|
1. О словах: первый человек от земли,
перстен; вторый человек Господь с небесе (1Кор.15:47).
2. Как совлекаемся мы перстного человека и облекаемся во
Христа, и делаемся родственниками Ему и братиями?
И прежде богато угостил уже нас блаженный
Павел трапезою божественных словес и преобрадовал сердца наши; и
теперь опять угощает нас другою трапезою тех же богодухновенных
словес, которая, быв преисполнена духовных брашн, питающих
внутреннего человека и веселящих и укрепляющих сердце живоносным
хлебом Слова и радостотворным вином премудрости и Боговедения,
преисполнена еще и Божественною благодатию Святого Духа,
наполняющею душу всякою радостию и веселием и располагающею ее,
оставя земное, возноситься на крыл ах ума к небесному и к Самому
Богу. Посмотрим же, какая это апостольская трапеза и какие на
ней брашна? Но прежде исторгнем ум наш из земного, и, как
имеющие услышать божественные глаголы, изострим внимание, чтобы
со всем тщанием внимать изрекаемому, да достойно содружимся с
Духом Святым, Который чрез Апостола научает нас сокровенным
тайнам царства небесного.
Вот что говорит он: первый человек от
земли, перстен; вторый человек Господь с небесе. Не оставь,
возлюбленный, без исследования слова сего и не подумай, что оно
удобопонятно. Оно содержит в себе глубокие мысли и требует
великого внимания и исследования. Но уготовь слух твой к
слышанию того, что будет говориться, и познаешь глубину тайн
Божиих, которые сокрыты в сем изречении.
Первый человек от земли, перстен; вторый
человек Господь с небесе. Яков перстный, такови и перстнии; и
яков небесный, тацы же и небеснии. Первым и перстным
человеком называет он Адама, как написано: и созда Бог
человека, персть взем от земли (Быт.2:7), который после
того, как был создан из земли перстным и приял духа жизни,
именуемого мысленною душою и образом Божиим, введен был Богом в
рай и получил повеление возделывать его и хранить, чтобы, пока
будет соблюдать заповедь Божию, пребывать в нем бессмертно,
сообращаясь с Ангелами, и вместе с ними всегда славословя Бога,
умно созерцая Его, приемля (мысленные) осияния от Него и слушая
(когда потребно) божественный глас Его, а в какой час нарушит
заповедь Божию и снест от древа, от которого поведено ему не
ясти, быть предану смертности, восслепотствовать очами души
своей, совлечься одеяния божественной славы, лишену быть
сообращения с Ангелами и изгнану из рая, как он и потерпел все
сие. Ибо когда он склонился на лукавые слова прельстителя
диавола и преступил заповедь Божию, вкусив от древа познания
добра и зла, то праведно лишился всех оных благ, сделался глух
(для духовного), чтобы нечистыми ушами не слышать более божеских
словес, кои слышат только одни достойные, и ослеп душевно, чтоб
не видеть более оной славы неизглаголанной, так как самоохотно
отдалил от оной ум свой и страстным вниманием впился в плод
древа запрещенного, поверив змию, который сказал: в оньже аще
день снесте от него... будете яко бози, ведяще доброе и лукавое
(Быт.3:5). Этими словами обольстился перстный человек и,
надеясь, что действительно станет богом, вкусил от древа
познания. За это лишился он всех духовных и небесных благ, а
вместо их получил пристрастие к земным и видимым тварям и стал,
скажу опять тоже, глух, слеп, наг, несочувствен к тем благам, от
которых ниспал, к тому же еще смертен, тленен и несмыслен,
подобно неразумным животным, как говорит царепророк Давид:
приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс.48:13).
Видишь теперь, от какой славы и какого блаженства в какое
бесчестие, неразумие и тление низринулся человек? От сколь
великого богатства в сколь великую пришел бедность? И мы еще не
все сказали, что следует сказать. Итак, первый человек бысть от
земли, перстен, и соделался (нравственно) перстным (плотяным)
так, как мы сказали.
Теперь посмотрим и поучимся из Божественных
Писаний, что есть второй человек, Господь с небесе? Сей есть Бог
от Бога, безначальный Сын безначального Отца, Бестелесный
Бестелесного, Непостижимый Непостижимого, Вечный Вечного,
Неприступный Неприступного, Невместимый Невместимого,
Бессмертный Бессмертного, Невидимый Невидимого, Слово Бога и
Бог, Коим сотворено все, и земное, и небесное. Будучи же таков,
и пребывая в Отце, и Отца имея пребывающим в Себе, не отделяясь
от Него, сошел Он на землю и воплотился от Духа Святого и Марии
Девы, и соделался человеком, подобным нам по всему, кроме греха,
чтобы воссоздать и обновить того первого человека, а с ним и
всех, от него рожденных и рождающихся, так как и они подобны
ему, их породившему. Ибо, как Адам, породивший их, по
преступлении заповеди сделался тленным, смертным, слепым,
обнаженным от божественного одеяния и бесчувственным, так и они
все, рожденные от него, сделались всем тем, чем стал он -
перстный, то есть тленными, смертными, глухими, слепыми,
обнаженными, бесчувственными, ничем почти не разнящимися от
неразумных животных или, лучше сказать, ставшими хуже их, так
как они собрали в себя одних страсти каждого животного и держат
их в себе самих. К тому же эти, рожденные перстными, ниспали в
такое великое бессмыслие и в такое неведение Бога и заповедей
Его, что ту честь, какую надлежит воздавать единому Богу, стали
воздавать видимым тварям Его, и не только небо и землю, солнце,
луну и звезды, огонь, воду и прочие твари обоготворили, но даже
самые срамные страсти, и те обоготворили, и им, о бессмыслие,
поклонялись, как Богу. И какие страсти? Блуд, прелюбодеяние,
мужеложство, убийство и другое многое, сему подобное. Все это
делать научил и склонил человека диавол, подчинивший себе чрез
то весь род человеческий. Если и бывал в древнее время кто из
бесчисленных тем людей, не всякую диаволю волю исполнявший, но
всякий не тем, так другим грешил. Да и того одного, что всякий
происходил от семени тех, кои согрешили вначале, достаточно было
к тому, чтоб всякий предаваем был смерти и тлению и низводим во
ад. И не было никого, кто бы мог избавить из рук его.
Но сжалился над нами Бог Слово, Творец наш, и
как Сам Он весть, сошел на землю и соделался человеком, не по
образу человеческого зачатия, но от Духа Святого и Марии
Приснодевы, как написано: и Слово плоть бысть и вселися в ны
(Ин.1:14). Ибо как в начале Бог создал человека, персть взем от
земли и вдунув в лицо его дыхание жизни, и бысть совершен
человек в душу живу, не тем образом, как обычно рождаются люди,
так Он же, пришедши воссоздать его, соделался человеком,
совершенным по телу и душе, не по образу человеческого зачатия.
Читаем в ветхозаветном Писании, что Бог навел сон на Адама и,
взяв одно из ребр его, создал из него жену; так сделал Он и
здесь, при собственном Своем воплощении. Но внемли, да
разумеешь!
2. Ребро Адамово есть жена. Из этого Адамова
ребра, то есть жены, Богородицы Марии, Сын и Слово Бога и Бог
взял плоть и претворил ее в мужа совершенна с душою и телом,
чтоб воистину быть сыном Адама. Сделавшись же человеком,
подобным нам по всему, кроме греха, Он стал тотчас вместе с тем
сродником по плоти всех людей, как утверждает и божественный
Златоуст там, где говорит: "облекшись плотию, Христос облекся в
братство нам". Но Христос, будучи Богом вместе и человеком, как
по Божеству есть и пребудет свят, так и по человечеству и душою,
и плотию, есть и пребудет свят, пресвят и пренепорочен; прочие
же люди, хотя стали братьями и сродниками Его по плоти, но, как
перстные, остались такими же и не сделались тотчас (то есть чрез
самое дело воплощения Бога) святыми и сынами Божиими. Теперь
внемли со тщанием тому, что буду тебе говорить. Соделался
человеком Бог и тотчас стал сродником и братом людей. Но поелику
Он один был Сыном Божиим и Богочеловеком, то один Он был, есть и
будет свят, один праведен, один истинен, один бессмертен, один
человеколюбец, один милостив и благоутробен, один Властелин и
Господь, один Свет мира и Свет неприступный. Мы же, как смертные
и тленные, не имеем (оставаясь в своем естественном порядке) с
Ним никакого другого общения, кроме одного сродства по плоти,
как сказано выше. Посему посредницею между Богом и людьми
поставлена вера в Него (Спасителя), чтобы Бог, вместо всего
другого, принимал одну эту веру, которую имеем в Него, зная, что
мы бедны и что совершенно ничего не можем принести Ему для
спасения своего, кроме одной веры, и за одну эту веру миловал
нас и подавал нам оставление грехов наших и избавление от смерти
и тления. Что все и дарует Он даже доселе всем, которые от всей
души веруют во Христа Господа, и не это одно, но и все то, о чем
обетовал во Святом Евангелии, что все конечно получим чрез Него,
то есть блага оной земли, которую наследят кроткие с великим
веселием и радостию сердец их, - дарует все то, чтоб Он
(Христос) соединялся с нами, и чрез Него мы оба соделывались
едино с Богом и Отцом Его, сочетаваемы бывая в то же время и с
Духом Святым.
Все сказанное мы действительно получаем,
когда верно соблюдаем, что обещали соблюдать во святом Крещении,
и убегаем всего, от чего тогда отреклись. Когда соблюдаем мы все
это и все заповеди Божии, тогда бываем истинно верующими, яко
показующие веру свою от дел своих, и, как Он есть, соделываемся
святыми и совершенными, и все всецело небесными, чадами Бога
небесного, и во всем подобными Ему, Христу Господу, как и Он
соделался подобным нам по всему, кроме греха, только мы
соделываемся подобными Ему по благодати.
Когда же, предавшись нерадению, презрим
святые и животворные Его заповеди и, возвратясь на прежнее,
начнем делать то, что заповедует Он нам не делать, тогда тотчас
лишаемся всех благ, какие даровал Он нам чрез святое Крещение. И
как Адам по преступлении заповеди изгнан был из рая и удален от
сладостей его, от сообращения с Ангелами, какое имел там, и от
Самого Бога, так и мы, когда грешим, отдаляемся от Церкви святых
рабов Его, совлекаемся божественного оного одеяния, Самого,
говорю, Христа Господа, в Коего веруем и в Коего облеклись,
когда крестились, лишаемся жизни вечной и света оного
невечернего и непрестающего, и вечных благ, равно как освящения
и сыноположения, и из ставших было небесными и во всем подобными
второму человеку, Господу Иисусу Христу, делаемся опять
перстными, как был первый оный человек, и не только это, но
делаемся повинными смерти, имеющими наследовать тьму кромешную и
огонь неугасимый, идеже плач и скрежет зубов. Пусть не терпим мы
изгнания из видимого рая и не слышим осуждения в поте лица
возделывать землю, но мы сами себя изгоняем из царства
небесного, отчуждаем от оных благ, ихже око не виде, и ухо не
слыша, и на сердце человеку не взыдоша, и делаем повинными
нескончаемому мучению. И если бы не даровал нам Бог еще такого
блага, чтоб мы могли опять возвращаться к Нему чрез покаяние, то
и спастись никому не было бы возможности.
Посему-то благоутробный, человеколюбивый и
спасения нашего желающий Бог премудро поставил между нами и
Собою таинство исповеди и покаяния, и каждому дал власть, если
хочет, чрез исповедь и покаяние восстать от своего падения
греховного, которым пал, и опять прийти в прежнее родство, славу
и дерзновение, какие имел у Бога, и опять стать наследником всех
благ, о коих мы сказали выше, или еще больших, если покажем
более теплое покаяние. Ибо какое показывает человек покаяние,
такое же обретает и дерзновение и к Богу присвоение,
удостоиваясь ясно сознать сие и беседовать с Богом, как друг с
другом, лицом к лицу.
Итак, которые после Крещения не чувствуют
удостоверения, что имеют к Богу такое дерзновение и присвоение и
причастны тех благ, о коих мы сказали, и не сознают, что
облечены во Христа, и не зрят света Божества Его, с светом Духа
Святого, пусть тщательно исследуют совесть свою, и конечно
найдут, что не соблюли или всех, или некоторых из тех
соглашений, в которые вступили с Богом, когда приняли Крещение,
или что зарыли в землю талант свой, то есть полученный ими дар
освящения и сыноположения, и не умножили его, почему и не
удостоиваются созерцать и умно видеть Владыку своего. Бог
истинен и не раскаивается в дарованиях, подаемых Им, а Он Сам
говорит: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй
Мя... И Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам (Ин.14:21).
Слышали, что говорит Владыка Христос? Кто, говорит, Меня
возлюбит и заповеди Мои соблюдет, того и Я возлюблю и явлюся ему
Сам. Если теперь Христос есть истина, как Сам Он сказал: Аз
есмь истина (Ин.14:6), а истине невозможно солгать, как
говорит Апостол: невозможно солгати Богу (Евр.6:18), то
пусть никто из тех, которые не видят Господа, не говорит, что
невозможно Его видеть, тогда как это не только не невозможно, но
и очень легко. Если Он, как Сам говорит, есть свет миру
(Ин.8:12), то которые Его не видят, конечно слепы суть, а слепы
они суть, потому что ни Его не возлюбили, ни заповедей Его не
соблюли. Ибо если б они возлюбили Его и заповеди Его соблюли, то
и они всею душою возжелали бы и взыскали бы увидеть Его, и Он
всеконечно Сам явил бы Себя им, яко неложный, существенно
истинный и само-истина. Он затем и пришел в мир, чтобы светом
Своей славы и Своего Божества просветить всех находящихся в мире
и седящих во тьме. Итак, которые христиане не видят умно
Господа, не освещаются явственно и знательно Его божеским
светом, не видят Его пребывающим в себе, пусть не говорят, как
неверные, что невозможно Его видеть; но каждый из нас,
возлюбленные мои, пусть испытает совесть свою, как я сказал уже,
и конечно найдет, что сам виноват, что не имеет в себе Бога и не
видит славы Его, а затем пусть покается и восплачет о себе, что
находится в таком бедном состоянии, и потщится покаянием и
исповеданием возвратить потерянное, да улучит и вечные блага во
Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава и держава ныне и
присно, и во веки веков. Аминь.
|
|