|
1. Об изменениях души и тела, которые
бывают от стихий, пищи и бесов.
Долг имеет всякий христианин не только
изменения и перемены, бывающие в душе, знать, но знать еще и
причины, от коих они происходят и случаются. Иногда, например,
вдруг находит на душу радость, а иногда находит на нее, тоже
внезапно, печаль и тягота крайняя; то бывает она сокрушенна и
умиленна, то бесчувственна и жестка, как камень; иной раз она
смиренна и кротка, а спустя минуту начинает гордиться, и
серчать, и злиться на всех братий; иногда бывает она рассеянна и
нерадива о всяком деле благом, а иной раз - внимательна и
усердна ко всякому послушанию, так что и тех, с которыми живет
вместе, отклоняет от худа и подвигает на добро; иной раз она
исполнена страха и благоговеинства, а иной - бесстрашна и
неблагоговейна; иной раз с любовию воспоминает отсутствующих и
призывает их к себе, а в другой - и на присутствующих смотреть
не хочет; иногда скорбит, ноет и тяготится даже жизнию, а иногда
так радуется и веселится, что не в силах бывает удержать в себе
своей радости. Все это бывает естественно по естественному
течению движений души и тела, когда подвизаемся в делании
добродетелей и исполнении заповедей Христовых. Но как изменяется
душа, так изменяется и ум наш; прелагается и он, - и иногда
бывает остр и скор на порождение мыслей, и быстр в обсуждении
своих помышлений, и иногда бездействен и тяжелодвижен на то и
другое - и на помышление, и на рассуждение; то бывает он будто
несмыслен, бессловесен, безгласен и глух, то глубокомыслен,
красноречив и рассудителен; иной раз бывает он слеп и омрачен, а
иной раз просветлен и рвется востечь на высоту созерцания,
превышающую меру человеческого естества; иногда бывает прост и
свободно готов на всякое созерцание, не помня ничего из
худостей, бывавших пред ним, и не помышляя ни о чем подобном, а
иногда бывает очень многосложен, волнуется мыслями, подозревает
чего нет и не было, бывает, как огонек, покрываемый дымом от
сырых дров, не только о присущих помышляет злое, но и о тех,
которых нет налицо, слагает нередко в себе помышления суетные и
ложные. Бывает, что и душа скорбит и не соглашается с умом в его
неправых помышлениях, но никакой тем не доставляет пользы,
потому что не сильна бывает отвлечь ум от таких суетных и
бесполезных помыслов. И вот то, что имели мы сказать об
изменениях и преложениях ума и умной души нашей.
Что касается до неровностей, бывающих в теле,
то хоть и кажется нам, что они явны и их легко познать, но на
деле не так, ибо изменений, бывающих в теле по естеству его,
чрезвычайно много. Душа по естеству и сущности своей неизменна;
вместе с нею равным образом неизменным создан от Творца Бога и
ум. Они водятся произволением и по своей воле упражняются или в
добродетелях, или в пороках, и за то наследуют на всю вечность
или свет, или тьму. По своей воле, как я сказал, и по своему
произволению, прилепляются они или к добру и бывают добрыми, или
ко злу и бывают злыми. Но тело и естественно превратно, потому
что сложно и по сущности своей текуче, как созданное из вещества
тленного и текучего, и имеет сложение свое и состав свои из
таких вещей, кои противоположны между собою. Мудрые по сей части
говорят, да и поистине так есть, что сущность тела состоит из
четырех противоположностей: холодного и теплого, сухого и
сырого. Но тело само по себе не имеет ни воли, ни произволения
и, сказать правду, не имеет ни даже движения, разве, может быть,
назовет кто движением естественное течение тела к концу или
тлению, каковое движение бессловесно, а если бессловесно, то,
конечно, и безгрешно и пред Богом невиновно. И праведно: ибо то,
что бывает необходимым следствием естества, то не подлежит
осуждению. Похоти же плотской, брачного или безбрачного
смешения, сластей, гортанобесия, чревоугодия, многоспанья,
леностного бездействия, щегольства и многого другого подобного
не тело ищет, как думают многие ненаказанные (ненаставленные. -
Ред.), как не ищет оно этого, когда бывает мертво, но
ищет этого душа посредством тела, приятным то себе находя, и
услаждается тем, так как тесно соединена с этою перстию, то есть
телом, любит валяться в чувственных скверностях, как свинья в
нечистотах, и жаждет сластей плотских, по причине сего
соединения с перстию.
Впрочем, никто пусть не думает, будто душа
насильно бывает увлекаема к таким вещам от тела, ибо дело не так
бывает. Как же бывает? Послушай со вниманием. Взял Бог персть от
земли, и, создав человека, подул в лицо его Господь Бог, - и
бысть человек в душу живу, встал с земли и стал ходить,
потому что душа его, бывшая в теле, господственно и властно
двигала сие тело; жжения же или похотного движения, бессловесной
ярости и чревонеистовства и следа никакого не было тогда, но
была в человеке жизнь мирная и беспечальная. Посмотрим теперь,
не оттого ли, что тогда не было еще жены и яств, кои обыкновенно
подвигают человека на похоть, не чувствовал он движений похоти и
чревонеистовства? Итак, что же говорит о сем Божественное
Писание? И прозябе Бог еще от земли всякое древо, красное в
видение и доброе в снедь... И беста оба нага, Адам же и жена
его, и не стыдястася (Быт.2:9,25). Видишь, что никакого
вреда их целомудрию не причиняло ни то, что Ева была пред лицом
Адама, ни то, что оба они были наги? И наги были они и не
познавали друг друга, и не подвигались естеством тела своего к
смешению, и не стыдились. Но по преступлении заповеди, когда
вышли они из рая, обнажились от благодати Божией и ниспали от
божественной славы, тогда, как написано, позна Адам жену свою
и заченши роди (Быт.4:1). Так, брате мой, если ты искренно
возлюбишь Бога и будешь твердо стоять в сей любви, то никакая
страсть не возобладает тобою и никакое нуждение тела не
вознасилует тебя. Ибо как невозможно, чтобы тело подвиглось на
какое-либо дело само собою без души, так невозможно, чтоб и
душа, соединившись с Богом посредством любви, вступать стала в
сношение с другим чем-либо и склонилась на пожелания и
удовольствия чувственные или увлеклась похотением чего-либо
видимого и какою-либо страстию. Потому что все стремление сердца
ее или, лучше скажу, вся воля ее связана крепко узами сладчайшей
любви к Богу, а когда душа ссоюзится и ссочетается, как я
сказал, с Творцом своим, тогда возможно ли, скажи мне, чтоб она
испытывала жжение плотское или была подвигаема на похоть, и тем
паче чтоб и исполняла ее? Никак невозможно. Естественные же
перемены, бывающие в теле, явны. Они имеют место и во всех
святых, ибо естественно со всеми бывает, что иной раз тело
здорово, когда вещества, находящиеся в составе его, не воюют
между собою, а в другой раз оно впадает в болезнь, когда
какая-либо из четырех стихий, из коих оно слагается, или слишком
умножается, или слишком умаляется против должного, и или,
умножаясь, преобладает над другими и их подавляет, или,
умаляясь, сама бывает преобладаема и подавляема ими, от чего
происходят геморрои, флюсы, катары, а иногда и всего тела
расстройство и повреждение. (Впрочем, душа остается нисколько
невредимою от всего этого.) Большая часть этих повреждений
происходит от многоястия и многопития, а иные от атмосферных
изменений - ветров, тепла и подобного. Ибо, когда воздух бывает
сыр, тогда тела сырого сложения повреждаются и расслабляются,
потому что слишком в ту пору рассыряются; напротив, тела
горячего темперамента получают от этого большую соразмерность и
более крепнут. Опять когда воздух слишком сух и горяч, тогда
сырые тела крепнут, а тела горячего сложения расслабляются.
Бывают еще перемены в теле от излишней пищи и пития или от
чрезмерного поста, также от многоспания или излишнего бдения, от
большого труда или бездействия и недостатка движения.
Бывают еще некоторые изменения в теле нашем и
от демонов, по попущению благого Бога нашего и на вразумление
нас и смирение. Какое же это изменение? Отяжеление всего тела,
бывающее безо всякой видимой причины, за одно тщеславие, или
возгордение, или осуждение, коим осуждаем брата, как нерадивого.
Иной раз и по другим причинам бываем мы предаваемы демону, - во
измождение плоти, в сокрушение души, в испытание и упражнение
ее, и наипаче в показание благоутробия и сострадания, какие
являет к нам Бог, чтобы, познав то, мы от всего сердца всю
любовь свою отдали Ему единому и к Нему единому обратили все
свое стремление.
Все это, мною сказанное, не все люди
понимают; но одни те как должно понимают эти изменения душевные
и перемены телесные, которые подвизаются в делании добродетели
(о тех, кои совсем омрачены невежеством и страстями, нечего и
говорить). Только подвизающийся, когда случится с ним что-либо
из сказанного, отчасти понимает то. Что же касается до
изменений, бывающих в уме, то их разумеют только бесстрастные и
совершенные, чистые и свободные и душою, и умом. Но и они не все
вдруг знают, но научаются постепенно опытом. Ибо иногда от
нестроений, случающихся в уме, томится душа и бывает сумрачна по
той причине, что она чрез то лишается несколько присущей ей
радости; впрочем, если она явит мужество, то пробуждает к
бодренности и самый ум. Иногда опять, тому, что страждет душа,
состраждет ум и вынужден бывает войти во мрак; но если он
воспротивится тому и напряжется стоять во свете, то просвещает и
душу. Иногда от телесного нестроения насилуемы бывают оба, - то
есть и душа, и ум; и иногда отяжеляемы бывают совне, но,
чувствуя тяготу, сохраняют мирное свое устроение целым, - иногда
же возмущаемы бывают извнутрь, и боримы с такою силою, что
кажутся совсем истощившимися до того, что страждущий сие не
надеется уже прийти в мирное устроение, какое имел прежде.
Таким-то образом душа и ум изменяются от тела, и опять, ум от
души, и душа от ума и тела. Впрочем, не всегда возмущаемы бывают
оба, то есть душа и ум. Иногда душа одна страждет от тела, а ум
пребывает бесстрастным, в своем естественном состоянии, и
утешает душу; иногда же ум омрачается и ослепляется, а душа
бывает свободна силою божественного света и, прогоняя мрак,
снимает покрывало с очей ума и дает ему возможность видеть и
различать. Почему я и сказал вам, братие, что недовольно знать
превращения, преложения и изменения, бывающие в нас, но надобно
еще знать, откуда они приходят, как и от каких причин
происходят, как, какие ветры помыслов дуют, из каких начал
исходят и стремительно нападают реки страстей и искушений, чтобы
суметь добре утвердить храмину души и искусно править кормилом
корабля. Все это знать научает нас жизнь, непрерывно и
неотступно ведомая по установленным правилам и пределам. Всякий
должен положить предел и норму для себя и для жизни своей, чтобы
верно знать, как действовать каждодневно и при изменяющихся
обстоятельствах, и таким образом беспрепятственно тещи в делании
добродетелей, не встречая препон в самой неопытности своей. Кто
поступит таким образом (то есть все определит разумными
правилами в своей жизни), тот скоро сделает стезю добродетелей,
и стропотную, и притрудную, ровною и легкоходною для себя, ибо
привыкнет мало-помалу ко всем деланиям добродетелей, и доброе
обратится ему в привычку и станет как бы естественным чем.
Преспевая таким образом в добре и восхождения в сердце своем
полагая, то есть восходя от меньшей доброты все к большей и
большей, совершеннейшей и совершеннейшей, явится он угодным
Богу, и, в совершенстве постигнув и уразумев все сказанное выше,
соделается для многих других учителем добродетели, просвещая их
и научая и словом, и примером жизни своей, - и, как сам
просвещен свыше благодатию Святого Духа, открывая глубины тайн
духовной жизни всем взыскующим того с любовию и рвением, - силою
и содействием Господа нашего Иисуса Христа, Коему подобает слава
и держава со Отцем и Святым Духом в нескончаемые веки. Аминь.
|
|