Гомилетикалощения Сына и Слова Божия имеет целию
пересозидать верующих в Него и делать их нетленными и
бессмертными.
3. Определения Божии делаются законом естества.
4. Какие определения Божий опять Им отменяются и каким
образом?
Если кто из нас не познает, что он есть Адам,
тот, который согрешил пред Богом в раю, то как может он признать
и думать, что нисшествие Сына и Слова Божия было для него? Такой
уж по падении установился закон, что как каждый из нас бывает
Адамом, то есть человеком тленным и смертным, не по причине
собственного своего греха, а по причине преслушания прародителя
нашего Адама, от семени которого происходим; так опять каждый из
нас бывает Христом, нетленным и бессмертным, не ради
добродетелей своих, но ради послушания второго Адама, Который
есть Христос, Господь наш, сошедший с неба, соделываясь кость от
костей Его и плоть от плоти Его. И как тление и смерть из рода в
род переходят от ветхого Адама, так нетление и бессмертие
переходят в христиан от нового Адама. Как то, что мы причастники
естества праотца Адама, падшего, познаем мы по тому признаку,
что и мы грешим и преступаем заповеди Божии, так и то, что мы
бываем причастниками Божественной благодати второго
родоначальника нашего - Христа Господа, познаем по тому
признаку, что не грешим более, коль скоро получаем Божественную
благодать сию. Мы почерпаем от полноты Христовой, подобно тому,
как из какого-либо источника огня возжигались бы мириады лампад,
и чем больше бы возжигались, тем более он изобиловал бы огнем и
источал его из себя, ибо Христос, как Бог, преисполнен всяким
добром.
2. Он, не отстраняясь от всего сущего,
благоволил устраниться в пречистое чрево Приснодевы, родиться,
млеком питаться, возрасти и стать мужем, также алкать, жаждать,
утруждаться и проливать пот, потом подвергнуться зависти иудеев
за чудеса, совершенные Им в показание Своего Божества, быть
повешенным на кресте, будто злодей, вместе с разбойниками,
умереть позорною смертию, по воле Своей, погребену быть,
воскреснуть и вознестись на небо, чтоб ниспослать на верующих
Духа Святого, от Отца исходящего, Которого и послал. Ибо то и
было целию и концом всего воплощенного домостроительства
Христова, чтоб Духа Святого принимали в души свои верующие в
Него, яко Бога и человека, единого Христа в двух естествах,
Божеском и человеческом, нераздельных и неслиянных; чтобы сей
Святой Дух был как бы душою души верующих, и они по сей причине
именовались христианами; чтоб (действием сего Духа Святого) они
некоторым образом переплавлялись, пересозидались, обновлялись и
освящались по уму, совести и по всем чувствам, так, чтобы после
сего они совсем уже не имели в себе растленной жизни, которая
могла бы поднимать в душе их позыв и пожелание плотских сластей
и мирских похотей. Ибо всякий человек с первого дня рождения
своего (с момента зачатия) подлежит уже тлению и смерти, и
потребна великая и божеская сила, чтобы воссоздать его к
нетлению и бессмертию. Если же кто, вместе с возрастом телесным,
будет возрастать и в худости, то в таком, конечно, увеличивается
и сила тления и владычество смерти, делающееся в нем еще более
мощным, потому что по мере тления, какое кто развивает в себе,
входит в него и жало смерти, то есть или больше, или меньше.
Если теперь малое и незлобивое дитя имеет нужду в божеской силе,
чтоб освободиться от тления, то сколь великая сила потребна для
того, кто вместе с возрастом возрос и в худости, а вместе с нею
и чрез нее возрастил в себе и тление, каковое Богоотец Давид
называет в псалмах своих узами и вретищем, взывая к Богу:
растерзал еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы (Пс.115:8),
то есть возблагодарю и прославлю Тя за то, что Ты растерзал узы
мои, то есть тление; и опять: растерзал еси вретище мое, и
препоясал мя еси веселием. Яко да воспоет Тебе слава моя и не
умилюся (Пс.29:12-13); то есть Ты совлек с меня вретище,
которое я носил, то есть тление, и препоясал меня радостию, да
прославлю Тя, не я, но Дух Святой чрез меня, потому что радость
и слава, приятые Давидом от Бога, был Дух Святой, Коего имея в
себе, он говорит: и не умилюся (не буду иметь нужды
раскаиваться), то есть не буду грешить? Итак, всеконечно
необходимо всякому всевозможные употребить усилия, чтоб получить
свыше от Христа Господа сие веселие и славу, то есть благодать
Святого Духа, чтоб возыметь силу не грешить более. Ибо что
делает кто по произволению, то по произволению же может и
уничтожить, но что от естества, того нельзя уничтожить
произволением. Если теперь человек стал естественно тленным и
смертным, то не может силою одного произволения своего сделаться
нетленным и бессмертным. И со времени изгнания Адамова из рая,
то есть с того времени, как он по причине преступления сделался
тленным и смертным, даже до днесь (до сего дня. - Ред.)
ни один еще человек не явился нетленным и бессмертным.
3. Итак, если потребно человеку опять прийти
в то первое состояние, в котором он создан, сделаться то есть
нетленным, то никакое человеческое произволение не может
возвесть его в сие состояние, а одна божественная сила,
приемлемая им чрез сочетание с божеским естеством. Божеское
естество сильно победить смертность естества человеческого и
опять воззвать его в первоначальное его состояние. Слова и
определения Божии делаются законом естества. Почему и
определение Божие, изреченное Им вследствие преслушания первого
Адама, то есть определение ему смерти и тления, стало законом
естества, вечным и неизменным. Почему для отменения такого
определения распялся и умер Сын Божий, Господь наш Иисус
Христос, принесши Себя в жертву искупления человека от смерти,
жертву страшную и безмерно великую. Определение Божие: земля еси
и в землю пойдеши, равно как и все наложенное на человека после
падения, будет еще действовать до скончания века, но по милости
Божией, в силу чрезвычайной жертвы Христовой, в будущем веке оно
уже никакой не будет иметь силы, когда совершится общее
воскресение, каковому воскресению невозможно бы было
совершиться, если б не воскрес из мертвых Сам Сын Божий, умерший
для отменения означенного определения и воскрешения всего
человеческого естества, так как воскрес человек, то есть
Христос, как и первоначально умер человек, то есть Адам, тот и
другой совмещая в себе весь человеческий род.
4. Впрочем, да ведает каждый, что определения
Божии о карах за грехи после воплощенного домостроительства есть
время отменять еще в сей жизни. Определения Божии, наложенные на
первого человека Адама, согрешившего в раю, при жизни безбедной,
праведно не отменяются в сей жизни и поставлены для человека в
закон естества, а определения Христовы, наложенные после
воплощенного домостроительства на нас, находящихся в этой
бедственной жизни, могут быть отменяемы еще в сем веке. И
всякому христианину, если он подпал под них, со всем усердием и
усилием надобно озаботиться, чтоб они сняты были с него еще
здесь, ибо они несравненно страшнее первых, так как простираются
на нескончаемые века. Если первые определения, лишающие человека
временной жизни, то есть определения на смерть и тление,
представляются несносными, то определение вечных и нескончаемых
наказаний, какие наложены будут в будущем веке, насколько
тяжелее и несноснее будут для тех, кому придется испытать их!
Какие же именно эти определения, послушай.
Господь наш Иисус Христос говорит: аще кто речет брату
своему... уроде, повинен есть геенне огненней (Мф.5:22). Это
значит, что сказавший это брату своему, как только сказал это,
тотчас сделался уже повинным вечному мучению. Но это решение или
определение суда Божия теряет силу, коль скоро кто покается и с
такою решимостию положит не говорить более брату своему:
уроде, что скорее умрет, нежели согласится это сделать;
потому что в самом деле для христианина лучше умереть, нежели
называть брата своего христианина: уроде. Таким же образом, то
есть чрез покаяние, сокрушение и решимость воздерживаться от
грехов, теряют силу и все другие судные определения Христовы. Но
да ведаем, что только здесь, в настоящей жизни, где бывает
преступление заповедей Божиих, только здесь бывает и отменение
страшных судных определений за то, по беспредельной Божией
милости, ради искреннего и совершенного покаяния. А кто не
покается здесь, над тем неотменно будут исполнены сии
определения; неотменно, кто поклянется Богом в неправде, будет
наказан, как нечестивец; кто с похотением воззрит на жену, будет
наказан, как блудник; лихоимец будет наказан, как идолослужитель.
Впрочем, если кто и покается в таких и подобных грехах, но при
этом окажется немилостивым, несострадательным и жестокосердым,
то есть воздаст злом за зло и не простит врагу своему, в таком
случае никакой не получит он пользы от своего покаяния, но
тщетно будет все его покаяние, по определению Господа, Который
говорит: имже судом судите, судят вам (Мф.7:2). И не это
только, но может случиться нечто и еще худшее, может случиться,
что иной, искренно покаявшись, обретет милость у Бога и получит
отпущение всего своего греховного долга, но если он после сего
окажется несострадательным и немилосердым к другим и не простит
им, в чем они против него погрешат, то сам разоряет милостивое к
нему снисхождение и отпущение, явленное ему Богом, как говорит
Святое Евангелие: не подобаше ли и тебе помиловати клеврета
твоего, якоже и Аз тя помиловах? И прогневався Господь его,
предаде его мучителем (Мф.18:33-34).
Нам же даруй, Господи, и покаяться во грехах
своих, и быть сострадательными и милосердыми к ближним, да
сподобимся улучить и вечное блаженство в Самом Христе, истинном
Боге, Коему слава во веки. Аминь.