|
1. Бог никого не создал быть рабом другого человека,
тем менее демонов.
2. О бессловесном гневе и похоти, и от чего подвергается им человек.
3. Как для телесного зрения потребны здравые глаза, соразмерное
расстояние, чистый воздух и свет солнца, так и для умного зрения
потребно все такое мысленно.
Премудрый и всеблагий Бог для бытия в мире сем создал
отца и сына, но не раба и наемника. Ни первый отец наш не был рабом или
наемником, ни первый сын. Ибо кому бы они были рабами и наемниками?
Рабство и наемничество явились уже после: рабство произошло от вражды
людей между собою, по коей начали воевать друг против друга и друг друга
порабощать, а наемничество - от бедности и недостатков, кои одолевать
начали слабейших по причине жадности и корыстолюбия сильнейших. Таким
образом и раб, и наемник произошли от греха и зла, воцарившихся среди
людей, ибо без насилия и бедности ни рабом никто бы не был, ни наемником.
Кому придет желание быть ими, когда рабы и наемники не то делают, что
хотят и что им нравится, но то, что хотят их господа? Причиною сего -
диавол, злая умная сила, от Бога отступившая. Он развел злобу между
людьми и обольстил их полюбить ее. И вот они вооружаются друг на друга,
думая, что удовлетворяют своим желаниям, и не видят, что тем диаволу
работают и у него состоят в рабстве. Эти попрания друг друга, эти
хищения и захваты и всякие неправды суть дела сего рабства. Вступившие в
сей чин рабства делаются бесчеловечными, гордыми и совсем
бесчувственными. Не чувствуют они никакого к другим сострадания, не
чувствуют и своего бедственного положения, того, что состоят на работе и
в рабстве у диавола. Не чувствуя же сего, не желают избавления; не
желают - и не ищут его. И все таковые, язычники ли они и безбожники,
неверные или верные христиане, по причине сего рабства диаволу суть
часть диаволова, далеко отверженные от Бога, не могущие пребывать в дому
Его во веки.
Великая потребна сила, чтоб освободить их из рук
диавола, поработившего их и держащего в своем рабстве. И другой такой
силы нет и быть не может, кроме единого Христа Господа, Который есть
сила Бога и Отца. Итак, кого Он освободит, тот воистину свободен бывает,
потому что бывает чист, целомудр, благ, праведен, благочестив,
человеколюбив, благоутробен, милостив, кроток, сострадателен, воздержан
- словом сказать, бывает человеком, каким ему подобает быть. Те же,
которые не таковы, суть или бессловесные животные, или демоны, хотя по
внешности они православные христиане. Такие христиане паче повинны и
тягчайшему наказанию, и Христос, пришедший избавить их от рабства
диаволу, ничтоже пользует им, не потому чтоб Он не мог или не хотел
избавить, а потому что они сами не хотят быть избавленными и не ищут Его
должным образом. Сие избавление одно и есть истинная свобода, получение
которой превосходит всякую силу человеческую. Почему Христос, Бог сый, и
восхотел соделаться человеком и для того одного умер, чтоб освободить
людей от рабства диаволу.
2. Некоторые думают, что человеческое естество по
природе страстно, по природе подлежит страстям, и в доказательство того
указывают на гнев и пожелание. Но дело не так есть, как они говорят, ибо
гнев и пожелание даны Богом естеству человеческому не как страсти,
каковы они теперь, а как добрые расположения, и человек получил эти
блага от благого Бога как признаки, показывающие в нем разумную тварь.
Если гнев и похотение даны и бессловесным животным, то даны не в том же
значении, как даны они человеку. И плоть человеческая есть плоть, но она
не одинакового достоинства с плотями зверей и скотов несмысленных. Даны
человеку гнев и пожелание, но ему дан и ум, и пока ум сей был здрав,
пребывали в своем чине и эти движения, именно: пожелание устремлялось к
мысленным благам Божиим и их вожделевало, а гнев (чрез раздражение,
ревность) опять это же самое пожелание раздражал и приводил в
напряжение, чтоб оно с большим рвением вожделевало оных благ
божественных и, мало-помалу востекая горе, приблизилось к Богу и Им
услаждалось. Но поелику ум наш занемог и потерял здравие, которое
хранило его в должном порядке, и, как больной и поврежденный, вышел из
своего чина и растлился, и стал, вместо того чтоб помышлять о небесных
благах, помышлять только о мирском, то по сей причине вожделевает он
того, что несообразно с ним, и гневается неразумно, и чрез то
уподобляется зверям и скотам. Но христианин, который сделался здравым по
уму благодатию Христовою, опять вожделевает только Божиих благ, для
которых даны естеству человеческому и гнев (раздражительность, энергия),
и пожелание. Тот же христианин, который не таков, еще не сделался
христианином, и пусть он не обманывает себя.
Таким образом, гнев и пожелание не первоначально суть
страсти, но стали таковыми вследствие потери умом нашим здравия. От
этого гнев стал бессловесным и пожелание бессмысленным. Но как же это
сделалось? Душа, как умная сила, единична и проста и не сложена из
разных частей, чтоб могла страдать вследствие какой-либо недолжной
перемены в них, - как тело, сложенное из четырех стихий, по
необходимости страдает от излишества или оскудения какой-либо из них
сверх меры. Простая и несложная душа не может подобным образом заболеть
и страдать. Как же заболевает она и страдает? От изменения ее помыслов и
стремлений, когда, будучи умною силою, устремляется она к бессловесным
пожеланиям и неразумному гневу. Это же от чего бывает? Это бывает от
стороннего влияния. Есть иные мысленные силы, демоны, которые мысленно
приближаются к душе и искушают ее, возмущая ее естественные движения,
ибо она всегда находится в движении, будучи по естеству приснодвижна.
Так, когда душа хочет зреть право, демоны наводят некий мысленный мрак и
мешают ей зреть право и непогрешительно, но призраки и фантазии
принимать за истину. Так же возмущают они и пожелания, обращая их на
недолжное чрез прельщение призрачными благами. Так совершилось первое
падение, так и теперь грешат и заблуждаются люди.
По причине преступления Адамова расстроились силы
естества человеческого, то есть ум, желание, чувство. Почему может он
умствовать, но умствует неправо; может желать, но желаниями неразумными;
может являть ретивость (гнев, раздражение, рвение), но бессмысленно. От
сего мысли и помышления его, то, как он о чем думает и как что
представляет, и то, что и как чувствует, все это криво и ошибочно. Враг
наш диавол с клевретами своими бесами, произведший первое падение,
мысленно втесняется в сие наше внутреннее настроение, паче и паче
возмущает его и, держа нас в нем, как в облаке каком мрачном, заставляет
во всем творить его хотения на пагубу самим себе.
Врачует нас от такой болезни душевной всеблагодатная
Господа нашего Иисуса Христа баня пакибытия, которая восстановляет в
свой чин все способности души и, давая им достодолжное направление,
исполняет силою следовать по нему. Чтоб видно было, как и куда
следовать, для сего в Евангелии и Апостоле прописаны законы и правила,
по коим приснодвижная душа может приводить в гармонию и держать в чине и
порядке все движения разнообразных сил своих, ясно усматривая, что право
и что неправо во всех отношениях. После же того, как долгим опытом
навыкнет она право зреть и право шествовать, отразив и далеко от себя
отогнав диавола, докучавшего ей непрестанно своими превратными
внушениями, то есть после того как уразумеет всякую истину и украсится
всякою добротою, и будет всегда заниматься лишь подобающим ей и
углубляться в то, - привлекает она наконец к себе Самого Законодателя -
Бога, и Он, пришедши, упокоевается в ней, исполняя оное предивное
обетование Господа Спасителя, Который сказал: аще кто любит Мя, слово
Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его; и к нему приидем, и обитель у
него сотворим (Ин.14:23). И вот тайна истинной духовной жизни,
которой не могла познать вся мудрость мира сего, по сей причине
именуемая бессловесным пастбищем, ибо разумная пища души есть именно это
благодатно-духовное таинство.
3. Каждому из нас надлежит знать Бога, самого себя и
демонов: Бога знать, что Он есть Господь и Властитель всяческих, и что
един Он может спасти; себя знать, что бессилен в мысленной брани;
демонов, что они суть тайные враги наши и что они воюют против нас
посредством нас же самих, что очень странно. Как для телесного зрения,
для того чтобы с верною точностию рассмотреть то, на что оно смотрит,
нужны четыре вещи - здоровые, без всякого повреждения глаза,
целесообразное их движение и направление, соразмерное расстояние между
ними и предметом, чистый воздух и свет солнца, освещающий наблюдаемое,
так и для мысленного зрения душевного потребны: ум совершенный,
целесообразное его движение и устремление, или созерцание, как уздою,
страхом Божиим удерживаемое на едином, чтоб не переходило от него к
неуместным воображениям, и чистый мысленный воздух, который бы освещаем
был истинным светом, просвещающим всякого человека, вступающего в мир
добродетелей. Свет сей всюду проникает и везде светит, и нет никакой
преграды, которая могла бы пресекать его освещение. При всем том, однако
ж, для душ неверных он не виден и виден только одним тем, которые верны
Христу. Верные же воистину души суть те, которые после святого и
божественного Крещения ни в чем не преступают ни одной заповеди Бога и
Спаса нашего Иисуса Христа, и могут потому с чистою совестию петь с
Давидом, говоря: ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь
неправды возненавидех (Пс.118:128). Таким образом верность заповедям
служит чертою разделения между верным и неверным. Ибо как в каждом
исполнении заповеди Христовой видится вера и исповедание Христа Господа,
так во всяком нарушении заповеди Его находится неверие в Него и
отречение от Него.
Таким верным душам, всегда неуклонно исполняющим
повеления и законы Господа, Он, по мере веры их и по мере их Ему
повиновения, дает чистое и верное умное зрение. Это зрение, о коем я
говорю, есть знание, коим верно знают, что есть истинно добро и что не
есть истинно добро, что есть истинно зло и что не есть истинно зло, чтоб
не смотреть на пагубу душ, как на спасение, и на спасение, как на
пагубу, или не почитать истинно злое истинно добрым, и наоборот, истинно
доброе - истинно злым; но чтоб как, когда видим золото рассыпанное,
бежим подбирать его, и когда видим пропасть, бежим от нее, чтоб не
упасть в нее, так и когда увидим в чем волю Божию, с желанием
устремлялись к тому, и когда увидим грех, бежали от него, чтоб не пасть
в него и не сокрушились кости наши, то есть силы души нашей, и мы не
сделались бессильными более стоять ни в целомудрии, ни в правде, но
падши, как немощные и расслабленные, не начали валяться в нечистотах и
любостяжаниях, не чувствуя совсем беды своей и не скорбя о горестном
состоянии своем, а паче радуясь тому, как несмысленные и потерявшие ум.
Ибо как для того, чтобы видеть видимые твари,
потребен чувственный свет, так и для того, чтоб видеть мысленные вещи,
потребен свет умный. Почему есть два светила, которые светят: светило
чувственное и видимое - солнце, дающее свет для очей телесных, чтоб
видели чувственное и видимое, и светило умное - Солнце правды, Господь
наш Иисус Христос, подающий свет умным очам душевным, чтоб мысленно
видели мысленное и невидимое. И как, если не воссияет сие чувственное
солнце, нельзя видеть, где гладкие и ровные места, где чистые пути, так
и если не воссияет умное наше Солнце, нельзя видеть стремнин зла и
ровных путей правды, красящихся повелениями Божиими.
Посему, если какой христианин идет путем зла и делает
все одни злые дела, или большею частию злые, таковый еще не сделался
христианином, ибо христианин, как только окрестится, тотчас исполняется
божественным светом, почему есть и именуется просвещенным. Просвещенный
идет при свете и видит стремнины и преткновения, а кто не видит их,
значит, не имеет света, не просвещен: как же можно почесть его
христианином? Если он и говорит, что видит, то лжет. Если б видел, не
падал бы в пропасти зла. Видит и он, но видит, как непросвещенные, то
есть некрещеные. Ибо и эти различают добро от зла, и, однако ж, не
избегают зла, потому что не видят ясно, в чем главным образом состоит
добро и в чем главным образом состоит зло. Таким образом, кто не видит
ясно и несмутно, что добро и что зло, тот еще не христианин.
Да восподвизается же таковый в стенаниях, слезах и
пощениях, в покаянии и молитве прийти к истинному и совершенному Свету,
просвещающему всякого человека, грядущего в мир добродетелей, чтоб Он,
уврачевав умные очи его и укрепив естественные силы души, дал ему
возможность право видеть благую, угодную и совершенную волю Божию
и исполнять ее с великою готовностию и теплым желанием. И вообще,
которые не чувствуют умно богодейственной силы, приемлемой в купели
святого Крещения, которая именуется и есть баня пакибытия, истинного
обновления и всецелого воссоздания падшего естества нашего, таковым
потребно взыскать святых и просветительных мужей духовных, сделать им
чистосердное исповедание, упросить их, чтобы научили их, что им должно
знать и что делать как христианам, принять от них молитву (разрешительную
на исповеди) и благословение с возложением честных рук их, и таким
образом восприять опять Божественную благодать (обновления). Ибо если
естественные силы души не будут очищены от сквернот и срамот, какими они
завалены по причине грехов, и если не получат затем должного врачевания,
преобразования и укрепления, то с ними нет никакой возможности исполнять
волю Божию. Больное и немощное прежде должно быть уврачевано и укреплено,
чтоб быть гожим на служение, потому что пока что больно, дотоле оно ни к
чему не тоже.
От незнания того, о чем мы теперь говорили, многие
христиане, несмотря на то что в великих подвизаются подвигах, все еще
остаются немощными и больными и, выходит, трудятся напрасно. Многие так
и умирают неисправленными и неуврачеванными, и там, конечно, должны
бывают испытывать огнь вечного осуждения, от коего да избавимся все мы
благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает всякая слава,
честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки.
Аминь.
|
|