|
1. Бог, по чрезмерной любви Своей к людям,
подверг их разным лишениям в жизни сей.
2. Бедность есть благодеяние Святого Бога.
3. Кто хулит бедность, тот отрицается христианства и не хочет быть
христианином.
4. Необходимость настоит, чтобы христиане имели скорби и беды.
Человеколюбивый Бог благоволил быть такому порядку,
чтобы человека, отпадшего от благодати Его, окружали многие страхи,
разные неприятности, скорби и беды. Оставил Он его быть обременяему всем
этим, со всех сторон беспокоиму и бориму даже от себя самого. Причина,
почему Он так устроил, предивна, исполнь любви и благости. Как
какой-нибудь богатый-пребогатый человек, имея сына возлюбленного, по
великой своей к нему любви, не хочет, чтоб он искал где-либо на стороне
или от другого кого получал потребное себе, пищу, питие, одежду, обувь
или другое какое утешение и упокоение, но желает, чтоб все это он
получал от него одного, отца своего, дабы чрез это всегда находился
подле него и упокоевался на коленях его; и если случится как-нибудь, что
этот сын убежит от него и у другого кого пожелает получать потребное
себе, то отец так все устрояет, чтобы сын или совсем нигде ничего не
находил, или находил с большим трудом и потом; мало того, он еще всем,
находящимся под его властию, повещает, чтоб, коль скоро увидят сына его
шатающимся там и сям вдали от него, гнали его и всякие причиняли ему
неприятности, дабы он и нехотя, поневоле воротился к нему, много
любящему его отцу, не находя себе нигде покоя; таким же образом и Бог
поступил с отпадшим человеком, устроив, чтоб он не находил себе покоя в
настоящей жизни в вещах мира сего, и чрез то вынуждаем был .опять
возвращаться ко всеблагому Богу, Господу и Владыке всяческих, Отцу,
Промыслителю, Упокоителю, Искупителю и Спасителю, и всегда находиться
при Нем, дабы таким образом и человек находил успокоение, и Бог, Отец
его, имея при Себе его, сына, радовался о нем.
Прежде преступления человек находился в полном
счастии, всякое имел утешение и жил во всегдашней радости в раю, без
скорби и печали, даже не зная, что такое есть печаль. Но забывшись по
причине этого самого великого счастия, пришел он к похотению того, что
было выше меры его и выше силы его, восхотел быть богом, по внушению
диавола. За это, тотчас, как только и делом покусился на то, что
получить было для него невозможно, потерял то великое счастие и
упокоение, какое имел, стал беден и пришел в столь же великую нищету,
сколь великое имел прежде богатство, восприяв таким образом наказание за
возгордение, коим подвигшись, дерзнул он покуситься на то великое и
отважное покушение - как будто пресытился он тем счастием, какое даровал
ему Бог, и, брезгуя им, восхотел высшего.
Сделавшись так бедным, стал он, по причине нужд и
недостатков, поднимать всякие труды и хлопоты, но, не находя при всем
том потребного столько, как бы ему хотелось, то подавляем был скорбию,
печалию и унынием, то на большие напрягался усилия, чтоб достигнуть
довольства и обилия, сбросив томившую его тяготу скудости. По этой же
причине иной делался вором, явным или тайным, иной разбойником, насильно
отнимающим чужое, иной лихоимцем, неправедным обманщиком; отсюда же
зависть, предательство, клевета, враждование, споры, суды, наветы, ложь,
клятвопреступничество, убийство. И Самого Бога забыли, Который на
настоящую жизнь в виде временного наказания определил бедность,
заслуженную роду человеческому преступлением Адамовым. Действуя так,
они, можно сказать, идут против Бога, когда во что бы то ни стало
усиливаются сделаться богатыми и всем обилующими, несмотря на Божие
присуждение нам скудости на настоящую жизнь. Сделавшись богатыми,
являются они гордыми и тщеславными. Далее же что последует? Вот что: Бог
гордым противится, и последняя их зрят туда же, куда попал отступник от
Бога - диавол.
2. Итак, знать надлежит относительно скудости во
всем, что Бог праведно наложил ее на нас как временное наказание, и
потому претерпевать ее с благодарением, да привлечем на себя
благоутробие, милость и попечение Божие. Егоже бо любит Господь,
наказует, да смирится наказательною скудостию и далек будет от
гордости, биет же всякаго сына, его же приемлет (Евр.12:6),
болезнями и скорбями, чтоб к себе его притянуть и иметь всегда с собою,
и за труды и подвиги, с благодарностию переносимые, увенчать его венцом
терпения и сделать сыном приятным. Преступление Адамово последовало не
от другого чего, как от того, что он имел все блага в изобилии без
труда. Почему Бог за преступление определил нам в поте лица своего
снедать хлеб свой, пока умрем. Если же для настоящей жизни на всех людей
наложена скудость как естественное временное наказание, то всеми
неправдами усиливающийся убежать из-под него попадет под вечное
наказание. Потому что избежать скудости в настоящей жизни едва ли
возможно без хищений, неправды и лихоимства; к тому же счастие и
богатство естественно порождают гордость, источник всякого греха, а
гордого, стремглав низвергши долу, берет в свою власть срамота, то есть
начинают господствовать над ними плотские страсти, - порождения его
неразумия и растления в нем здравого смысла.
3. Посему христианин, который всячески хлопочет и
усиливается избыть от скудости, очевидно не хочет быть христианином
истинным, потому что истинному христианину нельзя быть без лишений и
нужд. Сын Божий и Бог, соделавшийся человеком для восстановления
естества человеческого, не благоволил тотчас отменить первое
наказательное определение, то есть нужду во всем и смерть, наложенные на
Адама и род наш за преступление заповеди, ибо и то, чтобы нам в поте
лица снедать хлеб свой, и то: земля еси и в землю пойдеши,
пребывают и навсегда пребудут в роде нашем, до скончания века. Но что
сделал и делает Господь наш Иисус Христос? - То, что верующих в Его
вочеловеченное домостроительство делает причастниками Своей силы, яко
Бог сил, и Своей премудрости, яко Бог премудрости, и чрез то, не отменяя
делом первого определения, отменяет тем, что отъемлет силу его,
воодушевляя верующих благодушно переносить всякого рода лишения и
скорби, Сам первый подъяв их до бесславной смерти на кресте и сделавшись
для нас в этом образцом и примером. Вследствие сего видим, что и
Апостолы, и все истинные христиане, приемля от благодати Христовой силу,
с радостию переносят всякие скорби и искушения и приносят Богу достойные
плоды с великим терпением. Почему ни мученики не просили Христа избавить
их от терзаний и мучений, ни подвижники не искали освобождения от трудов
и потов подвижничества, но те и другие умоляли лишь даровать им
терпение, и с этим терпением подвизались подвигом мученичества и
подвижничества, чтоб в будущей жизни восприять награду за труд свой.
4. Итак, для всякого благочестивого неизбежны скорбь,
теснота и лишения, и это не к ущербу, а к усилению и возвышению его
благочестия. Пока не испытает кто искушений, не может понять и познать
сокрытой в них сладости и силы для жизни по Богу. Когда же испытает их и
познает сие, то не может не благодарить испытующего его Господа. И когда
освободится От них, не за то одно благодарит Избавителя, что освободил,
но и за то, что даровал испытать чрез них. Неиспытавший искушений бывает
неискусен в жизни и к богоугождению не так рачителен. А испытавший их и
освободившийся от них горит духом к Богу и всеусердно благодарит Его.
Конечно, бывают усердные к Богу и благодарные и из тех, кои не
испытывают искушений, но не с таким жаром, как те, кои испытывают их и
избавляются от них. Посему крайне потребно и спасительно христианину
подпадать искушениям, скорбям, теснотам и лишениям, да познает на себе
многопомощную силу Божию и Бога да благодарит от всей души, от всего
помышления и всею силою. Кто живет покойно и не имеет искушений, тот
подвержен двум невыгодам: первая, что не так усердствует к Богу и не от
всей души благодарит Его, а вторая, что ум его неизбежно вдается в
суетные попечения и заботы. Может быть, и Адам не так бы легко
прельстился, не послушал бы злого совета диаволова и не восхотел бы быть
богом, если бы поусерднее благодарил Бога, когда был окружен величайшим
оным упокоением и неизреченною радостию. Так-то сколько потребно для нас
дышать воздухом, столько потребно благодарить Бога, в самых искушениях,
скорбях и лишениях, каким подвергаемся, идя путем богоугождения. Будем
же, братия мои, и мы благодарить Бога о всем и безропотно претерпевать
всякое искушение и скорбь, во Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава
во веки. Аминь.
Слова преподобного Симеона Нового Богослова.
Часть 1. - М.: Правило веры, 2001, с. 98-105.
|
|