|
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
ПИСАНИЯ СТАРЦА СИЛУАНА
XIII О ПАСТЫРЯХ
ПОСТОЛЫ, по Вознесении
Господнем, возвратились, как сказано в Евангелии, с радостью великою. (Лк. 24, 52).
Господь знает, какую
радость Он дал им; и души их переживали сию
радость.
Первая радость их была в
том, что они познали Истинного Господа Иисуса
Христа.
Вторая радость, что они
возлюбили Его.
Третья, что они познали
вечную небесную жизнь. И четвертая радость — они
желали миру спасения, как и себе.
А затем радовались они
потому, что познали Духа Святого и видели, как Он
в них действует.
Апостолы ходили по земле
и говорили народу слово о Господе и о Царстве
Небесном, но души их скучали и жаждали видеть
любимого Господа, и потому они не боялись смерти,
но с радостью встречали ее, и если хотели жить на
земле, то только ради народа, которого возлюбили.
Апостолы любили Господа,
и потому не боялись никаких страданий. Они любили
Господа, любили и народ, и эта любовь отняла у них
всякий страх. Они не боялись ни страданий, ни
смерти, и потому Господь послал их в мир
просвещать людей.
И до ныне есть монахи,
которые испытывают любовь Божию и стремятся к
ней день и ночь. И они помогают миру молитвою и
писанием. Но больше эта забота лежит на пастырях
Церкви, которые носят в себе столь великую
благодать, что если бы люди могли видеть славу
этой благодати, то весь мир удивился бы ей; но
Господь скрыл ее, чтобы служители Его не
возгордились, но спасались во смирении.
* * *
Епископов Господь
призывает пасти стадо Свое, и туне дает им
благодать Святого Духа. Дух Святой, сказано,
поставил епископов в Церкви, и в Духе Святом они
имеют власть вязать и решить грехи. Мы же овцы
Господни, которых Он возлюбил до конца, и дал нам
святых пастырей.
Они — наследники
Апостолов, и по данной им благодати, приводят нас
ко Христу. Они учат нас покаянию; они учат нас
соблюдать заповеди Господни. Они говорят нам
слово Божие, чтобы мы познали Господа. Они
наставляют нас на путь спасения и помогают
взойти на высоту смиренного духа Христова. Они
собирают в ограду Церкви скорбящих и растерянных
овец Христовых, чтобы души их обрели покой в Боге.
Они молятся за нас Богу,
чтобы все мы спаслись. Они, как друзья Христа,
могут умолить Господа: живым испросить смирение
и благодать Святого Духа; усопшим — прощение
грехов; Церкви же мир и свободу.
Они носят в себе Духа
Святого, и Духом Святым прощают нам грехи. Они
познали Господа Духом Святым, и, подобно ангелам,
умом созерцают Бога. Они сильны и наш ум оторвать
от земли и приковать его к Господу.
Они скорбят, когда видят,
что мы оскорбляем Бога и не даем Духу Святому
жить в нас. На них ложатся скорби всей земли, и
души их влекутся любовью Божиею и непрестанно
молятся, чтобы испросить нам утешение в
скорбях и мир всему миру.
Своими пламенными
молитвами они и нас влекут служить Богу во
смирении духа и любви.
За их смирение и любовь к
народу, любит их Господь. Они пребывают в великом
труде и подвиге, и за то обогащены разумом
Святых, которым подражают житием своим.
Господь до того возлюбил
нас, что страдал за нас на кресте; и страдания Его
были столь велики, что постигнуть их мы не можем,
потому что мало любим Господа, Так и наши
духовные пастыри страдают за нас, хотя мы часто
не видим их страданий. И чем больше любовь
пастыря, тем больше ему страданий; и мы, овцы,
должны понимать это, и любить, и почитать своих
пастырей.
Братья, пребудем в
послушании нашим пастырям, и тогда будет общий
мир, и Господь Духом Святым пребудет со всеми
нами.
* * *
Великое лицо — иерей,
служитель у Престола Божия.
Кто оскорбляет его, тот
оскорбляет Духа Святого, живущего в нем.
Что же сказать о
епископе? Епископам дана великая благодать
Святого Духа; они поставлены выше всех; они, как
орлы, восходят на высоту и оттуда зрят
бесконечное пространство, и разумом богословия
пасут стадо Христово.
* * *
Дух Святой, сказано,
поставил в Церкви епископов пасти стадо Господне
(Д.
Ал.
20, 28); и если бы люди понимали это,
то любили бы пастырей до великой любви, и
радовались бы душою при виде пастыря. Кто носит в
себе благодать Святого Духа, тот знает, о чем я
говорю.
Один смиренный и кроткий
муж шел с женою и тремя детьми. Встретился им
архиерей, который ехал в карете, и когда
крестьянин стал с благоговением кланяться ему,
то увидел благословляющего архиерея в
благодатном огне.
Но кто-нибудь спросит:
«Если Дух Святой поставил епископов и управляет
ими, то почему же нет у нас мира и мы не
преуспеваем?»
Потому, что неправильно
помышляем о власти, Богом поставленной, и чрез это
делаемся непослушливыми. Но если бы мы предались
воле Божией, то скоро преуспели бы, потому что
Господь любит смиренную послушливую душу и Сам
руководит ею, а непослушливую — терпеливо и
милостиво ждет, когда она исправится. Господь
премудро учит душу Своею благодатью, как добрый
учитель и родной отец. Но и родной отец ошибается,
а Господь всегда истинен; и
учитель не все знает, а Господь всеведущий.
Все беды
от того, что мы не вопрошаем старших, которые
поставлены нами руководить, а пастыри не
вопрошают Господа, как надо поступить. Если бы
Адам спросил Господа, когда Ева дала ему вкусить
плод, то Господь просветил бы его, и Адам не
согрешил бы. И про себя скажу: все мои грехи и
ошибки были потому, что в час искушения и нужды я
не призывал Господа; а теперь научился умолять
благость Божию, и Господь за молитвы духовника
хранит меня.
Так и архиереи, хотя и
имеют дар Святого Духа, но не все разумеют, как
должно, и потому в час нужды должны искать
просвещения от Господа; они же делают по своему
разуму, и тем оскорбляют милосердие Божие и посевают смущение. Преподобный Серафим
говорит, что когда он давал советы от своего ума,
то бывали ошибки; а ошибки могут быть малы, а
могут быть и большие. Так всем надо учиться
познавать волю Божию; а если не будем учиться, то
никогда не познаем этого пути.
Господь сказал: «Призови Мя в
день скорби твоея,
и изму
тя, и прославиши Мя» (Пс. 49, 15). Господь
Духом Святым просвещает человека; а без Духа
Святого ни один человек не может правильно
разуметь. До пришествия Духа Святого и Апостолы
были не крепки и не мудры, так что Господь говорил
им: «Доколе терплю вам?» (Мф. 17, 17).
* * *
Господь дал в Церкви
Святой пастырей, и они служат в образе Христа, и
им дана власть прощать грехи Духом Святым.
Ты, может быть, думаешь:
как может такой-то епископ, или духовник, или
священник иметь Духа Святого, когда он любит
поесть и имеет другие немощи? Но я скажу тебе: это
возможно, если он не принимает плохих помыслов;
так что хотя у него и есть некий порок, но это не
мешает благодати жить в его душе, подобно тому,
как зеленое дерево имеет некоторые ветви сухие,
но это ему не вредит, и оно приносит плоды; или на
поле много пшеницы, и хотя среди нее есть и
плевелы, но это не мешает ей расти.
О духовниках
ЕЛИКИМ ПОСТОМ на
вечерне, в Старом Нагорном Русике, одному
монаху дал Господь увидеть иеросхимонаха Авраамия в образе Христа. Старец-духовник
стоял в епитрахили и исповедывал. Когда в исповедальню вошел тот
монах, то увидел духовника, седого старца, что
лицо его молодое, как у мальчика, и весь он сиял, и
был похож на Христа. Тогда монах тот понял, что
духовник стоит (совершает службу свою) в Духе
Святом, и Духом Святым прощаются кающемуся грехи.
Если бы люди видели, в
какой славе служит священник, то упали бы от
этого видения; и если бы сам священник видел себя,
в какой небесной славе стоит он (совершает свое
служение), то стал бы великим подвижником, чтобы
ничем не оскорбить живущую в нем благодать
Святого Духа.
Пишу эти строки, и
радуется дух мой, что пастыри наши похожи на
Господа Иисуса Христа. Но и мы, овцы, хотя и малую
благодать имеем, но все же похожи на Господа. Люди
не знают этой тайны, но Иоанн Богослов ясно
сказал: «Будем подобны Ему», и это не только после
смерти, но еще и теперь, ибо Милостивый Господь
дал на землю Духа Святого, и Дух Святой живет в
Церкви нашей; Он живет в непорочных пастырях; Он
живет в сердцах верующих; Он учит душу подвигу; Он
дает силы исполнять заповеди Господни; Он
наставляет нас на всякую истину; Он так украсил
человека, что человек стал похож на Господа.
* * *
Всегда надо помнить, что
духовник совершает служение свое в Духе Святом, и
потому должно благоговеть пред ним. Верьте,
братья, что если кому случится умирать при
духовнике, и скажет умирающий духовнику: «Отче святый, благослови
меня видеть Господа в Царстве Небесном». И скажет
духовник: «Иди, чадо, и зри Господа»; то будет ему
по благословению духовника, потому что Дух
Святой и на небе и на земле тот же.
* * *
Великую силу имеют
молитвы духовника. Много за гордость страдал я от
бесов, но Господь смирил и помиловал меня за
молитвы духовника, и теперь Господь открыл мне,
что на них почивает Дух Святой, и потому я много
почитаю духовников. За их молитвы мы получаем
благодать Святого Духа и радость о Господе,
Который нас любит и дал нам все нужное для
(спасения) души.
* * *
Если человек не все
говорит духовнику, то его дорога кривая и не
ведет ко спасению, а кто все говорит, тот прямо
пойдет в Царство Небесное.
Один монах меня спросил:
«Скажи, что мне делать, чтобы поправить свою
жизнь?» Он любил много кушать и не вовремя. Я ему и
говорю: «Пиши каждый день, сколько ты покушал и
что подумал, а вечером прочитай духовнику». Он
мне говорит: «Я этого сделать не могу» .
Итак не смог он
преодолеть малого стыда исповедать свою немощь,
и потому не исправился, и умер от удара. Да
простит Господь брата нашего, а нас да избавит от
такой смерти.
* * *
Кто хочет непрестанно
молиться, должен быть мужественным и. мудрым, и во
всем спрашивать духовного отца. И если духовник
сам не проходил опытом молитву, то все равно
спроси, и за твое смирение Господь помилует тебя
и сохранит от всякой неправды; а если ты
подумаешь, что духовник неопытен, что он в суете,
буду я сам руководиться по книгам, то ты на
опасном пути, и не далек от прелести. Много я знаю
таких, которые так обманулись в помыслах своих и
за свое презрение к духовнику не преу спели.
Они забывают, что в таинстве действует благодать
Святого Духа, которая и спасает нас. Так враг
обманывает подвижников, чтобы не было
молитвенников, а Дух Святой умудряет душу, когда
мы слушаем советы наших пастырей.
* * *
Чрез духовника в
таинстве действует Дух Святой, и потому когда
выйдешь от духовника, ду ша чувствует свое
обновление миром и любовью к ближнему, а если ты
уходишь от духовника смущенный, то, значит,
нечисто исповедался и сам не простил брату
своему от души согрешений его.
* * *
Духовник должен
радоваться, когда Господь приводит к нему
какую-нибудь душу на покаяние, и по данной ему благодати должен лечить ту душу,
и за это получит он от Бога великую милость, как
добрый пастырь своих овец.
Содержание
Пo книге Старец Силуан Афонский,
Москва, Подворье Русского на Афоне
Свято-Пантелеймонова монастыря, 1996 г., издано по
благословению Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси АЛЕКСИЯ II
На заглавную страницу
|