|
1. О духовном делании.
2. Каково было это делание у древних святых?
3. Как можно и нам преуспевать в нем?
Поелику иные люди высокое имеют о себе мнение
(которого куда бы лучше было им не иметь) и почитают себя
подобными древним святым и богоносным отцам нашим по ведению,
делам и совершенству, будто стяжавшие такую же благодать Святого
Духа, какой сподобились и те, - между тем как выставляют себя
такими только на словах, без дел, прельщены будучи духом
самомнения и тщеславия, то я счел благословным сказать в
простоте несколько слов об этом, по заповеди Божией, которая
гласит: и ты, обращен, утверди братию твою (Лк.22:32), и
по любви, какую Христос повелел нам иметь к ближним своим.
Хочешь, брате, слышать, что делали святые и богоносные отцы
наши, сидя в келлиях своих? Читай жития их и изучи прежде сам ты
их телесное делание, а потом и я открою тебе, какое духовное
проходили они делание. Ибо писавшие жития их описывали более
телесные (видимые) их дела, как-то: ничегонеимение, пост,
воздержание, терпение и прочее, чтоб не пересказывать все и не
удлинить тем слова; духовное же их делание они лишь несколько
давали видеть посредством телесных дел их, как в зеркале; так
что познать и уразуметь, каких сподобились они дарований
духовных, могут только те, которые, подобно им, подъемлют труды
и подвиги, и такими делами являя веру, подобную их вере, чают
сделаться причастниками и дарований их. Те же, которые не
подражают подвигам их, ничего не уразумеют о духовных их делах.
Впрочем, поелику мы в такое пришли неразумие, что почитаем себя
имеющими такую же благодать Духа, какую имели древние, не делая,
однако ж, дел, которые они делали, то исследуем этот предмет, и,
удостоверясь в том, как все бывает из духовных дел отцов,
восподвизаемся подражать им, хотя и не можем надеяться
достигнуть в меру их.
2. Итак, что делал Антоний Великий, когда
уединенно жил в гробнице, и притом тогда, как не знал еще в
совершенстве духовного делания? Не заключился ли он в гробнице
так, как мертвый? Имел ли с собою хоть что-либо из вещей мира и
заботился ли сам о себе хоть сколько-нибудь? Не умер ли он весь
и всецело для мира и не искал ли единого Бога, могущего даровать
ему жизнь и воскресение? Не довольствовался ли он одним хлебом и
водою? Не выносил ли он мужественно всякое зло от демонов, хотя
они так сильно нападали на него, что однажды он остался
полумертвым от побоев их? Когда же принесли его по сему случаю в
церковь, как мертвого и пошевелиться не могшего, то он, пришедши
в себя, не возвратился ли назад и не выступил ли опять
небоязненно против врагов своих один? - Простое будто это
действие, а между тем сколь оно было важно! Ибо если б он не
возвратился к врагам своим, а остался в мире, и если б он,
решась таким образом терпеть до конца, не предал себя
произвольно на смерть со всею готовностию, то не удостоился бы
увидеть превожделенное лице Христа Господа и услышать сладчайший
глас Его. Но как он взыскал вседушно, толкал всеусердно,
претерпел до конца, то и получил достойную терпения своего
награду. Ибо, как я сказал, он умер произволением для всего,
любве ради Христовы, и сидел на уединении, как мертвый, пока не
пришел Христос, животворящий мертвых, не извел его из ада, то
есть из душевной тмы, и не ввел в чудный свет лица своего,
который узрев, Антоний освободился от всякой скорбности и,
преисполнясь радости, воззвал: Господи! Где же был Ты доселе?!
Словами: где был Ты, Господи? - он показал, что не знал, где был
Господь; тем же, что сказал: доселе - показал он, что теперь
увидел, восчувствовал и познал присутствие Христа Господа. Итак,
если мы не хотим отрещися мира таким же образом и не произволяем
терпеть, подобно святому Антонию, то как возможно нам
удостоиться увидеть Бога благодатию Духа Святого и
преисполниться радости духовной, подобно ему? Нет, никак это
невозможно.
Вот и Арсений Великий, тотчас как
возненавидел мир, что сделал? Не оставил ли царских палат, и
царей, и слуг, и всего богатства своего, и не пошел ли в
монастырь один, как какой-либо бедный и нищий, всячески
стараясь, чтоб не узнали, чем он был, во избежание славы и
хвалений человеческих и в стяжание славы пред Богом? - Что же?
Удовольствовался ли он этим одним? Нет; но что сделал? Не
потерпел, чтоб его ставили наравне с бедными оными подвижниками,
как нищего и презренного, но смотрел на себя, как на пса. Ибо
когда игумен для испытания его бросил ему кусок хлеба и хлеб
упал наземь, то благословенный сей и сам бросился наземь и пошел
к хлебу, подобно четвероногому, на руках и ногах, но и дошедши
до него, не руками взял его, а зубами, как делают псы, и съел.
Потом, когда сидел в келлии, не только терпеливо трудился над
рукоделием, к которому совсем не имел привычки, но и так вел
дело, что на нужды свои истрачивал гораздо менее, нежели сколько
получал от рукоделья, и пил воду, уже попортившуюся. К тому же,
и когда работал рукоделье, и когда молился, всегда плакал и
обливался слезами, на молитве простаивал с вечера до рассвета, и
до конца жизни терпел бедность и нищету. Для чего? Для того,
чтобы увидеть и испытать и самому то же, что сподобился увидеть
и испытать Великий Антоний. Но как же, спросишь, о нем не
написано, что он видел Христа? Уж в самом деле, может быть, он
не подъял таких подвигов, какие подъял святой Антоний; или хоть
подъял такие подвиги, однако ж Бога увидеть не сподобился? Нет,
не так. И он сподобился увидеть Бога так же, как и Великий
Антоний, но тот, кто писал его житие, не сказал этого явно. Если
желаешь в этом удостовериться, прочитай главы, написанные
Арсением Великим, - и узнаешь из них, что и он видел Бога.
3. Итак, кто подражает святым делами своими и
подвигами, тот наверное сподобится получить и равную благодать.
И сие также верно, как верно то, что никто из святых отцов, ни
прежде приятия благодати Святого Духа, ни по приятии оной, не
мог выйти из омрачения душевного и увидеть свет Святого Духа без
трудов, подвигов и потов, без самопринуждения, самоутеснения и
прискорбности. Ибо нудно есть царствие небесное и нуждницы
(усиленные искатели. - Ред.) восхищают его, - так как
многими скорбми подобает внити в него (Мф.11:12; Деян.14:22).
Царствие сие есть благодать Святого Духа, как показывает
сказанное Господом слово: царствие Божие внутрь вас есть
(Лк.17:21), чтоб мы восподвизались приять и иметь в себе Духа
Святого. Итак, которые чуждаются всегдашнего самопринуждения,
самоозлобления и самостеснения, произвольной нищеты и
самоохотных лишений, такие пусть не говорят, что имеют в себе
Духа Святого. Ибо без трудов, потов и болезненных подвигов в
добродетелях никому не дается сей небесный дар. Почему истину
выражает общее присловие, которое гласит: покажи дела и ищи
наград.
Я знаю человека, который, почитавши
Божественных Писаний в правоте помышлений и простоте души и
бденно помолившись несколько дней и ночей без особых каких-либо
трудов и подвигов, такого сильного сподобился просвещения от
благодати Святого Духа, что ему показалось, будто он находится
вне тела, вне дома, вне сего мира. Была ночь, когда он увидел
этот свет, - и вдруг стало светло, как в полный день. Но как он
получил такое богатство без труда, то скоро стал и небречь о
нем, впал в нерадение и лишился всего оного богатства, и до
такой степени, что совсем даже из памяти у него выпало, что
некогда видел таковую славу.
Как же после сего те, которые никогда не
сподоблялись получить или видеть такую славу, говорят, что имеют
ее в себе? Недоумеваю. Но о ослепление и омрачение таковых! О
нечувствие и суетное их самомнение! Откуда это они узнали? И от
каких писаний слышали? Поистине осуетились они помышлениями
своими и омрачилось неразумное их сердце, и они все еще
пребывают в Египте, то есть во мраке страстей и похотей своих.
Ибо те, которые возжелали увидеть землю обетования, которую
видеть сподобляются кроткие, смиренные и нищие (духом), с
удовольствием подъемлют всякую тесноту, скорбь, скудость,
нищету, и всеусильно воздерживаются от всякой телесной сласти,
покоя и чести, отдаляются от всякого человека, и малого, и
великого, и бегают их без ненависти, чтоб сподобиться внити в
землю обетования, прежде чем пресечется течение настоящей жизни,
то есть прежде чем умрут. Таковые много смиряются, и, почитая
себя истинно злонравными, многогрешными, врагами Бога и
преступниками заповедей Его, проводят жизнь в скорбении,
печаловании и покаянии, и всячески стараются узнать, что бы еще
следовало им сделать, чтоб примириться и содружиться со Христом
Господом. За это и Господь дарует им наконец не только познать,
что надлежит им делать, чтобы примириться с Ним, но дает им силу
и терпение и делом совершить все, потребное для того, чтоб
увидеть и стяжать над всем и во всем сущего Бога, и после того
жить уже как на небе и там иметь свое обиталище, хотя находятся
в горах, в пещерах, в келлиях, в городах, и таким образом
служить Ему с удовольствием и отрадностию, с радостию и веселием
неизглаголанными.
Таково делание святых! Таково действование
тех, в коих действует Дух Божий! Таким и в наши дни был святой и
блаженный Симеон Благоговейник, который, как солнце, сиял в
славном монастыре Студийском. Он сначала жил в мире, среди дел
мирских, среди друзей и родных, забот, попечений и утешений
мирских, но потом так от всего этого отрешился, что совсем и не
вспоминал о том никогда. Он, живя среди множества монахов, такое
блаженное сказал слово: долг имеет монах быть в монастыре, - как
существующий, и несуществующий, и неявляемый, наипаче же
незнаемый. Изъясняя сие слово, он говорил: "как существующий и
несуществующий, - как бы он существовал по телу, а не
существовал по духу, и неявен был в сем отношении другим,
исключая тех, кои соделались чистыми, благодатию Всесвятого
Духа, - и знаем не был, то есть ни с кем ничего не имел (не имел
особой знаемости и дружбы)". О блаженные словеса, коими
проповедуется вышечеловеческое, ангельское его житие! О словеса
досточудные, в коих он сам исповедал, что благодатию Святого
Духа стяжал жительство на небесах, и при этом открыл, что был
едино с Богом, именно словами, чтоб ни с кем ничего не имел
монах: чего никто не может истинно проявить на деле, чего и
сказать даже никто не может, если не соединился всецело с Богом.
Если же и скажет кто, то обольщает себя. Кто не соединен с Богом
и говорит, что не грешит, тот слеп, совсем невидущ и
бесчувствен. Кто же имеет в себе Бога, тот не может
согрешати, яко семя Его в нем пребывает, как говорит Иоанн
Богослов (1Ин.3:9). Что благоговейный Симеон имел себе всего
Бога, об этом он, и когда жив был, говорил, и по смерти
велегласно свидетельствует в писаниях своих, говоря: "стяжи Бога
другом себе, и не будешь иметь нужды в человеческой помощи", и в
другом месте опять: "стяжи Бога, и не будешь иметь нужды в
книгах". Это последнее он и делом показал, ибо целую книгу
составил своими трудами, или, лучше скажу, благодатию Святого
Духа, обитавшею в нем, несмотря на то, что не проходил наук. Все
сие вместе с святым Симеоном, духовным отцом моим, и я
подтверждаю своим свидетельством и исповедую. Блаженный и
преподобный отец сей столь много подвизался, что превзошел в
этом даже древних святых, и так много терпел искушений и
скорбей, что уподобился многим великим и славным мученикам. За
то прославлен Богом и сделался бесстрастным и святым и
удостоился приять в себя благодать Святого Духа. Потом, как
систерна дает из себя жаждущему воду, которая натекает в нее от
дождей из небесных облаков, так и отец наш преподобный приял от
полноты Владыки нашего Христа и источал из себя воду живую от
благодати Святого Духа. И опять, - как иной досыта напивается
водою, которая источается из систерны и изливается из ней вне,
так и ученик его приял благодать Святого Духа, которая всегда
источалась и изливалась от сего святого отца нашего духовного,
напоился ею, и умыл лицо свое, руки и ноги, потом омылся весь и
по душе, и по телу этою бессмертною водою. О таинство страшное и
преславное!
И не позволяйте себе, братия мои, не веровать
этому, потому что такое слово не собственно мое есть, и то, что
я сказал, случилось не с одними нами (то есть им и духовным
отцом его). Но послушай Евангелиста Иоанна, что говорит он о
воде сей, или, лучше сказать, о сем Сыне, живом Слове Бога, от
Которого обогатился словом и Иоанн. Всяк пияй от воды сея,
говорит Господь, вжаждется паки; а иже пиет от воды, юже Аз
дам ему, не вжаждется во веки; но вода, юже Аз дам ему, будет в
нем источник воды, текущия в живот вечный (Ин.4:13-14).
Изъясняя, что значит сия вода живая, Иоанн говорит в другом
месте: сие же рече (Господь) о Дусе, егоже хотяху
приимати верующии во имя Его (Ин.7:39). И Апостол Павел
говорит: мы же не духа мира сего прияхом, но Духа иже от
Бога, да вемы, яже от Бога дарованная нам, яже и глаголем
(1Кор.2:12). Этою-то водою отмывается и выводится из души всякое
зло, всякая сквернота, и без нее, сколько ни трудись и ни
подвизайся, не получишь никакой пользы. Посему и мы, не могши
никоим образом скрыть талант, то есть дар Владыки нашего Христа,
и не возвещать о благодати Божией, данной старцу Симеону,
исповедуем с дерзновением милость Божию, явленную нам чрез сего
преподобного отца нашего, который и нас насытил ненасытно от
воды, полученной им от Бога, во славу Святого имени Его. И се,
по силе нашей, мы, последнейшие и непотребные, славили и славим
Бога, прославившего преподобного отца нашего Симеона
Благоговейного, а чрез сие и его (старца). Не думай же никто,
будто я лгу и говорю на пагубу душе своей, хваля духовного отца
моего, ибо я знаю, что Бог погубит всех глаголющих лжу
(Пс.5:7). Тому и другому (и хвалить, и не лгать) учит меня
божественный Павел, говоря: благословен Бог и Отец Господа
нашего Иисуса Христа, - сый благословен; - истину глаголю, не
лгу... Вем человека прежде четыренадесятих лет, - и прочее.
(Еф.1:3; Рим.9:1; 2Кор.12:2 и далее). И опять: мы же не духа
мира сего прияхом, но Духа, иже от Бога, да вемы яже от Бога
дарованная нам, яже и глаголем (1Кор.2:12). - К тому же что
пользы мне или духовному отцу моему от похвал? Всеконечно нет
нам пользы никакой совершенно. Но как, говоря о древних святых,
им самим никакой совершенно не доставил я пользы, слушателей же
подвиг к подражанию им, так в том же смысле говорил я, и не
перестану говорить, и о преподобном Симеоне, а когда бывает
потребно и нужно, прибавлю не хотя и об ученике его. Неверие
тех, которые во вред слушающим говорят, будто в нынешние времена
невозможно, чтоб кто-либо стал таким, каковы были древние отцы,
чтоб достигнул кто меры добродетелей, какие проявили они, и чтоб
сподобился даров, какие они получили, - это неверие заставляет
меня говорить то, чего я, без сего, никогда не сказал бы, и
представлять всем в настоящем свете человеколюбие Божие, всем
обличить нерадение и леность говорящих такие речи.
Блаженный Симеон так много трудился и
подвизался, что превзошел своими трудами и подвигами даже многих
древних святых, и такие претерпел искушения и скорби, что
является подобным многим именитым и великим мученикам. За это
прославлен он Богом, стал бесстрастен и свят, и сподобился
приять в себя всю, так сказать, благодать Святого Духа. Потом,
как отец дает наследие сыну своему даром, так и мой духовный
отец дал ученику своему благодать Святого Духа, без собственного
его труда и подвига, а даром. И кто из нас может, не говорю,
делать дела, какие он делал, даже хорошо понять то, что он
сказал? - Вот что прежде всего другого, как наставление, написал
святой нам: "брате! совершенным удалением от мира называется
совершенное умерщвление и отсечение своей воли". О блаженный
глас, или, лучше сказать, о блаженная душа, сподобившаяся
сделаться такою и отрешиться от всего мира! К таковым говорит
Владыка Христос: от мира несте, но Аз избрах вы от мира сего
(Ин.15:19). Приидите ко Мне... и Аз упокою вы (Мф.11:28).
Тем же, которые иным шествуют образом и творят волю свою хотя
мало некако, или в некоторых только по видимому добрых делах,
невозможно увидеть ту жизнь, какую видят совсем удалившиеся от
мира и совершенно умершие воле своей.
Итак, брате мой, если и ты не хочешь
смиряться и слушаться во всем, не хочешь охотно переносить
скорби, бесчестия, унижения и поношения, не хочешь быть как
какой несмысленный, незнаемый, нищий и заброшенный, не хочешь
также быть презираемым от всякого человека и почитаемым за
какого-либо помешанного, то скажи мне, каким же другим образом
возможно тебе сделаться чуждым собственной своей воли? Если Бог
заповедал нам всем терпеть все такое, как бывающее с нами для
испытания, или, лучше сказать, для очищения душ наших, мы же не
хотим того терпеть, но живет в нас земное мудрование плоти,
заставляющее нас не желать никакого лишения и злострадания, то
как можно нам быть мертвым к миру и к вещам мирским? Нет, это
невозможно. Если же не умертвимся мы миру и всему мирскому, то
как можем пожить сокровенною во Христе жизнию? Как можем узреть
Бога обитающим в нас, как свет, - как сказал и святой Симеон?
Нет, братия мои, невозможно нам получить такой дар, - и пусть не
прельщает нас никто.
Если ты, почитая блаженного Симеона буиим,
стыдишься подражать делам его, то подражай Христу и страдай
охотно для собственного своего спасения, как Он страдал для
тебя. И Его, как слышишь, называли бесноватым, льстецом, ядцею и
пийцею, говоря Ему: беса имаши (Ин.8:48), и опять: сей
человек ядца и пийца, друг мытарем и грешником (Лк.7:34). То
же самое слышал и преподобный отец наш Симеон, за меня, или за
всех нас. Слышишь опять, как Господь наш взят был и связан,
будто убийца и злодей, и представлен Пилату, как какой-нибудь
нищий и ничтожный человек, как заушен был рабом и брошен в
темницу, как влачим был воинами и как предан от Пилата
еврейскому народу с словами: возьмите его вы и распните. Помысли
же, как был среди их Христос, сый превыше всех небес и содержай
вся рукою своею? Как был толкаем то с одной, то с другой
стороны? Как был ударяем и заушаем, и влеком в судилище Тот,
Кого не смеет взирать всякая тварь, даже самые Серафимы? Как
обнажаем был, привязываем к колонне и принимал сорок ударов, - в
показание, что Он осужден на смерть? Потом помысли, как Он одет
был в насмешку хламидою червленою, как ударяем во главу и
вопрошаем воинами: кто есть ударей тя? Как увенчан венцом
терновым и принимал насмешливое поклонение, как поругаем и
оплевываем и слышал издевательные слова: се царь иудейский? Как
опять был одет в собственные свои одежды, как связан и влеком на
смерть, как, неся крест свой, шел на место казни, как смотрел на
водружение креста в землю, оставлен будучи один друзьями и
учениками своими? После сего опять подумай, как Он был обнажаем
и возносим на крест, как пригвождаем воинами по рукам и ногам,
как напаяем желчию, как поносим разбойником, как поругаем толпою
и слышал: разоряяй церковь и треми денми созидаяй ю, спасися
сам и сниди со креста, и еще: аще Сын есть Божий, да
снидет ныне со креста и веруем в Него (Мф.27:40;
Мк.15:30,32). Наконец подумай, как после того, как претерпел все
сие, благодарил Он Отца Своего и молился Ему за тех самых,
которые предали Его на такие страдания и смерть, и как предал
душу Свою в руки Отца Своего. Не довольно ли для тебя всего
сего, брате мой, к подражанию? Стыдишься переносить сие и
подобное сему? - Но какими же другими делами или каким другим
образом можешь ты прославиться вместе с Ним? Слушай, что Сам Он
говорит: иже аще постыдится Мене и словес Моих, сего и Аз
постыждуся пред Отцем Моим, Иже есть на небесех (Лк.9:26;
Мф.10:33). И святой Павел говорит: аще с Ним терпим, с Ним и
прославимся (Рим.8:17; 2Тим.2:12). Почему, если стыдимся
подражать страстям Христовым, которые претерпел Он нашего ради
спасения, и страдать, как страдал Он, - явно, что невозможно нам
быть сопричастниками и сонаследниками славы Его. Ибо в таком
случае мы верны только словами, а не и делами; когда же нет дел,
вера наша мертва. Но если вера без добрых дел мертва, то явно,
что когда вера с худыми делами, тогда она не называется и не
есть более вера. Мертвое тело, если оно умерло недавно,
называется мертвым, но если оно долго пролежит так, то не
называется уже телом мертвым, а трупом тлеющим, разлагающимся,
попортившимся. Так и здесь: поелику два есть рода дел - одни
угодные Богу, а другие ненавистные, то, если вера, как говорит
Апостол Иаков, без угодных Богу дел мертва есть, - очевидно, что
той вере, которая не только есть без угодных Богу дел, но имеет
еще и дела, ненавистные Богу, нельзя уже называться мертвою, а
надлежит ей называться попортившеюся и затлевшею, или, истиннее
сказать, безверием и нечестием. Кажется, что Исаия Пророк таких
разумеет, когда говорит, что нечестивые не узрят славы
Господни.
Потому и я говорю, и не перестану говорить,
что те, которые не восподражают страстям Христовым чрез покаяние
и послушание и которые не сделаются причастниками смерти Его,
как частно показали мы выше, - такие не удостоятся быть
причастными и духовного о Нем воскресения, не сподобятся приять
Духа Святого, чрез Которого бывает духовное воскресение всякого.
Я говорю не о воскресении тел, имеющем быть в конце мира (тогда
вострубит Ангел - и мертвые тела восстанут), но говорю о
духовном возрождении и воскресении мертвых душ, которое
каждодневно бывает духовно, и которое дает, благодатию Духа
Святого, Тот, Кто некогда умер и воскрес для всех, и паки
воскресает во всех тех, кои достойно и как подобает
жительствуют, и с Собою совоскрешает души, умершие с Ним
произволением и верою, и, еще от сей начиная жизни, дарует им
чрез Духа Святого царство небесное, которое улучить буди и всем
нам, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает
всякая слава во веки веков. Аминь.
|
|