 стихосл., 2 Канон, 3 тр. 4 п.

Рожд. Богород. утра, 1 Канон, 2 тр. 1 песни.

Там же, 1 Канон, 3 тр. 1 песни.

Рожд. Богород. Велик, веч., 4 стихира на Литии.

Там же, 3 стихира на Литии.

Рожд. Богород. утра, 2 Канон, 4 тр. 1 песни.

Там же, 6 тр. 1 п., 6 тр. 5 п., 6 тр. 6 п.

Там же, 2 Канон, 2 тр. 9 п.

Там же, 1 тр. 4 п.

Там же, 2 Канон, 5 тр. н6 п.

Рожд. Богород. утра, Светилен по 9 п. Канона.

Рожд. Богород. утра, 2 Канон,4 тр. 6 п., 3 тр. 9 п.; Великая вечерня, 5 стихира на Литии.

Введен, утра, 1 Канон, 1 тр. 6 п., 2 Канон, 6 тр. 8 п., 1 тр. 9 п.

Введен, утра, 2 Канон, 5 тр. 4 п.

Введен, утра, 2 Канон, 4 тр. 4 п.

Введен. Велик, вечерня, 2 и 5 стихиры на Господи воззвах, 1 стихира на Литии, 3 стиховн. стихира; утра, 1 хвалитная стихира.

Псал. 44,15 -16; Введен. Велик, вечерня, 1 стихира на Литии; утра, Седален по 3 п. Канона, 1 Канон, 2 тр. 3 п.

Введен. Вел. вечерня, 2 стиховная стихира.

Введен, утра, Седален по 1 стихословии.

Введен, утра, 2 Канон, 7 тр. 3 п.

Введен. Вел. вечерня, 6 стихира на Господи воззвах.

Введен, утра, 1 Канон, 1 и 3 тр. 8 п.

Там же, 1 Канон, 4 тр. 8 п.

Там же, 1 Канон, 2 тр. 8 п.

Там же, 1 Канон, 5 тр. 8 п.

Введен. Малая вечерня, 1 стихира на Господи воззвах; утра, 1 Канон, б тр. 8 п.; 8 припев на 9 песни.

Введен. Велик, вечерня, 1 стиховн. стихира.

Введен. Вел. вечерня, 4 стихира на Литии; утра, 1 Канон, 2 тр. 5 п.; 2 Канон, 3 тр. 5 п.

Введен, утра, 2 Канон, 3 тр. 8 п.

Введен, утра, Канон, 1, 2, 3, 5 и 7 припевы на 9 песни.

Введен. Вел. вечерня, 1 и 4 стихиры на Господи воззвах.

Введен, утра, 2 Канон, 2 тр. 8 песни.

Введен, утра, 1 Канон, 2 тр. 6 п.; 2 Канон, 4 тр. 5 п.

Введен, утра, Кондак по 6 п., 1 Канон, 4 тр. 5 п., 1 и 2 тр. 7 п.

Тропарь Введению, Велик, вечерня, 4 стихира на Литии, Мал. вечерня, 3 стихира на Господи воззвах.

Введен, утра, 1 Канон, 4 тр. 6 п.

Введен. Мал. вечерня, 2 стихира на Господи воззвах; утра, 2 Канон, 4 тр. 3 п., 5 тр. 3 п., 5 тр. 6 п.

Введен. Мал. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах.

Введен. Мал. вечерня, 3 стиховная стихира, Велик, вечерня, 7 стихира на Господи воззвах.

Введен, утра, 1 Канон, 3 тр. 5 п.

Введение Мал. вечерня, 4 стиховн. стихира; утра, 2 Канон, 8 тр. 3 п.

Введен. Велик, вечерня, 7 стихира на Господи воззвах.

Введен, утра, 1 Канон, 2 тр. 4 п.

Введен, утра, 1 Канон, 3 тр. 6 п.; 2 Канон, 4 тр. 4 п., 3 и 5 тр. 7 п.

Введен, утра, 3 хвалитная стихира.

Введен, утра, 2 Канон, 6 тр. 3 п., 7 тр. 4 п.

Введен. Вел. вечерня, 3 стихира на Господи воззвах.

Введен. Вел. вечерня, 3 стихира на Господи воззвах; утра, 1 Канон, 3 тр. 1 п., 1, 2 и 6 тр. 9 п.


ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:

АНТ. - АНТИФОН

ГЛ. - ГЛАС

О. - ОКТОИХ

П. - ПЕСНЬ

ПОЛУН. - ПОЛУНОЩНИЦА

СТИХ. - СТИХИРА

ТР. - ТРОПАРЬ

[]


Библиотека форума "Православная беседа":




Наши партнеры:
Hosted by uCoz