|
1. Кто истинный христианин?
2. Христианин, который любит славу, или удовольствия, или деньги, не
истинный христианин.
3. Христианам необходимо нести чувствительные лишения и подвиги,
чтоб освободиться от сих страстей.
4. Всякое доброе дело надобно делать с тою целию, чтобы приять
благодать Христову и святость.
5. Молиться со вниманием есть дар Божий.
6. Грешники - враги Богу, от которых Он отвращается.
Истинный христианин есть тот, который искренно
исповедал пред Богом и Ангелами во время Крещения своего, что отрекся
диавола и всех сатанинских дел его и дал обет служить Христу Господу,
исполняя все святые заповеди Его, и таким образом сподобился таинственно
приять благодать Божию сокровенную и ощутить ее в духе, то есть сознать
духом, что приял ее. Как только получит кто благодать, тотчас
отвращается от плотских стремлений, начинает ненавидеть мирские похоти и
благодатию Божиею становится неподдействен им и мертв для них; от чего
божественные заповеди Христовы исполняет со всякою радостию и усердием,
а к какой-либо сласти плотской, или к стяжаниям, или к чести и славе не
лежит уже у него душа, как бы он находился вне тела и вне мира, как
говорит Господь: от мира несте (Ин.15:19). Будучи же так соединен
с благодатию Всесвятого Духа, он радуется всегда и поет: Аз же
возвеселюся о Господе, возрадуюся о Бозе Спасе моем (Пс.103:34;
Лк.1:47).
2. И другим каким-либо способом никому невозможно
сделаться истинным христианином. Эти три - сластолюбие, сребролюбие и
славолюбие - порабощают человека диаволу. И христианин, предающийся
плотским сластям, уже не Христов есть раб, а раб греха и диавола; также
христианин, обладаемый сребролюбием и любящий деньги, уже не христианин,
а идолопоклонник, как говорит божественный Павел; равно и тот, кто любит
славу человеческую, не христианин есть истинный, а некий изрядный воин
диавола. Кто обладаем или каждою из сих страстей, или одною какою из них
всецело, тот не имеет общения с Богом - Пресвятою Троицею, Отцом, Сыном
и Святым Духом, хотя бы он постился, совершал бдения, спал на голой
земле, и всякое другое нес злострадание, хотя бы имел всезнание и
мудрость. Для сего потребно ему прежде в духе освобождену быть от сих
страстей Христом Господом, Который говорит: аминь, аминь глаголю вам,
яко всяк творяй грех, раб есть греха. Раб же не пребывает в дому во век
(Ин.8:34-35). Дом сей есть царствие небесное. Видишь страшное
определение Спасителево?! Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни
будете, присовокупляет к тому Господь (8:36). Итак, когда освобожден
будет кто от оных трех страстей, тогда да поет, тогда да поклоняется,
славя Бога, тогда да молитвы деет, как соделавшийся уже истинным
христианином и рабом Христовым. Великой сподобляется он милости. Ибо
воистину кто порабощен трем оным тиранским страстям или хоть одной из
них, тот, хотя бы и хотел, не может сам освободить себя от них, потому
что освобождение сие в руках Иисуса Христа, Сына Божия и Царя, по
власти, какую получил Он от Бога, Отца Своего, чрез крест и смерть, Им
подъятые, как Сам удостоверил Он по Воскресении: дадеся Ми всяка
власть на небеси и на земли (Мф.28:18).
3. Прибегнем же к Освободителю всех, Христу Господу,
яко к единому власть держащему, всякие употребляя меры к тому, чтоб
сподобиться освобождения от тех трех страстей; станем поститься,
молиться, подавать милостыни, чтоб увидел Бог, как искренно желаем мы
свободы себе и усердно ищем ее, делая такие дела ради ее, и, увидев то,
даровал нам желанную свободу Он, желатель милости. Признак такой свободы
есть ненависть к тем страстям, - такая, что свободившийся от них
гнушается ими, как мерзостию, которая отвратительнее для него всякой
вещественной мерзости. Итак, доброе дело есть петь, молиться, поститься,
совершать бдения, подавать милостыни, держать себя в уничижении, стать
нищим, любви ради Христовой. Однако же видим многих из братий наших,
которые тщетно трудились и трудятся, совершая такие дела. И причина
этому явна. Что бы ни делал кто, делает то для известной цели. Поелику
все человеческое естество, по преступлении первой заповеди, стало
естеством тленным и смертным, и по сей причине слабым и немощным, падким
на всякое зло и неразумие, то как возможно, чтоб оно одно, само собою,
освободилось от растления в помыслах своих, когда это растление стало в
нем некоторым образом естественным? - Но как может оно освободиться? -
Если будет поститься, совершать бдения, молиться, поднимать всякий труд
и подвиг, раздавать имение свое бедным с тою одною целию, чтоб
сподобиться освобождения от оного растления в помыслах, силою Господа
нашего Иисуса Христа, единого Освободителя, Который за тем и в мир
пришел, чтобы взять грехи мира. И кто постится, молится, трудится и
всякое другое делает добро, с тою целию, чтоб освободил его Христос, тот
всеконечно будет освобожден, и познает Освободителя своего и
возблагодарит Его, смирится и покорится пред непобедимою силою Христа
Господа. А кто не жительствует жительством по Христе с такою целию, тот
тщетно протрудится и перейдет в другую жизнь бедным и несчастным
христианином.
Надобно нам и то знать, что весь подвиг диавола и
демонов его и все козни, какие строят они всякому христианину, обращены
на то, чтоб сеять между христианами непонимание сего и неведение о сем,
чтоб они не знали показанной цели, но держали в мыслях, что могут
спастись сами, посредством тех добрых дел, какие делают. Демоны нередко
даже содействуют и молитвам, и милостыням, и постам, и бдениям, и всяким
другим добрым делам, чтобы делающие их делали без означенной нами цели,
держа, однако ж, в мысли, что делают настоящее добро, и чрез то
оставались не уврачеванными от Христа. Ибо неотложен тот закон Христов,
что Сам Христос не может уврачевать того, кто не познал своей болезни,
не знает врача и не ищет его.
4. Итак, доброе есть дело, как мы сказали, пост,
милостыня и прочее; хорошо и скорбеть о грехах, как своих собственных,
так и братий своих, также плакать с плачущими и радоваться с
радующимися; но все эти добрые дела, достохвальные и дивные, ни к чему
не служат и пропадают даром, если тот, кто делает их, не соделается
причастным святости Божией, ибо все добрые дела для этой цели должны
быть делаемы, как говорит Апостол о тех, которые сподобляются быть
наказываемы Богом, как сыны, что Бог наказует их на пользу, да
причастятся святыни Его (Евр.12:10). Если же кто не причастен
святыни Божией, то тщетен труд его, тщетна и вера его, особенно когда
возможности нет творить сии добрые дела достодолжно, по закону и
заповеди Божией, без помощи Иисуса Христа, Бога нашего, а тот, кто
незаконно подвизается, не венчается, как определяют божественные законы.
Закон же есть, чтоб дела эти делаемы были втайне, со всяким охранением и
блюдением, пред лицом единого 'Бога, так чтобы и левая рука не знала
того, что делает правая.
Что же это правое и что левое? Слушай. Правое есть,
когда христианин исполняет то, что заповедал Христос в следующих словах:
егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими
есмы; яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк.17:10). Но
возможно ли, чтобы нашелся когда-нибудь кто такой, который сотворил бы
все, что должен был сотворить? Пусть и сотворил кто или все, что должен
был сотворить, или часть того, кто мог когда-либо творить то один сам
собою, своею собственною силою, не будучи наперед подкреплен таинственно
божественною силою Христовою? Кто делает какое-либо добро без Христа -
увы ему и делу его! А левое есть, когда кто, делая то, что должен
делать, думает, что достоин за то у Бога всякой чести. Такой никогда не
причастится святыни Божией, даже после таких подвигов и таких потов, и
горе ему после смерти!
Какие же есть признаки, которые показывали бы, что
получил кто благодать Божию? Когда кто безгневен, не осквернен плотскими
сластями, тих и кроток, имеет смирение вместе с незлобием и
состраданием, с любовию к ближним, чистою и нелицемерною, и верою в
Бога, несомненною и твердою, так чтоб о нем можно было сказать:
верова Богови и вменися ему в правду (Рим.4:3). И кто не имеет таких
признаков благодати Христовой, тот без сомнения все дела свои делает, да
славим будет человеками. Пусть говорит он, что не ищет славы
человеческой, но, будто и нехотя, он бывает падок на нее. Ибо где нет
Христа, там демоны, а где демоны, там правые помыслы извращаются и
растлеваются. Как во время ночи летают нетопыри, пищу себе ища, так и
демоны вместе с перваком своим, начальником тьмы - диаволом, во время
настоящей жизни, растленной и омраченной, рыщут и по земле, и по
воздуху, и по всем местам, сущим под небесами, в одно мгновение
переносясь с места на место, ибо демоны по естеству суть мысленные
твари. Это всякий может понять, судя по тому, как действует собственный
наш человеческий ум, который, когда видел что однажды, - будь то и
далеко, и раскинуто на большом пространстве, - обегает то мысленно в
одно мгновение, при всем том, что связан плотию. Вот почему невозможно
бывает истинному христианину возводить ум свой к Богу, размышлять о
божественном, беседовать с Господом Всеблагим и посредством такой святой
памяти и умной молитвы принимать от Бога просвещение и облистание, если
он не запечатлен благодатию Святого Духа. Как только увидит диавол, что
ум (дух) христианина не имеет печати благодати Божией и наг от нее, а
между тем желает прейти мысленно воздух и востечь ко Всевышнему Богу,
чтоб беседовать с Ним посредством молитвы и молить Его о грехах своих, -
без страха становится против него на дороге, по которой он восходит, и
как бы так говорит ему: "Куда это ты идешь, несчастный? Как смеешь
проходить по местам, в моей власти находящимся? Я властитель тьмы, я
получил имя миродержителя и состою главою тех, которые умствуют о
мирском и мудрствуют по-мирски. Я князь растленного мира сего, воздушный
царь, сатана. Ты не вышел еще из-под моей власти, еще не переставил тебя
Христос из области сатанины к Богу (Деян.26:18). Почему, как мой
подданный, ты должен помышлять о моем и искать моего. Мое же вот что:
плотская похоть, неправда, злоба. Я прежде все это тебе показывал и
доказывал, как это хорошо; и ты видел, что так есть, вкусил, испытал и
усладился. А теперь куда идешь? Куда тебе взойти на небо? Оставайся
здесь - долу, в мирских нечистотах и грехах". Посему-то и написано:
никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1Кор.12:3).
5. Можно положить, что христианин не должен молиться
и славословить Бога, если ум его наперед не запечатлеется и не освятится
Божественною благодатию, чтоб не оказаться ему внешне предстоящим Богу,
мысленно же творящим дела диавола, как слуге его; по каковой причине он
делается паче нечистым, и за каковое дело паче насиловать начинает его
враг, наводя его на многое зло то посредством гнева, то посредством
похоти плотской, на кои устремляется он с большею неудержимостью. Если
кто, войдя во врачебницу, чтоб получить уврачевание, по своему неразумию
худшими и опаснейшими делает там раны свои, то, конечно, гораздо лучше
бы совсем не входить ему в нее. Но опять как же тебе оставаться без
молитвы?! Тесно от обою. Восприими же тщание, возьми на себя подвиг
наперед исправить и уврачевать ум свой, чтоб не быть в опасности
ниспадать в худшее, если будешь петь, славословить Бога и молиться, не
исправившись и не уврачевавшись наперед. Ибо невозможно, чтобы нечистый
ум предстоял Богу, хотя и видно, что иной предстоит Ему телом и молится
устами. Да и вообще никакой нет возможности истинно славословить Бога
самому от себя, но благодать Христова, вселяющаяся в нас, она
славословит и песнословит Бога и молится в нас.
Люди, когда ведут между собою беседу, знают, о чем
идет речь: и те, которые говорят, знают, что говорят, и те, которые
слушают, понимают, что слышат. И было бы явное неразумие, не иметь
должного внимания, когда беседует кто с другим. Но если, предстоя пред
Богом, беседуя к Нему и молясь, не внимаем тому, что говорим, то какую
можем мы питать надежду спасения, даже и тогда, когда кто долгое время
проводит в молитве своей и славословит Бога днем и ночью с таким
неразумным невниманием и думает, что молится и славословит Бога как
должно? Ибо хоть такое надлежит нам оказывать внимание, когда беседуем с
Богом, какое имеем, когда ведем речь с людьми о делах мирских и суетных.
Из сказанного всякий понять может, что значит, что диавол мысленно
кружит ум человека, страдающего этою нелегкою болезнию. Почему и
надлежит таковому прежде всего всякое тщание привнесть о душе своей,
стараясь доставить ей духовное врачевство и исцеление, чтоб Иисус
Христос, единый Врач душ и телес, увидев такое его тщание и труд,
уврачевал столь великую его немощь. И если не сделает он так, то тщетно
и бесполезно поет он псалмы и прочитывает молитвы к Богу. Посему кто
молится невнимательно, пусть восстенает и восплачет, что так делает, и
исправится, и думать забыв, что когда-нибудь маливался. Если же не
восплачет и не восскорбит он о своей невнимательности, то какая ему
надежда спасения?
6. Слово Писания говорит: не красна похвала во
устех грешника (Сир.15:9). И говорит это оно не о безбожниках и
неверах (ибо как невер станет молиться Богу, Которого не знает?), а о
том, кто знает Бога и верует в Него, только нечестив есть по причине
злых дел своих, и враг Богу по причине грехов. Как хороший,
благообразный и красивый предмет привлекает очи людей посмотреть на него,
а предмет безобразный и отвратительный заставляет обращать глаза в
другую сторону, чтоб не видеть его, так и похвала, славословие и молитва
грешника заставляют Бога отвращать очи Свои от него, чтоб не видеть его,
потому что он устами только молится, а умом и сердцем беседует с
предметами грехов своих и страстей, кои как прежде господствовали над
ним, так и теперь крепко держат его в руках своих. Ибо невозможно, чтоб,
творя молитвы к Богу, не помышлял кто о неуместном и срамном, если не
содружился он прежде с Богом посредством покаяния и исповеди. Содружение
же Бога с душою есть сокровенное посещение ее Богом. И признаком того,
что благодать Божия посетила душу, служит то, если она молится со
страхом и благоговением, стоит на молитве благочинно и великое имеет
внимание к тому, о чем молится. Ибо никтоже может рещи Господа Иисуса,
точию Духом Святым (1Кор.12:3). Почему те, которые не молятся таким
образом, еще далеки от Бога, будь они иереи и духовники, будь учители
народа и посредники его пред Богом. Если солнце, будучи тепло,
естественно согревает того, кто сидит под лучами его, то как бы Богу,
Который свят есть, не освящать тех, которые беседуют с Ним посредством
молитвы? И, однако ж, не бывает так, и от чего? От того, что те, которые
сидят на солнце, знают, что за тем и сели, чтоб согреться, почему и
приноравливают себя так, чтобы почувствовать теплоту его, а те, которые
молятся без внимания, сами не знают, о чем молятся и чего просят, то
есть стоят к Богу не как следует; почему Бог и не дает им ничего, и не
даст, хоть бы они сто лет молились таким образом.
Итак, поелику тщетно трудятся те, которые поют и
молитвы творят, не быв наперед освящены благодатию Божиею, то надлежит
им пойти к учителям благоговейным и духовникам опытным и научиться от
них, как надо молиться и чего просить должно в молитвах. Если же не
захотят поучаться тому и не научатся, то, будь они мудры, будь невежды,
кончат жизнь нечистыми и оскверненными. Бог не слушает тех, которые не
знают, чего просят. Почему чтоб и нам не пострадать также и не остаться
навеки нечистыми, позаботимся от сего часа научиться, как должно
молиться и чего испрашивать у Бога, чтоб молитва наша была
благоприемлема Богом, во Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава,
честь и поклонение во веки. Аминь.
|
|