Основное
Богословие<ядитель по монастырю. Но и при этом, ходя,
куда послан, смотри не говори и не слушай ничего, не касающегося
дела, за которым был послан, и, кончив его, поскорее возвращайся
назад. Если, переходя туда и обратно, увидишь, что где-либо
сидит брат один или вместе с другими и они ведут беседу не в
подобающее время, сделай им поклон и пройди мимо молча, а к ним
не подходи и не садись вместе с ними, вспомнив слова псалмопевца
Давида, который говорит: блажен муж, иже не иде на совет
нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалища губителей не
седе (Пс.1:1). Ибо таковые поистине суть губители, то есть
тлетворные душевредители, как и святой Павел говорит: тлят
обычаи благи беседы злы (1Кор.15:33). Так не садись, брате
мой возлюбленный, с теми, которые празднословят, и не говори им:
дайте и мне послушать, о чем вы говорите. Но, как я сказал,
сделав им поклон, проходи мимо и иди далее по послушанию своему,
храня молчание и странничество (держи себя в чувстве и в
отношениях к другим подобно чуждому страннику). Молчание
сохранишь, если будешь говорить сам в себе: и что хорошего имею
сказать я, столь малосмысленный и дурной, что и говорить-то
недостоин, недостоин даже и к людям причисляться? А
странничество и то, чтобы устраняться от других, сохранишь, если
будешь думать и говорить в себе: кто я такой - ничтожный, ни к
чему негожий, деревенщина, бедняк, - чтобы сметь мне пойти в
келлию к кому-либо другому? И кто, увидев меня, не отвратится от
меня и не возбрезгает мною, как мерзостию? Разве, когда приду к
кому, не может он сказать о мне: чего хочет этот гадкий, келлию
мою, что ли, пришел осквернить? Если положишь пред собою грехи
свои, то можешь от всей души думать и говорить о себе все это,
как я сказал. Пусть вначале и не сможешь ты от всей души
говорить так в себе о себе, но мало-помалу, при помощи
Божественной благодати, достигнешь и этого, то есть чтоб истинно
таковым считать себя. Только послушай меня, смиренного, и начни
с Богом говорить и делать, как я сказал, и Бог не оставит тебя,
ибо Он много любит тебя и желает, чтоб ты пришел в познание
истины и спасся.
Так проведши время до литургии, иди потом,
брате мой, опять в церковь и стой там, как сатана, не потому, что пренебрегал телом Господним, но издеваясь над бесстыдством предателя. Грех его велик был в двояком отношении: и потому, что он с таким расположением приступил к тайнам, и потому, что, приступивши, не вразумился ни страхом, ни благодеянием, ни честью. Христос не препятствовал ему, хотя и знал все, чтобы ты познал, что Он не оставляет ничего, что служит к исправлению. Поэтому и прежде, и после этого непрестанно вразумлял и удерживал предателя и словами, и делами, и страхом, и угрозами, и честью, и услугами. Но ничто не предохранило его от жестокого недуга. Вот почему Христос, оставив, наконец, его, чрез тайны опять напоминает ученикам о Своей смерти, и на вечери беседует о кресте, чтобы чрез частое предсказание сделать для них Свое страдание удобоприемлемым. Действительно, если они после стольких событий и предсказаний смутились, то чего не потерпели бы, если бы ничего такого не услышали? И ядущим им хлеб, преломи. Для чего Христос совершил это таинство во время пасхи? Для того, чтобы ты из всего познавал, что Он есть законодатель ветхого завета, и что написанное в этом завете служит прообразованием новозаветных событий. Поэтому-то Христос вместе с образом полагает и самую истину. Вечер же служил знаком полноты времен и того, что дела приходили уже к концу. И благодарит, - научая нас, как должно совершать это таинство; показывая, что Он добровольно идет на страдание; наставляя нас переносить страдания с благодарностью, и возбуждая в нас благие надежды. Если образ был освобождением от столь великого рабства, то тем более Истина освободит вселенную и предаст Себя для спасения нашего естества. Вот почему Христос не прежде установил таинство, но когда надлежало уже упраздниться предписанному законом. Он упраздняет самый главный праздник иудеев, призывая их к другой, страшной вечери, и говорит: приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за многия ломимое (1 Кор. XI, 24). Каким образом ученики, услышав это, не смутились? Оттого, что Христос и прежде много важного говорил им об этом таинстве. Поэтому теперь он и не дает более наставлений относительно этого, так как они довольно уже слышали, а показывает только причину страдания, то есть, отпущение грехов. И называет кровью нового завета, то есть, обетования, возвещения нового закона. Это обещано было издревле, и составляет новый завет. И как ветхий завет имел овнов и тельцов, так и новый имеет кровь Господню. Этим самым Христос показывает и то, что Он претерпит смерть; потому упоминает и о завете, и вспоминает вместе о первом, так как и этот завет обновлен был кровью. Далее, опять говорит о причине Своей смерти: яже за многия изливаема во оставление грехов, и прибавляет: сие творите в Мое воспоминание. Видишь ли, как Христос отклоняет и отвращает от иудейских обычаев? Как пасху вы совершали, говорит Он, в воспоминание чудес, бывших в Египте, так и это таинство совершайте в Мое воспоминание. Кровь ветхого завета была изливаема во спасение первородных, а эта кровь изливается во оставление грехов всего мира: сия есть кровь Моя, говорит Он, изливаема во оставление грехов. Это сказал он также и для того, чтобы показать, что страдание и крест суть таинство, и этим опять утешить учеников. И как Моисей сказал: это да будет памятно для вас вечно (Исх. III, 15), так и Христос говорит: в Мое воспоминание, до того времени, как Я приду. Потому говорит еще: желанием возжелех пасху сию ясти (Лук. XXII, 15), то есть, предать вам новые установления, и даровать пасху, чтобы чрез нее сделать вас духовными. И сам пил из чаши, для того, чтобы ученики, услыша это, не сказали: что такое, мы пьем кровь и едим плоть? - и от того не смутились. (Ведь когда Христос говорил об этом, то и самыми словами многие соблазнялись). Итак, чтобы ученики и тогда не смутились, Он сам первый совершил это, побуждая их приступить к приобщению тайн без смущения. С этою-то целью Он и пил сам собственную кровь. Что же? Не должно ли, скажешь ты, совершать и древнее, и новое таинство? Ни в каком случае. Христос для того и сказал: сие творите, чтобы отклонить от древнего. Если новое таинство дарует оставление грехов, - а оно действительно дарует, - то древнее уже излишне. Поэтому как было у иудеев, так и здесь с таинством Христос соединил воспоминание благодеяния, и этим заграждает уста еретиков. Когда они говорят: откуда известно, что Христос принес Себя в жертву? - то мы, кроме других свидетельств, заграждаем уста их и самыми таинствами. Если Иисус не умер, то символом чего же служат таинства?
2. Видишь ли, как много Христос заботился о том, чтобы мы всегда вспоминали, что Он умер за нас? Так как имели явиться последователи Маркиона, Валентина и Манеса, отвергающие это строительство спасения, то Он непрестанно напоминает о страдании и чрез самые таинства, чтобы никто не был обольщен, и таким образом этою священною трапезою и спасает и, вместе, наставляет, потому что это таинство есть основание благ. Вот почему и Павел часто упоминает об этом. Затем, после установления таинства, Христос говорит: не имам пити от сего плода лознаго, до дне того, егда е пию с вами ново во царствии Отца Моего (ст. 29). Так как Он беседовал с учениками о страдании и кресте, то опять говорит и о воскресении, упоминает о царстве, называя таким образом Свое воскресение. Но для чего Он пил по воскресении? Для того, чтобы люди грубые не сочли воскресение призрачным: многие ведь поставляли это признаком воскресения. Поэтому-то апостолы для уверения в воскресении говорили: иже с Ним ядохом и пихом (Деян. X, 41). Итак, желая показать ученикам, что они ясно увидят Его по воскресении, что Он опять будет с ними и что они сами будут свидетелями события и посредством видения, и посредством дел, Он говорит: егда е пию ново с вами, при вашем свидетельстве; вы увидите Меня после того, как Я воскресну. А что значит: ново? Новым, то есть, необыкновенным образом, не в теле подверженном страданию, но уже бессмертном, нетленном и неимеющем нужды в пище. Итак, по воскресении Христос ел и пил не в силу необходимости, - тогда тело Его уже не нуждалось в этом, - а для удостоверения в воскресении. Но для чего по воскресении Он пил не воду, а вино? Для того, чтобы совершенно исторгнуть другую злую ересь. Так как некоторые в тайнах употребляют воду, то чтобы показать, что и при установлении таинства употреблял вино, и по воскресении, когда без таинства предлагал обыкновенную трапезу, также употреблял вино, говорит: от плода лознаго. Виноградная же лоза производит вино, а не воду. И воспевше изыдоша в гору Елеонскую (ст. 30). Да слышат все те, которые, подобно свиньям, принимая пищу без молитвы, попирают чувственную трапезу и встают от нее опьянелыми, тогда как должно оканчивать ее с благодарностью и пением. Слушайте и вы, которые не дожидаетесь окончательной молитвы при совершении тайн: эта молитва есть образ Христовой молитвы. Христос возблагодарил прежде, нежели предложил трапезу ученикам, чтобы и мы благодарили. Возблагодарил и воспел и после трапезы, чтобы и мы делали то же самое. Но для чего Он пошел на гору? Для того, чтобы явить Себя тем, которые хотели взять Его, чтобы не подумали, что Он скрывается; поэтому спешил идти на место, известное и Иуде. Тогда глагола им: вси вы соблазнитеся о Мне. Потом приводит пророчество: писано бо есть: поражу пастыря, и разыдутся овцы (ст. 30), - чтобы с одной стороны убедить учеников всегда внимать Писанию, а с другой - показать, что Он распинается по воле Божией, и чтобы из всего видно было, что Он не противник ветхому завету и Богу, в нем возвещаемому, что совершающееся есть дело смотрения Божия, и что все настоящие события издревле предвозвестили пророки, чтобы ученики несомненно надеялись на лучшее. Вместе с этим дает знать, каковы были ученики пред крестною смертью, и каковы после крестной смерти. Те, которые во время распятия Его не могли даже устоять, после смерти Его сделались сильны и крепче адаманта. А это самое, то есть, бегство и страх учеников, служит доказательством смерти Спасителя. В самом деле, если после столь великих событий и свидетельств некоторые бесстыдно говорят, будто Христос не распят, то в какое бы нечестие они не впали, если бы ничего такого не случилось? Поэтому не только Своими страданиями, но и состоянием учеников, а также и тайнами Христос подтверждает истину смерти Своей, посрамляя всем этим зараженных ересью Маркиона. Поэтому же и верховному апостолу попускает отречься. В самом деле, если Он не был связан и распят, то отчего объял такой страх и этого апостола, и прочих? Впрочем, Христос не попустил им оставаться в печали, но что говорит? По воскресении же Моем варяю вы в Галилеи (ст. 32). Он не является с неба тотчас же и не удаляется в какую-либо дальнюю страну, но остается среди того самого народа, среди которого был распят, и почти в тех самых местах, - чтобы и этим уверить учеников, что Он сам и распят был, и воскрес, - и тем более утешить их в печали. Потому и сказал: в Галилеи, чтобы, освободившись от страха иудеев, они поверили Его словам. Потому же Он и явился там. Отвещав же Петр, рече: ащго милости. Имей
определенные духовным отцом твоим псалмы, которые более
сокрушительны, возбуждают слезы покаяния и под силу тебе.
Псалмы, коленопреклонения и время стояния должны быть у тебя
определены, по мере силы твоей, чтобы совесть не обличала тебя и
не говорила, что у тебя есть сила и еще постоять и
пославословить Бога. Имей также и другие определенные молитвы,
содержащие благодарение и славословие Богу, которые и
прочитывай, такие-то утром, а такие-то вечером. Кончив молитву,
опять почитай немного, потом сядь за рукоделие и просиди до
третьего часа ночи (нашего - девятого). После сего встань и,
прочитав "Нескверная", ложись на рогожу свою, запечатлев
крестным знамением все тело свое. Проспав до полуночи, вставай и
делай далее, как я определил тебе выше.
Ко всему сему приложи исповедание помыслов
своих духовному отцу своему, если можно, каждый час; если же это
невозможно, не пропускай, по крайней мере, ни одного дня без
исповедания их. Тотчас после утрени испытай себя добре и открой
своему отцу духовному, что с тобою случилось, имея к нему
твердую веру и нисколько не умаляя ее, хотя бы весь мир осуждал
его и поносил; хотя и тебе самому будет что-либо в нем казаться
укорным, не поддавайся соблазну, слыша, что говорит Христос
Господь: не судите, и не судят вам (Лк.6:37).
Если будешь так подвизаться каждый день, то
будь уверен, что Бог не умедлит посетить те6я свыше, но пошлет
тебе помощь от святого жилища Своего и к тебе приидет благодать
Всесвятого Духа. Так мало-помалу преуспевая, будешь ты расти
возрастанием духовным, пока придешь в мужа совершенна, в меру
возраста исполнения Христова, просвещаем будучи от Духа Святого
светом разума и сам светя, как солнце, светом тем, которые живут
вместе с тобою, и прославляя словом и делом Бога, давшего тебе
благодать Святого и Животворящего Духа Своего. Ему подобает
всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.