|
1. О страстном, неверном и лукавом, или злом
настроении.
2. В чем состоит единение Бога с сынами света, и как оно происходит?
Тьма, братия мои, никогда никакого не имеет общения
со светом, но они противоположны. В начале, когда Бог сказал: да
будет свет, то, как только явился свет, тьма тотчас исчезла; и опять,
как только скрывается свет, тотчас появляется тьма. Подобным образом
неверие противоположно вере, неведение - знанию, ненависть - любви. Адам
все время, как хранил веру, которую имел к Богу, находился в раю и в
жизни бессмертной. Но когда; развратился прелестию врага рода
человеческого - диавола и впал в неверие, то осужден был на смерть и
изгнан из рая, - и вместо божественного и духовного ведения, воспринял
знание плотское и страстное. Ибо когда омрачились умные очи души его,
кои суть ум и мысль, тогда прозрел он плотскими очами и начал смотреть
на видимое страстно. Если б не отпал он от ведения и созерцания Бога, то
не ниспал бы в это страстное знание, которое есть совершенное неведение
истинного добра.
Те, которые находятся в прародительской тьме, с какою
родились, то есть в этом плотском и страстном ведении, и не хотят
богодарованными способами взойти к видению умного Света, то есть к
божественному ведению, из которого ниспал Адам, почитают неприятелями и
врагами себе тех, кои вновь рождаются духовно от умного оного Света и
ведут беседы о делах света, потому что такие речи сильно уязвляют их и
ранят. Как луч солнца, входя сквозь какое-либо отверстие в темный дом,
бьет некоторым образом будто стрелою ту тьму и разгоняет ее, так и слова
богопросвещенного духовного и преподобного мужа бывают как бы мечом
обоюдуострым для сердца человека плотского, причиняют ему боль и муку и
подвигают на противоречие и ненависть к говорящему их, по причине
неведения и неверия слышащего. Если же кто из таких имеет еще высокое о
себе мнение и почитает себя многознающим, хотя поистине ничего не знает
как следует, то он и Ангела, если б он сошел к нему с неба, прогонит.
Хоть Апостола увидит он, хоть пророка, отвращается от него, как от
заблуждающегося и других вводящего в заблуждение. О, какое безумие!
Слепой почитает слепым того, кто видит, и поистине лжесловесник почитает
лживыми слова духовного и божественного мужа. Слепой, когда кто ночью
говорит ему, что теперь солнце не светит, или среди дня, что теперь не
ночь, - не верит тому, а думает, что его обманывают или посмеиваются над
ним, и сколько ни толкуй ему, что день светел, а ночь темна, как это и
на деле есть, не может взять того в толк, потому что слеп и ничего не
видит. Так и те, которые находятся во тьме страстей, у которых ум
омрачен неведением о вещах духовных, - или, прямо говоря, те, которые не
имеют ума Христова (а умом Христовым я называю Дух Христов, то есть
благодать Всесвятого Духа, просвещающую и подающую духовное божественное
ведение), почитают несмысленным того, кто имеет ум Христов, а того, кто
не имеет ума Христова, то есть божественного оного ведения и сокровенной
премудрости, почитают здравомыслящим, потому что обладает человеческим
ведением и внешнею мудростию. О таковых добре говорит пророк Давид:
вкупе безумен и несмыслен погибнут (Пс.48:11).
Таковые извращают и вкривь перетолковывают все
Божественное Писание по похотям своим и некоторым образом растлевают его
страстями своими, хотя при сем не Божественное Писание растлевается, а
растлеваются они сами - кривотолкователи его. Итак, эти, не имеющие
правого суждения о вещах, но омраченные страстями и по гордости не
принимающие наставления от других, как возможно, скажи мне, чтоб они
сами собою постигли и уразумели божественное и духовное? Как слепой и
невидящий света солнечного не может читать письмен, светом освещенных,
так и тот, кто слеп умом и не имеет ума Христова, никак не может понять
и уразуметь вещей, кои суть во свете Христовом, и хоть бы он тьмы раз
перечитывал написанное о них в Божественных Писаниях, невозможно, как
думаю, чтоб он усмотрел что-нибудь и что-либо понял в духовном,
невещественном и световом, будучи сам овеществлен и омрачен. - И да не
прельщает вас кто-либо из таковых!
2. Бог свет есть и сообщает от светлости Своей тем, с
коими соединяется, по мере очищения их. И тогда погасшая лампада души,
то есть омраченный ум, познает, что зажглась и засветилась, потому что
объял ее божественный огнь. О чудо! Человек соединяется с Богом духовно
и телесно, потому что душа его при сем не отделяется от ума, ни тело от
души. Так как Бог вступает в единение со всем человеком, то есть с его
душою и телом, то и сей соделывается тройственным, - как бы
триипостасным по благодати, - из тела, души и Божественного Духа, от
Коего приял благодать. Тогда исполняется сказанное царепророком Давидом:
Аз рех: бози есте и сынове Вышняго (Пс.81:6). Сынове Вышнего, по
образу то есть Вышнего и по подобию, так как сподобились быть
порождениями божескими от Божественного Духа.
К таковым пристойно сказал и всегда говорит Христос:
"будьте во Мне, да плод мног принесете" (Ин.15:4-5), - многим плодом
называя множество людей, чрез них обретающих спасение. И еще говорит:
"розга, если не будет на лозе, иссыхает и в огнь ввергается. Будите убо
во Мне и Аз в вас" (Ин.15:6,4). А что Христос пребывает в нас и мы в
Нем, сему Сам Он учит, когда говорит: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в
Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин.17:21). И, желая полнее
представить сие, снова берет слово и говорит: Аз в них, и Ты во Мне,
да будут совершени во едино (23). Для большего же еще убеждения
слушавших говорит и сие: и Аз славу, юже дал еси Мне, дах им: да
будут едино, якоже Мы едино есмы... да разумеет мир, яко... возлюбил еси
их, якоже Мене возлюбил еси (22,23). Очевидно теперь, что как Отец
по естеству пребывает в Сыне и Сын во Отце, так и те, которые, истинно
уверовав, родились снова от Духа Святого и сделались братьями Христу и
Богу по дару Его и сынами Божиими, пребывают в Боге и Бог в них, по
благодати.
Которые же не сделались таковыми и всецело не
изменились деянием, разумом и созерцанием, - такие как не стыдятся
говорить, что они христиане? Как дерзают они отверзать уста свои и без
стыда возвещать сокровенные тайны Божии? Как не стыдятся они ставить
себя в число истинных христиан и духоносных мужей, не имея ничего в себе
духовного, и не только радения, но и помышления о том не имея? Как
некоторые из таких не трепещут вступать на степень диаконства и
иерейства и священнодействовать пречистое Тело и Кровь Господа? Поистине
недоумеваю. - Конечно, слепота ума и сопутствующие ей нечувствие и
неведение, и рождающееся от них самомнение, делают то, что такие
попирают, как прах, истинное золото и многоценный камень, Господа нашего
Иисуса Христа. Но горе таковым за эту их страшную дерзость, по коей
осмеливаются они восходить на такие степени, с такою великою
богонебоязненностию и небрежением о божественных вещах, как будто малых
и ничтожных, - и это для того только, чтоб казаться выше других. И кто
после сего будет называть их христианами?
Это сказали мы для тех, которые говорят, что знают
все это, и думают о себе, что значат что-нибудь, тогда как ничего не
значат, и как на картине представили им в настоящем слове, что такое
суть истинные христиане, чтоб они сличили себя с этим первообразом и
познали, сколь далеки они от истинных христиан. - Что же касается до вас,
рабы Христовы, которые любите поучаться и всегда уготованным имеете слух,
да слышите, - то Сам Владыка всяческих Христос во Святом Евангелии
взывает к вам, говоря: дондеже свет имате, теките ко свету, да тма
вас не имет (Ин.12:35), теките покаянием, теките стезями заповедей
Христовых, теките, пока стоит время воссиявания сего света, прежде чем
постигнет вас ночь смерти и отосланы будете в вечную тьму. Теките, ищите,
толцыте, да отверзется вам дверь царства небесного, и внидете в него,
обретши его внутрь вас самих, как говорит Господь: царствие Божие
внутрь вас есть (Лк.17:21). Ибо те, которые умирают, прежде чем
стяжут царствие небесное, где и когда они обретут его, когда отходят
туда, где всегдашняя тьма? - Итак, здесь, в сей жизни, поведено нам
взыскать его и обрести, толкая в двери его посредством покаяния и слез.
И если будем так делать, Христос обещает нам даровать сие царствие, а
если не станем так делать, не послушаем Владыки нашего Христа и не
потщимся, пока еще находимся в жизни сей, принять от Него царствие
небесное внутрь себя самих, то, когда отойдем туда, услышим от Христа
такие слова, которые Он праведно скажет нам: что ищете здесь то, что не
хотели взять, когда Я давал вам то в свое время и в своем месте? Не
умолял ли Я вас много раз: потрудитесь немного, и Я дам вам царство
небесное, а вы не хотели и презрели его, предпочетши ему земное и
тленное? - Теперь же что ищете? Какими делами можете вы стяжать его
здесь, от сего часа и далее, когда теперь не время делания, а время
воздаяния?
Сего ради прошу вас, братия мои, будем со всею
готовностию и со всем тщанием соблюдать заповеди Христовы, чтоб
сподобиться и жизни, и царства вечного и не услышать вместо того, здесь,
в настоящей жизни, такого присуждения: иже не верует в Сына, не узрит
живота, но гнев Божий пребывает на нем (Ин.3:36), а в будущей такого
приговора: не вем вас, откуду есте, отступите от Мене (Лк.13:27);
но услышать утешительный глас: приидите благословеннии Отца Моего,
наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф.25:34).
Исполнением заповедей Моих вы напитали, напоили и упокоили Меня,
алкавшего, жаждавшего и искавшего спасения вашего, и пришли ко Мне,
очистив сердца ваши от всякой скверны и нечистоты греха. Насладитесь же
теперь благами Моими, наслаждением неизреченным, в коем жизнь вечная и
бессмертная, которую да будет улучить всем нам благодатию и
человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Коему слава и держава со
Отцем и Святым Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
|
|