Гомилетика 2. Сила греха непонятна.
3. Христос употребляет члены христиан, как орудия.
Естеству человеческому свойственно грешить,
потому что с того времени, как Адам преступил заповедь Божию,
стало немощно естество сие и не может не грешить. (Немощно оно
есть, потому что не облечено умною свыше силою Святого Духа,
которая называется благодатию Господа нашего Иисуса Христа;
благодатию же называется, потому что даруется человеку по одной
вере, а не за добрые дела.) Как опять, естеству ангельскому
свойственно не грешить, потому что Ангелы сильны крепостию и
облечены в божественное одеяние Духа Святого, без Коего
невозможно не грешить. Посему, когда Бог сядет на престоле
судить мир, тогда, осуждая грешников за то, что грешили, осудит
их наипаче за то, что не прибегали к Богу Всевышнему, яко
немощные и грешащие по немощи, и не умоляли Его послать им свыше
благодать Всесвятого Духа, да избавит их от немощи и дарует им
силу не грешить.
Кто не знает, что Ангелы, облечены ли они во
всеоружие свое, или не облечены, сильнее человеков? (А всеоружие
Ангелов есть вседержительная сила Святого Духа, которую носят
они в себе с того момента, как созданы, так как и созданы быть
разумными и мысленными приятелищами несозданного и божественного
осияния, яко существа чистейшие.) Сильнее, потому что суть
простое естество, а люди составлены из словесной и мысленной
души и из тела, чувственного и видимого. Облечены были и они
таким же всеоружием, то есть божественною силою, какую носят в
себе и Ангелы, какою и люди бывают сильны и святы (хотя один
только Адам до преступления заповеди был облечен в такое
всеоружие Божие). Но поелику Бог совлек с диавола за гордость
сию божественную силу, равно как и со всего его полчища, то эта
нечистая сила позавидовала человеку и употребила свои усилия,
чтоб и с человека была совлечена божественная сила. И
действительно, по навету ее лишился человек покрывавшей его
божественной силы и сделался обнаженным от нее, как были уже
обнажены от нее демоны. И вот обнаженные демоны побеждают
обнаженного человека, как сильнейшие его, потому что они просты
и бестелесны, а человеки сложны и несут бремя плоти. И с того
времени, как пал первозданный, даже доселе никто не может и не
мог, да и в последующее время никогда не возможет ни один
человек противостать диаволу и прочим нечистым силам и
препобедить их, потому, как я сказал, что хотя и они обнажены от
божественной силы, но как бесплотные, они сильнее обнаженных той
же силы людей. Почему и Апостол говорит: братие... облецытеся
во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем
диавольским; яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом
и ко властем и к миродержителем тмы века сего, духовом злобы
поднебесным (Еф.6:10-12).
И в этом ничего нет дивного (то есть что они
миродержители). Ибо как только обнажился человек от Божественной
благодати, тотчас и вся видимая тварь, созданная для человека,
обнажилась вместе с человеком от божественного света, ее
осиявшего, и растлилась, как говорит тот же Апостол: суете
тварь повинуся не волею, но за повинувшего ю на уповании, яко и
сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад
Божиих. Вемы бо, яко вся тварь с нами совоздыхает и сболезнует
даже до ныне. Чаяние бо твари откровения сынов Божиих чает
(Рим.8:19-22). А когда вся видимая тварь лишилась таким образом
божественного освещения, тогда начал в ней носиться (χορευειν,
гарцевать) диавол с прочими демонами, как хотел и где хотел, и
сделался князем мира сего преходящего. Князем и властителем мира
сего был человек, но когда диавол прельстил его, то, по
попущению Божию, взял от него начальство и власть и назвался
князем мира сего, и властвует, как и разбойники властвуют над
тем, что насильственно захватят в свои руки, не сущу
избавляющу, ниже спасающу (Пс.7:3). Есть, правда,
избавляющий и спасающий Бог, но этот разбойник диавол успевает
так обольщать подпавших его тирании, что они остаются довольными
бедственным положением, в коем находятся, рады рабству своему,
любят нечистоты и неправды, в коих валяются, и не желают
освобождения.
2. И это рабство диаволу есть некая
престранная вещь. Ибо вообрази, каким непонятным образом
властвует грех над человеческим естеством! Большею частию этого
ни разум не разумеет, ни совестьилософских взглядов Платона.
Несомненно, во всяком случае, одно: в “Государстве”1 Платон воздает хвалу
Пифагору, которого, по его словам, ценили за то, что он указал современникам и
потомкам некий “путь жизни”, именуемый “пифагорейским”, так что следующие этим
путем (а такие еще были во времена Платона) заметно выделяются среди остальных
людей. Пифагорейские общины действительно сыграли важную политическую роль в
городах Южной Италии и Сицилии. У нас есть все основания полагать, что,
учреждая свою Академию, Платон ориентировался как на сократический, так и на пифагорейский
образ жизни, хотя мы не можем дать достаточно определенную характеристику этого
последнего2.
Предыдущая Следующая