|
Поликарп (Polycarpus) - ученик апостола Иоанна, епископ Смирны[1].
Евсевий Кесарийский называет Поликарпа "собеседником апостолов"
(Церковная история.III.36:1; cр. {Ириней}.Против ересей.III.3:4).
Согласно данному сочинению (Мученичество св. Поликарпа епископа
смирнского.9:3), Поликарп в возрасте восьмидесяти шести лет умер
мученической смертью в Риме. По мнению современных исследователей,
Поликарп пострадал 23 февраля 155 или 22 февраля 156 года. Однако эти
даты не согласуются с указанием Евсевия (Церковная история.IV.15),
датирующего мученичество Поликарпа седьмым годом правления Марка Аврелия
(161 - 180), что послужило основанием для других исследователей
датировать смерть Поликарпа 23 февраля 167 года. Некоторые исследователи
переносят эту дату на 26 марта 166 года. Сохранилось Послание Поликарпа
к филиппийцам ({Ириней}.Против ересей.III.3:4; {Евсевий}.Церковная
история.IV.14:8-9). В современной науке утвердилось мнение, что
рукописная традиция слила воедино два послания Поликарпа к филиппийцам:
I-е написано около 110 года, II-е - двумя десятилетиями позже.
В основу данной публикации "Мученичества" положен перевод
П.А.Преображенского.
Источник: Писания мужей апостольских. - Рига: Латвийское Библейское
Общество, 1994. - Стр. 379 - 392.
Глава 1
1. Экклесия Божия, пребывающая в Смирне, экклесии Божией, пребывающей в
Филомелии, и всем на всяком месте общинам святой и католической
экклесии: да умножится [у вас] милость, мир и любовь Бога Отца и Господа
нашего Иисуса Христа.
2. Мы написали вам, братия, о мучениках и блаженном Поликарпе, который
положил конец гонению, как бы запечатав его своим мученичеством. Ибо
почти все, что произошло прежде, было для того, чтобы Господь снова явил
нам мученичество, согласное с Евангелием.
3. Поликарп ожидал [страдания], подобно Господу, до тех пор, пока не был
предан, дабы и мы подражали ему, заботясь не только о своем [благе], но
и о ближних (ср. Флп.2:4). Потому что истинной и твердой любви
свойственно желать спасения не себе только, но и всем братиям.
Глава 2
1. Итак, блаженны и славны все мученичества совершившиеся по воле Божией.
Ибо мы, как благочестивые, должны приписывать власть Богу над всем.
2. Кто не удивится мужеству [мучеников], их терпению и любви ко Господу?
Рассекали бичами их тела так, что даже видны были внутренние вены и
артерии; но они терпели. Даже стоящие около них плакали от жалости, а
они были столь мужественны, что. ни один из них не вскрикнул и не
восстенал. Сим показали они всем нам, что славные мученики Христовы во
время мучения своего были вне тела, или паче Господь, представ им,
беседовал с ними.
3. Устремляя внимание ко благодати Христовой, они презирали мирские
казни, в один час искупляя себя от муки вечной. Огонь бесчеловечных
мучителей был для них прохладен, ибо, воочию видя огнь вечный и
неугасимый, они желали избегнуть его, взирая очами сердечными на блага,
соблюдаемые страдальцам, которых ухо не слыхало, око не видало, и
которые на сердце человеку не всходили, но которые показуемы им были
Господом, так как были они уже не человеки, а ангелы (ср. 1 Кор.2:9-10).
4. Подобным образом и те, которые осуждаемы были на снедение зверям,
претерпевали многие тяжкие страдания: их простирали на колючих о
раковинах и истязали другими различными мучениями,чтобы
продолжительностью истязания довести их, ежели то возможно, до
отречения.
Глава 3
1. Много злоумышлял против них диавол: но - благодарение Богу! - всех он
не одолел. Мужественнейший Германик подкрепил их в робости своим
терпением. Он славно сразился со зверями, ибо когда проконсул, желая
уговорить его, сказал: "Пожалей о своем возрасте", - то он натравил на
себя зверя, желая скорее удалиться от неправедной и беззаконной их
жизни.
2. Тогда вся толпа, удивясь мужеству боголюбивого и благочестивого рода
христианского, возопила: "Смерть безбожникам! Разыскать Поликарпа!"
Глава 4
1. Но некий фригиец по имени Квинт, недавно прибывший из Фригии, увидев
зверей, убоялся. А это был тот, который возбудил сам себя и некоторых
других идти самовольно [на мучение]. Проконсул после многих убеждений
склонил его поклясться и принести жертву. Посему, братия, мы не одобряем
тех, которые приходят самовольно, ибо Евангелие не так учит (ср.
Мф.10:23; Ин.7:1).
Глава 5
1. Чудный же Поликарп, услышав о том, не смутился, а хотел сначала
остаться в городе. Но поскольку многие просили его удалиться, то он и
удалился в одну деревеньку, отстоящую недалеко от города, и, живя там с
немногими, днем и ночью ничего более не делал, как только молился за
всех и за все экклесии в мире, как поступал он обыкновенно.
2. За три дня до того, как его схватили, во время молитвы было ему
видение. Виделось ему, что изголовие его горело огнем. Тогда, обратясь к
бывшим с ним, он сказал: "Надлежит мне сгореть живому".
Глава 6
1. Когда продолжали искать его, он перешел в другую деревеньку. Вдруг
явились искавшие его, но не найдя [его], схватили двух мальчиков-рабов,
из которых один принужден был под пыткою признаться.
2. Да и невозможно было ему скрыться, потому что предателями его были
домашние (ср. Мф.10:36). Иринарх, получивший то же имя, что и Ирод,
спешил вывести Поликарпа на поприще, дабы тот совершил свой собственный
жребий, соделавшись общником Христу, а предатели его понесли казнь
самого Иуды.
Глава 7
1. Итак, взяв с собою этого мальчика, в пятницу около обеденного часа
преследователи и всадники вышли с обыкновенным своим оружием и пошли на
него, как будто на разбойника (ср. Мф.26:55). Придя же все вместе в
вечернее время, нашли его лежащим в некоей комнатке на верхнем этаже. Он
мог удалиться и оттуда в другое место, но не захотел, сказав: "Да будет
воля Господня!" (Деян.21:14).
2. Итак, услышав, что искавшие его пришли, он сошел и разговаривал с
ними, так что [пришедшие] дивились, видя лета его и твердость [духа], и
[спрашивали], нужно ли было столько стараться, чтобы схватить такого
старца? Немедленно в сей же час приказал он предложить им пить и есть
досыта и просил их [лишь] дать ему один час помолиться беспрепятственно.
3. Когда они согласились, то он встал[2] и молился, исполнившись
благодатию Божиею, так что в продолжение двух часов не мог умолкнуть.
Слышавшие дивились, а многие раскаивались, что пошли против такого
божественного старца.
Глава 8
1. Когда же он окончил молитву, воспомянув всех, когда-либо общавшихся с
ним, малых и больших, славных и безвестных, и всю католическую по
вселенной экклесию, и когда наступило время отправиться; тогда, посадив
его на осла, повезли в город; была же великая суббота.
2. По дороге повстречались ему иринарх Ирод и отец его Никита. Они
пересадили его в свою коляску и сидя с ним, увещали его и говорили: "Что
худого сказать: владыка кесарь! и принести жертву и остальное, и
остаться в живых?" Он сначала не отвечал им, [а потом], поскольку они
настаивали, сказал: "Я не намерен делать то, что вы мне советуете".
3. Когда же не удалось им уговорить его, то начали ругать его и сбросили
с коляски с такою силою, что он, упав, ободрал голень. Но он, не обратя
на это внимания, как будто с ним ничего не случилось, бодро и торопливо
продолжал путь на поприще, куда его вели и где стоял такой шум, что
никого не возможно было расслышать.
Глава 9
1. Но когда Поликарп вступал на поприще, раздался с неба глас: "Будь
тверд и мужественен. Поликарп!" (ср. Нав.1:9). Того, кто говорил [сие],
никто не видел, но глас бывшие тут из наших слышали (ср. Деян.9:7).
Наконец привели его, и тут поднялся большой шум, когда услышали, что
Поликарп пойман.
2. Как скоро привели его, то проконсул спросил: "Ты ли Поликарп?" - и,
получив утвердительный ответ, стал убеждать его отречься, говоря: "Уважь
свою старость", - и прочее, что им привычно говорить: "Клянись фортуной
кесаря, одумайся, скажи: смерть безбожникам!" Но Поликарп, помрачнев
лицом и посмотрев на толпу находившихся на поприще беззаконных
язычников, погрозил им рукою и, со вздохом воззрев на небо, сказал:
"Смерть безбожникам!"
3. А проконсул настаивал и говорил: "Поклянись, и я отпущу тебя; хули
Христа". Но Поликарп отвечал: "Уже восемьдесят шесть лет я служу Ему, и
Он ничем не обидел меня: как же могу хулить Царя моего, Спасшего меня?"
Глава 10
1. Но поскольку проконсул продолжал настаивать и говорил: "Поклянись
фортуной кесаря!" - отвечал Поликарп: "Ежели ты воображаешь, что я
поклянусь кесаревой, как ты говоришь, фортуной, и притворяешься
неведающим, кто я, то слушай, я [говорю] открыто: я христианин! Если же
ты хочешь узнать учение христианское, назначь день и послушай".
2. Проконсул сказал: "Убеди народ!" Поликарп отвечал: "Я тебя только
удостаиваю ответа. Ибо нас учили начальникам и властям, поставленным от
Бога, воздавать приличную и безвредную для нас честь (ср. Рим.13:1-7); а
их я считаю недостойными того, чтобы защищаться пред ними".
Глава 11
1. Проконсул сказал: "У меня звери; им отдам тебя, если не переменишь
мысли". Поликарп отвечал: "Зови. Ибо у нас хорошие мысли не меняют на
худые. Хорошо обращаться от зла к правде".
2. Проконсул продолжал: "Если не боишься зверей, то я велю тебя сжечь,
ежели не переменишь мысли". Поликарп отвечал: "Ты грозишь огнем, который
час горит и вскоре гаснет, потому что тебе не известен огонь будущего
суда и вечной казни, который уготован нечестивым. Но что медлишь? Делай,
что намерен".
Глава 12
1. Говоря это и много подобного, он исполнился смелости и радости; лицо
его озарилось благодатью, так что он не только не смутился от того, что
ему говорили, но, напротив, проконсул вышел из себя и послал глашатая
трижды провозгласить на середине поприща: "Поликарп признал себя
христианином".
2. Когда глашатай сказал это, то вся толпа язычников и иудеев, живущих в
Смирне, в безудержной ярости начала громко кричать: "Это учитель Асии,
отец христиан, он ниспровергает наших богов и многих учит не приносить
им жертв и не чтить их". Говоря так, они подняли крик и стали просить
асиарха Филиппа выпустить на Поликарпа льва. Филипп отвечал, что это
нельзя, потому что бой со зверями уже кончился.
3. Тогда вздумалось им закричать в один голос: "Сжечь Поликарпа живым!"
- ибо надлежало исполниться тому, что явлено было ему в видении
изголовия, которое во время молитвы он видел горящим, и, обратясь к
бывшим с ним верным, сказал пророчески: "Надлежит мне сгореть живому".
Глава 13
1. И вот, это было исполнено очень скоро, скорее даже, нежели сказано.
Толпы людей немедленно бросились собирать дрова и хворост из мастерских
и терм, в чем с особенною ревностью помогали иудеи, по своему
обыкновению.
2. Когда готов был костер, то Поликарп снял с себя все одежды и,
развязав свой пояс, попытался разуться, чего прежде сам не делал; ибо
всякий раз каждый верный наперерыв спешил коснуться его тела, потому что
ему за доброе житие и прежде мученичества воздаваемо было великое
почтение.
3. Тут же вокруг него были разложены все принадлежности костра. Когда же
хотели пригвоздить его, то он сказал: "Оставьте меня так. Ибо тот, кто
дает мне [силы] терпеть огонь, подаст и без ваших гвоздей быть на костре
неподвижным".
Глава 14
1. Посему они не пригвоздили его, однакоже связали. И так он, со
сложенными за спиной руками и связанный, подобно овну, отобранному из
великого стада, уготованному в жертву, во всесожжение приятное Богу (ср.
Прем.3:6), воззрел на небо и сказал: "Господи, Боже Вседержителю, Отче
возлюбленного и благословенного Отрока Твоего, Иисуса Христа, чрез
Которого мы получили познание о Тебе! Боже ангелов и сил и всякого
создания, и всякого рода праведных, живущих пред лицом Твоим!
2. Благословляю Тебя, что Ты удостоил меня в день сей и час стать
причастным числу мучеников Твоих и чаше Христа Твоего, для воскресения в
жизнь вечную души и тела в нетлении Святого Духа. Да буду принят я в
[числе] их днесь пред лицом Твоим в жертву тучную и благоприятную, как
Сам Ты, неложный и истинный Боже, предуготовал, предвозвестил и
совершил.
3. За сие и за все Тебя хвалю, Тебя благословляю, Тебя славлю, чрез
вечного и пренебесного первосвященника Иисуса Христа, возлюбленного
Твоего Отрока, чрез Которого [да будет] слава Тебе - с Ним и со Святым
Духом - и ныне и в будущие веки. Амэн"[3].
Глава 15
1. Когда он произнес "амэн" и окончил молитву, тогда приставленные к
костру разожгли огонь. Когда же огонь сильно разгорелся, то мы увидели
[великое] чудо, мы, которым дано было видеть, которые и сохранены для
того, чтобы происшедшее пересказать прочим.
2. Огонь, приняв вид свода, подобно корабельному парусу, надутому
ветром, оградил вокруг тело мученика, и оно, находясь посредине, было не
как тело сожигаемое, но как испекаемый хлеб или как золото и серебро,
разжигаемое в горниле. Мы чувствовали такое благоухание, как будто пахло
ладаном или другим драгоценным ароматом.
Глава 16
1. Наконец беззаконные, видя, что тело его не может быть истреблено
огнем, велели подойти конфектору и пронзить его кинжалом. Когда он
сделал это, [вылетел голубь и] хлынуло столько крови, что она погасила
огонь, и вся толпа с удивлением увидела, какая [великая] разница между
неверными и избранными,
2. из коих был и сей предивный мученик Поликарп, бывший в наши времена
учителем апостольским и пророческим, епископом Смирнской католической
экклесии. Ибо всякое слово, исшедшее из уст его, или уже сбылось, или
сбудется.
Глава 17
1. Но когда завистник, клеветник и лукавый противник рода праведных,
увидел величие мученичества его и безукоризненное от [самого] начала
житие его; [когда увидел], что он увенчан венцом нетления и получил
непререкаемую награду; то постарался, чтобы и тело его не было взято
нами, хотя многие желали сие сделать и иметь [частицу] его святого тела.
2. И вот внушил он Никите, отцу Ирода, брату Алки, обратиться к
проконсулу, чтобы он не отдавал тела его, дабы мы, как говорил он,
оставив Распятого, не начали почитать сего. Это сказано было по внушению
и настоянию иудеев, которые уследили, у что мы собираемся взять его с
костра, и не понимали, что мы никогда не сможем ни оставить Христа,
Который пострадал для спасения всех, спасаемых в мире, непорочный за
грешников, ни почитать кого-либо другого.
3. Ибо мы покланяемся Ему, как Сыну Божию; а мучеников, как учеников и
подражателей Господних, достойно любим за непобедимую приверженность
[их] к своему Царю и Учителю. Да даст Бог и нам быть их общниками и
соучениками!
Глава 18
1. Кентурион, видя иудейскую склочность, положил тело на виду [у всех],
как это у них принято, и сжег.
2. И так мы взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и
благороднее золота, и положили, где следовало.
3. Там по возможности Господь даст и нам, собравшимся в веселии и
радости, отпраздновать день рождения его мученика, в память
подвизавшихся [за веру] до нас и в наставление и приготовление для
будущих [подвижников].
Глава 19
1. Такова [история] блаженного Поликарпа. [Хотя] он вместе с
филадельфийскими был двенадцатым мучеником в Смирне, но его вспоминают
больше всех, так что и язычники повсюду толкуют о нем. Он был не только
знаменитый учитель, но и выдающийся мученик, мученичеству которого,
совершившемуся по благовествованию Христову, все подражать желают.
2. Ибо он, терпением победив беззаконного начальника и таким образом
восприяв венец нетления и веселясь ныне с апостолами и всеми
праведниками, славит Бога Отца Вседержителя и благословляет Господа
нашего, Спасителя душ и телес наших и пастыря вселенской католической
экклесии.
Глава 20
1. Вы просили, чтобы мы подробнее описали происшедшее; но мы ныне
вкратце сообщаем вам о том чрез брата нашего Маркиона. Узнав о сем,
перешлите наше послание далее к братиям, дабы и они прославили Господа,
Который выбирает [избранников] среди рабов своих
2. и всех нас может ввести благодатию и даром своим в вечное Свое
Царство, чрез Единородного Отрока Своего Иисуса Христа, - Ему же слава,
честь, держава и величие во веки! (ср. 1 Тим.6:16; Отк.5:13).
3. Приветствуйте всех святых (ср. Рим.16:15). Приветствуют вас
[находящиеся] с нами, и Эварест со всем домом своим, который и написал
[сие].
Глава 21
1. Пострадал же блаженный Поликарп в начале месяца ксанфика, во второй
день, за семь дней до мартовских календ, в великую субботу, в восьмом
часу. Схвачен он был Иродом, в понтификат Филиппа Траллиана, в
проконсульство Стация Квадрата, в царствование же вечное Господа нашего
Иисуса Христа, Которому слава, честь, величие и вечный престол из рода в
род! Амэн.
[1] Согласно древней традиции ({Tertullianus}.De praescriptione
haereticorum.32), Иоанн Зеведеев сам поставил Поликарпа епископом
смирнской экклесии.
[2] В Московской рукописи M (Codex Mosquensis, XIII s.) добавлено:
"встал к востоку". Еще в древности христиане молились обычно стоя
({Тертуллиан}.О молитве.12) лицом к востоку ({Тертуллиан}.К
язычникам.I.13).
[3] Молитва начинается с обращения к Богу Вседержителю (o pantokratwr).
Такое обращение считается обычным и в иудаизме и встречается уже в
Септуагинте и у Филона, где слово {Пантократор} является греческим
эквивалентом еврейского слова {Саваоф} ({Ц'баот}) (ср. Отк.1:8; 4:8;
11:17; {Clementus Romanus}.Ad Corinthios I.32:4; 60:4; 62:2). Далее
следует утверждение, что Бог - Отец Иисуса Христа (ср. Рим.15:6; 2
Кор.1:3). Бог также есть Бог ангелов и сил и всякого создания: это
выражение часто повторяется в молитвах Ветхого завета (Иф.9:12,14;
Пс.58:6).
|
|