Семинарская и святоотеческая православные библиотеки. |
|
Святой
Симеон Солунский Совет и
пожелание стоящим верно за отечество и напротив имущим порицание 1. Тогда благой и всеблагой Бог благостью единою создал всю
тварь и напоследок человека, то от начала отступник и начальник зла диавол,
позавидовав человеку, многими кознями воспользовался против него, сперва под
видом дружбы прельстив, удалил от общего Божиего подчинения и благодати; и
тотчас смерть пришла к нему, изгнанному от прежней красоты и первого отечества
Едема и его божественной сладости. После же того, как удалил его от Бога -
защитника в тысячах других несчастий, он стал ему врагом как всегда ненавидящий
и клевещущий и (никогда) не удовлетворяющийся человеческими бедствиями. И
побуждает его к убийству брата, нисколько не обидевшего [его], научает же его и
подталкивает к убийству; затем он осквернил его всякими беззакониями, из-за
которых людям пришли наводнения, пожары, потопления, пленения, голод и болезни
и всякий гнев и скорбь; и не было ни одного помогающего, ни из праведников, ни
из патриархов, ни закон, ни учения и страдания пророков. 2. Когда по великой (своей) благости Единородное Слово Божие пришло к нам и
было видимо как один от нас и из -за превосходящей любви предало вместо нас
Самого Себя оскорблениям и бесчестью, плетям и, наконец, приняло смерть на
кресте и всесвятую Свою душу и тело через страдание и смерть принесло в дар
Отцу, и Своим воскресением совершенную
жизнь нам даровало и извлекло от рабства диаволу и лести идольской, и удаленных
от Бога привело через Себя назад к Отцу, и прежде отчужденных человеколюбиво
соделало Своими и сынами Божиими и богами по благодати, то от начала
человекоубийца опять не перестал завидовать этим нашим благам; почему и
беснуясь всяко против нашего спасения, по всяким разным удобным случаям многих
против нас врагов восставлял и иногда начальников ересей, иногда же тиранов
против благочестия воздвигал. Но ни один из них не одолел: ибо Самого Себя
основанием положил Церкви Своей Иисус Христос, Бог крепкий, Живая Сила Отчая, и
невредиму сию всегда сохранял и сохраняет, и "врата ада", как сказал,
сию не одолели и не "одолеют" (Мф. 16,18). 3. Однако Его и нас, сущих Его, враг, не прекращает всегда быть врагом,
"яко лев рыкающий" на нас, как сказал Петр. И после многочисленных
ужасных (деяний) против нас, как мы уже сказали, наконец воздвигнул во многом
безумии более крепкую свою брань и, нашел нечестивый и скверный народ безбожных
агарян, радующийся необузданности и в сквернословиях погрязший и поэтому
соответствующий (ему) и достойный его безумия, кровожадного злочестия, воли и
лукавства, над которым тот - добровольно ставший противным своей природе,
поскольку пал с неба и через гордость отпал от божественной славы - несчастно
издевается. Поэтому его, наслаждающегося разбоями, убийствами, грабежами и
кровью сообразно самому первому человекоубийце, воздвиг он против нас. И
теперь, в последние уже времена, когда, как написано, и любовь охладела, и
умалился плод добродетели, более сильную войну............; и против нас,
христиан, ежедневно и ежечастно дышит, порабощая нас, яростно убивая и
преследуя, используя против нас всю свою ярость к Творцу, и почти всё
уничтожает. Как Он оставил лукавым его, от начала не бывшего таковым, но
добровольно обнаружившегося своеволием, чтобы только зло пребывало и славные
выявились самоволием, против лукавого становясь, и чтобы действительно стали
праведниками и справедливо были оправданы,
так и теперь, чтобы избранные Христовы явились бы награжденными среди
злочестивых, оказались бы и мучениками и по чину исповедниками. 4. Но и потому еще ему позволено, потому что (некоторые) из нас
благочестивых и христиан прекрасных оставили все полезное и особенно мир и
красоту любви и еще более ревность за Христа и людей Его. И теперь почти некому
и встать за благочестие и веру Христа Бога нашего и нет смелого ни бороться, ни
выдержать мучение или какие-либо плотские скорби, как изначально истинные и
настоящие христиане, преследуемые, "скорбяще, озлоблени", как Павел
сказал, гладом снедаеми и, терпяще ежедневно и почти убиваемые, радовались в
гонениях им за Христа. Но вот теперь все возлюбили земное богатство и пищу
плотскую, осквернения и мерзости, проклятую и гнушающуюся чистотой языческую
жизнь, а ещё преходящее и мимотекущее благоденствие и сладость неверных. А хуже
всего то, что ради этого послабления разрушающемуся и смертному телу, лучше же
сказать, свирепому и тленному, они, о, безумие, совершенно безумные ублажают
язычников, безбожников, скверных, и любят сих суть нечистой жизни и почитают
самым наилучшим вкушать скотский их корм, и, о, горе! оказываются друзьями их,
рабами и помощниками. И против единоплеменников действуют, наиболее же против
самого благочестия, и Христа гонят называемые христианами, и не стыдятся,
зовясь христианами, выступать против братьев-христиан и устремляться против святых
Христовых и больше неверных беззаконновать и богоненавистное делать и священное
и относящееся к вере оскорблять более, чем враги Христовы. 5. Поэтому мы умалились во всех и есмы несчастнейшие днесь на земле ради
беззаконных наши дел и грехов сих и остальных прегрешений. И если бы не
долготерпел всегда медлящий Бог, погибли бы совершенно и стали бы как Содом и
Гоморра. Однако ещё ради одного правильного исповедания нашего соединяет нас
Господь и ради нас сохраняет первосвященство и Царство благочестивое, ожидая ради одной нашей правой веры и некоего
плода. Ибо не одна вера спасает, как нас учит Брат Божий, говоря, что
"вера без дел мертва есть". Поэтому и два избранных града сами с
малыми другими - я имею ввиду Константинополь и Фессалоники - были заключены
нам в хранилище благочестия и доныне благодатью Божией сохраняются. И тот
вообще врагам Христовым не покорялся, спасаемый Самой Всецарицей Приснодевой
Богородицей; этот же в малом рабстве побывав вместе для воспитания и испытания
[и в] уплату [за грехи наши], ибо мы согрешили, вновь горячими молениями
великого хранителя его Димитрия рабство сбросил, и избегнув рук тиранов,
свободный свет увидел и благочестие открыто провозгласил. И чудо об этом было
великое. Ибо как прежде Бог израильтян чрез Моисея, так град сей чрез Димитрия
спас. 6. И да сохранит он его до конца, хотя и всегда беснующийся против нас
общий враг бушует против него и ужасно восстает и искушения воздвигает,
поработить его желая и не вынося успеха нас - благочестивых и православного
исповедания и нескверной жизни. Откуда (оттого????) тысячи несчастий
пришли нам, от того враги наши от нас удалились, непрерывные нападения их и
голод и болезни, стенания, заключения и мириады других несчастий попустил Бог,
что мы благого Бога раздражаем и неблагодарны и благодетелю, превозносясь
дарами и во зло употребляя данное нам Владыкой всяческих. Впрочем, братья мои,
я прошу вас показать твердость нашу и крепость в вере, и выдержать болезни и
тесноты нужды и любое оскорбление за Христа, как и первые (христиане) терпели
за Него "разграбление имений ваших с радостью", как свидетельствует
Павел. Поэтому и теперь с радостью терпите, ожидая, как опять Павел говорит,
"иметь себе имение на небесех пребывающее и лучшее" божественных
даров и харизм. "Не отлагайте убо дерзновения вашего" и похвалу во
Христе и в нынешнем и в будущем. Ведь вы много раз на опыте перенесли
непоколебимо многие скорби за благочестие и казались неподвижными, и доныне, я
надеюсь, вы таковы силою Христовою. 7. Итак, все вы оставайтесь в той же мысли и будьте готовы, я прошу, в
удобное время, если возможно, излить и кровь за благочестие наше и не попасть в
рабство нечестивым врагам. И никто из вас не будет, я полагаюсь на Христа,
думать что-нибудь другое кроме этого. Если же находятся некоторые, имеющие
другое мнение, когда враг и клеветник воюет поношением - как я молюсь - и
лукаво принимающие и считающие благом рабство христиан врагам Христа и Бога
нашего, и сие множество столь великое и град столь великий и многолюдный, в
котором столько священных храмов, столько же святых жилищ священников и монахов
и христиан - мужей и женщин и младенцев неудобоисчислимое собрание, через
который города и многие из порабощенных нечестивым освобождаются через мучение
и дар приносятся Христу, многие от неверия к вере приходят и познают истинную
веру и Христа признают Богом. Однако некоторые предательство сего града ещё и
добром почитают и поработить град сей нечестивым желают и совершенно стремятся.
Они не суть христиане, но отступники от Бога, хуже нечестивых и сквернее и
лукавее самого предателя Иуды. Ведь Иуда телесно предал Спасителя, а страсть
Господня и смерть стали нам спасением, и еще более прославился Спаситель и
возвысился, в страдании победив за нас и дав нам воскресение; а предающие
христиан нечестивым и безбожным врагам, души предают в погибель и нечестие,
поступая хуже и Иуды. Ибо они из-за преданных братьев часто предают Христа и
еще более опечаливают Его, не желающего погибнуть ни одному из малых. И они
хуже всех безбожных тиранов, убивающих святых, потому что тираны мстят святым,
не смогше склонить их к нечестию, и убивая мучеников исполняли должное; эти же
христиан предают в рабство, а души порабощают безбожию и повинны в погубленных
душах. А если предающий одного и соблазняющий одного столь важному наказанию
повинен, то предающий город и столько душ нечестию, какого возмездия не
достоин? Поэтому виновные в этом Христа отвергают и поступают против святых Его
таинств и поносят всё христианское. 8. Поэтому и мерность наша, помышляя о благочестии и спасении христиан, и
имея неизбежную заботу о граде сем и душах в нем, и горячо возревновав о всех
святых его, призывает всех благородно переносить пришедшие мучения во славу
Христову, и чтобы не обнаружился бы [среди вас] душепагубный предатель,
бороться за каждого из вас самих и за свободу домов и за всех братьев по любви
Христовой. Если же кто-нибудь будет найден предавшим себя врагу и ставшим его
орудием, замыслив или замышляя в пользу нечестивых, власть и господство их
почитая благом и желая град сей и верных в нем предать нечестивым, стараясь о
сем или желая или способствуя, во граде сем ли найдется, или и вне, если и в
каком-нибудь чине будет или положении или почетной степени, да будет анафема, и
часть его да будет с предателем Иудой и распявшими Господа, и свыше да придет
на него гнев и скорбь, ярость и возмездие великое и телесный бич и род его
всегда презираем. Но и мерность наша во Святом Духе напоминает ему, кем бы он
ни был, [что он будет] под бесконечным и ужасным отлучением от святой и единосущной
Троицы как предатель душ, убийца и злоумышленник; и никогда не найдет сей
избавление, если прежде не откажется от столь богомерзкой попытки. 9. Теперь мерность наша ради осторожности и внимания письменно (все это)
изложила для священного сего Христова стада и повсюду верных, которых я
призываю и прошу встать и быть стойкими за истину и единственную нашу
христианскую веру защищать до смерти ради душ своих и домов чад и ради славы
Христа, Который, я надеюсь, примет (вас) как мучеников и борцов Своих, и с исповедниками
Своими увенчает и царства Своего наследниками покажет с боровшимися за Него,
благодатью Его и милостью. 10. И на сем теперь окончилось. Совет равно и о стоянии за Христа и
отечество, и порицание мыслящим в пользу
нечестивых 1. Все обитающие в сем христолюбивом граде Фессалоники, вернейшие рабы
Христовы, возлюбленные чада в Господе нашей мерности, да будет благодать вам,
мир и благословение, свобода от всякого искушения и избавление от всякой скорби
и нужды и обстояния; и подаяние всякого блага вам да умножится от единосущной и
нераздельной и неслиянной Троицы, единого Бога нашего, Отца и Сына и Святого
Духа. 2. Благодарю за вас, братья, Самого единого в Троице Бога, видя ваше
усердие и чистую веру во Христа Бога нашего и стойкость и терпение во многих
обстояниях. Итак, радуйтесь и вы в Господе, радуйтесь и веселитесь, что все
терпите и переносите за Христа и многое воздаяние приобретете за сие. И пусть
никто в этом не подловит, ни обманывает вас кто-нибудь, что вы, остающиеся, не
имеете воздаяния. Ибо я уверяю вас, что вы будете иметь то же воздаяние, что и
мученики. Ведь как те боролись и неповиновались, чтобы не похулить Христа, так
и вы свидетельствуете совестью и терпением скорбей, чтобы в граде сем вашем не
хулилось имя Христово. И как многие из святых терпели бедствия, боролись, уча
благочестию и многих из неверных сделали благочестивыми, так и вы боритесь,
чтобы никто из благочестивых мужей или жен или детей не погиб и подвергся
опасности из-за веры. И как многие из святых души свои за братьев положили и не
выдали скрывающихся, другие же себя самих предали вместо преследуемых или
подвергающихся опасности, так и вы за укрывающихся в граде сем христиан души
полагайте, [ведь] многие из пленных освобождаются и многие получают ослабление,
так как вы страдаете и скорбите. И многие из святых разрушали идольские храмы и
тиранствующие не пожелали восстановить [их], ни потребовать на это обола, и
неповиновались в этом и суть мученики; вы же сохранили и отечество ваше не
разрушенным врагами Христа и Бога нашего и священные храмы и святые монастыри и
всю святыню их храните неоскверненными от безбожных. И равное воздаяние вам и
борцам, и с теми будете причтены; и блаженны вы, страдая за Христа. 3. А не так мыслящий жалок. Если кто-нибудь жизнь нечестивых и питание
плоти почитает благом, отпадает от благ небесных. Нет наследия нам в настоящей
жизни, братья, нет. Владыка наш распялся и был презираем за нас и невыразимые
испытания перенес, поругания и скорби и неповинную смерть. И о нас говорит:
"в мире сем скорбни будете" и "если Меня гонят, и вас гнать
будут" и "будете ненавидимы всеми за имя Мое" и "терпением
вашим спасайте души ваши". Итак, страдая, мы не удивляемся, ведь мы
христиане, и как Христос пострадал, [так] и нам нужно страдать, чтобы мы
сопрославились с Ним; как пишет божественный Павел, "понеже с Ним
страждем, да и с Ним прославимся" и "недостойны страсти нынешняго
времене к хотящей славе явитися в нас" и "радуйтеся и веселитеся, яко
мзда ваша многа на небесех", сказал Господь. 4. И кто достоин сих? ибо мы большую часть терпим грехов ради наших и ещё
более из-за малодушия, так как и из-за нерадения нашего терпим все сии скорби.
Или не знаете, что из-за нерадения град сей едва не подвергся опасности
нападения нечестивого Мусы (Mwsh/) и когда пришла нужда, из-за нерадения
послали к безбожным послов, что и было ещё большей виной, почему мы теперь и
злостраждем? Поэтому нерадение, малодушие и беспечные языки не останавливаются
умножением печалей и дерзкими действиями наших врагов и отнимают от нас всякую
надежду и препятствуют благу мира. Посмотрим же и таким образом. Ведь если
малодушие или нерадение было бы в благочестивом Константинополе в тех
величайших долговременных опасностях, где бы был [оплот] нашего благочестия? Не
повреждена ли, не умалилась ли, не оставлена ли [крепость] нашего Православия?
Не покорится ли [оплот] Церкви, как в Египте и Иерусалиме, и Антиохии и иных
местах? Сколько теперь там христиан, сколько архиереев и иереев и
монашествующих? Не умалились ли весьма и презираемы безбожными? Видим же и все
восточные города, которые стали опустошенными и полностью христианами
необитаемыми; и где некоторые христиане, осмеиваемые, презираемые каждый день и умалившиеся. И на
Западе видим мало-по-малу исчезающие города. Ведь преследование продолжается, и
нечестивый сей народ - воистину есть предтеча Антихриста и изображает змея
того, Адама обманувшего. Он с одной стороны, прикидывается другом и ложно
сладость и свободу обещает; с другой стороны, порабощает, умерщвляет и
совершенно растлевает и, наконец, Бога хулить понуждает. 5. Поэтому благородно да встанем за Христа. Град сей от начала есть глава
благочестия после первого и царствующего: он сохраняет христиан здесь,
сохраняет их на Западе - ибо из-за некоторого ослабления они радуются -
сохраняет их на островах, защищает и царицу городов, и есть рука Православия и
добрый помощник. Поэтому будем беречь его всеми силами и положим за него души;
и будем сражаться за себя самих и окружающих нас братьев. 6. Итак, теперь я уверен во Христе, как все вы в высшей степени правые, в
том, чтобы пребывать вокруг отечества и блага непоколебимого и ни один из вас
не пожелает, даже если бы кто-нибудь и по страсти,. предать сей богоспасаемый и
христолюбивый град ваш нечестивым и врагам Христовым. И так прекрасно стоящим я
обещаю от преблагого Владыки земные и небесные блага. Если же кто злобой
лживого и лукавого демона другое что о сем помыслит и пожелает или будет
стараться град сей благочестивый и великий предать нечестивым, чуждый сей Богу
и с нечестивыми да причтется. И мерность наша подвергает сего, кто бы он ни
был, страшному и непроходимому отлучению от Святой Троицы, и участь его с
предателем Иудой и распявшими Христа. И так говорю и объявляю, как от Христа
поставленный милостью Его пастырь сего стада Его и имея нужду заботиться о нем
и терпя ради него многие злострадания и скорби и не желая никому и малейшим из
него повредиться каким-нибудь образом совершенно и никому другому из всяких и
кажущихся ничтожнейшими или от вне сего
[града] христиан - ибо что? - где бы только ни был. Ведь одной души весь мир не
достоин. Поэтому все вы, братья, стойте в вере и защите отечества вашего
благочестивого во Христе. Мужайтесь, укрепляйтесь, да придет на вас
благословение Божие и милость, разрешение страхов и совершенное спасение. 7. Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь и мир и богатая милость
ради пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии и защитника нашего и охранителя
града, в мучении мироточивого и во святых избранного и великого в чудесах
Димитрия, да будет со всеми вами. Аминь. |
Наши партнеры: |