|
1. Кто ищет от Бога, а сам не знает, чего
ищет, тщетно ищет.
2. Как молиться о царствии Божием?
3. Душа, сподобившаяся царствия, должна ощущать сие чувством
и являть делом.
4. Кто лукавый, и как можно избавиться от рабства ему?
5. Каким образом совершается воскресение души?
Многие из христиан думают, что большую
доставляют пользу душе, когда читают псалмы Давидовы с тропарями
и совершают другие положенные молитвословия, тем самым, что
прочитывают их, даже просто, как случилось, и полагают, что
славят таким образом Бога, а того не знают, что и Бога при сем
прогневляют, и себе никакой не получают пользы, а напротив,
грешат грехом великим. Кто языком только молится, того не слышит
Бог, а не слыша - не даст просимого. Какая же польза от многих
твоих молитвенных слов? Если алчущий и жаждущий придет к тому,
кто может напоить его и накормить, но, обращаясь к нему с
прошением, будет произносить невнятные только слова, то тот не
только не удовлетворит его прошения, но прогонит его с гневом за
то, что докучает, а не знает о чем. Так бывает и с молитвами.
Богу внятны только те молитвы, которые когда произносит
молящийся, понимает, что говорит и чувствует. Молитва же, языком
только произносимая, без мысли и чувства, только прогневляет
Бога.
2. И не только это потребно для успеха
молитвы, но и то, чтобы приготовиться к получению просимого и с
своей стороны употребить все зависящее от нас к стяжанию его.
Так, кто говорит Богу в молитве: да приидет царствие Твое,
а не знает, как приходит сие царствие, не зная же, не готовится
к принятию его и ничего не делает, что требуется с его стороны к
получению его, возможно ли, чтобы пришло к нему сие царствие?
Какая потому польза, что говорит он в молитве: да приидет
царствие Твое? Господь говорит в Святом Евангелии:
покайтеся, приближися бо царствие Божие. Итак, хочешь, чтобы
пришло к тебе царствие сие? Кайся. Если не покаешься, сколько ни
говори: да приидет, царствие Твое, не придет оно к тебе.
Царствие Божие в нас есть, когда Бог бывает с
нами в единении, благодатию Пресвятого Духа. Бог был в единении
с нами от начала создания Адама, но когда праотец наш
прельстился и согрешил, Бог удалился от нас, удалилось вместе с
тем от нас и царствие Его. Ибо невозможно, чтобы Всесвятой и
Всеблагий Бог был в единении с тем, кто возлюбил грех и зло.
Чтоб опять возвратился к нам Бог и опять пришло к нам царствие
Его, надлежало нам престать и очиститься от грехов. Но как мы не
могли сего сами собою сделать, как измаранное платье не может
отмыться само собою, и еще без воды, то пришел наконец Сам,
могущий обмыть нас и очистить, чтоб очистить нас и, очистив,
Богу открыть вход в нас и царствие Его вселить в нас. Сие
совершается в таинстве святого Крещения, а кто согрешит после
Крещения - в таинстве покаяния. И в том, и в другом случае от
тебя требуется покаяние. Когда исполнишь ты сие, тогда только и
будешь ты готов приять дар, о коем молишься, говоря: да
приидет царствие Твое. И приидет и воцарится в тебе Бог
благодатию Своею, и исполнит в тебе и чрез тебя всякую волю
Свою.
3. Над кем же не воцарился Бог и кто не
испытывает умным чувством души своей, что Бог совершает в нем
волю Свою чрез Иисуса Христа, тот напрасно трудится, напрасно и
живет; над таким царствует еще прельститель диавол, а он того и
не понимает. Если мысленная душа его не прияла еще умного
чувства, чрез которое поняла бы, что пришло в него царствие
Божие, то ему не следует льстить себя надеждою спасения. Ибо
разумная душа, над коею воцарился Бог, должна опытом познать
благодать Божества, которое в ней царствует, и делом являть
плоды Всесвятого Духа, то есть любовь, радость, мир,
долготерпение и прочее. Где царствует Бог, там уже нет места
никакому действию работы диаволей, но все обращается на служение
Богу.
4. Опять, и те, которые говорят к Богу в
молитве: избави нас от лукаваго, а не знают, кто такой
лукавый и как бывают одержимы и обладаемы от сего лукавого, в
чем состоят узы его и та власть, которую имеет он над теми,
коими возобладал, такие, как возможно, чтобы были избавлены
Богом от лукавого? Ибо не зная сего, они не знают, чего просят у
Бога; не зная же сего, не могут получить просимого, сколько бы
ни твердили: избави нас от лукаваго.
Сей лукавый есть диавол, который смесил с
естеством человеческим закон греха. Итак, все время, как мы
подчиняемся и служим этому лукавому посредством злых дел, какие
делаем, благий Бог не имеет части в нас и мы недостойны царствия
Его, - так что ложно называем мы Его Богом и Отцом нашим, когда
имеем диавола властителем над собою, и отцом, и господом, и
богом своим, коего и черты подобия имеем в себе, открывающиеся в
злых делах наших, как говорит Господь к евреям: вы отца
вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити
(Ин.8:44). Ибо как сын подобен отцу, потому что сын не откуда
есть, как из отчего естества, так и христианину надлежит иметь
подобие Отцу своему, то есть Христу, открывающееся обычно в
плодах Духа Святого, и не иметь подобия лукавому диаволу
посредством греховных страстей. Вот кто лукавый! Но надлежит
также нам знать и то, в чем состоит властительство лукавого
диавола, и как он властвует над нами своим лукавством и
прельщением, и как можем мы разрушить его властительство. Зная
все сие, мы будем понимать, чего просим, когда молимся:
избави нас от лукаваго. И услышаны будем. Избавит нас
Господь от лукавого и всех дел его и всего служения его.
Избавив, разрушит властительство его в нас, а вместо его вселит
царство Свое.
Сие царство Христово приходит только к тем,
которые понимают, в чем оно состоит. Когда же оно придет и
восцарствует в них, тогда делает их равноангельными. Ибо как от
преслушания первозданного Адама последовала на род человеческий
клятва, за клятвою - растление (расстройство естества), за
растлением - смерть, так от послушания второго Адама пришло на
род человеческий вместо клятвы благословение, за благословением
- нерастление (оздравление естества), за нерастлением -
бессмертие, за бессмертием - жизнь, подобная первоначальной
жизни, от Бога и в Боге, а где Бог, оттуда бежит диавол и демоны
его. Так освободился и избавился род человеческий от работы
диаволу чрез Иисуса Христа. Таким образом, пока не освободился
еще кто от диавола, пусть и не думает, что он настоящий человек,
- и лучше было бы ему не родиться.
Того, что иные не знают сами, чего просят у
Бога, бывает две причины: или неведение, или нечувствие.
Неоглашенный и ненаученный не понимает, что говорит, а
бесчувственный не чувствует, чего ищет. И какой из зажиточных
подает милостыню тому человеку, который, прося ее, не знает, что
бормочет, и презрительно относится к нему и не раз уже доказал,
что нисколько не чувствует оказываемой ему милости? Так и Бог не
оказывает милости тем, кои в молитвах своих суть медь звенящая и
кимвал звяцаяй. А от этого крепнет царство диавола и расширяется
властительство его над христианами, вследствие чего видим между
христианами много лжецов, бранчливых, клеветников,
клятвопреступников, завистников, скупцов, хищников, пьяниц,
блудников, гордецов и подобных; много и таких, которые, скрывая
свои пороки, лицемерно величаются тем, что суть христиане, тогда
как по сердцу суть род лукавый, бесчувственный, неблагодарный,
непримирительный, человеконенавистный, другоненавистный,
братоненавистный, отцененавистный, чадоненавистный, за что все и
сам Богу ненавистен. Горе таковым, когда и они поют псалмы Богу!
Горе им, когда молятся! Горе, когда поклоняются Богу! Горе,
когда творят милостыню! Горе, когда приносят дары Богу! Ибо и
песнь нечестивых - мерзость пред Богом, молитва гневливого и
злопамятного - смрадное зловоние, милостыня гордого - жертва
пса, благотворение развратника и блудника - мзда блудницы, дар
лихоимца - жертва нечистая и кровь свиная.
5. Спросит кто, что же делать таковым? Вот
что надобно делать! Пришедши в чувство и познав свое
недостоинство и окаянство, пусть раскается каждый из таковых от
всей души во всех грехах своих и, притекши к отцу духовному,
исповедуется ему во всем, взыщет у него оглашения словом истины
и наставления, что надлежит всякому христианину знать и делать,
и затем восприимет жизнь, какою подобает жить всякому истинному
христианину. Взыщет пусть у него наставления о всем, а также и
относительно молитвословий.
Относительно молитв пусть расспросит, что
значит каждое слово, чтоб, когда станет молиться теми молитвами,
понимать умом и чувствовать сердцем, что произносят уста. Так,
поется в славословии: Слава в вышних Богу и на земли мир, в
человецех благоволение; спроси и узнай, что слава Божия, что мир
и благоволение в человецех. Слышишь: Бог Господь - и явися нам;
спроси и узнай, какое это явление. Так о всем прочем спрашивай и
узнавай.
Слава Богу есть делание и хранение заповедей
Его; всякий христианин, который не славит Бога исполнением
повелений Его и хранением заповедей Его, хуже неверного. Ибо так
говорит Бог чрез пророка: аще Отец есмь Аз, то где слава Моя?
и аще Господь есмь Аз, то где есть страх Мой? (Мал.1:6). Мир
есть Сын Божий, пришедший на землю и вочеловечившийся. Чрез Него
пришло и благоволение, или опочитие Бога в человеках; потому что
Бог и Отец чрез воплощение Сына удовлился и опочил в человецех,
и благоволил чрез Сына Своего опять примириться с человеком,
ставшим было врагом Богу чрез грех, и опять исполнить его
божественною жизнию, которой лишился он чрез преступление, как
говорит и Апостол: оправдившеся верою, мир имамы к Богу
Господем нашим Иисус Христом (Рим.5:1). Той бо есть мир
наш (Еф.2:14), который нас иногда сущих отчужденных и
врагов помышленми в делех лукавых, ныне... примири в теле плоти
Его смертию Его, представити нас святых и непорочных и
неповинных пред Собою; аще... пребываете в вере основани и
тверди и неподвижими от упования благовествования, еже слышасте,
проповеданное всей твари поднебесней, емуже бых аз Павел
служитель (Кол.1:21-23).
Христианин, который противится Богу и в
борьбу с Ним вступает чрез преступление заповедей Евангелия
Христова, есть враг и себя самого, и Бога, и иметь мир с Богом
такому нельзя. Врагами и противниками Богу (хотя и именуемся
верными и христианами) пребываем мы, доколе покорствуем и
рабствуем страстям греховным. Ибо Апостол говорит: явися
благодать Божия спасителная всем человеком... да отвергшеся
нечестия и мирских похотей, целомудренно, благочестно и праведно
поживем в нынешнем веце (Тит.2:11-12); так что кто не живет
благочестно, тот то же есть, что всякий неверующий нечестивец, и
кто не живет целомудренно и праведно, тот далек от явившейся
спасительной благодати Божией. Как же можно полагать, что такой
есть христианин, с Богом примиренный? Что имеет он рещи Богу,
входя в храм Божий? Благодарение или прошение? - Если б стал
изрекать благодарение, сам себя прельщал бы, потому что ничего
не имеет, ничего не получил, и всуе его благодарение. Если бы
стал изрекать прошение, то какое, - когда сам себя не знает, ни
беды, в какой находится? Он то же, что нехристь, неверный и
безбожник. Он мертв, потому что не восприял еще силы Воскресения
Христова. Когда поет он: Воскресение Христово видевше и прочее,
- лжет, потому что лежит еще в мертвых и непричастен мысленного
живоносного окропления благодатию, сходящею от Бога, которая
есть врачевство от душевной смерти и мысленное воскресение из
мертвых.
Славное Воскресение Христово есть собственное
наше воскресение, которое мысленно совершается и проявляется в
нас, умерщвленных грехом, чрез Воскресение Христово, как гласит
и песнь церковная, часто нами возглашаемая: "Воскресение
Христово (в себе самих) видевше, поклонимся Святому Господу
Иисусу, единому безгрешному". Христос никогда не падал в грех и
никогда не изменялся в славе Своей. Препрославленный и высший
всякого начала и власти и силы, как умалился и умер ради нас,
так и воскрес и прославился ради нас, чтоб сбывшееся в Его лице
воспроизводить потом в нас и тем спасать нас. Как тогда Он Сам,
исшедши вне Иерусалима, пострадал, взошед на крест, и,
пригвоздив на нем вместе с Собою грехи всего мира, умер, сошел в
преисподние страны ада, потом опять поднялся из ада, взошел в
пречистое тело Свое и тотчас воскрес из мертвых, а затем
вознесся на небеса со славою и силою многою, и воссел одесную
Бога и Отца, так теперь, когда мы исходим в сердце из мира сего
и с исповеданием страданий Господа входим в гроб покаяния и
смирения, тогда Сам Христос сходит с небес, входит в нас, как во
гроб, соединяется с душами нашими и воскрешает их, явно в смерти
пребывающих. Воскресение души есть соединение ее с жизнию,
которая есть Христос. Как тело мертвое, если не восприимет в
себя живой души и не сольется с нею некиим образом неслиянно, не
бывает и не именуется живым и жить не может, так и душа не может
жить сама о себе, если не соединится неизреченным соединением и
не сочетается неслиянно с Богом, Который воистину есть жизнь
вечная. И тогда только, как соединится она с Богом и таким
образом воскреснет силою Христовою, удостоится она узреть
мысленно и таинственно-домостроительное Воскресение Христово.
Почему и поем: "Бог Господь и явися нам. Благословен грядый во
имя Господне".
Кто же не восприял еще и не увидел
воскресения души своей, тот еще мертв и не может поклоняться
достодолжно Господу Иисусу, вместе с увидевшими Воскресение
Христово, как говорит Апостол: никтоже может рещи Господа
Иисуса точию Духом Святым (1Кор.12:3), и в другом месте
говорится: Дух есть Бог, и иже кланяется Ему, Духом и истиною
достоит кланятися (Ин.4:24), - то есть силою Духа Святого и
Единородного Сына, Который есть истина. Мертв он, ибо не имеет в
душе своей Бога, животворящего всяческая, и не сподобился
благодати исполнения и над ним изреченного Господом обетования:
Я и Отец Духом Святым приидем к тому, кто любит Меня и заповеди
Мои соблюдает, и обитель у него сотворим (Ин.14:23). Христос
приходит и пришествием Своим воскрешает мертвую душу, и дает ей
жизнь, и дарует благодать видеть, как Он Сам воскресает в ней и
ее воскрешает. Таков закон новой жизни о Христе Иисусе, что
Христос Господь благодатию Святого Духа приходит к нам и
воскрешает умерщвленные души наши, и дает им жизнь, и дарует очи
видеть Его Самого, бессмертного и нетленного, живущим в нас.
Прежде же чем душа соединится с Богом, прежде чем узрит, познает
и восчувствует, что воистину соединена с Ним, - она бывает
совсем мертва, слепа, бесчувственна; но при всем том, что
мертва, все же по естеству своему бессмертна. Сие страждет она
от маловерия или безверия. Если б верила, что есть суд и мука
вечная, не стала бы в суете иждивать жизнь свою, но бросила бы
все и начала содевать свое спасение и, начавши, дошла бы и до
оживления и воскресения своего.
Впрочем, в нынешнее время большая часть
христиан, кажется, находится в таком пагубном состоянии, в каком
не находились даже языки, не слыхавшие имени истинного Бога, а
между тем, думая о себе, что не мертвы душою, они живут в
беспечности, и не видят, несчастные, лежащих пред собою этих
мертвецов, то есть душ своих, какими изобразило их наше слово.
Нет, не христиане такие люди, не христиане. И пусть они не
обманывают себя. Они неверные, нечестивые, безбожники, и
особенно, если еще они монахи или священники. О, сколь велико
снисхождение и долготерпение Твое, Христе Царю! Как не
разверзется земля, чтобы поглотить нас! Как осмеливается
кто-либо из таковых входить в храм Божий, и особенно - во святая
святых!
Пиша к Коринфянам, апостол Павел говорит:
не лстите себе: ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи,
ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни
татие, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы, царствия Божия не
наследят. И сими убо нецыи бесте, но омыстеся, но освятистеся,
но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога
нашего (1Кор.6:9-11). Кто омылся, освятился и оправдался,
тот или совсем неподвижим на такие злые дела, какие поминает
здесь Апостол, или неудободвижим. А кто удободвижим на них, тот
явно опять осквернился, опять лишился благодати Святого Духа,
полученной в Крещении, опять потерял оправдание, и по сей
причине недостоин преступать порог храма Божия и входить в него.
Итак, кто видит, что он удободвижим на злые
дела, и сознает, что обнажен от Божественной благодати, тот
пусть позаботится о себе и о спасении души своей, убедясь из
того, что находится вне спасительной силы христианства и что имя
Христово не принесет ему никакой пользы, но что вместе с
диаволом пойдет он в уготованный ему огнь адский. Если какой
христианин не знает, что для спасения необходимо быть обновлену
и воссоздану, войти в обоженное состояние благодатною силою и
действием Христа Спасителя соделаться новою тварию и новым
человеком, - для чего удомостроительствованы и вера, и святое
Крещение, - тщетно называется он христианином. Ибо если не
совершилось еще в нем такое изменение, то все другое ни к чему
не служит, тщетны молитвы его, тщетны и псалмопения. От какового
бедствия да избавит нас Господь, Коему слава во веки. Аминь.
|
|