|
1. Душа очищается посредством веры и исполнения
заповедей Христовых.
2. Облекается она свыше сходящею силою Духа Святого и сподобляется зреть
Бога.
3. Желающим получить благо от Бога надлежит с радостию терпеть всякую
скорбь, злострадания и искушения, их встречающие.
4. Всякому надлежит рассмотреть себя, достоин ли он внити в царствие
небесное.
Ум, соединившийся с Богом верою, познавший Его
деланием добродетелей и сподобившийся зреть Его созерцанием, видит
дивные и преславные чудеса. Он весь освещается и становится, как свет,
хотя не может понять и изречь то, что видит. Ибо сам ум тогда есть свет
и видит Свет всяческих, то есть Бога, и свет сей, который он видит, есть
жизнь, и дает жизнь тому, кто его видит. Ум видит себя совершенно
объединенным с сим светом и трезвенно бодрствует. Сознает он, что свет
сей внутри души его, и изумляется; изумляясь же, видит его, как бы он
был вдали от него; потом, пришедши в себя, опять находит свет сей внутри;
и, таким образом, не находит ни слов, ни мыслей, что сказать и что
подумать о свете том, им видимом. Кто, слыша сие таинство, не удивится
и, удивляясь, не прибегнет ко Христу? Кто не пожелает и себе узреть сии
чудеса Божии? И кто не возлюбит Того, Кто дает нам такие преславные дары
без цены?
2. Потщимся же, братие мои возлюбленные, приобрести
Христа и узреть, коль дивен Он есть в красоте и сладости своей. Сам Он
говорит: имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а
любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим; и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам
(Ин.14:21). А далее прилагает: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет;
и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим
(23). Сей любящий Бога и заповеди Его соблюдающий облекается свыше
сходящею силою Святого Духа, Который не является чувственно, в виде
огня, и не приходит с великим шумом и дыханием бурным (это совершилось
только на Апостолах - для неверующих), но зрим бывает умно, как умный
свет, и приходит с тихостию, принося обрадование, - что есть отсвет
первого оного вечного света и отблеск непрестающего блаженства. Как
только воссияет сей свет в духе, тотчас исчезает всякий нечистый помысл,
изгоняется всякая страсть душевная, и всякая немощь телесная получает
уврачевание. Тогда очищаются очи сердца - ум и мысль, и зрят Бога, как
написано в Евангелии о блаженствах. Тогда душа, как в зеркале, видит все
даже и малейшие свои прегрешения и приходит в величайшее смирение;
помышляя же о величии оной славы, исполняется всякою радостию и веселием
и, дивясь неожиданно увиденному чуду оному, проливает обильные слезы.
Так наконец совершенно изменяется весь человек и познает Бога, сам
прежде познан бывши от Бога. Одна эта благодать Всесвятого Духа делает
то, что человек начинает презирать все земное и небесное, настоящее и
будущее, радостное и скорбное. Она делает его другом и сыном Божиим и
богом, насколько сие вместимо для человека. О, сколь величественны
дарования Божии!
Все почти стыдятся людей немощных и бедных: царь
земной и смотреть на них не хочет, вельможи отвращаются от них, богачи
презирают их. Если случится как-нибудь встретить таковых на пути, их
обходят, внимания не обращая на них, как на ничтожности, и никто на
мысль даже не принимает, чтоб было хорошо войти с ними в сообращение. А
Бог всеблагий оставил сильных, мудрых и богатых мира и избрал немощных,
немудрых и бедных, по великой и неизреченной благости Своей. И кто
доволен к тому, чтоб за одно это достойно возблагодарить Его?! Сей Бог,
Коему служат тьмы ангелов, Который носит всяческая глаголом силы
Своея (Евр.1:3), величия славы Коего никто стерпеть не может, сей
самый Бог благоволил соделаться и отцом, и братом, и другом таких
отверженных, и принять плоть человеческую, чтоб стать подобным нам во
всем, кроме греха, и сделать нас причастниками и наследниками Своей
славы и царства Своего. О, сколь велика и богата благость, сколь
неизреченно снисхождение к нам Владыки нашего Бога!
Но чего же ради, братие, мы не прибегаем к сему
благоутробному Богу, так много нас возлюбившему? Чего ради не отдаем
жизни своей на смерть за любовь Христа и Бога нашего, за нас умершего?
Разве не видим, как многие люди, по пристрастию к благам тленным,
переносят большие труды, подвергаются великим опасностям, уезжают в
далекие места, оставляя жен и детей и всякие житейские утешения, и
ничего не ставят выше и краше того, что вожделели, и покоя себе не дают,
пока не достигнут цели своей? Но если эти, ради временных и тленных
благ, поднимают такой подвиг и для получения их подвергают опасности и
душу свою, и жизнь свою, то не всячески ли подобает нам предать на
смерть и души свои, и телеса свои любви ради к Царю царствующих и
Господу господствующих, Творцу, Вседержителю и Властителю всех тварей?
Сам Он говорит во Святом Евангелии Своем, что погубивший душу свою, то
есть уготовившийся пожертвовать жизнию, Мене ради и ради Евангелия, или
мертвою соделавший душу свою к миру и не обретающий ее занятою
какою-либо похотию плотскою, таковый спасет ее, а обретающий душу, то
есть жалеющий предать жизнь свою за Меня или находящий душу свою занятою
чем-либо грешным, погубит ее.
Так говорит Бог вездесущий и все содержащий! Куда же
убежим мы, братие, от лица Его, или куда уйдем? Взойдем ли на небо, там
обретем Его; снидем ли во ад, и там присущ Он; внидем ли во глубины
морские, и там не убежим от державной руки Его, но Его же десница будет
держать и души, и тела наши. Итак, братие, поелику не можем мы
противостать Господу, ни убежать от лица Его, приидите, сделаемся лучше
рабами того Бога, Который нас ради человек бысть, зрак раба приял и умер
по любви к нам. Приидите, подклонимся под крепкую и непобедимую руку
Христа, источающего жизнь вечную и бессмертную и пребогато ею
исполняющего тех, кои взыскивают ее в Нем, благодатию Всесвятого Духа.
Приидите, взыщем Христа, в Коего облеклись было мы во святом Крещении,
но злых ради дел своих опять совлеклись Его. Когда мы крестились, были
еще несмысленными младенцами, и по возрасту, и по уму, и не понимали,
коль великое получили освящение; потом же, хоть и познали сие, но,
увлекаемые юностию, осквернили себя грехами своими, потеряли благодать
святого Крещения и продолжаем каждодневно сквернить и души, и тела свои,
преступая заповеди Божии. Возвратим же себя опять в прежний чин
покаянием, которое теперь осталось единственным путем к нашему спасению,
и положим в сердце всеусильно трудиться в делании всякого рода добрых
дел, о коих знаем, что они угодны Христу Господу, да запечатлеемся опять
печатию Духа Святого и поживем прочее время жизни нашей непорочно, имея
Христа Спасителя всемощным пособником себе, от Коего вследствие сего
получим и ту милость, что сделаемся достойными познать тайны Бога
нашего, сокровенные от век и от родов.
3. Если желаем достигнуть того, что возлюбила душа
наша, то есть благодатных от Бога благ, и, будучи человеками, соделаться
земными ангелами, надлежит нам возлюбить также прискорбность и тесноту
телесную, поднимать всякое злострадание и с радостию переносить
искушения, в уверенности, что они принесут нам всякое добро. Что краше
души, с разумом и рассуждением подъемлющей всякие скорби и злострадания,
ради претерпения коих она имеет еще наследовать и радость всяческих? Что
мужественнее сокрушенного и смиренного сердца, которое без труда
побеждает всех демонов и совсем отгоняет их от себя? Что славнее
нищенствования духом, доставляющего человеку царствие небесное, коему
равноценного ничего нет и быть не может ни в настоящей, ни в будущей
жизни? Но и то, что не имеет кто более томящей о себе заботы
относительно земного и временного, какое, думаешь ты, приносит ему
ангельское состояние и какие вечные уготовляет блага? И то опять, что
презирает кто все временное и тленное, и все почти необходимое для тела
его, так что никогда не заводит споров и ссор из-за них, но всегда
хранит мир и любовь в невозмущаемой тем душе своей, какого не достойно
воздаяния, каких венцов и дарований? Поистине выше естества заповедь сия
и исполнение ее паче слова и разума, потому что Христос бывает для
такового все, вместо всего того, что презирает он. Слыша: Христос, не на
одно голое слово обращай внимание и не смотри на малость речения, но
помышляй о славе Божества Его, превосходящего всякий ум и всякое слово,
помышляй о красоте Его неизреченной, о милости безмерной, о богатстве
недомыслимом, какое богатно со всякою щедростию подает Он таковым, и
уразумеешь, что Его одного достаточно для них в замене всего прочего,
так как они приемлют в себя Самого Бога, Источника и Подателя всякого
блага. Посему-то никто из сподобившихся возыметь Христа не вожделевает
уже ничего другого, и никто из насытившихся любовию Божиею не имеет уже
позыва любить что-либо другое здесь, на земле.
Поистине, братие мои, ничего в мире нет лучше того,
чтоб не иметь ничего от благ мира сего, не желать стяжевать что-либо
паче необходимых потреб тела и не замышлять покоить плоть свою и
угождать ей, но одного желать - жить жительством духовным, не творя
ни в чем плоти угодия в похоти (Рим.13:14). Необходимыми же
потребами тела я называю хлеб и воду, одежду и кров, как учит Апостол:
имеюще пищу и одеяние, сими доволни будем (1Тим.6:8). Если
потребуется что-либо и больше сего, то всячески, если веруем Богу и
уповаем на Него, Он, подающий нам большее сего и промышляющий о всем
сущем, подаст нам это. Только оставим все другое, прившедшее в
привременную жизнь нашу, - тщеславие, зависть, споры и ссоры, лукавство,
ропотливость, клевету и все вообще, что ненавистно Богу и причиняет вред
душе, и возлюбим от всей души то, что повелевает Бог, - нищету духовную,
или смирение, и непрестанный деннонощный плач, от коего источается в
душу каждый час радость и утешение у тех, кои любят Бога. От этого плача
порождается и кротость в тех, кои подвизаются во истине, от плача алчут
и жаждут правды или всякой добродетели и всегда ищут царствия Божия,
превосходящего всяк ум человеческий; от непрестанного плача бывают и
милостивы, и чисты сердцем, и миротворцы, яко мира исполненные, и
благодушны в искушениях; от плача ненавидят зло; от плача возжигается в
душе божественная ревность, которая ни на минуту не дает ей предаться
покою беспечности или вместе со злыми склониться на зло, но исполняет ее
мужеством и силою претерпевать до конца всякого рода искушения.
4. Возненавидим же, возлюбленные братие мои, мир сей
и все, что в мире. Зачем иметь нам общение с миром и с делами мирскими,
когда Господь наш говорит нам в Святом Евангелии: несте от мира
(Ин.15:19)? Потечем путем добродетели. Будем подвизаться, пока стяжем
нечто от всегда-пребывающего и нетленного. Ибо все вещи мира сего тленны
и преходят как сон, и ничего нет в них постоянного и твердого; и солнце,
и звезды, и небо, и земля - все преходит и от всего один человек
остается. Что же теперь из этого видимого может послужить нам в пользу,
в час нужды смертной, когда будем переходить из этой жизни к тамошнему
пребыванию, в нескончаемом оном веке, а это все оставим здесь, и оно
истлеет и прейдет? Хоть и не тотчас прейдет все сие видимое, но какая
польза от него нам, когда мы необходимо разлучимся с ним, оставя здесь
одно свое тело мертвое и бесчувственное, и душа наша не будет уже иметь
возможности видеть что-либо посредством тела сего, ни сама быть видима
кем-либо, а будет с того часа внимать одному невидимому, вступив в иные
соотношения и иные порядки жизни, чтоб или наслаждаться царством
небесным и вечною славою, или наследовать геенну и огнь вечный? Одно
что-либо из сих двух необходимо получить от Бога в вечное наследство
соответственно делам, какие делает кто в жизни сей.
Сего ради, братие мои возлюбленные, возненавидим,
умоляю вас, мир сей, убежим от прелестей его, и от мнимых и лживых
радостей жизни сей, и к единому прибегнем Христу, Искупителю душ наших,
всячески стараясь обрести Его, вездесущего. Обретши же Его, припадем к
стопам Его и облобызаем их со, всею горячностию души. Ей, умоляю вас,
потщимся узреть Его, пока еще живы. Ибо если сподобимся узреть Его здесь,
то не умрем, и смерть не возгосподствует над нами. Не будем дожидаться -
узреть Его в будущей жизни, а теперь восподвизаемся узреть Его. Мы знаем,
говорит святой Иоанн Богослов, что имеем Бога в сердцах своих, по Духу,
Которого прияли от Него (1Ин.3:24; 4:13). Итак, вы, показавшие веру свою
в Него, твердую и известную делами своими, обсудите со всем вниманием,
что я сказал вам, и добре рассмотрите, не обманываетесь ли вы, думая,
что имеете в себе Христа, тогда как ничего не имеете и находитесь в
опасности перейти из сей жизни с пустыми руками, чтоб услышать страшный
оный глас, глаголющий: возьмите, что мнится имети раб сей лукавый, и
дайте имущему большее (Лк.8:18; Мф.25:29). Тогда возрыдаете и восплачете
и вечную восприимите скорбь. Но да не будет нам - услышать таковый глас
и пострадать что подобное, - нам, которые в час божественного Крещения
отреклись диавола и всех дел его и сочетались Христу, дав обет хранить
заповеди Его. Потщимся же сохранить божественные заповеди и очистить
сердца свои слезами и покаянием, да узрим Самого Христа - сей Свет
божественный, и да стяжем Его еще здесь, в настоящей жизни, во Обитателя
в нас, да животворит Он души наши благодатию Всесвятого Духа, и да
питает их сладостию чаемых благ царствия Своего. Аминь.
|
|