—еминарска€ и св€тоотеческа€ библиотеки.

—еминарска€ и св€тоотеческа€

 православные библиотеки.


 

 

 

ѕреподобный —ерафим —аровский

ƒуховные наставлени€ инокам и мир€нам

 

 

 

 

ѕреподобный —ерафим - один из наиболее почитаемых и гор€чо любимых св€тых как в –оссии, так и во всем мире. Ѕережно собранные поучени€ его содержат великую мудрость ѕравослави€, вбирают в себ€ опыт духовной жизни —в€тых отцов древности и самого батюшки.

»стори€ издани€ наставлений преподобного —ерафима вкратце следующа€.

¬ 1837 году живший в “роице-—ергиевой лавре —аровский постриженник иеромонах —ергий составил первое жизнеописание старца —ерафима, в которое вошли в качестве приложени€ наставлени€ ѕреподобного.

„ерез наместника лавры, архимандрита јнтони€, житие было представлено на рассмотрение митрополиту ‘иларету. “щательно просмотрев в рукописи наставлени€ ѕреподобного, св€титель писал в 1838 году архимандриту јнтонию: "ѕосылаю вам, отец наместник, просмотренные мною поучени€ или ƒуховные наставлени€ отца —ерафима. я позволил себе переменить или дополнить некоторые выражени€ частию, чтобы €зык был правильнее, частию, чтобы мысли, не довольно полно или не довольно обыкновенно выраженные, оградить от неправильного разумени€ или от прекословии. ѕосмотрите и скажите мне, можно ли думать, что € не переиначил или не повредил где-либо мыслей старца".

30 декабр€ 1838 года ƒуховные наставлени€ преподобного —ерафима были разрешены к печати ћосковским ƒуховно-÷ензурным  омитетом и в 1839 году они по€вились в свет. ¬ книгу вошли 33 наставлени€ "отца —ерафима, —аровской пустыни иеромонаха, пустынника и затворника".

4-е издание жити€ преподобного —ерафима 1856 года насчитывало 40 наставлений; в книге Ќ.¬.≈лагина - 31.

¬ книгу Ћ.».ƒенисова вошли 43 наставлени€, заимствованных у иеромонаха —ерги€ из издани€ 1839 года (33), у архимандрита —ерги€ из 4-го издани€ 1856 года (9) и у ≈лагина из издани€ 1863 года (1).

ƒанна€ брошюра содержит наиболее полное собрание наставлений ѕреподобного. Ѕольшей частью они вз€ты из книги "∆итие преподобного и богоносного отца нашего —ерафима, —аровского чудотворца", составленного Ћ.».ƒенисовым; к ним присовокуплены фрагменты отдельных наставлений из книги "∆итие старца —ерафима, —аровской обители иеромонаха, пустынножител€ и затворника", отсутствующие в издании ƒенисова. » так как в текстах указанных книг имеютс€ разночтени€, нами выбиралс€ наиболее €сный и богословски глубокий вариант.

÷итаты —в€щенного ѕисани€ привод€тс€ в данной брошюре курсивом.

 

ƒуховные наставлени€ инокам и мир€нам

 

1. ќ Ѕоге

Ѕог есть огнь, согревающий и разжизающий сердца и утробы. »так, если мы ощутим в сердцах своих холод, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем √оспода, и ќн, пришед, согреет наше сердце совершенной любовию не только к Ќему, но и к ближнему. » от лица теплоты убежит хлад доброненавистника.

ќтцы написали, когда их спрашивали: "»щи √оспода, но не испытуй, где живет".

√де Ѕог, там нет зла. ¬се, происход€щее от Ѕога, - мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению.

Ѕог €вл€ет нам —вое человеколюбие не только в тех случа€х, когда мы добро делаем, но и тогда, когда оскорбл€ем грехами и прогневл€ем ≈го.  ак долготерпеливо сносит ќн наши беззакони€, и когда наказывает, как благоутробно наказывает!

"Ќе называй Ѕога правосудным, - говорит преподобный »саак, - ибо в делах твоих не видно ≈го правосуди€. ѕравда, ƒавид называл ≈го и правосудным, и правым, но —ын ≈го показал нам, что Ѕог паче благ и милостив... √де ≈го правосудие? ¬ том, что мы грешники, и ’ристос умер за нас" (ѕрп. »саак —ирин. —л.90).

ѕоколику человек совершенствуетс€ здесь пред Ѕогом, потолику вслед ≈го ходит; в истинном же веке Ѕог €вит ему лице —вое. »бо праведные, по той мере, как вход€т в созерцание ≈го, вид€т образ ≈го как в зерцале, а там удосто€тс€ зреть €вление истины.

≈сли ты не знаешь Ѕога, то невозможно, чтобы возбудилась в тебе и любовь к Ќему. “ы не можешь любить Ѕога, если не увидишь ≈го. ¬идение же Ѕога бывает от познани€ ≈го, ибо созерцание ≈го не предшествует познанию ≈го.

ќ делах Ѕожиих не рассуждай по насыщении своего чрева: при наполненном чреве какое может быть ведение тайн Ѕожиих?

2. ќ таинстве —в€той “роицы

„тобы воззреть к —в€тейшей “роице, надобно просить о сем учивших о “роице св€тителей ¬асили€ ¬еликого, √ригори€ Ѕогослова и »оанна «латоустого, ходатайство которых может привлечь на человека благословение —в€тейшей “роицы, а самому пр€мо взирать надобно остерегатьс€.

3. ќ причинах ѕришестви€ в мир »исуса ’риста

ѕричины пришестви€ в мир »исуса ’риста, —ына Ѕожи€, суть:

1. Ћюбовь Ѕожи€ к роду человеческому: “ако бо возлюби Ѕог мир, €ко и —ына —воего единороднаго дал есть (»н.3,16).

2. ¬осстановление в падшем человеке образа и подоби€ Ѕожи€, как о том воспевает —в€та€ ÷ерковь (1-й канон на –ождество √осподне. ѕеснь 1-€): »стлевша преступлением по образу Ѕожию бывшаго, всего тлени€ суща, лучши€ отпадша Ѕожественных жизни, паки обновл€ет мудрый —одетель[1].

3. —пасение душ человеческих: Ќе посла бо Ѕог —ына —воего в мир, да судит мирови, но да спасетс€ »м мир (»н.3,17).

»так, мы, следу€ цели »скупител€ нашего √оспода »исуса ’риста, должны жизнь свою препровождать согласно ≈го Ѕожественному учению, дабы чрез сие получить спасение душам нашим.

4. ќ вере

ѕрежде всего должно веровать в Ѕога, €ко есть, и взыскающым ≈го ћздовоздатель бывает (≈вр.11,6).

¬ера, по учению преподобного јнтиоха, есть начало нашего соединени€ с Ѕогом: истинно верующий есть камень храма Ѕожи€, уготованный дл€ здани€ Ѕога ќтца, вознесенный на высоту силою »исуса ’риста, то есть  рестом, [с] помощию верви€, то есть благодати ƒуха —в€того.

¬ера без дел мертва есть (»ак.2,26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение упокоение от всех дел[2], как и Ѕог почил от —воих дел, несение креста и жизнь по духу. “олько така€ вера вмен€етс€ в правду. »стинна€ вера не может быть без дел; кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.

 

5. ќ надежде

¬се, имеющие твердую надежду на Ѕога, возвод€тс€ к Ќему и просвещаютс€ си€нием вечного света.

≈сли человек не имеет излишнего попечени€ о себе из любви к Ѕогу и дл€ дел добродетели, зна€, что Ѕог печетс€ о нем, такова€ надежда есть истинна€ и мудра€. ј если человек все упование свое возлагает на свои дела, к Ѕогу же обращаетс€ с молитвой лишь тогда, когда его постигают непредвиденные беды, и он, не вид€ в собственных силах средств к отвращению их, начинает наде€тьс€ на помощь Ѕожию, то така€ надежда суетна и ложна. »стинна€ надежда ищет единого ÷арстви€ Ѕожи€ и уверена, что все земное, потребное дл€ жизни временной, несомненно дано будет.

—ердце не может иметь мира, доколе не ст€жет сей надежды. ќна-то вполне умиротворит его и вольет в него радость. ќ сей-то надежде сказали св€тейшие уста —пасител€: ѕриидите ко ћне еси труждающиис€ и обремененный, и јз упокою вы (ћф.11,28), то есть надейс€ на ћен€ и утешишьс€ от труда [3] и страха.

¬ ≈вангелии от Ћуки сказано о —имеоне: » бе ему обещанно ƒухом —в€тым, не видети смерти, прежде даже не видит ’риста √осподн€4 (Ћк.2,26). » он не умертвил надежды своей, но ждал вожделенного —пасител€ мира и, с радостью прин€в ≈го на руки свои, сказал: Ќыне отпущаеши раба “воего, ¬ладыко, идти в вожделенное дл€ мен€ ÷арствие “вое, ибо € получил надежду мою - ’риста √осподн€[4].

6. ќ любви к Ѕогу

—т€жавший совершенную любовь существует в жизни сей так, как бы не существовал. »бо считает себ€ чужим дл€ видимого, с терпением ожида€ невидимого. ќн весь изменилс€ в любовь к Ѕогу и забыл все другие прив€занности.

 то себ€ любит, тот любить Ѕога не может. ј кто не любит себ€ ради любви к Ѕогу, тот любит Ѕога.

»стинно люб€щий Ѕога считает себ€ странником и пришельцем на земле сей, ибо в своем стремлении к Ѕогу душою и умом созерцает только ≈го ќдного.

ƒуша, исполненна€ любви Ѕожией, и во врем€ исхода своего из тела не убоитс€ кн€з€ воздушного, но со јнгелами возлетит как бы от чужой страны на родину.

7. ќ страхе Ѕожием

„еловек, решившийс€ проходить путь внутреннего внимани€, прежде всего должен иметь страх Ѕожий, который есть начало мудрости.

ѕусть будут в уме его всегда напечатлены сии пророческие слова: –аботайте √осподеви со страхом, и радуйтес€ ≈му со трепетом (ѕс.2,11).

ќн должен проходить путь свой с крайней осторожностью и благоговением ко всему св€щенному, а не небрежно. ¬ противном случае опасатьс€ должно, чтобы не отнеслось к нему сие страшное определение Ѕожие: ѕрокл€т [человек] твор€й дело √осподне с небрежением (»ер.48,10).

Ѕлагоговейна€ осторожность здесь нужна потому, что сие море (то есть сердце со своими помыслами и желани€ми, которое должно очистить посредством внимани€) великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа[5] (то есть помыслы суетные, неправые и нечистые - порождени€ злых духов).

Ѕога бойс€, - говорит ѕремудрый, - и заповеди его храни (≈ккл.12,13). ј соблюда€ заповеди, ты будешь силен во вс€ком деле, и дело твое будет всегда хорошо. »бо, бо€сь Ѕога, ты из любви к Ќему все делать будешь хорошо. ј диавола не бойс€; кто боитс€ Ѕога, тот одолеет диавола: дл€ того диавол бессилен.

[≈сть] два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойс€ √оспода и не делай; а если хочешь делать добро, то бойс€ √оспода и делай.

Ќо никто не может ст€жать страха Ѕожи€, доколе не освободитс€ от всех забот житейских.  огда ум будет беспопечителен, тогда движет его страх Ѕожий и влечет к любви благости Ѕожией.

8. ќ хранении познанных истин

Ќе должно без нужды другому открывать сердца своего; из тыс€чи можно найти только одного, который сохранил бы твою тайну.

 огда мы сами не сохран€ем ее в себе, то как можем наде€тьс€, что она может быть сохранена другим.

— душевным человеком надобно говорить о человеческих вещах; с человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных[6]. »сполненные духовною мудростию люди рассуждают о духе какого-либо человека по —в€щенному ѕисанию, смотр€, сообразны ли слова его с волею Ѕожиею, и по тому делают о нем заключение.

 огда случитс€ быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно; особенно, когда в них не примечаетс€ и желани€ к слушанию.

Ќадобно в сем случае следовать учению св€того ƒиониси€ јреопагита: "—оделавшис€ сам божествен божественных вещей познанием, и в тайне ума св€та€ сокрыв от неосв€щенного народа, €ко единообразна€, храни: не бо праведно есть, €коже ѕисание глаголет, повергнути в свини€ умных маргаритов чистое, световидное и драгоценное благоукрашение"[7] (—щмч. ƒионисий јреопагит. ќ Ќебесной »ерархии. √л.2).

Ќадобно содержать в пам€ти слово √осподне: Ќи пометайте бисер ваших пред свини€ми, да не поперут их ногами своими и вращшес€ расторгнут вы (ћф.7,6).

ј потому всеми мерами должно старатьс€ скрывать в себе сокровище дарований.

¬ противном случае потер€ешь и не найдешь. »бо, по опытному учению св€того »саака —ирина, "лучше есть помощь, €же от охранени€... паче помощи, €же от дел"[8] (ѕрп. »саак —ирин. —л.89).

 огда же надобность потребует или дело дойдет, то откровенно в славу Ѕожию действовать должно по глаголу: (јз) прославл€ющих ћ€ прославлю (1÷ар.2,30), потому что путь уже открылс€.

9. ќ многословии

ќдного многослови€ с теми, которые противных с нами нравов, довольно расстроить внутренность внимательного человека.

Ќо всего жалостнее то, что от сего может погаснуть тот огонь, который √осподь наш »исус ’ристос пришел воврещи на землю[9] сердец человеческих, ибо "ничтоже тако устужает огнь, от —в€того ƒуха вдыхаемый в сердце инока к осв€щению души, €коже сообращение и многословие и собеседование, кроме оного, еже со чады таин Ѕожиих, еже к возвращению разума ≈го и приближению"[10] (ѕрп. »саак —ирин. —л.8).

ќсобенно же должно хранить себ€ от обращени€ с женским полом, ибо как воскова€ свеча, хот€ и незажженна€, но поставленна€ между зажженными, растаивает, так и сердце инока от собеседовани€ с женским полом неприметно расслабевает, о чем и св€той »сидор ѕелусиот говорит так: "јще (глаголющу ѕисанию) ки€ беседы злы... тл€т обычаи благи[11], то беседа с женами, аще и добра будет, обаче сильна есть растлити внутреннего человека тайно помыслы скверными, и чисту сущу телу, пребудет душа осквернена: что бо твердев есть камене; что же воды м€гчае; обаче всегдашнее прилежание и естество побеждает: аще убо естество, едва подвижимое, подвизаетс€, и от то€ вещи, юже имать ни во чтоже, страждет и умал€етс€, то како вол€ человеческа€, €же есть удобь колеблема, от обыкновени€ долгого не будет побеждена и превращена"[12] (ѕрп. »сидор ѕелусиот. ѕисьмо 284).

ј потому дл€ сохранени€ внутреннего человека надобно удержать €зык от многослови€: муж же мудр безмолвие водит (ѕритч.11,12) и иже хранит сво€ уста, соблюдает свою душу (ѕритч.13,3) и помнить слова »ова: «авет положих очима моима, да не помышлю на девицу[13] и слова √оспода »исуса ’риста: вс€к, иже воззрит на жену ко еже вожделети е€, уже любодействова с нею в сердцы своем (ћф.5,28).

Ќе выслушав прежде от кого-либо о каком-либо предмете, отвечать не должно: »же отвещает слово прежде слышани€, безумие ему есть и поношение (ѕритч.18,13).

10. ќ молитве

»стинно решившиес€ служить √осподу Ѕогу должны упражн€тьс€ в пам€ти Ѕожией и непрестанной молитве ко »исусу ’ристу, говор€ умом: √осподи »исусе ’ристе, —ыне Ѕожий, помилуй м€ грешного; в часы же послеобеденные можно говорить сию молитву так: √осподи »исусе ’ристе, —ыне Ѕожий, молитвами Ѕогородицы, помилуй м€ грешнаго; или же прибегать собственно ко ѕресв€той Ѕогородице, мол€сь: ѕресв€та€ Ѕогородице, спаси нас, или говорить поздравление ангельское: Ѕогородице ƒево, радуйс€... “аковым упражнением при охранении себ€ от рассе€ни€ и при соблюдении мира совести можно приблизитьс€ к Ѕогу и соединитьс€ с Ќим. »бо, по словам св€того »саака —ирина, "без непрестанной молитвы ты не можешь приблизитьс€ к Ѕогу" (ѕрп. »саак —ирин. —л.69).

ќбраз молитвы весьма хорошо расположил св€той —имеон Ќовый Ѕогослов (см. ƒобротолюбие. “.5. ѕрп. —имеон Ќовый Ѕогослов. —лово о трех образах внимани€ и молитвы).

ƒостоинство же оной очень хорошо изобразил св€той «латоуст: "¬елие, - говорит он, - есть оружие молитва, сокровище неоскудно, богатство никогда же иждиваемо, пристанище безволненно, тишины вина и тьмам благих корень, источник и мати есть"* (—вт. »оанн «латоуст. ћаргарит. —л.5. ќ непостижимом, против јномеев).

¬ церкви на молитве сто€ть полезно с закрытыми очами во внутреннем внимании; открывать же очи разве тогда, когда уныешь или сон будет от€гощать теб€ и склон€ть к дреманию; тогда очи обращать должно на образ и на гор€щую пред ним свечу.

≈сли в молитве случитс€ пленитьс€ умом в расхищение мыслей, тогда должно смиритьс€ пред √осподом Ѕогом и просить прощени€, говор€: "—огреших, √осподи, словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы". ѕотому всегда должно старатьс€, чтоб не предавать себ€ рассе€нию мыслей, ибо чрез сие уклон€етс€ душа от пам€ти Ѕожией и любви ≈го по действию диавола, как св€той ћакарий говорит: "¬се супостата нашего тщание сие есть, да мысль нашу от пам€товани€ о Ѕоге и страха и любви отвратит" (ѕрп. ћакарий ≈гипетский. —л.2.√л.15).

 огда же ум и сердце будут соединены в молитве и помыслы души не рассе€ны, тогда сердце согреваетс€ теплотою духовною, в которой восси€вает свет ’ристов, исполн€€ мира и радости всего внутреннего человека.

ќ всем мы должны благодарить √оспода и предавать себ€ ≈го воле; должны также представл€ть ≈му все свои мысли, слова и де€ни€ и старатьс€, чтобы все служило только к ≈го благоугождению.

*¬ русском переводе: "ћолитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство неистощимое, пристань безм€тежна€, основание спокойстви€; молитва - корень, источник и мать бесчисленных благ".

11. ќ слезах

¬се св€тые и отрекшиес€ [от] мира иноки во всю жизнь свою плакали, в ча€нии вечного утешени€, по уверению —пасител€ мира: Ѕлажени плачущий: €ко тии утешатс€ (ћф.5,4).

“ак и мы должны плакать об оставлении грехов наших.   сему да убед€т нас слова ѕорфироносного ѕророка[14]: ’од€щий хождаху и плакахус€, метающе семена сво€: гр€дуще же приидут радостию, вземлюще руко€ти сво€[15] (ѕс.125,5-6) и слова »саака —ирина: "ќмочи ланиты свои плачем очию твоею, да почиет на тебе —в€тый ƒух, и омыет т€ от скверны злобы твое€. ”милостиви √оспода твоего слезами, да приидет к тебе" (ѕрп. »саак —ирин. —л.68. ќб отречении от мира).

 огда мы плачем в молитве и к слезам примешиваетс€ смех, то это от диавольской хитрости. “рудно постигнуть тайные и тонкие действи€ врага нашего.

” кого текут слезы умилени€, у того сердце озар€етс€ лучами —олнца ѕравды - ’риста Ѕога.

12. ќ печали

 огда злой дух печали овладеет душою, тогда, наполнив ее горестью и непри€тностью, не дает ей совершать молитву с должным усердием, мешает заниматьс€ чтением ѕисаний с надлежащим вниманием, лишает ее кротости и благодуши€ в обращении с брати€ми и рождает отвращение от вс€кого собеседовани€. »бо душа, исполненна€ печали, дела€сь как бы безумной и исступленной, не может спокойно ни принимать благого совета, ни кротко отвечать на предлагаемые вопросы. ќна убегает людей, как бы виновников ее смущени€, не понима€, что причина болезни внутри нее. ѕечаль есть червь сердца, грызущий рождающую его мать.

ѕечальный монах не движет ума к созерцанию и никогда не может совершать чистой молитвы.

 то победил страсти, тот победил и печаль. ј побежденный страст€ми не избежит оков печали.  ак больной виден по цвету лица, так обладаемый страстью обличаетс€ от печали.

 то любит мир, тому невозможно не печалитьс€. ј презревший мир всегда весел.

 ак огонь очищает золото, так печаль... по Ѕозе[16] очищает греховное сердце (ѕрп. јнтиох. —л.25).

13. ќ скуке и унынии

— духом печали неразлучно действует и скука. ќна, по замечанию отцов, нападает на монаха около полудн€ и производит в нем такое страшное беспокойство, что несносны ему станов€тс€ и место жительства, и живущие с ним брати€, а при чтении возбуждаетс€ какое-то отвращение, и часта€ зевота, и сильна€ алчба. ѕо насыщении чрева демон скуки внушает монаху помыслы выйти из келий и с кем-нибудь поговорить, представл€€, что не иначе можно избавитьс€ от скуки, как непрестанно беседу€ с другими. » монах, одолеваемый скукою, подобен пустынному хворосту, который то немного остановитс€, то оп€ть несетс€ по ветру. ќн как безводное облако, носимое ветром (см. »уд.1,12. - ѕрим. ред.).

—ей демон, если не может извлечь монаха из келий, то начинает развлекать ум его во врем€ молитвы и чтени€. Ёто, говорит ему помысл, лежит не так, а это не тут, надобно все привести в пор€док, и это все делает дл€ того, чтобы ум сделать праздным и бесплодным.

Ѕолезнь си€ врачуетс€ молитвою, воздержанием от празднослови€, посильным рукоделием, чтением слова Ѕожи€ и терпением; потому что и рождаетс€ она от малодуши€, и праздности, и празднослови€ (ѕрп. јнтиох. —л.26; ѕрп. »саак —ирин. —л.30).

“рудно избежать ее начинающему жизнь монашескую, ибо она перва€ нападает на него. ѕотому прежде всего и должно остерегатьс€ ее посредством строгого и беспрекословного исполнени€ всех возлагаемых на послушника об€занностей.  огда зан€ти€ твои придут в насто€щий пор€док, тогда скука не найдет места в сердце твоем. —кучают только те, у кого дела не в пор€дке. »так, послушание есть лучшее врачевство против сей опасной болезни.

 огда одолевает теб€ скука, то говори себе, по наставлению преподобного »саака —ирина: "—нова вожделеваешь ты нечистоты и срамной жизни. » если тело скажет тебе: "¬еликий грех самому себ€ убивать", - то отвечай ему: "—ам себ€ убиваю потому, что не могу жить нечисто. ”мру здесь, чтобы не увидеть мне истинной смерти души моей, смерти дл€ Ѕога. Ћучше мне умереть здесь ради непорочности и не жить худой жизнию в мире. ѕроизвольно избрал € смерть сию за грехи свои. —ам себ€ умерщвл€ю, потому что согрешил € √осподу; не буду более прогневл€ть ≈го. „то мне в жизни далекой от Ѕога? Ѕуду терпеть озлоблени€ сии, чтобы не быть отчужденным от небесной надежды. „то Ѕогу в моей жизни в этом мире, если живу в нем худо и прогневл€ю Ѕога"? (ѕрп. »саак —ирин. —л.22).

»ное - скука, и иное - томление духа, называемое унынием. Ѕывает иногда человек в таком состо€нии духа, что, кажетс€ ему, легче бы ему было уничтожитьс€ или быть без вс€кого чувства и сознани€, нежели долее оставатьс€ в этом безотчетно-мучительном состо€нии. Ќадобно спешить выйти из него. Ѕлюдись от духа уныни€, ибо от него рождаетс€ вс€кое зло. "≈сть уныние естественное, - учит св€той ¬арсонофий, - от бессили€, и есть уныние от беса. ≈сли хочешь распознать их, распознавай так: бесовское приходит прежде того времени, в которое должно дать себе отдохновение, ибо, когда человек начнет что-нибудь делать, оно, прежде нежели совершитс€ треть или четверть дела, нудит его оставить дело и встать. “огда не надобно слушать его, но должно сотворить молитву и сидеть за делом с терпением, и враг, вид€, что человек об этом творит молитву, перестает бороть его, ибо он не хочет давать повода к молитве" (ѕрп. ¬арсонофий ¬еликий. ќтв.559).

" огда угодно Ѕогу, - говорит св€той »саак —ирин, - подвергнуть человека большим скорб€м, попускает впасть ему в руки малодуши€. » оно порождает в человеке одолевающую его силу уныни€, в котором ощущает он подавленность души, и это есть вкушение геенны; этим наводитс€ на человека дух исступлени€, из которого источаютс€ тыс€чи искушений: смущение, раздражение, хула, жалоба на судьбу, превратные помыслы, переселение из одной страны[17] в другую и тому подобное. ≈сли спросишь: "„то причиной всего этого?", - то скажу: твое нерадение, ибо сам ты не позаботилс€ взыскать врачества от этого. ¬рачество же от всего этого одно, при помощи только онаго человек находит скорое утешение в душе своей.  акое же это врачевство? —миренномудрие сердца. Ѕез него никто не возможет разорить оплот сих зол: скорее же найдет, что превозмогли над ним бедстви€" (ѕрп. »саак —ирин. —л.79). ”ныние у св€тых отцов иногда называетс€ праздностию, леностию и разленением.

14. ќб отча€нии

ќтча€ние, по учению св€того »оанна Ћествичника, рождаетс€ или от сознани€ "множества грехов и от€гчени€ совести и нестерпимой печали, когда душа по причине множества сих €зв погружаетс€ и от т€жести их утопает в глубине безнадежи€", или "от гордости и возношени€, когда падшие думают, что они не заслуживают сего падени€". ѕервого рода отча€ние влечет человека во все пороки без разбора, а при отча€нии второго рода человек держитс€ еще своего подвига, что, по словам »оанна Ћествичника, и несовместно разуму. ѕервое врачуетс€ воздержанием и благой надеждой, а второе - смирением и неосуждением ближнего (ѕрп. »оанн Ћествичник. Ћествица. —л.26. ќтд.89).

√осподь печетс€ о нашем спасении. Ќо человекоубийца диавол стараетс€ привести человека в отча€ние.

ƒуша высока€ и тверда€ не отчаиваетс€ при несчасть€х, какие бы они ни были. ∆изнь наша есть как бы дом искушений и пыток; но мы не отступим от √оспода, доколе не повелит ќн пытающим оставить нас и пока мы не будем оживлены терпением и твердым бесстрастием.

»уда-предатель был малодушен и неискусен в брани, и потому враг, вид€ его отча€ние, напал на него и принудил его удавитьс€, но ѕетр - твердый камень, когда впал в грех, как искусный в брани, не отча€лс€ и не потер€л духа, но пролил горькие слезы от гор€чего сердца, и враг, увид€ их, как огнем палимый в глаза, далеко убежал от него с болезненным воплем.

"»так, братие, - учит преподобный јнтиох, - когда отча€ние будет нападать на нас, не покоримс€ ему, но, укрепл€€сь и огражда€сь светом веры, с великим мужеством скажем лукавому духу: "„то нам и тебе, отчужденный от Ѕога беглец с небес и раб лукавый? “ы не смеешь сделать нам ничего. ’ристос, —ын Ѕожий, власть имеет и над нами, и над всеми. ≈му согрешили мы, ≈му и оправдаемс€. ј ты, пагубный, удались от нас. ”крепл€емые „естным ≈го  рестом, мы попираем твою змииную главу" (ѕрп. јнтиох. —л.27).

» с умилением будем молитьс€ ко √осподу: "¬ладыко √осподи небесе и земли, ÷арю веков! Ѕлаговоли отверзти мне дверь пока€ни€, ибо € в болезни сердца молю “еб€, истинного Ѕога, ќтца √оспода нашего »исуса ’риста, света миру. ѕризри многим “воим благоутробием и приими моление мое; не отврати его, но прости мне, впавшему во многие прегрешени€. ѕриклони ухо “вое к молению моему, и прости мне все злое, которое соделал €, побежденный моим произволением. »бо ищу поко€, и не обретаю, потому что совесть мо€ не прощает мен€. ∆ду мира, и нет во мне мира по причине глубокаго множества беззаконий моих. ”слыши, √осподи, сердце вопиющее к “ебе, не посмотри на мои злые дела, но призри на болезнь души моей и поспеши уврачевать мен€, жестоко у€звленного [грехом]. ƒай мне врем€ пока€ни€ ради благодати человеколюби€ “воего, и избавь мен€ от бесчестных дел, и не возмерь мне по правде “воей и не воздай мне достойное по делам моим, чтобы мне не погибнуть совершенно. ”слыши, √осподи, мен€, в отча€нии наход€щегос€. »бо €, лишенный вс€кой готовности и вс€кой мысли ко исправлению себ€, припадаю к щедротам “воим; помилуй мен€, поверженного на землю и осужденного за грехи мои. ¬оззови мен€, ¬ладыко, плененного и содержимого моими злыми де€ни€ми и как бы цеп€ми св€занного. »бо “ы един ведаешь разрешать узников, врачевать раны, никому не известные, которые знаешь только “ы, ведающий сокровенное. » потому во всех моих злых болезн€х призываю только “еб€ - врача всех страждущих, дверь рыдающих вне[18], путь заблудившихс€, свет омраченных, искупител€ заключенных, всегда сокращающего десницу —вою[19] и удерживающего гнев —вой, уготованный на грешников, но ради великого человеколюби€, дающего врем€ пока€нию. ¬осси€й мне свет лица “воего, ¬ладыко, т€жко падшему, скорый в милости и медленный в наказании. » “воим благоутробием простри мне руку и восставь мен€ из рва беззаконий моих. »бо “ы ≈дин Ѕог наш, не весел€щийс€ (о) погибели грешников и не отвращающий лица —воего от мол€щегос€ к “ебе со слезами. ”слыши, √осподи, глас раба “воего, вопиющего к “ебе, и €ви свет “вой на мне, лишенном света, и даруй мне благодать, чтобы €, не имеющий никакой надежды, всегда наде€лс€ на помощь и силу “вою. ќбрати, √осподи, плач мой в радость мне, расторгни вретище и препо€шь мен€ веселием (ѕс.29,12). » благоволи, да успокоюсь от вечерних дел моих, и да получу успокоение утреннее, как избранные “вои, √осподи, от которых отбежали болезнь, печаль и воздыхание[20], и да отверзетс€ мне дверь ÷арстви€ “воего, дабы, вошедше с наслаждающимис€ светом лица “воего, √осподи, получить мне жизнь вечную во ’ристе »исусе √осподе нашем. јминь".

15. ќ болезн€х

“ело есть раб, а душа - царица, а потому часто милосердием Ѕожиим бывает и то, когда тело изнур€етс€ болезн€ми, ибо от сего ослабевают страсти, и человек приходит в себ€, да и сама€ болезнь телесна€ рождаетс€ иногда от страстей.

ќтними грех, и болезни остав€т, ибо они бывают в нас от греха, как сие утверждает св€той ¬асилий ¬еликий: "ќткуда недуги? ќткуда повреждени€ телесные? √осподь создал тело, а не недуг; душу, а не грех. „то же более всего полезно и нужно? —оединение с Ѕогом и общение с Ќим посредством любви. “ер€€ любовь сию, мы отпадаем от Ќего, а отпада€, подвергаемс€ различным и многообразным недугам" ("—лово о том, что Ѕог не есть причина зол").

ќт неспокойного и не в меру принужденного мысленного зан€ти€ бывает головна€ боль.

 то переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вмен€етс€ она вместо подвига или даже более.

ќдин старец, страдавший вод€ной болезнью, говорил брати€м, которые приходили к нему с желанием лечить его: "ќтцы, молитесь, чтобы не подвергс€ подобной болезни мой внутренний человек, а что касаетс€ до насто€щей болезни, то € прошу Ѕога о том, чтобы ќн не вдруг освободил мен€ от нее, ибо поколику внешний наш человек... тлеет, потолику внутренний... обновл€етс€ (2 ор.4,16)".

16. ќ терпении и смирении

Ќадобно всегда терпеть все, что ни случилось, ради с благодарностью.

Ќаша жизнь - одна минута в сравнении с вечностью, и потому недостойны, по јпостолу, страсти нынешн€го времене к хот€щей славе €витис€ в нас (–им.8,18).

¬ молчании переноси, когда оскорбл€ет враг, и √осподу открывай тогда сердце свое.

 огда кто-нибудь уничижает или отнимает твою честь, то всеми мерами старайс€ простить ему по слову ≈вангели€: ќт взимающего тво€ не ист€зуй (Ћк.6,30).

 огда нас люди понос€т, то мы должны считать себ€ недостойными похвалы, представл€€ себе, что, ежели бы мы были достойны, то все бы клан€лись нам.

ћы всегда и перед всеми должны уничижать себ€, следу€ учению св€того »саака —ирина: "”ничижа€ себ€, и увидишь в себе славу Ѕожию" (ѕрп. »саак —ирин. —л.57). ѕосему возлюбим смирение и узрим славу Ѕожию, "ибо где произрастает смирение, там источаетс€ Ѕожи€ слава" (“ам же).

Ќе сущу свету, вс€ мрачна: так и без смирени€ ничего нет в человеке, как только одна тьма.

 ак воск, не разогретый и не разм€гченный, не может прин€ть налагаемой на него печати, так и душа, не искушенна€ трудами и немощами, не может прин€ть на себ€ печати добродетели Ѕожией.  огда диавол оставил √оспода, тогда јнгелы приступили и служили ≈му (ћф.4,11). “ак, если во врем€ искушений несколько отход€т от нас јнгелы Ѕожий, то недалеко и скоро приступают и служат нам Ѕожественными помышлени€ми, умилением, услаждением, терпением. ƒуша, потрудившись, ст€жает и прочие совершенства. ѕочему св€той пророк »сай€ говорит: “ерп€щий же √оспода измен€т крепость, окрылатеют аки орли, потекут и не утруд€тс€, пойдут и не взалчут (»с.40,31).

“ак терпел и кротчайший ƒавид, ибо, когда —емей поносил его и метал на него камни, говор€:

»зыди, изыди... мужу беззаконный, он не сердилс€, а когда јвесса, вознегодовав на сие, сказал ему: ѕочто проклинает пес умерший сей господина моего цар€?, он запретил ему, говор€: ќставите его, и тако да проклинает, ибо √осподь увидит и воздаст мне благое (2÷ар.16,7,9-10). ѕочему после и воспел: “ерп€ потерпел √оспода и вн€т ми и услыша молитву мою? (ѕс.39,2).

—осуды скудельничи искушает пещь, и искушение человеческо в помышлении его[21] (—ир.27,5). Ќо горе вам погубльшым терпение: и что сотворите, егда посетит √осподь? (—ир.2,14).

 ак чадолюбивый отец, когда видит, что сын его живет беспор€дочно, наказывает его, а когда увидит, что он малодушен и наказание сносит с трудом, тогда утешает, - так поступает с нами и благой √осподь и ќтец наш, употребл€€ все дл€ нашей пользы, как утешени€, так и наказани€, по —воему человеколюбию. » потому мы, наход€сь в скорб€х, как дети благопокорливые, должны благодарить Ѕога. »бо если станем благодарить ≈го только в благополучии, то подобны будем неблагодарным иуде€м, которые, насытившись чудной трапезой в пустыне, говорили, что ’ристос воистину есть ѕророк, хотели вз€ть его и сделать царем; а когда ќн сказал им: ƒелайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в животе вечнем[22], тогда говорили ≈му:  ое убо “ы твориши знамение? ќтцы наши €доша манну в пустыни (»н.6,30,31). ѕр€мо на таких падает слово: »сповестс€ “ебе, егда благосотвориши ему, и таковой даже до века не узрит света (ѕс.48,19,20).

ѕотому јпостол »аков учит нас: ¬с€ку радость имейте, брати€ мо€, егда во искушение впадаете различна, вед€ще, €ко искушение ваше€ веры соделовает терпение: терпение же дело совершенно да имать[23] и прибавл€ет: Ѕлажен муж:, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни[24].

17. ќ милостыне

ƒолжно быть милостиву к убогим и странным; о сем много пеклись великие светильники и отцы ÷еркви.

ћы должны всеми мерами старатьс€ исполн€ть слово Ѕожие: Ѕудите убо милосерды, €коже и ќтец ваш милосерд есть (Ћк.6,36). » паки: ћилости хощу, а не жертвы (ћф.9,13).

—им спасительным словам разумные внимают, а неразумные не внимают, и оттого награда не одинакова, как сказано: —е€й скудостию, скудостию и пожнет: а се€й о благословении, о благословении и пожнет (2 ор.9,6).

ѕример св€того праведного ѕетра-хлебодара[25] может нас побудить к тому, чтобы мы были милостивы к ближним, ибо и мала€ милостын€ много способствует к получению ÷арства Ќебесного.

“ворить милостыню мы должны с душевным благорасположением, по учению св€того »саака —ирина: "јще даси что требующему, да предварит да€ние твое веселие лица твоего и словесы благими утешай скорбь его"[26] (ѕрп. »саак —ирин. —л.89).

18. ќ должност€х[27] и любви к ближним

— ближними надобно обходитьс€ ласково, не дела€ даже и видом оскорблени€.

 огда мы отвращаемс€ от человека или оскорбл€ем его, тогда на сердце нашем как бы камень ложитс€.

ƒух смущенного или унывающего человека надобно старатьс€ ободрить любовным словом.

Ѕрату грешащу, покрой его, как советует св€той »саак —ирин: "–аспростри одежду свою над согрешающим и покрой его" (ѕрп. »саак —ирин. —л.89).

ћы все милости Ѕожией требуем, как ÷ерковь поет: јще не √осподь бы был в нас, кто доволен цел сохранен быти от врага, купно и человекоубийцы?

ћы в отношении к ближним должны быть как словом, так и мыслью чисты и ко всем равны, иначе жизнь нашу сделаем бесполезной.

ћы должны любить ближнего не менее, как самих себ€, по заповеди √осподней: ¬озлюбиши... ближн€го своего €ко сам себе (Ћк.10,27). Ќо не так, чтобы любовь к ближним, выход€ из границ умеренности, отвлекала нас от исполнени€ первой и главной заповеди, то есть любви Ѕожией, как о сем поучает √осподь наш »исус ’ристос: »же любит отца или матерь паче ћене, несть ћене достоин; и иже любит сына или дщерь паче ћене, несть ћене достоин (ћф.10,37).

ќ сем предмете весьма хорошо рассуждает св€той ƒимитрий –остовский: "“ам видна неправдива€ к Ѕогу в христианине любовь, где тварь с “ворцом сравниваетс€, или более тварь, нежели “ворец, почитаетс€: а там видна правдива€ любовь, где один —оздатель паче всего создани€ любитс€ и почитаетс€".

19. ќ должности[28]  подчиненных к начальнику

Ќе должно входить в дела начальнические и судить оны€; сим оскорбл€етс€ величество Ѕожие, от  оего власти поставл€ютс€, ибо несть... власть аще не от Ѕога, сущы€ же власти от Ѕога учинены суть (–им.13,1).

Ќе должно противитьс€ власти во благое[29], чтоб не согрешить пред Ѕогом и не подвергнутьс€ ≈го праведному наказанию: “емже противл€€йс€ власти Ѕожию повелению противл€етс€: противл€ющиис€ же себе грех приемлют (–им.13,2). ƒолжно быть у начальника в повиновении, ибо послушливый чрез сие много к созиданию души преуспевает, кроме того, что он приобретает чрез сие пон€тие в вещах и приходит в умиление.

20. ќ неосуждении ближнего

Ќе должно судить никого, хот€ бы собственными очами видел кого согрешающим или коснеющим в преступлении заповедей Ѕожиих, по слову Ѕожию: Ќе судите, да не судими будете (ћф.7,1), и паки: “ы кто еси суд€й чуждему рабу? —воему √осподеви стоит или падает. —танет же, силен бо есть Ѕог поставити его (–им.14,4).

√ораздо лучше всегда приводить себе на пам€ть сии апостольские слова: “емже мн€йс€ сто€ти да блюдетс€, да не падет (1 ор.10,12).

»бо не известно, сколько времени мы можем пребывать в добродетели, как опытом сие дознавший ѕророк говорит: јз лее рех во обилии моем: не подвижус€ во век... ќтвратил же еси лице “вое, и бых смущен[30] (ѕс.29,7,8).

21. ќ прощении обид

«а обиду, кака€ бы ни нанесена была, не токмо не должно отмщать, но, напротив того, должно еще прощать от сердца, хот€ бы оно и противилось сему, и склон€ть его убеждением слова Ѕожи€: јще ли не отпущаете человеком согрешени€ их, ни ќтец ваш (Ќебесный) отпустит вам согрешепий ваших (ћф.6,15), и паки: ћолитес€ за твор€щих вам напасть (ћф.5,44).

Ќе должно питать в сердце злобы или ненависти к враждующему ближнему, но должно старатьс€ любить его и, сколько можно, добро ему творить, следу€ учению √оспода нашего »исуса ’риста: Ћюбите враги ваша... добро творите ненавид€щым вас (ћф.5,44).

»так, если мы будем сколько есть сил старатьс€ все сие исполн€ть, тогда можем наде€тьс€, что в сердцах наших восси€ет свет Ѕожественный, озар€ющий там путь к горнему »ерусалиму. ѕоревнуем возлюбленным Ѕожиим, поревнуем кротости ƒавида, о котором ѕреблагий и Ћюбоблагий √осподь сказал: Ќашел я мужа по сердцу ћоему... который исполнит все хотени€ ћои (ƒе€н.13,22). “ак он говорит о ƒавиде, незлопам€тном и добром к врагам своим. » мы не будем делать ничего в отмщение брату нашему, дабы, как говорит преподобный јнтиох, не было остановки во врем€ молитвы. «акон велит заботитьс€ об осле врага (»сх.23,5). ќб »ове свидетельствовал Ѕог как о человеке незлобивом (»ов.2,3); »осиф не мстил брать€м, которые умыслили на него зло; јвель в простоте и без подозрени€ пошел с братом своим  аином. ѕо свидетельству слова Ѕожи€, св€тые все жили в незлобии. »ереми€, беседу€ с Ѕогом (»ер.18,20), говорит о гнавшем его »зраиле: ≈да воздаютс€ зла€ за блага€?.. ѕом€ни сто€вшаго м€ пред “обою, еже глаголати за них блага€[31].

Ѕог заповедал нам вражду только против зми€, то есть против того, кто изначала обольстил человека и изгнал из ра€ - против человекоубийцы диавола. ѕовелено нам враждовать и против мадианит€н[32], то есть против нечистых духов блуда и студоде€ни€, которые сеют в сердце нечистые и скверные помыслы.

ѕредел добродетели и мудрости есть бесхитростное действование с разумом.

ќтчего мы осуждаем братии своих? ќттого, что не стараемс€ познать самих себ€.  то зан€т познанием самого себ€, тому некогда замечать за другими. ќсуждай себ€ - и перестанешь осуждать других.

ќсуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай.

—амих себ€ должно нам считать грешнейшими всех и вс€кое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его. —лучаетс€ же, что нам кажетс€: другой делает худо, а в самом деле, по благому намерению делающего, это - хорошо. ѕритом двери пока€ни€ всем отверзты, и неизвестно, кто прежде войдет в нее - ты ли, осуждающий, или осуждаемый тобою.

≈сли осуждаешь ближнего, учит преподобный јнтиох, то вместе с ним и ты осуждаешьс€ в том же, в чем его осуждаешь. —удить или осуждать не нам надлежит, но единому Ѕогу и ¬еликому —удье, ведающему сердца наши и сокровенные страсти естества (ѕрп. јнтиох. —л.49).

»так, возлюбленные, не будем наблюдать за чужими грехами и осуждать других, чтобы не услышать: —ынове человечестии, зубы их оружи€ и оружи€ и стрелы, и €зык их меч остр (ѕс.56,5).

»бо когда √осподь оставит человека самому себе, тогда диавол готов стереть его, как мельничный жернов зерно пшеничное.

22. ќ попечении о душе

„еловек по телу подобен зажженной свече. —веча должна сгореть, так и он должен умереть. Ќо душа бессмертна, потому и попечение наше должно быть блее о душе, нежели о теле:  а€ бо польза человеку, мир весь приобр€щет, душу лее свою отщетит? »ли что даст человек измену за душу свою? (ћф.16,26-27), за которую, как известно, ничто в мире не может быть выкупом? ≈сли одна душа сама по себе драгоценнее всего мира и царства мирского, то несравненно дороже ÷арство Ќебесное. "Ќазываем же душу драгоценнейшей потому, что Ѕог, - как говорит ћакарий ¬еликий, - благоволил в единение и общение с ƒухом собственного —воего естества ввести[33] не другое какое-либо существо... но только одного человека, которого возлюбил паче —воих тварей" (ѕрп. ћакарий ¬еликий. —л.7. ќ свободе ума. √л.32).

¬асилий ¬еликий, √ригорий Ѕогослов, »оанн «латоуст,  ирилл јлександрийский, јмвросий ћедиоланский и прочие от юности до конца жизни были девственники; вс€ их жизнь была обращена на попечение о душе, а не о теле. “ак и нам все старание должно иметь о душе, тело же подкрепл€ть дл€ того только, чтоб оно способствовало к подкреплению духа.

≈сли самовольно изнурим свое тело до того, что изнуритс€ и дух, то таковое удручение будет безрассудное, хот€ бы сие делалось дл€ снискани€ добродетели.

Ѕуде же √осподу Ѕогу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то ќн же подаст ему и силу терпени€.

»так, пусть будут болезни не от нас самих, но от Ѕога.

23. „ем должно снабдевать душу?

"≈сли хочешь устроить дом души своей, - говорит преподобный ¬арсонофий, - то прежде приготовь вещество и все потребное, чтобы ’удожнику оставалось прийти и устроить. ѕотребное дл€ такого здани€ суть тверда€ вера дл€ устроени€ стен; дерев€нные окончины, ввод€щие свет солнечный, который бы освещал дом, чтобы не было в нем ни (малейшей темноты. ќконца дерев€нные суть п€ть чувств, „естным  рестом ’ристовым утвержденные, ввод€щие свет мысленного —олнца ѕравды и не позвол€ющие оставатьс€ в дому твоем ни малейшей темноте врага и доброненавистника твоего. ѕотом требуетс€ покров, да ни во дни солнце яне ожжет тебе, ниже луна нощию (ѕс.120,6). ѕокров скрепл€етс€ любовью к Ѕогу, котора€ бы, (покрыва€ дом, никогда не падала и не позвол€ла заходить солнцу во гневе твоем (≈ф.4,26), дабы не увидеть его обличающим теб€ в день судный и жгущим в огне геенском, и луну свидетельствующую о нощном нашем унынии и лености. Ќаконец, требуетс€ дверь, ввод€ща€ в дом и хран€ща€ живущего в нем. –азумей мысленную дверь - —ына Ѕожи€,  оторый говорит: јз есмъ дверь (»н.10,9). ≈сли так устроишь дом души своей и в нем не будет ничего неприличного и неугодного Ѕогу, то ќн приидет с благословенным ќтцом и ƒухом —в€тым, и обитель у теб€ сотворит (»н.14,23), и научит теб€, что такое мир души, просветив сердце твое радостью неизглаголанной" (ѕрп. ¬арсонофий. ќтв.121).

ƒушу снабдевать надобно словом Ѕожиим, ибо слово Ѕожие, как говорит √ригорий Ѕогослов, есть хлеб јнгельский, имже питаютс€ души, Ѕога алчущие. ¬сего же более должно упражн€тьс€ в чтении Ќового «авета и ѕсалтири... ќт сего бывает просвещение в разуме, который от того измен€етс€ изменением Ѕожественным.

Ќадобно так себ€ приучить, чтобы ум как бы плавал в «аконе √осподнем, которым руководству€сь, должно устро€ть жизнь свою.

ќчень полезно заниматьс€ чтением слова Ѕожи€ в уединении и прочитать всю Ѕиблию разумно. «а одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, √осподь не оставл€ет человека —воею милостью, но исполн€ет его дара разумени€.

 огда же человек снабдит душу свою словом Ѕожиим, тогда исполн€етс€ разумением того, что есть добро и что есть зло.

„тение слова Ѕожи€ должно быть производимо в уединении дл€ того, чтобы весь ум читающего углублен был в истины —в€щенного ѕисани€ и принимал от Ѕога в себ€ теплоту, котора€ в уединении производит слезы; от сих человек согреваетс€ весь и исполн€етс€ духовных дарований, услаждающих ум и сердце паче вс€кого слова.

"“елесный труд и поучение в Ѕожественных ѕисани€х, - учит преподобный »саак —ирин, - охран€ют чистоту, труд же подкрепл€ют надежда и страх. Ќадежду же и страх утверждают в уме удаление от людей и непрестанна€ молитва. „еловек, пока не примет ”тешител€, потребны ему Ѕожественные ѕисани€ дл€ того, чтобы пам€тование добраго напечатлелось в мысли его, и, непрестанным чтением обновл€лось в нем устремление к добру, и охран€ло душу его от тонкости греховных путей, потому что не приобрел он еще силы ƒуха, котора€ удал€ет заблуждение, похищающее душеполезные пам€товани€ и приближающие его к хладности через рассе€ние ума. Ќо когда сила ƒуха низойдет в действующую в человеке душевную силу, тогда вместо закона ѕисани€ укорен€ютс€ в сердце заповеди ƒуха, и тогда он втайне бывает наставл€ем ƒухом и не имеет нужды в пособии вещества чувственного. »бо пока сердце учитс€ от вещества, непосредственно за учением следуют заблуждение и забвение, а когда учение преподаетс€ ƒухом, тогда пам€тование сохран€етс€ невредимым" (ѕрп. »саак —ирин. —л. 58).

—ледует также снабдевать душу и познани€ми о ÷еркви, как она от начала и доселе сохран€етс€, что терпела она в то или другое врем€; знать же сие не дл€ того, чтоб желать управл€ть людьми, но на случай могущих встретитьс€ вопрошений, также дл€ убеждени€ и утешени€ своего духа.

Ѕолее же всего делать это нужно собственно дл€ себ€, чтобы приобрести мир душевный, по учению ѕсаломника: ћир мног люб€щим закон “вой, √осподи (ѕс.118,165).

24. ќ мире душевном